ИЗУЧЕНИЕ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА КОНТРОЛЬНОМ ЭТАПЕ ЭКСПЕРИМЕНТА
По результатам проведенной психолого-педагогической коррекционной работы, нами были зафиксированы изменения в изучаемых показателях интеллектуальной и личностной готовности
Установлена тенденция положительной динамики изменения степени сформированности пространственного восприятия у обучающихся младшего школьного возраста с ЗПР (См. Табл. 2.6).
Таблица 2.6 - Показатель изменения уровня сформированности пространственного восприятия у испытуемых с ЗПР
№ п.п. |
Испытуемый |
Уровень сформированности |
|||
Констатирующий этап |
Контрольный этап |
||||
показатели |
показатели |
||||
Количествен-ный |
Качествен-ный |
Количественный |
Качествен-ный |
||
1. |
А Ф. |
4 |
Низкий |
6 |
Средний |
2. |
А У. |
3 |
Низкий |
4 |
Низкий |
3. |
В О. |
3 |
Низкий |
5 |
Низкий |
4. |
Г Е. |
3 |
Низкий |
5 |
Низкий |
5. |
Е М. |
4 |
Низкий |
6 |
Средний |
6. |
М Г. |
3 |
Низкий |
5 |
Низкий |
7. |
Н П. |
3 |
Низкий |
5 |
Низкий |
Как видно из таблицы 2.6, у всех испытуемых наблюдается положительная динамика изменения в уровне развития внимания и навыка узнавания. Все так же, отмечалось наличие трудностей в нахождении и идентификации предъявляемой фигуры, но количественные показатели узнаваемых изображений возросло. Отметим, что такие показатели все еще говорят о наличии определенных особенностей в развитии пространственного восприятия и в объеме кратковременной зрительной памяти.
По итогам проведения методики «Узнавание фигур», у 2 испытуемых объем кратковременной памяти и идентифицируемых картинок увеличился на 2 изображения, тем самым переводя данных испытуемых на средний уровень развития изучаемого показателя; у остальных испытуемых так же отмечается увеличение объема кратковременной памяти и идентифицируемых картинок (у 4 на 2 изображения, у одного на 1 изображение).
В итоге, мы отмечаем, что у обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития и наблюдается положительная динамика развития процессов пространственного восприятия, внимания, узнавания, а также объема кратковременной зрительной памяти, тем не менее данные изменения являются недостаточными.
В результате проведенной коррекционной работы, произошли изменения и в степени развития процессов произвольного внимания и регуляции собственной деятельности (См. Табл. 2.7).
Таблица 2.7 - Динамика изменения показателя формирования произвольного внимания и регуляции деятельности на констатирующем и контрольном этапе эксперимента
№ п.п. |
Испытуемый |
Уровень сформированности |
|
До |
После |
||
1. |
А Ф. |
Ниже среднего |
Средний |
2. |
А У. |
Низкий |
Ниже среднего |
3. |
В О. |
Низкий |
Ниже среднего |
4. |
Г Е. |
Низкий |
Ниже среднего |
5. |
Е М. |
Ниже среднего |
Средний |
6. |
М Г. |
Низкий |
Низкий |
7. |
Н П. |
Низкий |
Ниже среднего |
В результате проведенного исследования, у 6 испытуемых отмечается положительная динамика, в то время как у одного – изменений в уровне сформированности произвольного внимания, пространственной ориентировки и саморегуляции собственной деятельности не наблюдается.
В ходе выполнения экспериментального задания у 28, 57% испытуемых повысился навык копирования образца предъявляемого узора. Были отмечены ошибки в ходе продолжения узора, но они исправлялись самостоятельно (после сравнения с эталонным образцом) без вмешательства взрослого.
После проведенной коррекционной программы у 57,14 % детей младшего школьного возраста с ЗПР улучшились показатели развития произвольного внимания и регуляции деятельности. У данных испытуемых отмечен общий высокий интерес к выполнению задания, само срисовывание узора было достаточно точным, но, тем не менее, допущенные ошибки в ходе продолжения задания упускались из виду и не исправлялись. Требовалась небольшая помощь, в виде дополнительных устных инструкций.
У одного испытуемого не наблюдалось значительных качественных изменений, отмечалась общая апатичность к выполнению инструкции, сложности в успешном копировании предъявляемого визуально изображения. Такой результат мы объясняем тем, что в виду индивидуально-типологических особенностей данному ребенку требуется более глубокая и длительная коррекционная работа в повышении уровня развития произвольного внимания и пространственной ориентировки.
