Изобразительное искусство барокко
Оценка 4.9

Изобразительное искусство барокко

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
МХК
11 кл
14.05.2018
Изобразительное искусство барокко
«Характерно, что живописность мыслится как идеал пластики. Не живопись стремится быть скульптурной, как в искусстве Возрождения, а скульптура хочет быть живописной... Немудрено писать красками воздушные облака или пушистый мех и легкое кружево, а вот превратить мрамор в облака и мех — это триумф художника, для которого нет ничего невозможного».
4 урок изо барокко.doc
Урок 4 Изобразительное искусство барокко План 1. 2. 3. Основные черты изобразительного искусства барокко Лоренцо Бернини – скульптор барокко Питер Пауль Рубенс – «Король живописи» Определяя   главные   особенности   изобразительного   искусства   барокко   и скульптурного  творчества  Лоренцо Бернини, исследователь  Н. А. Дмитриева отмечала: «Характерно, что живописность мыслится как идеал пластики.  Не живопись стремится   быть   скульптурной,   как   в   искусстве  Возрождения,  а  скульптура хочет быть живописной... Немудрено писать красками воздушные облака или пушистый мех и легкое кружево, а вот превратить мрамор в облака и  мех — это триумф художника, для которого нет ничего невозможного». Действительно, Лоренцо Бернини умел подчинять  своей творческой фантазии твердый камень, превращая его в послушный и податливый материал. Он го­ ворил: «...Я  победил   трудность,   сделав   мрамор   гибким,  как   воск,   и   этим   смог   в известной степени объединить скульптуру с живописью...* Он мог вручную шлифовать  камень по пять—семь  часов   в  день «без  единой передышки». Виртуозно обрабатывая белый или цветной мрамор и бронзу, он добивался  удивительных световых  эффектов, имитировал   блеск   и   мягкость кожи, фактуру ткани. Но главной заслугой Бернини­скульптора было мастер­ ское   воспроизведение   тончайших   движений   человеческой   души,   в   этом искусстве   ему   не   было   равных.  В   интерьерах   соборов   и   капелл,   оформляя ансамбли  площадей,   он   создавал   непревзойденные   по   красоте  и   изяществу композиции. Подлинным   шедевром   скульптурного   творчества   Бернини   стала  алтарная композиция  «Экстаз   Святой   Терезы»  для   римского   собора   Санта   Мария делла Витториа. Композиция раскрывает один из эпизодов записок испанской монахини Терезы, жившей в XVI в. и позднее причисленной церковью к лику святых. В своих записках она рассказала,  как однажды к ней во сне явился ангел и пронзил ей сердце золотой стрелой: «В руке ангела я увидела длинную золотую стрелу с огненным острием; мне показалось, что он вонзил ее несколько раз в мое сердце... Боль была так силь­ на, что я не могла удержаться от крика, но в то же время испытала такую беско­ нечную сладость, что... пусть бы эта боль длилась вечно». Перед   Бернини   стояла   непростая   задача  изобразить   сверхъестественное явление,  поэтому   скульптурная   группа   была   задумана   как   видение   во   сне. Автору   удалось   виртуозно   передать   в   мраморе   высшее   напряжение   чувств героини.   Мастер   скрывает   от  зрителя   точки   опоры   фигур,   ему   удается представить их парящими в облаках. Нереальность происходящего подчеркнута пучками   лучей   на   заднем   плане   и   клубящимися   облаками,   на   которых полулежит   Святая Тереза, бессильно запрокинув голову.  Ее веки полузакрыты, она словно не видит представшего перед ней нежного и улыбчивого ангела. Страдание и наслаждение переплетаются в ее болезненно­восторженном облике. Эмоции героини доведены до крайнего предела, до исступления, но при этом у зрителя не создается впечатления неестественности ее чувств. Эффект мистического видения скульптор подкрепил светом, падающим в дневное время сквозь желтое стекло окна собора. Композиция   помещена   в   глубокой   нише,   обрамленной   цветным   мрамором.   