Изучение психол особен. днтей К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ДЕТЕЙ ВОЗРАСТА С ЗПР
Оценка 4.7

Изучение психол особен. днтей К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ДЕТЕЙ ВОЗРАСТА С ЗПР

Оценка 4.7
docx
28.05.2021
Изучение психол особен. днтей  К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ДЕТЕЙ  ВОЗРАСТА С ЗПР
изучение психол особен. днтей К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ДЕТЕЙ ВОЗРАСТА С ЗПР.docx

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

 ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Изучение психолого-педагогических особенностей определения готовности к обучению в школе детей младшего школьного возраста с ЗПР, предполагает использование целого комплекса психодиагностических методик.

Проанализировав современные подходы к проведению исследования направленного на определение готовности к школьному обучению детей с ЗПР, мы пришли к выводу, что наиболее полно изучить данный феномен позволяет концепция Н.В. Бабкиной. В рамках данной концепции, автором предлагается использование 5 диагностических блоков (объединяющих в себе несколько методик) [Бабкина 2005].

Блок 1 включает в себя методики направленные на изучение особенностей пространственного восприятия.

Блок 2 направлен на диагностику произвольного внимания и регуляцию деятельности.

Блок 3 направлен на изучение умственного развития.

Блок 4 направлен на изучение уровня формирования учебной деятельности.

Блок 5 изучает общий уровень осведомленности и развития речи.

Следуя данной логике, мы пришли к выводу, что оценку степени готовности первоклассников с ЗПР к школьному обучению, логичнее проводить исследуя следующие компоненты:

•        уровень сформированности пространственного восприятия, внимания, узнавания, объема кратковременной зрительной памяти (методика «Узнавание фигур»);

•        уровень сформированности произвольного внимания, пространственная ориентировка и саморегуляция деятельности (методика Н.В. Бабкиной «Графический узор»);

•        уровень развития наглядно-образного мышления и навыка использования условно-схематических изображений для ориентировки в пространстве (методика «Лабиринт», разработанная Л.А. Венгер);

•        уровень развития мотивационно-потребностной сферы (методика Л.И. Божович и Н.И. Гуткиной);

•        уровень общего объема знаний и представлений об окружающем мире, широта кругозора.

Поскольку у детей с задержкой психического развития, с одной стороны отмечаются нарушения в мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сфере, а с другой – в основных психических процессах (мышлении, памяти, внимании и т.д.), необходимо организовывать как диагностическую, так и коррекционную работу с учетом индивидуально-типологических особенностей.

Отсюда, целью нашего исследования является: экспериментальное изучение психолого-педагогических особенностей определения готовности к обучению в школе, детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

Объектом исследования выступают психолого-педагогические особенности определения готовности к школьному обучению.

Предмет исследования – особенности определения готовности к обучению в школе детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

В рамках нашей выпускной квалификационной работы, выборку исследования составили дети младшего школьного возраста (6 лет) с задержкой психического развития (7 человек) (характеристика выборки испытуемых экспериментальной группы приведена в таблице 2.1).

Перед проведением экспериментального исследования, нами была осуществлена работа по сбору и анализу анамнестических сведений о развитии каждого испытуемого. В первую очередь исследовалась психолого-педагогическая и медицинская документация детей, проводились беседы с детьми и учителями. В заключении психолого-медико-педагогической комиссии у всех испытуемых экспериментальной группы стояло заключение о наличие задержки психического развития разного генеза.

Таблица 2.1 - Общая характеристика выборки испытуемых младшего школьного возраста из экспериментальной группы

 

№ п.п.

Испытуемый

Возраст

Характеристика

1.      

Андрей Ф.

6 лет

Задержка психического развития с элементами поведенческих нарушений

2.      

Анна У.

6 лет

Задержка психического развития

3.      

Виктория О.

6 лет

Задержка психического развития

4.      

Галина Е.

6 лет

Задержка психического развития

5.      

Евгений М.

6лет

Задержка психического развития с элементами поведенческих нарушений

6.      

Михаил Г.

6лет

Задержка психического развития с элементами поведенческих нарушений

7.      

