Изобразительный язык синтетических искусств на уроках ИЗО
Оценка 4.9

Изобразительный язык синтетических искусств на уроках ИЗО

Оценка 4.9
Документация
doc
изобразительное искусство
3 кл—5 кл
07.10.2021
Изобразительный язык синтетических искусств  на уроках ИЗО
методическая разработка
Изобразительный язык синтетических искусств на уроках ИЗО.doc

Методическая разработка учителя изобразительного искусства Хабибуллиной З.Р.

тема: «Изобразительный язык синтетических искусств на уроках ИЗО».

 

Теоретические основы изучения темы.

            На протяжении девяти лет школьной жизни учащиеся осваивают предмет изобразительное искусство, развивая художественно-творческие способности. Важное место в программе занимает знакомство с содержанием и целью работы художника в зрелищных видах искусства,  прежде всего в театре. Значимость обращения к этой сфере художественной деятельности вполне объяснима, если учесть, какое место в жизни современных детей занимает зрелище, праздник.

            Главной целью данного раздела курса изобразительного искусства, является развитие художественно – творческих способностей, образного мышления, фантазии, зрительно – образной памяти, эмоционально – эстетического восприятия  произведений театрально-декорационного искусства. Предметно-ориентированными задачами курса являются: учиться анализировать работу художника, композицию, пластическое образное содержание произведения зрелищного искусства;  развивать навыки создания собственных работ.

            Содержание программы реализуется на основе современных педагогических технологий в изобразительном искусстве.   

 

Анализ литературы по данной теме.

            Перечень методической литературы по данной теме невелик. Прежде всего в своей работе я опираюсь на программу «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы» под редакцией академика РАО народного художника России Б.М.Неменского, 2005 г.  Привлекает целостность и последовательность развития программы, что помогает обеспечить прозрачные эмоциональные контакты на каждом этапе обучения.  Это относится и к темам, посвященным театру, на протяжении всего курса обучения. Несомненным достоинством программы являются краткие рекомендации к каждому уроку, вариативные практические задания. 

            Издательством «Просвещение» в 2006 году выпущено методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству под редакцией Б.М.Неменского для 1-4 классов. Коллектив авторов дает методические рекомендации по всем темам уроков начальной школы, включая темы связанные с синтетическими искусствами. Также книга рассказывает об использовании музыки на уроках ИЗО.

            Глубокое исследование по истории развития русского театрально-декорационного искусства дают Ф.Я. Сыркина и Е.М. Костина в книге «Русское театрально-декорационное искусство», М., 1978 г.   Книга содержит большое количество фотоизображений сценографий известных художников театра, их можно использовать качестве иллюстративного материала. Однако, будет слишком сложна для самостоятельного чтения учащимися.

            Еще одно хрестоматийное издание,  «Художник и театр»,  выпустил  знаменитый театральный  художник   В.А. Рындин в 1975 г.    Статьи из книги  «Режиссер и художник»,  «Решение пространства сцены», «О театральной живописи» можно  использовать для самостоятельного изучения темы в 9 классе. Теоретические знания можно получить при знакомстве с книгой очерков Михайловой  А.А. «Сценография: теория и опыт (очерки)»,  М., 1990 г. Рекомендую для работы учителя.

            Современные направления театрально-декорационного искусства отражены в книге Евреинова Н.Н. «Что такое театр», М., 1997 г.

            Замечательным, доступным источником самостоятельного получения знаний для учащихся любых возрастов являются энциклопедии:                                                                     «Я познаю мир: Детская энциклопедия: Театр», М., 2000 г; «Аванта +. Энциклопедия для детей. Т.7: Театр, кино. -  М., 2002;  «О театре».  

Детская  энциклопедия, журнал №3 2008;  Пави П.  Словарь театра. – М., 1991.   Все энциклопедические издания могут быть использованы при изучении театральной темы.

Схема изучения данной темы на уроках изобразительного искусства.