Некоторые особенности динамических изменений, отмечаются нами и в уровне развития наглядно-образного мышления и навыка использования условно-схематических изображений для ориентировки в пространстве (См. Рис. 2.2).
Рисунок 2.2. Динамика изменения показателя развития наглядно-образного мышления и навыка использования условно-схематических изображений для ориентировки в пространстве (в %).
У 42,86 % испытуемых не наблюдается изменения в уровне развития наглядно-образного мышления и навыка использования условно-схематических изображений для ориентировки в пространстве ниже среднего. По нашему мнению, это связано с тем, что индивидуально-типологические особенности, обуславливающие трудности, как в концентрации внимания, так и пространственной ориентировке, не позволяют достичь определенного уровня успешности. У данных испытуемых, так же высоко количество ошибочных действий (более 9).
Заметные изменения отмечаются у 57,14 % детей, у которых констатируем средний уровень развития изучаемых показателей. Время на рассмотрение плана и продвижение по схеме у данных детей чуть выше, а количество совершаемых ошибок не более 2, которые сразу исправляются.
Важнейшим качеством, определяющим успешность как общей готовности к школьному обучению, так и общего личностного развития, является состояние мотивационно-потребностной сферы.
Проведя повторную диагностику по методике Л.И. Божович и Н.И Гуткиной, мы установили, что:
· качественные и количественные изменения наблюдаются у 6 испытуемых;
· у одного испытуемого изменений не отмечается (См. Рис. 2.3).
Рисунок 2.3. Динамика изменения показателя развития мотивационно-потребностной сферы у испытуемых младшего школьного возраста с ЗПР (в %).
Проводя анализ рисунка 3, у 5 испытуемых достаточно хорошо развит интерес к учебе в школе, внимание к игровому процессу все еще преобладает, но на фоне хорошей мотивации к учебной деятельности, возможно переключение внимания на более полезную деятельность.
У одного испытуемого отмечается изменение в мотивационном компоненте, некоторый уровень низкой заинтересованности к учебной деятельности наблюдается, но при активном взаимодействии со взрослым, происходит повышение интереса к учебному процессу.
У одного испытуемого, качественных изменений в мотивационно-потребностной сфере не отмечается.
Так же, в ходе проделанной коррекционной работы, мы выявили следующие изменения:
· шесть испытуемых проявляют средний уровень развития коммуникативных навыков и представлений об окружающем мире. На фоне проявления коммуникативной инертности и сниженным словарным запасом, отмечается некоторое увеличение структурированных знаний об окружающем мире. Трое испытуемых начали проявлять устойчивый навык более развернутых словесных высказываний, хотя у всех отмечаются грамматические нарушения в структуре таких вербальных конструкций. Количество ошибок незначительно.
· один испытуемый показал все так же низкий уровень развития коммуникативных навыков и представлений об окружающем мире, на большую часть вопросов не смог ответить, знакомые предметы описываются недостаточно связно, представления об окружающем мире бедны (знает только то, с чем сталкивается), познавательный интерес носит ситуативный характер. Тем не менее, реагирует на замечания взрослого, может вступать в сотрудничество, но проявляется такое сотрудничество в виде ситуационных явлений (См. Рис. 2.4.)
Рисунок 2.4. Изучение уровня развития коммуникативных навыков и представлений об окружающем мире у детей младшего школьного возраста с ЗПР (контрольный этап эксперимента)
Таким образом, мы можем говорить о том, что у обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития, наблюдаются положительные количественные и качественные изменения в уровне развития личностной и интеллектуальной готовности к школьному обучению. Отметим, что такие изменения наблюдались и большинства испытуемых, в то время как у одного испытуемого серьёзных изменений не наблюдалось.
Тем не менее, следует заметить, что для достижения более высоких результатов на качественном и количественном уровне, требуется достаточно длительное психолого-педагогическое сопровождение.
Выводы по главе
В нашем исследовании, мы установили, что у обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития, отмечается значительное отставание в следующих критериях, отражающих, по нашему мнению, состояние интеллектуальной и личностной готовности:
• уровень сформированности пространственного восприятия, внимания, узнавания, объема кратковременной зрительной памяти;
• уровень сформированности произвольного внимания, пространственная ориентировка и саморегуляция деятельности;
• уровень развития наглядно-образного мышления и навыка использования условно-схематических изображений для ориентировки в пространстве;
• уровень развития мотивационно-потребностной сферы;
• уровень общего объема знаний и представлений об окружающем мире, широта кругозора.
В ходе реализации разработанной нами коррекционной программы удалось установить положительные динамические изменения, говорящие о том, что для первоклассников с задержкой психического развития, использование средств игротерапии позволяет скорректировать уровень готовности к школьному обучению.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.