На рельефах боковых стен Бернини запечатлел заказчиков. Глядя на это произведение, кажется, что Бернини сознательно не дает здесь про­ явиться   природе   камня:   мрамор   воспринимается   лишенным   тяжести   и   веса.   В фигурах он отполирован с особой тщательностью. Бурно извиваются складки плаща, перемешиваясь с клубящимися облаками. Складки драпировок настолько глубоко прорезаны,   что   эта   вспененная   поверхность   разрушает   цельность   объема композиции. Да, Бернини победил мрамор, он действительно сделал его «гибким, как воск». К лучшим творениям Бернини принадлежат и фонтаны, которыми он украсил Рим, Самые известные из них — фонтан Тритона (1637) и Четырех рек (1648—1651) — блестящее сочетание экспрессивной барочной пластики с бурлящей и пенящейся водой.                                                                                                                    Питер Пауэл   Рубенс   (1577—1640)   принадлежит   к   числу   выдающихся   художников мира. Один из биографов так писал о значении его творчества: *   История   искусства   не   знает   ни   единого   примера   столь   универсального таланта,   такого   мощного   влияния,   такого   непререкаемого,   абсолютного авторитета, такого творческого триумфа». Рубенс Питер Пауль (28 июня 1577.Зиген, Германия­30 мая 1640, Антверпен Фламандский   живописец,   рисовальщик,   глава   фламандской   школы   живописи барокко. Характерные для барокко приподнятость, патетика, бурное движение, декоративный блеск колорита неотделимы в искусстве Рубенса от чувственной красоты образов, смелых реалистических наблюдений.  Рубенса   часто  называют крупнейшим мастером торжествующего барокко. Это верно, так как в своем творчестве он унаследовал и развил многие традиции этого художественного стиля.   Ощущение  бесконечности   мира,   неукротимого   всеобщего   движения, столкновение   стихийных   сил   и   накал   человеческих   страстей   —   вот   что характерно для многих полотен художника.  Черты письма Рубенса: Многофигурные   композиции,   представленные   в   сложных   диагональных ракурсах, изобилуют мельчайшими подробностями и деталями; свободная   пластика   форм,   сильные   цветовые   эффекты,   тончайшая   игра красочных оттенков. Все они  буквально светятся сочными, яркими красками, которые   художник  накладывал   жидким   прозрачным   слоем   таким   образом, чтобы сквозь них просвечивал теплый красноватый подмалевок. Для него было характерно письмо длинными волнистыми мазками. Так, вьющуюся прядь волос он   мог   написать   одних  движением   кисти.   Вот   почему   грузные   тела  в   его композициях   воспринимаются   легкими,   исполненными   изящества   и   грации. Современники называли его королем художников и художником королей. Родился в семье антверпенского адвоката Яна Рубенса, эмигрировавшего во время гражданской войны в Нидерландах в Германию. После смерти отца в 1589 мать Рубенса с детьми вернулась в Антверпен, где Рубенс окончил латинскую школу, получив   прекрасное   гуманитарное   образование.   Рано   заинтересовавшись живописью, учился у малозначительных художников Т. Вермахта (1591), А. Ван Нарта   (ок.   1591­99),   О.   Вениуса   (Ван   Вена;   ок.   1594­98).   В   1598   принят   в Антверпене в гильдию живописцев св. Луки. Полотна Рубенса, отвечавшие вкусам монархов и королей, великолепно вписывались   в   пышное   убранство   прославленных   дворцов   Лондона, Парижа и Антверпена. Но его картины — это не барочные декорации парадных залов, дворцов и музеев.  Это подлинные шедевры, в которых органично   сочетаются   лучшие   традиции  итальянских   и   голландских мастеров, ощущается собственный почерк талантливого мастера. Рубенса   часто   называют   счастливым  и блистательным художником. В 23 года  он получил от гильдии Святого Луки звание художника и в 1600 г. отправился совершенствовать свое мастерство в Италию. 