Радиальная диаграмма            Представленная схема изучения темы «Изобразительный язык синтетических искусств театра» показывает постепенное погружение ребенка в осознание и многообразие зрелищных искусств на разных этапах обучения предмету. Начиная с первого класса, дети учатся с помощью линий и цвета передавать настроение в рисунке.   Далее, ученики переходят к                                                                                                образному рисованию, передаче характера сказочного героя,  его украшений, жилища.                                                                                                          Таким образом, закладывается база для изучения серьезной темы «Художник и зрелище»                                                                                               в третьем классе.

В третьем классе  ученики овладевают  элементарными знаниями                                                                                                                                      о театре как искусстве, знакомятся с основными понятиями и                                                                                                                       терминологией зрелищных искусств. Задача учителя на данном                                                                                                                                      этапе, дать представление ребенку о том, что изобразительное                                                                                                                                 искусство является необходимой составной частью зрелища.                                                                                                                                 Знакомство с удивительным зрелищем русских  праздников,                                                                                                                                   приобщает четвероклассников к пониманию красоты народного                                                                                                                                зрелища.

В основной школе эту линию продолжают темы пятого класса,                                                                                                                                         где учащиеся осваивают образный язык декора разных                                                                                                                                                         эпох и народов. В шестом классе целесообразно                                                                                                                                                                    уделить внимание стилизации образа человека,                                                                                                                                                          пейзажа, предметного мира. Умение отображать в                                                                                                                                             изображении стиль автора, смысл литературного                                                                                                                                             произведения формируется в седьмом классе.                                                                                                                                                            Восьмой класс продолжает и развивает тему                                                                                                                                                              синтетических искусств, обращаясь к моделированию.

Логическим завершением раздела является большая                                                                                                                                                                                 тема 9 класса «Изобразительный язык и эмоционально -                                                                                                                                        целостное содержание синтетических искусств».                                                                                                                                                          Проектные  работы учащихся по этой теме в полной мере                                                                                                                                отражают сумму знаний по сценографии, изобразительным                                                                                                                                   средствам актерского перевоплощения.

            Важное событие произошло в сентябре 2005 года,                                                                                                                                                       в школах Российской Федерации, в 9 классах, был введен                                                                                                                                            предмет «Искусство. Изобразительное искусство». Это явилось                                                                                                                               логическим завершением курса ИЗО.   На заключительном этапе                                                                                                                                обучения программа детально показывает связь изобразительного творчества                                                                                                                   и синтетических искусств. Первостепенное место здесь отводится искусству театра.

Применение современных педагогических технологий в процессе изучения темы.

            Обращаясь к практике обучения детей на уроках по данной теме, мы неизменно должны следовать одному из основополагающих принципов, провозглашенных Я.А.Коменским, - принципу природосообразности. Обучение и воспитание должно соответствовать возрастным этапам развития, быть своевременным и последовательным.

            Известно, что наиболее бурно человек развивается в младшем школьном возрасте. Важно, чтобы с первых этапов включения школьника в изобразительную деятельность, он получил статус ученика и стремился утвердиться в нем. Каждый новый учебный успех в этом возрасте очень значим. .  Авторская программа Б.М. Неменского, реализуемая в учебном заведении, соответствует основным принципам развивающего обучения.

            В третьем классе на протяжении третьей четверти на уроках ИЗО изучается тема «Художник и зрелище». Она посвящена первоначальному знакомству с творчеством художника, участвующего в создании зрелищ. Задача педагога заключается в том, чтобы впервые познакомить ребенка со слагаемыми синтетического искусства, помочь в творчестве выразить свои впечатления от искусства зрелищ и даже принять участие в его создании.  Игра как средство познания занимает большое место жизни ребенка.  Для ребенка очень значим этап использования готового изделия, когда карнавальная маска оживает в его руках, кукла меняет походку, голос.  То есть наступает итоговый этап творчества – игра.   Применяя арсенал современных педагогических технологий в начальной школе, учитель на первое место должен поставить игру. Рассмотрим один из вариантов рационального применения педагогических технологий в процессе изучения данной темы в третьем классе.

            Тема «Художник и зрелище»  3 класс:

№ урока

Тема  урока

 

Кол-во           часов

Основные    понятия

Межпредметн.

связи

Педагогические технологии

Задания для учащихся

1

«Афиша и плакат»

2

Афиша

Плакат

Реклама

Текст

Шрифт 

Графика

Чтение

Математика

Технология

Знакомство с окружающим миром

 

Модульное обучение

 

 

 

Игровая технология

- освоение модуля теоретических знаний и практических упражнений по написанию шрифта. Выполнение на основе модуля эскиза афиши.

