ИЗУЧЕНИЕ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА КОНТРОЛЬНОМ ЭТАПЕ ЭКСПЕРИМЕНТА
Оценка 4.8

ИЗУЧЕНИЕ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА КОНТРОЛЬНОМ ЭТАПЕ ЭКСПЕРИМЕНТА

Оценка 4.8
docx
28.05.2021
ИЗУЧЕНИЕ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА КОНТРОЛЬНОМ ЭТАПЕ ЭКСПЕРИМЕНТА
ИЗУЧЕНИЕ ГОТОВК ШКОБУЧ ДЕТЕЙ МЛ ШК ВОЗР С ЗПР.docx

ИЗУЧЕНИЕ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА КОНТРОЛЬНОМ ЭТАПЕ ЭКСПЕРИМЕНТА

 

По результатам проведенной психолого-педагогической коррекционной работы, нами были зафиксированы изменения в изучаемых показателях интеллектуальной и личностной готовности

Установлена тенденция положительной динамики изменения степени сформированности пространственного восприятия у обучающихся младшего школьного возраста с ЗПР (См. Табл. 2.6).

Таблица 2.6 - Показатель изменения уровня сформированности пространственного восприятия у испытуемых с ЗПР

№ п.п.

Испытуемый

Уровень сформированности

Констатирующий этап

Контрольный этап

показатели

показатели

Количествен-ный

Качествен-ный

Количественный

Качествен-ный

1.        

А Ф.

4

Низкий

6

Средний

2.        

А У.

3

Низкий

4

Низкий

3.        

В О.

3

Низкий

5

Низкий

4.        

Г Е.

3

Низкий

5

Низкий

5.        

Е М.

4

Низкий

6

Средний

6.        

М Г.

3

Низкий

5

Низкий

7.        

Н П.

3

Низкий

5

Низкий

 

Как видно из таблицы 2.6, у всех испытуемых наблюдается положительная динамика изменения в уровне развития внимания и навыка узнавания. Все так же, отмечалось наличие трудностей в нахождении и идентификации предъявляемой фигуры, но количественные показатели узнаваемых изображений возросло. Отметим, что такие показатели все еще говорят о наличии определенных особенностей в развитии пространственного восприятия и в объеме кратковременной зрительной памяти.

По итогам проведения методики «Узнавание фигур», у 2 испытуемых объем кратковременной памяти и идентифицируемых картинок увеличился на 2 изображения, тем самым переводя данных испытуемых на средний уровень развития изучаемого показателя; у остальных испытуемых так же отмечается увеличение объема кратковременной памяти и идентифицируемых картинок (у 4 на 2 изображения, у одного на 1 изображение).

В итоге, мы отмечаем, что у обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития и наблюдается положительная динамика развития процессов пространственного восприятия, внимания, узнавания, а также объема кратковременной зрительной памяти, тем не менее данные изменения являются недостаточными.

В результате проведенной коррекционной работы, произошли изменения и в степени развития процессов произвольного внимания и регуляции собственной деятельности (См. Табл. 2.7).

Таблица 2.7 - Динамика изменения показателя формирования произвольного внимания и регуляции деятельности на констатирующем и контрольном этапе эксперимента

№ п.п.

Испытуемый

Уровень сформированности

До

После

1.         

А Ф.

Ниже среднего

Средний

2.        

А У.

Низкий

Ниже среднего

3.        

В О.

Низкий

Ниже среднего

4.        

Г Е.

Низкий

Ниже среднего

5.        

Е М.

Ниже среднего

Средний

6.        

М Г.

Низкий

Низкий

7.        

Н П.

Низкий

Ниже среднего

 

В результате проведенного исследования, у 6 испытуемых отмечается положительная динамика, в то время как у одного – изменений в уровне сформированности произвольного внимания, пространственной ориентировки и саморегуляции собственной деятельности не наблюдается.