1600­1608  гг – итальянский  период  в творчестве   художника, где  он работает   и   перенимает   опыт   итальянских   художников:   Тинторетто (диагональная   композиция),   Караваджо   (светотень),   Тициан   (тёплое соединение цветов) Посмотрите на его замечательный «Автопортрет с Изабеллой Брант», и   вы   поймете, насколько  талантлив был этот начинающий  художник. Красивое   лицо   Рубенса   спокойно   и   преисполнено   чувства   собствен­ ного достоинства. Модный, щегольской костюм с широким кружевным воротником,   шляпа   с   высокой   тульей   и   металлической   брошкой, кожаные   туфли   с   изящными   подвязками   подчеркивают   его аристократичность и тонкий художественный вкус. Он сидит с молодой женой   в   беседке,   увитой   зеленью   и   цветущей   жимолостью.   С  видом ласкового   покровительства   он   слегка   склонился   к   жене,  его   рука опирается на шпагу. Выразительные глаза обращены прямо к зрителю, их   бесконечно   добрый   взгляд   полон   тихого   и   безмятежного   счастья. Две склоненные друг к другу фигуры, красноречивый жест соединенных рук символизируют внутреннее согласие и любовь. Да, это был период покоя, труда и тихого счастья в жизни художника.  Антверпенский период Быстро завоеванная известность, обилие заказов, работа придворным живописцем испанских наместников Южных Нидерландов, брак по любви с Изабеллой Брант открывают блестящий период его творчества 1610­20­х гг. В 1609 г. Рубенс был назначен придворным живописцем, а это, в свою очередь, поднимало его престиж в обществе и открывало путь к свободному творчеству. В заказах не было недостатка, число поклонников его таланта постоянно росло. Его   заказчиками   были  французская   королева   Мария   Медичи,   принцесса Нидерландов Изабелла, генуэзские купцы... Не   имея   возможности   быстро   выполнять   многочисленные   заказы,   Рубенс создал   огромную   мастерскую,   куда   стекались   лучшие  молодые   художники Фландрии, среди которых были знаменитые Антонис Ван Дейк (1599—1641), Якоб   Йордане   (1593—1678)   и  Франс   Снейдерс  (1579—1657).  Уже в первые годы   пребывания   Рубенса   в   Антверпене   возникла   его   мастерская,   своего   рода художественная   Академия,   примечательная   не   только   колоссальным   числом созданных   здесь   полотен,   призванных   украсить   дворцы   и   храмы   Фландрии   и других   столиц   Европы,   но   и   тягой   молодых   талантов   к   совместной   работе   с Рубенсом.   Одновременно   сложилась   антверпенская   школа   репродукционной гравюры, воспроизводившая живописные оригиналы Рубенса и его круга. Рубенс   обладал   колоссальной   работоспособностью.   В   шесть   часов   после утренней мессы он шел в мастерскую к рабочему столу или  мольберту, делая десятки   эскизов   и   рисунков   на   бумаге   или   картоне.   Затем   он   обходил учеников, специализировавшихся на каких­то элементах картины, прописывал уже   готовые   композиции,   едва   касаясь   кистью   отдельных   частей   полотна. Рубенс обычно создавал небольшой эскиз будущей картины, нанося на светлый грунт основной рисунок коричневатыми мазками и строя цветовую композицию при помощи немногочисленных светлых красок. Эскизы Рубенса — великолепные создания его живописи (некоторые из них находятся в Эрмитаже) — писались быстро,   запечатлевая   замысел   мастера;   после   того   как   картина   при   помощи учеников была готова, он проходил ее своей кистью. Однако его лучшие работы созданы   им   самим   от   начала   до   конца.   Рубенс   нередко   придерживался старонидерландского обычая писать на деревянных досках, покрытых по светлому грунту тонким красочным слоем и создававших эффект зеркально полированной сияющей поверхности. Им   создано   около   полутора  тысяч   самостоятельных   произведений   и   еще столько   же   в   сотворчестве   с   учениками   —   невероятная   цифра   для   человека прожившего всего 63 года! Убедительный комментарий к словам Делакруа: «Рубенс — Бог!» Рубенс никогда не замыкался в рамках какого­то одного жанра  живописи.  