- дидактическая игра «Что мы знаем про афишу»,  приложение.

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Афиша и плакат»

 

 

Композиция

Цвет

Колорит

Контраст

 

Чтение

Математика

Технология

Знакомство с окружающим миром

 

 

 

 

 

Проблемный метод обучения

 

 

 

Развитие критического мышления

- дать анализ средств художественной выразительности на примере афиш Рыбинского театра   кукол.

- индивидуальная   работа  над афишей                                           в цвете.

- мобильная выставка  афиш,                                                      - анализ и  самоанализ работ                                  учащихся.

3

«Художник в театре»

2

Художественно-декоративное оформление спектакля

Театральные цеха

Музыка

Технология

Математика

Чтение

Коллективная система обучения

 

Поисковая деятельность

 

- создание картонного макета «Театр на столе». Работа в группах под руководством консультантов-учеников.

- работа с терминами по справочным материалом (энциклопендии).

4

«Художник в театре»

 

Художественно-декоративное оформление спектакля

Театральные цеха

Грим

Костюм

Музыка

Технология

Математика

Чтение

Коллективная система обучения

 

Игровая технология

 

 

Развитие критического мышления

 

- создание персонажей для «Театра на столе» (картон, пластилин, ткань и т.п.)

- представление творческими группами работ  на «Фестивале театров» (игра-демонстрация  мини-фрагментов сказок), самооценка                                                                                           

 

 

 

 

5

«Театр кукол»

 

 

 

 

 

1

Кукольник

Кукла перчаточная 

Кукла тростевая  

Марионетка

 

Музыка

Технология

Чтение

Поисковая деятельность

Игровая технология

 

Коллективная система обучения

Развитие критического мышления

- подбор различных кукол для выставки в классе, демонстрация, анализ и сообщение о принципе их движения.

- выполнение аппликации «Эскиз театральной куклы», работа

 в парах, приложение.

- мобильная  выставка  «Добрые и злые                                   образы театральной  куклы».                                                                                                  Анализ работ.

 

 

6

«Маска»

 

 

1

Маска

Образ

 

 

 

 

 

Чтение

Музыка

Технология

 

Игровая технология

 

 

 

 

Развитие критического мышления

 

- изготовление мини-масок на руку,   изображение героев из предложенной учителем сказки (цветная бумага, склеивание). Итог урока – ролевое чтение отрывков из предложенной сказки.

- оценки – цветограммы по критериям                                          

 передача характера, решение в цвете, качество изготовления.

 

7

 

 

 

 

 

«Художник в цирке»

 

 

 

 

 

2

Зрелище

Костюмы

Реквизит

Образ

Портрет

 

Чтение

Музыка

 

 

 

 

Проблемный метод обучения

 

Исследовательская деятельность

 

- выяснить и подготовить сообщение об амплуа цирковых артистов.  Дать характеристику образу клоуна, описать его

- подобрать выразительное движение для поясного портрета клоуна Линейный рис.

 

8       

«Художник в цирке»

 

 

 

Портрет

Образ

Теплая гамма

Холодная гамма

Чтение

Музыка

 

Игровая технология

 

 

Развитие критического мышления

- дидактическая игра «Образ клоуна»;

- мобильная выставка. Приз зрительских симпатий.

 

 

 

9

«Праздник в городе»

2

Декоративно-праздничные сооружения

Фейерверк

Иллюминация

Чтение

Технология

Знакомство с окружающим миром

 

Проблемный метод обучения  и  коллективная система обучения

 

Разноуровневое обучение

- анализ и описание по схеме «Атрибуты праздника» (приложение) по картинам художников Кустодиева, Рябушкина, фотоизображениям современных праздников. Работа в группах, приложение.

- выполнение линейного рисунка по вариантам: Декоративно-праздничные сооружения,  фейерверк, иллюминация.

10

«Праздник в городе»

 

Декоративно-праздничные сооружения

Фейерверк

Иллюминация

Звонкие цвета

Тихие (глухие) цвета

Чтение

Технология

Знакомство с окружающим миром

 

Разноуровневое обучение

 

Развитие критического мышления

- выполнение вариантов работ в цвете. Техника – свободная.