В ходе выполнения экспериментального задания у 28, 57% испытуемых повысился навык копирования образца предъявляемого узора. Были отмечены ошибки в ходе продолжения узора, но они исправлялись самостоятельно (после сравнения с эталонным образцом) без вмешательства взрослого.

После проведенной коррекционной программы у 57,14 % детей младшего школьного возраста с ЗПР улучшились показатели развития произвольного внимания и регуляции деятельности. У данных испытуемых отмечен общий высокий интерес к выполнению задания, само срисовывание узора было достаточно точным, но, тем не менее, допущенные ошибки в ходе продолжения задания упускались из виду и не исправлялись. Требовалась небольшая помощь, в виде дополнительных устных инструкций.

У одного испытуемого не наблюдалось значительных качественных изменений, отмечалась общая апатичность к выполнению инструкции, сложности в успешном копировании предъявляемого визуально изображения. Такой результат мы объясняем тем, что в виду индивидуально-типологических особенностей данному ребенку требуется более глубокая и длительная коррекционная работа в повышении уровня развития произвольного внимания и пространственной ориентировки.

Некоторые особенности динамических изменений, отмечаются нами и в уровне развития наглядно-образного мышления и навыка использования условно-схематических изображений для ориентировки в пространстве (См. Рис. 2.2).

Рисунок 2.2. Динамика изменения показателя развития наглядно-образного мышления и навыка использования условно-схематических изображений для ориентировки в пространстве (в %).

У 42,86 % испытуемых не наблюдается изменения в уровне развития наглядно-образного мышления и навыка использования условно-схематических изображений для ориентировки в пространстве ниже среднего. По нашему мнению, это связано с тем, что индивидуально-типологические особенности, обуславливающие трудности, как в концентрации внимания, так и пространственной ориентировке, не позволяют достичь определенного уровня успешности. У данных испытуемых, так же высоко количество ошибочных действий (более 9).

Заметные изменения отмечаются у 57,14 % детей, у которых констатируем средний уровень развития изучаемых показателей. Время на рассмотрение плана и продвижение по схеме у данных детей чуть выше, а количество совершаемых ошибок не более 2, которые сразу исправляются.

Важнейшим качеством, определяющим успешность как общей готовности к школьному обучению, так и общего личностного развития, является состояние мотивационно-потребностной сферы.

Проведя повторную диагностику по методике Л.И. Божович и Н.И Гуткиной, мы установили, что:

·                   качественные и количественные изменения наблюдаются у 6 испытуемых;

·                   у одного испытуемого изменений не отмечается (См. Рис. 2.3).

Рисунок 2.3. Динамика изменения показателя развития мотивационно-потребностной сферы у испытуемых младшего школьного возраста с ЗПР (в %).

Проводя анализ рисунка 3, у 5 испытуемых достаточно хорошо развит интерес к учебе в школе, внимание к игровому процессу все еще преобладает, но на фоне хорошей мотивации к учебной деятельности, возможно переключение внимания на более полезную деятельность.

У одного испытуемого отмечается изменение в мотивационном компоненте, некоторый уровень низкой заинтересованности к учебной деятельности наблюдается, но при активном взаимодействии со взрослым, происходит повышение интереса к учебному процессу.

У одного испытуемого, качественных изменений в мотивационно-потребностной сфере не отмечается.

Так же, в ходе проделанной коррекционной работы, мы выявили следующие изменения:

·                   шесть испытуемых проявляют средний уровень развития коммуникативных навыков и представлений об окружающем мире. На фоне проявления коммуникативной инертности и сниженным словарным запасом, отмечается некоторое увеличение структурированных знаний об окружающем мире. Трое испытуемых начали проявлять устойчивый навык более развернутых словесных высказываний, хотя у всех отмечаются грамматические нарушения в структуре таких вербальных конструкций. Количество ошибок незначительно.

