ИЗУЧЕНИЕ ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА С УЧЕТОМ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
Оценка 4.9

ИЗУЧЕНИЕ ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА С УЧЕТОМ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.

Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа
docx
русская литература +1
6 кл
11.06.2020
ИЗУЧЕНИЕ ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА С УЧЕТОМ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
научная статья.docx

ИЗУЧЕНИЕ ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА С УЧЕТОМ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.


STUDY OF THE NAME ADJECTIVE IN THE LESSONS OF THE RUSSIAN LANGUAGE TAKING INTO ACCOUNT FORMATION OF UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS.

 

             Аннотация. Бұл мақалада жалпы білім беру әрекеттерін қалыптастыруды ескере отырып, орыс тілі сабақтарында сын есімнің атауын білу туралы мәселе қарастырылады. Жалпыға бірдей әрекет бастауыш мектептегі негізгі бағыт. Ортаңғы сілтемеде ақпарат азайтылады. Бүгінгі таңда студентті үнемі өзгеріп отыратын қоғамда дамып, жетілуіне көмектесетін іс-әрекеттің әмбебап әдістерімен жабдықтау өте маңызды. Бұл үшін оқыту әдісі өзгеруі керек: білім, білік және дағдыларды игеру мақсатынан бастап оқушының жеке тұлғасын дамыту мақсатына дейінгі барлық оқу жылдарында. Орыс тілін оқытудың міндеттерінің бірі - балаларды өз ойларын дұрыс, сонымен қатар дәл, бейнелі түрде жеткізуге үйрету болғандықтан, зерттеу тақырыбын құрайтын жалпыға бірдей білім беру әрекеттерін қалыптастыруды ескере отырып, студенттерді сын есіммен сөйлеу бөлігі ретінде таныстырудың шұғыл қажеттілігі туындайды, өзекті және перспективалы.

 Аннотация. В данной статье рассматривается вопрос об изучении имени прилагательное на уроках русского языка с учетом формирования универсальных учебных действий. Универсальные действия – основное направление в начальной школе. В среднем звене информация минимализирована. Сегодня  очень важно вооружить ученика  такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе. А для этого  должен быть изменён способ обучения: от цели усвоения знаний, умений и навыков к цели развития личности учащегося, на протяжении всех лет обучения. Поскольку одна из задач преподавания русского языка состоит в том, чтобы научить детей выражать свои мысли не только правильно, но и точно, образно, возникает настоятельная необходимость в ознакомлении учащихся с прилагательным как частью речи, с учетом формирования универсальных учебных действий, что делает тему исследования актуальной и перспективной.

   Annotation. This article discusses the question of learning the name of the adjective in the lessons of the Russian language, taking into account the formation of universal educational actions. Universal action is the mainstream in elementary school. In the middle link, information is minimized. Today it is very important to equip a student with such universal methods of action that will help him to develop and improve in a constantly changing society. And for this, the way of learning should be changed: from the goal of assimilating knowledge, skills to the goal of developing a student’s personality, throughout all the years of training. Since one of the tasks of teaching the Russian language is to teach children to express their thoughts not only correctly, but also accurately, figuratively, there is an urgent need to familiarize students with the adjective as part of speech, taking into account the formation of universal educational actions, which makes the topic of research relevant and promising.

 

Прилагательное – это самая изобразительная часть речи. Прилагательные могут описать цвет, запах, форму любого предмета, рассказать о наших чувствах, характере, внешности, переживаниях, о настроении…

В.В. Виноградов

Русский язык занимает важное место в системе школьных предметов, так как он является не только объектом изучения, но и средством обучения, ибо на уроках русского языка учащиеся приобретают необходимые умения и навыки, с помощью которых они овладевают знаниями по другим предметам.

Одной из наиболее общих категорий русского языка, по признанию специалистов, являются части речи. В них определённым образом группируются слова с близкими лексико-грамматическими характеристиками, с одинаковым способом отображения объективной действительности. Поэтому части речи привлекали и привлекают особый интерес, как при решении важных теоретических вопросов, так и в практическом освоении языка.