- художественный совет – отбор лучших эскизов для украшения праздника.

 

 

11

«Школьный карнавал»

1

Карнавал

Театрально-декорационное искусство

1

 

Чтение

Технология

Знакомство с окружающим миром

 

Игровая технология   (театральная деятельность)

 

Рейтинговая технология

- Украшение кабинета или рекреации лучшими работами детей по теме «Художник и зрелище».

- презентация (театрализация) лучших работ.

- рейтинг определяется по звездочкам разного цвета на звание «Звезда карнавала».                                               

 

            Следующая встреча,  уже повзрослевших учеников, с деятельностью театрального художника  предусмотрена автором программы  Б.М. Неменским  в 9 классе.   Тема «Изобразительный язык и эмоционально-ценностное содержание синтетических искусств» помогает учащимся получить представление о роли визуальных синтетических искусств и современного зрелища. Учителю на завершающем этапе обучения, необходимо уделять особое внимание формированию у школьников творческой активности.  Следовательно, перед педагогом стоит задача выбора и применения наиболее результативных  современных  педагогических технологий.

 

Тема «Изобразительный язык и эмоционально-ценностное содержание синтетических искусств» , 9 класс

№ урока

Тема  урока

 

Кол-во           часов

Основные    понятия

Межпредметн.

связи

Педагогические технологии

Задания для учащихся

1

«Синтетические искусства, их роль и место»

1

Синтетические искусства

Театр

Кино

История

Литература

МХК

Исследовательская деятельность

            +

 Коллективная система обучения

- учащиеся по группам        добывают знания по темам, обмениваются информацией:

*Истоки синтетических искусств. Древний мир.

*Древнегреческий театр.

*Истоки русск. народного театра.

*Театр Ф.Волкова.

*Синтез искусств в театре.

Литературу подбирает учитель

Выступления от групп.

- Видеосюжет «Древнегреческий театр»

- Тест «Определи вид искусства», приложение.

2

«Театр и экран – две грани изобразительной образности»

 

 

1

Театр

Кино

Синтез

История

Литература

МХК

Физика

Технология «Дебаты»

 

 

 

 

 

 

Проблемный метод обучения

- учащиеся делятся на группы и отстаивают точки зрения :

* Роль художника в театре   более значима чем в кино?

* Роль кинохудожника более значима чем художника в театре?

По итогам заполняют сравнительную таблицу

Что делает художник

В театре:

В кино:

2 вариант: Урок можно провести в виде игрового занятия в кинотеатре «MURINUS» по теме «Как снимается кино». По итогам учащиеся заполняют сравнительную таблицу.

3

«Сценография или театрально-декорационное искусство как особый вид художественного творчества»

3

Сценография

Декорации

Планшет сцены

Авансцена

Арьерсцена

Падуги

Кулисы

Занавес

Задник

Макет

Технология

Литература

История

Музыка

МХК

Учебный проект:

 

 

Разноуровневое обучение

Критическое мышление

Коллективная система обучения

Проблемное обучение

- создание эскиза макета декораций к спектаклю (по выбору учащихся), приложение.

- создание эскизов разной сложности

-отбор эскиза для изготовления в объеме

- работа в парах

 

- анализ видеофрагмента из спектакля Рыбинского драматического театра

4

«Сценография или театрально-декорационное искусство как особый вид художественного творчества»

 

Сценография

Декорации

Планшет сцены

Авансцена

Арьерсцена

Падуги

Кулисы Задник

Занавес  Макет

Технология

Литература

История

Музыка

МХК

Учебный проект:

Исследовательская деятельность

 

Коллективная система обучения

- исследование художественного образа (архитектура, костюм, мебель) эпохи соответствующей выбранной пьесе. Работа в парах.

- изготовление макета оформления сцены.  Подготовка защиты проекта.  Работа в парах.

5

«Сценография или театрально-декорационное искусство как особый вид художественного творчества»

 

Сценография

Декорации

Планшет сцены

Авансцена

Арьерсцена

Падуги

Кулисы

Занавес

Задник

 

Технология

Литература

История

Музыка

МХК

Учебный проект:

Игровая технология

Развитие критического мышления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- представление и защита проектов с элементами театрализации.