·                   один испытуемый показал все так же низкий уровень развития коммуникативных навыков и представлений об окружающем мире, на большую часть вопросов не смог ответить, знакомые предметы описываются недостаточно связно, представления об окружающем мире бедны (знает только то, с чем сталкивается), познавательный интерес носит ситуативный характер. Тем не менее, реагирует на замечания взрослого, может вступать в сотрудничество, но проявляется такое сотрудничество в виде ситуационных явлений (См. Рис. 2.4.)

Рисунок 2.4. Изучение уровня развития коммуникативных навыков и представлений об окружающем мире у детей младшего школьного возраста с ЗПР (контрольный этап эксперимента)

Таким образом, мы можем говорить о том, что у обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития, наблюдаются положительные количественные и качественные изменения в уровне развития личностной и интеллектуальной готовности к школьному обучению. Отметим, что такие изменения наблюдались и большинства испытуемых, в то время как у одного испытуемого серьёзных изменений не наблюдалось.

Тем не менее, следует заметить, что для достижения более высоких результатов на качественном и количественном уровне, требуется достаточно длительное психолого-педагогическое сопровождение.

 

Выводы по главе

В нашем исследовании, мы установили, что у обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития, отмечается значительное отставание в следующих критериях, отражающих, по нашему мнению, состояние интеллектуальной и личностной готовности:

•        уровень сформированности пространственного восприятия, внимания, узнавания, объема кратковременной зрительной памяти;

•        уровень сформированности произвольного внимания, пространственная ориентировка и саморегуляция деятельности;

•        уровень развития наглядно-образного мышления и навыка использования условно-схематических изображений для ориентировки в пространстве;

•        уровень развития мотивационно-потребностной сферы;

•        уровень общего объема знаний и представлений об окружающем мире, широта кругозора.

В ходе реализации разработанной нами коррекционной программы удалось установить положительные динамические изменения, говорящие о том, что для первоклассников с задержкой психического развития, использование средств игротерапии позволяет скорректировать уровень готовности к школьному обучению.

 

 

 

 

 

 

 

 


 

ИЗУЧЕНИЕ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ

ИЗУЧЕНИЕ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ

Отметим, что такие показатели все еще говорят о наличии определенных особенностей в развитии пространственного восприятия и в объеме кратковременной зрительной памяти

Отметим, что такие показатели все еще говорят о наличии определенных особенностей в развитии пространственного восприятия и в объеме кратковременной зрительной памяти

М Г. Низкий Низкий 2

М Г. Низкий Низкий 2

Рисунок 2.2. Динамика изменения показателя развития наглядно-образного мышления и навыка использования условно-схематических изображений для ориентировки в пространстве (в %)

Рисунок 2.2. Динамика изменения показателя развития наглядно-образного мышления и навыка использования условно-схематических изображений для ориентировки в пространстве (в %)

Проведя повторную диагностику по методике

Проведя повторную диагностику по методике

Так же, в ходе проделанной коррекционной работы, мы выявили следующие изменения: · шесть испытуемых проявляют средний уровень развития коммуникативных навыков и представлений об окружающем мире

Так же, в ходе проделанной коррекционной работы, мы выявили следующие изменения: · шесть испытуемых проявляют средний уровень развития коммуникативных навыков и представлений об окружающем мире

Рисунок 2.4. Изучение уровня развития коммуникативных навыков и представлений об окружающем мире у детей младшего школьного возраста с

Рисунок 2.4. Изучение уровня развития коммуникативных навыков и представлений об окружающем мире у детей младшего школьного возраста с

В ходе реализации разработанной нами коррекционной программы удалось установить положительные динамические изменения, говорящие о том, что для первоклассников с задержкой психического развития, использование средств игротерапии…

В ходе реализации разработанной нами коррекционной программы удалось установить положительные динамические изменения, говорящие о том, что для первоклассников с задержкой психического развития, использование средств игротерапии…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.05.2021