Изучая творчество М.Ю. Лермонтова...
Оценка 4.7

Изучая творчество М.Ю. Лермонтова...

Оценка 4.7
Исследовательские работы +1
docx
русская литература +1
7 кл
15.02.2018
Изучая творчество М.Ю. Лермонтова...
Статья доказывает важность рефлексивного анализа произведений М.Ю. Лермонтова, способствующих формированию ценностных установок у воспитанников как людей ищущих, стремящихся к самопознанию, самоопределению, самореализации. Письменные работы одних и тех же учащихся шестого, а потом и седьмого класса иллюстрируют это. Наблюдения над художественной формой помогают "войти"во внутреннее содержание произведения, раскрыть строй мыслей и чувств поэта, не забывая о том, как заметил А.С.Пушкин, что "цель поэзии -поэзия".
Человек и судьба.docx
Изучая творчество  М.Ю. Лермонтова…     Человек и судьба, человек и его назначение, цель и смысл человеческой жизни, её возможности и действительность, свобода воли и необходимость ­ эти  вопросы получают в творчестве М.Ю. Лермонтова многогранное образное  воплощение.     Через проникновение в сущность гениального дарования,  через приобщение  читателя к прекрасному, неповторимому и всё ещё в чём­то загадочному миру  лермонтовской поэзии  затрагивается глубинное «я»  читателя, происходит   проникновение  в его экзистенцию, в сущность человеческого «я» конкретной  неповторимой личности.  Именно в поэзии есть символ, опыт, страдание, смысл,  экзистенциальная ситуация, духовное освоение. Этому ряду параллелен другой  ряд: знак, понятие, потребность, социально ­ деятельное взаимодействие,  обучение.     Стихи Лермонтова ­это лирический дневник поэта, проявление сложных  связей, сложившихся между ним и обществом в одной из самых драматических  эпох. Читая стихи поэта, сопоставляя ранние произведения с поздними  стихотворениями,  убеждаешься в глубокой справедливости его слов: "Жажда  бытия во мне сильней страданий роковых" ("1831­го июня 11 дня") и слышишь в  лирическом дневнике поэта полифоническую музыку, а не пять­шесть тем.                  Работы шестиклассников иллюстрируют это: « В этом красивом, но грустном  стихотворении говорится о тучке и об утёсе. Стихотворение такое грустное,  потому что тучка, такая маленькая, красивая, улетела от утёса­великана. А утёс, хоть и прошло мало времени, полюбил тучку, как родную. Он был очень старый,  и тучка заставила его вспомнить своё детство    Утёс остался один, ему снова грустно, одиноко; и он плачет очень тихо, так,  чтобы никто не слышал.    А тучка, она свободная, независимая, и она не знает, что навсегда останется в  сердце утёса. Она будет для него, как внучка.     Это стихотворение очень похоже на историю детей и родителей. Ведь, когда  дети вырастают, они уходят и оставляют родителей одних.     М.Ю. Лермонтов тоже был когда­то маленьким и был оставлен родителями, и  он прекрасно понимает и золотую тучку, и старого задумчивого утёса.» ( Базина  Катя,6кл.).     «М.Ю.Лермонтов пишет, что сосна одна, у неё нет подруги, ей не с кем  поделиться. Вокруг лишь снег и только снег: И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим Одета, как ризой, она. Ей снится, что где­то в пустыне стоит пальма, и у неё нет подруги.   У сосны и пальмы одна судьба, горькая участь. Они растут в одиночестве.  Пальма растёт «ни для кого». Сосна одета в длинное красивое одеяние. Они  прекрасны, каждая по­своему. Но, если заглянуть в душу, она почти пуста.  Только есть надежда, что кто­нибудь придёт, посмотрит, полюбуется,  поговорит.» (Сасина Кристина,6кл.).    Вот что представляют собой размышления ребят на вопрос: «Что нового вы  узнали , читая Лермонтова?»: «...прочитав стихотворение «Три пальмы», я  задумался над тем, что мы часто бываем жестоки к природе. Мы, не  задумываясь, ломаем, топчем, рубим, сжигаем в костре деревья, кустарники. А  ведь это живые организмы. И по отношению друг к другу мы бываем жестоки,  часто не хотим понять другого человека и протянуть руку помощи. Стихи  Лермонтова помогают задуматься над этим.» (Телегин Юра,6кл.).     «Благодаря произведениям Лермонтова, я поняла, что нужно ценить свою  жизнь, какой бы она ни была. Любовь родных и близких, возможность учиться,  иметь друзей­всё у меня есть, и потому не надо роптать на бога, как делали это  три пальмы.     Также я поняла, что надо стремиться к гармонии, не надо останавливаться на  достигнутом, а совершенствовать себя» (Букреева Ольга,6кл.)   «Читая лермонтовские произведения, я узнала не только о его персонажах:  парусе, утёсе, листочке, пальме, ­ но и о себе. Ведь я никогда раньше не  задумывалась о себе самой, о своей душе, мыслях, чувствах, настроении. А  особенно, что мне надо от жизни? Чего я хочу?    А я хочу то же, что и все. То же, что хотели парус и пальмы. Они хотели  гармонии. Они хотели, чтобы всё было не однообразным и серым, а наоборот,  ярким, красочным. Так же и я. Мне хочется чего­нибудь нового, неожиданного,  впечатляющего. Мне хочется перемен и смены настроения, новых познаний,  которые я могу найти в учёбе и в книжках, ведь только поэтому я так много  читаю. Каждая книга другая, ни одна не похожа на предыдущую, и именно  поэтому надо учиться ­ узнавать с каждым днём всё больше, чем ты знал раньше.      Правильно гласит мудрая пословица: делу время, потехе ­час. Это значит, что  мы должны знать своё дело. Но и должны отдыхать, играть с друзьями, узнавать  что­то новое из книг. Я должна делать всё это, чтобы не быть одинокой, как утёс, и не оторваться от своей «ветки», как листок. Я должна чаще задумываться о себе, о своей душе. Я должна стремиться к  совершенству, как все люди, желающие жить (в буквальном смысле слова).  «Жить» с большой буквы. Пусть иногда не всё удаётся. Пусть на пути стоят  беды и разочарования. Пусть невзгоды одолевают нас. Но мы должны жить,  радоваться каждому дню, каждому облачку, деревцу, каждому живому  существу, каждому лучику солнца и каждой ­пусть небольшой­ доле счастья.  Нужно стремиться к совершенству до конца своих дней.     Лермонтовские герои помогают задуматься о себе самой, своей душе и своих  мыслях, но не забывать и о своих друзьях, заботиться о них и делать всё  возможное, чтобы и их жизнь стала ещё лучше, пусть не намного, радостней.    Я очень благодарна М. Ю. Лермонтову и его героям. Они помогли мне  почувствовать «душу» стиха, а значит и свою. И я говорю ему с большим  удовольствием: «Спасибо Вам за всё, хотя Вы не можете услышать меня».  (Дорофеева Катя,6кл.)     Чем богаче знания учеников, тем глубже их понимание художественного  текста, тем сильнее проявляется способность к сопереживанию, тем настойчивее созревает и укрепляется потребность к речевому самосовершенствованию.      Можно ещё раз убедиться, как отзывается душа ребёнка на проникновенные  строчки стихотворения М.Ю.Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива...»,  изучаемого в 7 классе, прочитав отзывы тех же учениц, только повзрослевших на  год:     «Стихотворение Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива...» наполнено  той радостью, той жизнью, тем великолепием, которое автор хочет передать  читателю. В каждой его строчке чувствуется то тепло, то вдохновение, которое  мог передать только М.Ю.Лермонтов. Великолепие нашей русской природы, её  материнская забота о нас, её любовь к нам, наша любовь к ней­ всё передаётся в  этом стихе. Каждая строчка­это жизнь кого­то или чего­то, так как каждая  строчка насыщена тем, что посвящает нас в жизнь какого­то одного персонажа.      В первом четверостишии этого стиха говорится о желтеющей ниве, которая,  волнуясь, ожидает какого­то чуда, о свежем лесе, который шумит при лёгком  дуновении ветерка, о сливе же здесь говорится так, будто ты вот­вот снимешь её  с ветки и насладишься этим дивным ароматом и вкусом. Она здесь описана так  волшебно, так чарующе, ведь она прячется «под тенью сладостной зелёного  листка», а также здесь сказано не просто слива, а «малиновая слива».     