Имена прилагательные по своим выразительным качествам не могут сравниться ни с одной частью речи. Имена прилагательные «как бы живописуют и характеризуют, они, словно, расцвечивают повествование». В отличие от имени существительного, обозначающего понятие о предмете в совокупности со всеми его признаками, прилагательное суживает объем понятия, делает его конкретным и отчетливым. Поскольку одна из задач преподавания русского языка состоит в том, чтобы научить детей выражать свои мысли не только правильно, но и точно, образно, возникает настоятельная необходимость в ознакомлении учащихся с прилагательным как частью речи, что делает тему исследования актуальной и перспективной.

Анализ новых тенденций оптимизации образовательного процесса в школе позволяет говорить в первую очередь об изменении общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе от определения цели обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению цели как формирования умения учиться; от ориентации на учебно-предметное содержание школьных предметов к пониманию учебного процесса как смыслового (процесса смыслообразования и смыслопорождения).

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.

В современных методических исследованиях, посвященных обучению русскому языку, рассматриваются различные аспекты речевого подхода к изучению языковых явлений. При этом исследователи отмечают, что изучение морфологии в школе должно способствовать развитию речи учащихся, обогащению их словарного запаса, усвоению ряда правил словоупотребления и полноценному усвоению норм правописания. Таким образом, знания, умения и навыки в области морфологии являются той основой, на которой формируются и совершенствуются лингвистическая, языковая и речевая компетенции. Однако необходимо отметить, что до сих пор нет специального исследования, посвященного обучению именно имени прилагательному.

Термин “универсальные учебные действия” можно определить как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Разработчиками ФГОС выделены основные виды универсальных учебных действий:

Ø    личностные (самоопределение, смыслообразование и действие нравственно-этического оценивания),

Ø    регулятивные (целеобразование, планирование, контроль, коррекция, оценка, прогнозирование),

Ø    познавательные (общеучебные, логические и знаково-символические)

Ø    коммуникативные УУД.

УУД представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный,  метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.

    В основе развития УУД лежит системно-деятельностный подход. Активность обучающегося признаётся основой достижения развивающих целей образования – знания не передаются в готовом виде, а добываются самими обучающимися в процессе познавательной деятельности. Умение учиться — существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, в том числе знаний по русскому языку.

Какими могут быть пути формирования УУД при изучении имени прилагательное на уроках русского языка?

Например, задание «Анализ текста». 6 класс.

Тема урока «Части речи» (повторение).

Цель: прийти к пониманию необходимости беречь свой родной язык, ценить его и защищать.

Дети получают карточки с текстом:

Самая большая це(н, нн)ость народа - это язык, язык, на котором он пиш..т, говорит, дума..т. Дума..т! Это надо понять досконально, во всей многозначности и многозначительности этого факта. Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проход..т через родной ему язык. .

Вернейший способ узнать человека - его умственное развитие, его м..ральный облик, его х..рактер – прислушат(?)ся к тому, как он говорит.

Если мы замеча..м манеру человека себя д..ржать, его похо..ку, его пов..дение и по ним судим о человеке, иногда, впрочем, ошибочно, то язык человека - гораздо более точ(?)ныйпок..затель его человеческих качеств, его культуры.

Итак, есть язык народа, как пок..затель его культуры, и язык отдельного человека, как пок..затель его лич(?)ных качеств, качеств человека, который пользует(?)ся языком народа. (Д. С. Лихачев)

Выполнить следующие задания:

1.        Озаглавить текст.

2.        Определить основную идею.

3.        Составить тезисный план: озаглавить каждый пункт плана с использованием имени прилагательное.

4.        Сформулировать ответ на вопрос: «Что является показателем культуры человека?»