-оценка и самооценка  учащихся     

             

             

6

«Театр кукол»

1

Кукольник

Перчаточная кукла

Тростевая кукла

Марионетка

Театр на воде

Вертеп

Теневой театр

«Ртутные головы»

Музыка

Литература

Технология

МХК

Научно-исследовательская деятельность

              +

          ТСО

- индивидуальные исследования и сообщения по теме «Петрушка и его аналоги в разных странах»

- кукольник С.Образцов.

- видеосюжет «Необыкновенный концерт»

- тест по теме, приложение.

 

Конспекты уроков по теме «Изобразительный язык синтетических искусств театра».

 

4 класс, урок по теме: «ХУДОЖНИК В  ЦИРКЕ.  ОБРАЗ КЛОУНА»

             Ход урока:

1.Оргмомент. Звучит марш из кинофильма «Цирк», дети входят в класс под музыку и занимают свои места (оборудование подготовлено заранее в перемену).

             2.Вступительное слово учителя:

            - Здравствуйте, ребята. Первые звуки музыки     сразу перенесли нас в атмосферу радостного, искрометного и волшебного зрелища. Вы, конечно, догадались о чем идет речь?

            - О цирковом представлении.

            - Скажите, а могло бы цирковое представление обойтись без художника? В чем его роль?

            - Художник создает костюмы цирковых актеров, иногда делает костюмы и для зверей, украшает арену. Без художника цирковое представление не было б красочным, запоминающимся. Яркое оформление циркового зрелища создает настроение.

            - Верно. Сегодня на уроке мы еще раз поговорим о роли художника в цирке и завершим линейный рисунок, применяя законы цветоведения.

            3. Беседа по новому материалу:

- Ребята, на прошлом уроке мы начали создавать образ актера, без которого не бывает циркового представления. Вспомните, о ком из  актеров цирка шла речь?

- О клоуне.

- Интересно, а кто выполнил домашнее задание : вместе с мамами и папами   вспомнить  самых знаменитых клоунов – наших соотечественников.                                                                                                                                                                                                               (дети называют клоунов, учитель демонстрирует фотографии  Карандаша, Олега Попова, Юрия  Куклачева, Юрия Никулина)

             - Безусловно, знаменитые клоуны не только талантливы, но и легко узнаваемы.

Подумайте, почему?  (у каждого из них свой неповторимый образ). Скажите, как можно назвать художников, помогающих актеру в создании образа? 

            - Художник-костюмер, художник-гример. 

4. Анализ изменения образа куклы:

- Правильно. Я даже могу показать как художник работает над созданием образа.

Учитель демонстрирует куклу-клоуна, переодевая ее, создает образ весельчака,

затем образ грустного клоуна.

            - С помощью чего произошло превращение клоуна? Какие средства образной выразительности  я использовала?

            - Вы заменили цвет костюма (с теплого на холодный). Изменили мимику с помощью грима – пластилина: уголки губ и бровей смотрят вверх – веселое настроение, вниз – грустное.

             - Итак, сделайте вывод, какая цветовая гамма наиболее предпочтительна для передачи веселого и грустного настроения?

            - Если мы изображаем веселого задорного клоуна, то желательно пользоваться

 цветами теплой гаммы, делать их яркими. Для изображения передачи настроения грустного клоуна, предпочтительно брать холодную цветовую гамму, можно сделать тон менее насыщенным.

            5.Игра «Портрет клоуна».

- Какие вы наблюдательные! Просто молодцы! Интересно, а вы заметили, что я расположила ваши линейные рисунки по-особому? Кто догадался, почему я сделала именно так?         

- Рисунки расположены на мольбертах особым образом. В правой стороне класса – работы, изображающие веселых клоунов. В левой стороне – грустных.

- А теперь, поиграем. На магнитных досках закреплены рамы и фоны для будущих портретов (шелковые платки в теплой и холодной гаммы, рамы вырезаны из белого ватмана формата А1).  Я приглашаю по 2 человека от «теплых» и «холодных», чтобы собрать портреты веселого и грустного клоунов.