Темы письма   Рубенс   обращался   к   темам   Ветхого   и   Нового   Завета,   к   изображению святых, к античной мифологии и историческим сюжетам, к аллегории, бытовому жанру, портрету, пейзажу. Великий живописец, он был также великим мастером рисунка   (этюды   с   натуры,   самостоятельные   композиции,   портреты,   зарисовки; сохранилось   около  300  рисунков).  Искусство   Рубенса,   отличающееся   живым   и мощным ощущением натуры и неистощимой фантазией, насыщено разнообразными сюжетами,   действием,   обилием   фигур   и   аксессуаров,   патетическими   жестами. Художник   запечатлевал   своих   героев   подчеркнуто   телесными,   в   расцвете тяжеловесной   красоты.   Свойственные   барокко   черты   условности   и   внешней, иногда ложной, экзальтации отступают у Рубенса перед могучим напором живой реальности. Он   писал   многочисленные   картины­аллегории,   посвященные   важнейшим проблемам современной жизни, обращался древним античным мифам, наполняя их содержание глубоким символическим смыслом. В аллегорической картине «Союз Земли  и  Воды»  он   прославляет   союз   двух   природных   стихий,   без   которых невозможна жизнь человека. Землю олицетворяет мать богов Кибелла, воду — бог морей   Нептун.   На   границе   своих   владений   они  заключают   союз,   который освящает   крылатая   богиня   Виктория   возлагающая   золотую   корону   на   голову Кибеллы.   Из­под   скалы  навстречу   зрителю   выплывает   трубящий   приветствие тритон. Очаровательные   путти   веселятся   и   играют   в   потоках   льющейся воды. Эта картина заключала в себе глубокий смысл, связанный с  надеждой Рубенса на скорейшее   процветание   родины.   После   разделения   Нидерландов   на   Северные   и Южные Фландрия потеряла  выход к морю и, следовательно, лишилась выгодных торговых   морских путей. Союз двух природных стихий —  Земли   и  Воды  —  это надежда на установление мира, мечта художника о союзе Фландрии с морем. Античная мифология всегда вдохновляла Рубенса, в ней он находил радость жизни, единение   человека   с   природой,   яркие   мужественные   образы.   Пирующие   боги  и силены, вакханки и нимфы, сатиры и  пастушки, живущие в мире страстей и же­ ланий, становятся главным объектом изображения. В «вакханалиях жизни» Рубенс передает свое восхищение человеческой  красотой, умеющей и в мире стихийных чувств сохранить свою глубокую чистоту и праздничное мироощущение. Один из влиятельных покровителей художника однажды заметил: «У Рубенса было столько талантов, что его умение рисовать следует отнести к самому последнему».  1626 г – после смерти жены Изабеллы Бранд   Рубенс много путешествует в роли дипломата, как правило очень успешно. Да, Рубенс был не только художником, он был   блестяще   образованным   человеком.   Разносторонний   ученый,   знаток   и коллекционер древностей, дипломат, ведший переговоры с монархами Испании и Англии, полиглот, знавший семь языков, переписывавшийся с выдающимися людьми Европы, архитектор, издавший двухтомную книгу «Дворцы Генуи» и построивший свой великолепный дом с парком в Антверпене, он снискал себе заслуженную славу при жизни. В 1630 г. после удачной дипломатической миссии английский король Карл  I  пожаловал   художника   в   рыцари,   подарил  ему   свою   шпагу,   шнур   с королевской шляпы и кольцо, усыпанное бриллиантами...  Женитьба   Рубенса  в 1630  на  шестнадцатилетней   Елене   Фаурмент  стала   новым этапом его жизни, исполненным безмятежного семейного счастья. Он приобретает поместье,   включающее   замок   Стен   (отсюда   название   этого   периода   — «стеновский»).   Разочаровавшись   в   придворной   карьере   и   дипломатической деятельности, он целиком отдается творчеству. Мастерство позднего Рубенса с блеском проявляется в сравнительно небольших, собственноручно исполненных произведениях.   