Во второй строфе ещё более завораживающе, чем в первой. Здесь уже  говорится о прекрасном ландыше, который приветливо качает головой  «румяным вечером иль утра в час златой», и во всё это время обрызган, как по  волшебству, «душистою росой». В третьей строфе рассказывается о студёном ключе, который играет по  оврагу, «погружая мысль в какой­то смутный сон», и рассказывает давнюю  сказку «про мирный край, откуда мчится он».     Ну, а в четвёртой, последней строфе «смиряется души тревога. Расходятся  морщины на челе».     И когда насладишься нашей русской природой, можно со спокойной душой  взглянуть на пройденный жизненный путь и можно постигнуть счастье на земле и  в небесах увидеть не просто сияющую поверхность, даль, но, кажется, можно  увидеть и Бога». (Базина Катя, 7кл.)    «Мне понравилось это стихотворение за свою открытость мысли. Оно  воспринимается легко, и поэтому можно почувствовать то, что чувствовал  Лермонтов. Он выражает свои мысли и чувства в этом, казалось бы, «маленьком  стихотворении». Но, если вдуматься, тема стихотворения безгранична, её  затрагивали многие поэты, философы. Это тема о пользе природы и о том, может ли человек быть абсолютно счастлив на земле.       Мне понравилось, как Лермонтов по­новому описал ощущение, которое даёт  природа, когда ты воспринимаешь её в хорошем расположении духа. «Дума»  Лермонтова как бы путешествует по чувствам. Сначала она находится в покое,  затем слышится грусть, сменяющаяся счастьем, потом тревога и снова покой.  Лермонтов уверен, что счастье можно постигнуть и на земле. Он был счастлив,  слушая звуки природы, её «настроение». Он как бы общался с ней на «языке  сердца». Лермонтов чувствует безграничное счастье, и его душа как бы  возносится к Богу. Поэт хотел дать понять читателям, что они могут быть  счастливы, если захотят. Стоит лишь прислушаться к голосу своего сердца и по  ­иному взглянуть на мир, природу, окружающую нас. Может, тогда мы увидим  нечто иное, что видели до сих пор, и мир покажется нам сказочным, мы как бы  услышим «голос» природы и поймём, что хотел сказать Поэт в своём  стихотворении. А сказал он немало». (Дорофеева Катя, 7кл.)    Наблюдения над художественной формой помогают « войти»  во внутреннее  содержание произведения, раскрыть строй мыслей и чувств поэта, не забывая о  том, как заметил А.С.Пушкин, что «цель поэзии ­ поэзия».     А что значит уметь читать? Это значит наслаждаться чтением  художественного произведения, публицистической или критической статьи, т.е.  находить в них отклик своим мыслям, чувствам, видеть в книге источник  духовного и нравственного развития, открывать для себя мир красоты, прежде  всего­красоты человека. Это значит ­ уметь вдумываться в произведение, видеть  в нём не только внешнюю (событийную) сторону, но и глубину взаимосвязей,  психологическую и социальную обусловленность действий и поступков героев, мыслей и чувств автора. Это значит, взять всё лучшее из опыта умерших  поколений и современников.      «Такому чтению ­ как труду и творчеству ­ надо учить» (В.Ф.Асмус) и  учиться самому ученику.        Рефлексивный анализ помогает прояснить степень понимания той или иной проблемы, глубину проникновения в авторский текст. Сам процесс вербализации (устный или письменный) структурирует хаос мыслей ученика, разрешает их  сомнения или, наоборот, вызывает новые вопросы. Этап рефлексии, бесспорно,  активно способствует развитию навыков критического мышления,  систематизации знаний учащихся, развивает умения слушать и слышать, быть в  диалоге с оппонентом, с автором текста, с самим собой.                        Творчество М.Ю.Лермонтова формирует ценностные установки  воспитанников как людей ищущих, стремящихся к самопознанию,  самоопределению, самореализации.

Изучая творчество М.Ю. Лермонтова...

Изучая творчество М.Ю. Лермонтова...

Изучая творчество М.Ю. Лермонтова...

Изучая творчество М.Ю. Лермонтова...

Изучая творчество М.Ю. Лермонтова...

Изучая творчество М.Ю. Лермонтова...

Изучая творчество М.Ю. Лермонтова...

Изучая творчество М.Ю. Лермонтова...

Изучая творчество М.Ю. Лермонтова...

Изучая творчество М.Ю. Лермонтова...
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.02.2018