5.        Последние задания на развитие познавательных универсальных учебных действий: 

а)Выписать слова с пропущенными орфограммами и графически их объяснить.  б)Заполните таблицу примерами из текста:

 

 

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

 

 

 

 

        Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:

-          целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

-          планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

-          прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

-          контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

-          коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

-          оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

-          саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.

Типовые задания для формирования регулятивных УУД при изучении имени прилагательное.

Учебные действия

Типовые задания

Целеполагания

Поиск ответа на вопрос «Для чего необходимо знать (уметь)?»

Планирование

«Как это делать?», «Что и как нужно было сделать, чтобы получился правильный результат?»

Осуществления учебных действий

«Напиши по памяти…», «Прочитай вслух…», «Прочитай про себя…», поиск лишнего слова

Прогнозирование

Регулятивные прогнозирования

«Как думаешь, какой результат может получиться?», «Как думаешь, достаточно знать… для выполнения задания?», «Какие трудности могут возникнуть и почему?»

Контроль и самоконтроль:

Регулятивные контроля и самоконтроля. Задания типа «Одноклассник сказал… Проверь: прав ли он?», «Такой ли получен результат, как вобразце?», «Правильно ли это делается?», «Сможешь доказать?», «Поменяйтесь тетрадями, проверьте друг у друга», «Проверь по словарю…».

Коррекция

Регулятивные коррекции

«Установи правильный порядок предложений в тексте»

Оценка

Регулятивные оценки

«Оцени свою работу на уроке»,«Мне понравилось…», «Я хочу похвалить себя (или одноклассников) за то…», «Мне было интересно»,«Мне показалось важным…», «Для меня было открытием…», «Сегодня мне было трудно…»

Саморегуляция

Регулятивные саморегуляции.

«Ты сможешь прочитать зашифрованное слово (дойти до вершины горы), выполнив ряд заданий»), тренинговые упражнения психологического характера (например, установка «Раз, два, три – слушай и смотри! Три, два, раз – мы начнём сейчас!»), дыхательная гимнастика

Материал в учебнике, презентациях, на уроках подается так, чтобы ученики оказались в обстановке творческого поиска, умственного напряжения: даются различные проблемные ситуации, организовано наблюдение над материалом с помощью специальных вопросов.

Например, задание «Выбрать цель урока из предложенных фраз» 6 класс

Цель: формирование умения определять цель урока по теме урока.

Тема урока «Имя прилагательное».

Выбери из предложенных фраз ту, которая, на твой взгляд, является целью нашего урока:

1.        Дать определение имени прилагательное.

2.        Мне нравится искать имена прилагательные в тексте.

3.        Научиться определять имя прилагательное по роду, запомнить, какие окончания может иметь имя прилагательное в каждом роде.

Задание «Расскажи все, что ты знаешь о данном члене предложения по плану».

Тема урока «Имя прилагательное».

Цель: развивать умение соотносить полученный результат с образцом, находить и исправлять ошибки.

Задание: Расскажи все, что ты знаешь об имени прилагательном по плану:

1.        Что это такое?

2.        Что обозначает?

3.        На какой вопрос отвечает?

4.        Какими частями речи может быть выражено?

5.        Как подчеркивается?

Все ли верно в вашем рассказе?(дети читают правило в учебнике).

Познавательные универсальные действия включают:

Общеучебные универсальные действия:

-          самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

-          поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

-          структурирование знаний;

-          осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

-          выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

-          рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

-          смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

-          постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

-          моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта;

-          преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

-          анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

-          синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

-          выбор оснований и критериев для сравнения,классификацииобъектов;

-          подведение под понятие, выведение следствий;

-          установление причинно-следственных связей;

-          построение логической цепи рассуждений;

-          доказательство;

Постановка и решение проблемы:

-          формулирование проблемы;

-          самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Интересны задания «Найди лишнее» и  «Верные — неверные утверждения», они очень нравятся детям. Использовать приём «Верные — неверные утверждения» можно по итогам изучения темы имя прилагательное, а можно предложить ученикам несколько утверждений по ещё не изученной теме. Дети выбирают верные утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приёму, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. К коммуникативным действиям относятся:

-          планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

-          постановка вопросов;

-          разрешение конфликтов;

-          управление поведением партнера;

-         умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Формирование коммуникативных УУД обеспечивается через обучение правильному и умелому использованию речи в различных жизненных ситуациях, при передаче другим своих мыслей и чувств, при построении диалога с другими учащимися и учителем.