Образ   молодой   жены   становится   лейтмотивом   его   творчества. Идеал белокурой красавицы с пышным чувственным телом и красивым разрезом больших блестящих глаз сложился в произведениях мастера задолго до того, как Елена вошла в его жизнь, превратившись, наконец, в зримое воплощение этого идеала.   Рубенс   пишет   Елену   в   виде   библейской   Вирсавии   (1635,   Картинная галерея, Дрезден), богини Венеры («Суд Париса», ок. 1638), одной из трех граций (ок. 1639), включает ее изображение в картину «Сад любви» (ок. 1635 — все в Прадо), словно наполненную смехом и возгласами молодых пар, собравшихся в парке, шелестом шелковых  платьев, трепетом света  и воздуха. Многочисленны портреты Елены в свадебном наряде, с детьми (Лувр), со старшим сыном Францем, на прогулке с мужем в саду (Старая пинакотека, Мюнхен). Художник создает редкий   по   откровенности   личного   чувства   и   пленительности   живописи   образ обнаженной Елены с накинутой на плечи бархатной, отороченной мехом шубкой («Шубка», ок. 1630­40, Музей истории искусств, Вена). 1638 г за два года до смерти Рубенс пишет свой знаменитый автопортрет «Не говоря уже о том, с каким великолепным живописным мастерством написан этот портрет, как свободно, широкими мазками, пластически вылеплена величавая фигура, пленяет удивительная живость лица художника. Из – под официальной маски привыкшего к светским   условностям человека проступает его подлинная сущность; отмечая в своём лице внешние приметы старости, Рубенс в то же время подчёркивает в своём обилке черты высокого человеческого достоинства, внешней и внутренней подтянутости, свойственной горделивой и властной натуре» В   1640   г.   художник   умер.   Из   его   роскошного   дома   в   Антверпене  навсегда уносили   на   черной   бархатной   подушечке   маленькую   золотую   корону   — почетный титул «короля живописи». Таким образом, в живописи Рубенса прослеживаются следующие черты: 1. мир яркий и красочный                                                                                        2. герои – мужественные, энергичные                                                                              3.  красота связана с силой и здоровьем                                                                      4.  соединение многочисленных фигур  в единое целое, красноречивые позы,  жесты                                                                                                                              5.  каждая деталь связана с общим замыслом                                                             6.  пользовался лиссировкой (тонкий слой полупрозрачных, жидкоразведённых  красок просвечивают одна из – под другой), т. о. достигал получения  множества оттенков, объединяя их общим золотистым колоритом                         7.  в картинах всё конкретно и почти осязаемо: гладкость человеческой кожи и  шелковистость волос, фактура тканей и блеск металла, прозрачная глубина  воздуха и совсем иная прозрачность текущей воды                                                  8. находит новые художественные решения, которые получают своё развитие  только спустя века в романтизме, импрессионизме, искусстве 20 в   Рубенс ­ это одновременно синтез классической культуры и пророк  современного искусства  «Надо видеть Рубенса, надо Рубенсом проникнуться,  надо Рубенса копировать: ибо Рубенс – бог»

Изобразительное искусство барокко

Изобразительное искусство барокко

Изобразительное искусство барокко

Изобразительное искусство барокко

Изобразительное искусство барокко

Изобразительное искусство барокко

Изобразительное искусство барокко

Изобразительное искусство барокко

Изобразительное искусство барокко

Изобразительное искусство барокко

Изобразительное искусство барокко

Изобразительное искусство барокко

Изобразительное искусство барокко

Изобразительное искусство барокко

Изобразительное искусство барокко

Изобразительное искусство барокко

Изобразительное искусство барокко

Изобразительное искусство барокко
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.05.2018