 Дети под музыку собирают портреты клоунов, оставляя лишние детали.

- Ребята, а теперь узнаем, как зовут клоунов.                                                                 Учитель открывает имена «Лучик» и «Сосулька». Комментирует правильность выполнения задания.     

-Молодцы! А теперь, ответьте, как грамотно можно назвать собранные портреты и почему? Какие разновидности портретов вы еще знаете?

- Эти портреты можно назвать поясными, так как фигуры изображаются примерно по пояс. Известны также плечевой портрет и портрет в полный рост.

-Поиграем еще? Хорошо. Наш класс сегодня украшают шары и это не случайно. Каждой команде я предлагаю собрать по букету из тех шаров, которые понравятся их клоуну.

Дети разбирают шары в 2 вазы по принципу «теплые- холодные», по 2 человека. Звучит музыка.

- В вазе остаются 2 шара ( белый и серый),  почему? 

- Они не теплые и не холодные. Белый и серый,  а также черный цвета – ахроматические,  то есть бесцветные.

6. Практическая работа.

- А теперь вам предоставляется возможность, создавая свои образы, применить на практике показанные только что знания. Вам поможет наша выставка игрушек – клоунов.   Посмотрите здесь куклы для всех возрастов:  клоун-пирамидка, мягкая игрушка и утонченная фарфоровая сувенирная кукла в черно-белых тонах. Спасибо тем ребятам, которые принесли на выставку своих клоунов.

 Выполняя работу в цвете, постарайтесь не забывать, что искусство цирка – искусство преувеличения и праздничной красочности.

                    Во время  работы над рисунками учитель направляет детей, дает индивидуальные консультации, демонстрирует книжные иллюстрации. На заключительном этапе напоминает о роли декоративных украшений.

                Во время работы звучат песни и цирке, фонограмма стихотворения С.Маршака «Цирк».

7. Итог урока.

-Наш урок подходит к концу. И я предлагаю всем желающим поместить свои картины на выставку. Веселых клоунов мы разместим рядом с портретом Лучика, грустных рядом с портретом Сосульки.

Все желающие развешивают свои работы. Задача учителя, чтобы все рисунки оказались на выставке. Звучит музыка.

-Прекрасная выставка! Ребятам из команды Сосульки предлагается оценить работы команды Лучика и наоборот. (дети прикрепляют к понравившимся рисункам вырезанные из бумаги призы зрительских симпатий – цветы, шарики и т.п.)

Учитель представляет детей, победивших в рейтинге и заслуживших приз зрительских симпатий, поощряет всех учащихся.

Звучит музыка, дети убирают рабочие места.

 

 

4.  Зарисовка эскиза сцены.

      - Представьте, что вы художник театра. С чего б вы начали работу над оформлением сцены?

      - С эскиза.

      - Правильно. Для этого сначала вместе выполним эскиз сцены и еще раз вспомним ее элементы. Работаем на формате А4.

Учитель на доске, а учащиеся на формате поэтапно изображают схему сцены и закрепляют новые термины:

      - Проводим линии, обозначающие передний и задний края сцены. Скажите, как называют переднюю и заднюю часть сцены?

      - Передняя часть – авансцена, задняя часть – арьерсцена.

      - Как называют пространство пола сцены?

      - Планшет сцены.

      - Теперь изображаем портал сцены, его форма зависит от архитектурного строения и на ваших эскизах может несколько различаться. Ответьте, как еще называют портальное отверстие сцены?

      - Зеркало сцены.

      - А теперь вспомните, что является одеждой сцены? Где расположены эти элементы сценического оформления?

      - Кулисы – по бокам сцены. Падуги – вверху сцены

  1. Анализ иллюстративного материала.

      - Понятие индивидуальной творческой манеры художника в сценографии имеет особый смысл. Русское театрально – декорационное искусство может гордиться многими известными именами. Перед вами работы известнейших мастеров сценографии. На доске представлен зрительный ряд:

    • В. Васнецов «Дворец Берендея» Эскиз декорации к опере Н.Римского-Корсакова «Снегурочка», 1885 г;
    • И. Рабинович. Макет единой декорационной установки к комедии «Лисистрата» Аристофана, 1903 г;
    • Дж. Валериани «Превеликий амфитеатр». Эскиз декорации к опере «Сципион» Ф.Арайи, 1745г;
    • В. Фаворский.Макет декораций к комедии «Двенадцатая ночь» В.Шекспира, 1934 г.

