РП по предмету «Изобразительное искусство» для 1 класса
Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы Б.М. Неменского и тд. «Изобразительное искусство.
1-4 классы
Подходит для школьной программы Школа России и для ее использования в общеобразовательных учрежденияхПояснительная записка 1 класс
izo_poyasnitelnaya (3).doc
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для первого класса составлена на
основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и
авторской программы Б.М. Неменского «Изобразительное искусство. 14 классы» (учебно
методический комплект «Школа России»).
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе
формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е.
культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности, как высшие ценности
человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения,
формирования нравственноэстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и
искусстве, т.е. зоркости души ребенка.
В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного об
разовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовнонравственного
развития и воспитания личности гражданина России.
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя
на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств:
изобразительных живопись, графика, скульптура; конструктивных архитектура, дизайн; различных
видов декоративноприкладного искусства, народного искусства традиционного крестьянского и
народных промыслов; а также постижение роли художника в синтетических (экранных) искусствах
искусстве книги, театра, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами,
а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные
эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом,
урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественноэмоциональной
культуры.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика,
диалогичность, четкость поставленных задач и вариативность их решения, освоение традиций
художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Основные виды учебной деятельности практическая художественнотворческая деятельность
ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.
Практическая художественнотворческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и
деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя,
осваивая опыт
художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные
материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды
бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т.д.), а также
художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).
Одна из задач постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными
возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению
искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, чувств, а также
овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и
собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного
мышления детей.
Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций.
Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в
Интернете.
Развитие художественнообразного мышления учащихся строится на единстве двух его основ:
развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии,
т.е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая
свое отношение к реальности.
Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих
собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми
1 материала курса. Конечная цель духовное развитие личности, т.е. формирование у ребенка
способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на
основе освоения опыта художественной культуры.
Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей
задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы.
Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия, помогающие детям на уроке
воспринимать и создавать заданный образ.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков инди
видуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально
коллективная работа, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки.
Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи,
понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий
положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах.
Чаще всего такая работа это подведение итога какойто большой темы и возможность более
полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и
целостную картину.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы
выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);
декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений
искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной
работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к
изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных,
классических, современных).
Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к
художественной культуре. Средства художественной выразительности форма, пропорции,
пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция
осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с
музыкой, литературой, историей, трудом.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как
духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску
истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися
произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративноприкладного
искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение
имеет познание художественной культуры своего народа.
Приоритетная цель художественного образования в школе духовнонравственное развитие
ребенка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности,
о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и
патриотизма. Прежде всего, ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомится с
искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой
культуры». Россия часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает
многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты.
Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связь искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни
общества, значение искусства в развитии каждого ребенка главный смысловой стержень курса.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе
взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта
детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического
переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного
материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить
источником развития образного мышления.
Одна из главных задач курса развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека,
2 способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом
развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через
чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта.
Только тогда знания и умения становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и
эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное
отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами.
Эмоциональноценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только
через собственное переживание проживание художественного образа в форме художественных
действий. Для этого необходимо освоение художественнообразного языка, средств художественной
выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению основа эстетической
отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено
ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение
художественного опыта поколений и эмоциональноценностных критериев жизни.
Учебная программа «Изобразительное искусство» для первого класса рассчитана на 33 часа (из расчета
1 час в неделю).
УЧЕБНОТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Содержание программного материала
Количество
Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения
Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения
Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу
Выставка детских работ
ИТОГО
часов
8ч
8ч
11 ч
5ч
1 ч
33 часа
№
1
2
3
4
5
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НОРМАТИВНОПРАВОВЫХ ДОКУМЕНТОВ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИХ
ВОПРОСЫ РАЗРАБОТКИ И ЭКСПЕРТИЗЫ РАБОЧИХ ПРОГРАММ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ,
КУРСОВ, ДИСЦИПЛИН.
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с
изменениями и дополнениями).
2. Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении и введении в действие
федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с
изменениями от 29.12.2014 г. № 1644; от 31.12.2015 № 1578).
3.Письмо Минобрнауки России от 28 октября 2015 г. № 081786 «О рабочих программах учебных
предметов».
4. Письмо Минобрнауки России от 4 марта 2010 г. №03413 «О методических рекомендациях по
реализации элективных курсов».
5.Письмо Минобрнауки России от 7 июля 2005 г. № 031263 «О примерных программах по учебным
предметам Федерального базисного учебного плана».
6.Письмо Минобразования России от 13 ноября 2003 г. № 1451277/13 "Элективные курсы в
профильном обучении"
7. Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки
России от 7 августа 2015 г. № 081228 «О направлении рекомендаций»
3
Изобразительное искусство 1 класс
Изобразительное искусство 1 класс
Изобразительное искусство 1 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.