Коммуникативные УУД успешно формируются, если правильно организована на уроках работа в паре. Использование данной формы работы позволяет всем ребятам участвовать в деятельности, трудиться, незанятых детей на уроках не остается.

Наиболее целесообразно применять работу в парах на уроках систематизации и обобщения знаний, поскольку ученики уже имеют определенный багаж знаний по пройденным темам или разделу. Однако работу в парах можно применять и на уроках усвоения новых знаний, на уроках контроля.

Здесь можно привести пример деятельности детей, приводящей к развитию коммуникативных УУД: ученики получают задание под одним и тем же номером: один ученик становится исполнителем – он должен выполнять это задание, а другой – контролером – должен проверить правильность выполненного задания. При этом у контролера имеется подробная инструкция выполнения задания. При выполнении следующего задания дети меняются ролями: кто был исполнителем, становится контролером, а контролер – исполнителем.

Использование парной формы контроля позволяет решить одну важную задачу: учащиеся, контролируя друг друга, постепенно научаются контролировать и себя, становятся более внимательными.

Задание: Поработай над своей устной речью. Подготовь связный рассказ на тему «Что я знаю об имени прилагательном». Построить свой рассказ тебе поможет план. Помни, каждую свою мысль нужно подтвердить примером.

Термин УУД в широком смысле означает «умение учиться». Последовательная работа по формированию и развитию у детей УУД или «Умения учиться» ведет к повышению эффективности образования в общем, к более гибкому и прочному усвоению знаний учащимися.

Итак, наша главная цель сегодня – научить учащихся «умению учиться», обеспечить любому ребенку тот уровень развития, который позволит ему быть успешным при обучении не только в школе, но и в течение всей жизни. Поэтому так важна становится задача создания банка типовых заданий и задач, направленных на развитие УУД.

      Проектирование уроков по формированию УУД – дело непростое, но сегодня – это требование времени. А мы должны идти в ногу со временем, чтобы дети были востребованными, так как современное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение всей жизни.

 

                                         

 Библиографический список

1                   Министерство образования и науки Республики Казахстан  [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://edu.gov.kz/, свободный.

2                   Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров [Текст]  – М.: Издательский центр "Академия", 2004

3                   Итоговый практико-значимый проект «Универсальные учебные действия – формирование и развитие на уроке» по курсу инвариантного академического учебного модуля «Образование и общество. Актуальные проблемы психолого-педагогической науки». Герасимов А.В. // Социальная сеть работников образования.

4                   Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий. Ю. Михеева. [Текст]  - Учительская газета. Независимое педагогическое издание.– 2012.

5                   Пути формирования универсальных учебных действий средствами русского языка и литературы на уроках и во внеурочное время в условиях ФГОС. Окунева Н. Ф. // Педагогическое мастерство: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.) [Текст] - М.: Буки-Веди, 2015. — С. 113-116.

6                   [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.allbest.ru/ , свободный.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

ИЗУЧЕНИЕ ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

ИЗУЧЕНИЕ ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

Одной из наиболее общих категорий русского языка, по признанию специалистов, являются части речи

Одной из наиболее общих категорий русского языка, по признанию специалистов, являются части речи

УУД представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой…

УУД представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой…

Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности

Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности

Цель: формирование умения определять цель урока по теме урока

Цель: формирование умения определять цель урока по теме урока

Постановка и решение проблемы: - формулирование проблемы; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Постановка и решение проблемы: - формулирование проблемы; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Термин УУД в широком смысле означает «умение учиться»

Термин УУД в широком смысле означает «умение учиться»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.06.2020