      - Представьте, какое театральное действие могло бы происходить на данной сцене? Аргументируйте свой ответ.

      Учащиеся называют русскую сказку, древнегреческое произведение, средневековое представление, веселую комедию. Объясняют, что каждая декорация отражает черты эпохи и настроение.

      - А теперь – сюрприз:  посмотрите как с задачей единства содержания пьесы и оформления сцены справились в Рыбинском драматическом театре.

      Учащиеся просматривают видеофрагмент спектакля «Маленький лорд Фаундлэрой».

5. Практическое задание         .

      - А теперь творческое задание: создать эскиз декораций, учитывая особенности пространства сцены, эпоху и характер пьесы. Её вы выбирали самостоятельно, это было вашим домашним заданием. Я думаю, что вам также необходимо оформить задник сцены. Задник – это часть декораций в театре, как правило, рисованный холст в глубине сцены, часто изображающий в перспективе пейзаж, улицу и т.п.

      Ученики самостоятельно работают над эскизом. Учитель индивидуально консультирует учащихся, подбадривает их. Фоном звучит спокойная музыка. 

6. Итог урока.

      - Ребята, предлагаю принять участие в импровизированной выставке эскизов театральных декораций.  Все желающие, пока звучит музыка, могут разместить свои работы на доске. Учащиеся размещают работы на доске.

      - Какие из эскизов вам кажутся наиболее интересными? Объясните, почему?

      Ученики называют лучшие работы. Отмечают сильные стороны: интересная композиция, нестандартное решение пространства сцены, созвучие эпохе и характеру пьесы.

      - А знаете ли вы, какие этапы создания сценического оформления последуют за эскизом? Например, в нашем городском драматическом театре есть цеха, которые воплощают в жизнь замысел художника. Угадайте их название.

      Учитель показывает фотографии театральных цехов  и служб Рыбинского драматического театра, дети называют свои варианты, учитель открывает заранее написанные на доске названия:

      - столярно-сварочный; пошивочно-костюмерный;  бутафорский; световой; гримерный; монтировочный.

- Ребята, а теперь традиционный вопрос: какие новые термины вы узнали на этом уроке?  Ученики называют новые для них термины.

Дидактические материалы:

 

Игра «Что мы знаем об афише?»

     

Проанализируй  картину или фото, изображающую праздник.

 

 

Алгоритм выполнения афиши.

    Определить соответствие. Дети хлопают, если определение подходит к афише. Не хлопают, если не подходит:

- яркая;

- привлекает внимание;

- маленькая;

- крупная;

- незаметная;

- видна издалека;

- скромная;

- содержит информацию;

- не имеет текста;

- передает настроение спектакля.

 

    - На картине (фото) изображен будничный или праздничный день? Объясните, почему?

    - Подберите эпитеты для праздничного наряда города. Варианты: нарядный, торжественный, яркий, веселый, красочный

    - Опишите праздничные украшения города, изображенные на картине (фото).

    - Подумайте, нужно ли украшать улицы города в праздничный день? Для чего? Объясните.

    Зрительный ряд: картины Рябушкина, Кустодиева, Шагала, фотографии.

1.Выбери тему для афиши: цирк, спектакль, праздник.

2. Придумай, как будет выглядеть эскиз твоего плаката – афиши. 

Помни!

    В тексте плаката  главное – это название спектакля или зрелища, а в изображении – герой или сцена из представления!

3. Выполни линейный рисунок афиши на формате. Помни о композиции!

4. Выполни эскиз плаката – афиши в цвете. Текст должен выделяться, он главный!

 

Загадки о праздничных украшениях.

 

 

Игра «Подбираем праздничный колорит».

 

В небе яркие огни мы увидим не одни,

Чтобы праздник не померк, вспыхнет в небе...

                                                                            (фейерверк)

 

Куда ни глянешь, в праздник: в руках у детворы

Веселые, чудесные, воздушные...    

                                                                            (шары)

 

Засверкали огоньки, украсив декорацию,

Чтобы праздник удался, зажглась...

                                                                            (иллюминация)

 

Выйдешь на улицу в праздничный день, это замечено нами,

Яркими, разноцветными город украшен...     (флажками)

                                                                             

Тест «Определи вид искусства»

           Детям выдаются карточки – цветовые пятна:  тихие – глухие (легкие и тяжелые), звонкие.  Ученики слушают музыкальный фрагмент, подбирают для него характеристику и, подходящую по настроению, карточку.  На доске составляются три палитры соответствующего настроения. Выбирается праздничная палитра.

   «Первый концерт для фортепиано с оркестром», началоП.И.Чайковский (образ – торжественный, величественный, праздничный).

   Сюита «Пер Гюнт» - Э.Григ  (образ – нежный, светлый, романтический).

   «Патетическая соната», начало – Л.Бетховен  (образ тяжелый, тревожный, скорбный).

   Можно дополнить игру иллюстративным материалом – картинами художников или фотографиями подходящими по настроению и теме.

 

Алгоритм «Этапы выполнения творческого проекта»

  Синтезируй и определи вид искусства:

 

Литература

Декламация – театр

 

Литература

Вокал

Музыка – опера

 

Литература

Музыка

Танец – балет

 

Литература

Декламация

Музыка

Танец

Вокал - оперетта

 

 

 

Акробатика

Дрессура

Иллюзион

Жонглирование

Танец  -  цирковое искусство

 

Киносъемка актеров

Литература

Музыка

Декламация – игровое кино

 

Киносъемка реальности

Литература

Музыка - документальное кино

 

Литература

Изобр. искусство

Киносъемка

Декламация

Музыка – мультипликация

 

  1. Определи тему  проекта:  выбери пьесу, обоснуй свой выбор.
  2. Исследование объекта:  погружение в эпоху, идею пьесы.

                                               Подбери и проанализируй источники по

                                               данной теме – книги, справочники.

                                                Выполни серию набросков, собери

                                                «Банк идей».

3.   Развитие идей:   анализ и синтез лучших идей. Отбор эскиза

                                  для практического изготовления.                                

4.  Планирование:   Разработка рациональной технологии

                                  изготовления  практической части проекта.

                                  Детальное исследование- выбор материалов,                                                                                               

                                  инструментов, оборудования. Экономический

                                  расчет. Конструирование, техническое

                                  моделирование.

5. Организация и технология изготовления практической части

                      проекта: организация рабочего места, самоконтроль.

  1. Подведение итогов:  самооценка проекта (достоинства,

                                    недостатки, самооценка результатов,

                                    практическое применение).   

                                    Подготовка к защите.

  1. Защита проекта:  доклад и демонстрация, ответы на вопросы.

                                                                               

 


Методическая разработка учителя изобразительного искусства

Методическая разработка учителя изобразительного искусства

Схема изучения данной темы на уроках изобразительного искусства

Схема изучения данной темы на уроках изобразительного искусства

Применение современных педагогических технологий в процессе изучения темы

Применение современных педагогических технологий в процессе изучения темы

Художник в театре» 2

Художник в театре» 2

Художник в цирке» 2Зрелище

Художник в цирке» 2Зрелище

Театрально-декорационное искусство1Чтение

Театрально-декорационное искусство1Чтение

Сценография Декорации Планшет сцены

Сценография Декорации Планшет сцены

Театр кукол» 1 Кукольник

Театр кукол» 1 Кукольник

Художник-костюмер, художник-гример

Художник-костюмер, художник-гример

Выполняя работу в цвете, постарайтесь не забывать, что искусство цирка – искусство преувеличения и праздничной красочности

Выполняя работу в цвете, постарайтесь не забывать, что искусство цирка – искусство преувеличения и праздничной красочности

Представьте, какое театральное действие могло бы происходить на данной сцене?

Представьте, какое театральное действие могло бы происходить на данной сцене?

Определить соответствие. Дети хлопают, если определение подходит к афише

Определить соответствие. Дети хлопают, если определение подходит к афише

Синтезируй и определи вид искусства:

Синтезируй и определи вид искусства:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.10.2021