Николай П.

6лет

Задержка психического развития конституционального генеза

 

Исследование проводилось н базе ОКОУ «Курская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья», г. Курска.

Экспериментальное исследование по изучению психолого-педагогических особенностей определения готовности к обучению в школе, первоклассников младшего школьного возраста с задержкой психического развития, проводилось в несколько этапов.

Первый этап – подготовительный, на котором нами была проведена работа по теоретическому анализу психологической и педагогической литературе посвященной проблеме определения понятия «готовность к школьному обучению», методов и подходов к определению рассматриваемого феномена. Нами были выделены – проблема исследования, поставлена цель, определены объект и предмет, а та же поставлены задачи.

Второй этап – констатирующий. На данном этапе нами были подобраны психодиагностические методики, которые были объединены в батарею тестов. Проведено непосредственное изучение степени готовности к школьному обучению в экспериментальной группе, на основании которого разрабатывалась программа коррекционно-диагностической работы, по определению психолого-педагогических особенностей определения готовности к школьному обучению детей младшего школьного возраста с ЗПР.

Третий этап – констатирующий. На этапе констатирующего эксперимента, нами выполнена повторная диагностическая работа, предполагающая итоговую фиксацию наличия или отсутствия динамики изменения в изучаемых показателях, корректировку разработанной программы.

Четвертый этап – итоговый. На этом этапе проводилась заключительная работа по формулированию выводов и анализу полученных результатов экспериментального исследования.

На всех этапах проведённого экспериментального исследования, для решения поставленных задач, нами были использованы следующие методы:

·                   теоретический анализ литературы;

·                    диагностические методы сбора фактического материала;

·                   эксперимента;

·                    метод анализа продуктов деятельности;

·                    катамнестический метод;

·                   наблюдение.

В качестве основных психодиагностических методик нами были выбраны:

1.                 Методика «Узнавание фигур», используемая нами для изучения сформированности процессов восприятия и узнавания, а также объема кратковременной зрительной памяти (См. приложение 1);

2.                 Методика Н.В. Бабкиной «Графический узор», используемая для изучения процессов внимания, умения действовать по правилам, изучение навыка ориентировки, мелкой моторики (См. приложение 2);

3.                 Для изучения уровня развития наглядно-образного мышления и навыка использования условно-схематических изображений для ориентировки в пространстве нами применялась методика Л.А. Венгер «Лабиринт» (См. приложение 3);

4.                 Для определения уровня развития мотивационно-потребностной сферы использовался опросник Л.И. Божович и Н.И. Гуткиной (См. приложение 4);

5.                 Оценка широты кругозора, общего объема знаний и представлений об окружающем мире, проводилось в форме экспериментальной беседы.

Таким образом, используемые нами методики: «Узнавание фигур», «Графический узор», методика «Лабиринт» и оценка широты кругозора, помогают оценить уровень развития отдельных психических процессов, но в совокупности своей представляющие такой показатель школьной готовности как – интеллектуальная готовность.

Личностная готовность первоклассников к школьному обучению изучается нами через изучение наличия учебной мотивации, а так же через наблюдение за испытуемыми в ходе выполнения экспериментальных заданий по другим методикам.

 


 

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

Н.В. Бабкиной «Графический узор»); • уровень развития наглядно-образного мышления и навыка использования условно-схематических изображений для ориентировки в пространстве (методика «Лабиринт», разработанная

Н.В. Бабкиной «Графический узор»); • уровень развития наглядно-образного мышления и навыка использования условно-схематических изображений для ориентировки в пространстве (методика «Лабиринт», разработанная

Перед проведением экспериментального исследования, нами была осуществлена работа по сбору и анализу анамнестических сведений о развитии каждого испытуемого

Перед проведением экспериментального исследования, нами была осуществлена работа по сбору и анализу анамнестических сведений о развитии каждого испытуемого

Первый этап – подготовительный, на котором нами была проведена работа по теоретическому анализу психологической и педагогической литературе посвященной проблеме определения понятия «готовность к школьному обучению»,…

Первый этап – подготовительный, на котором нами была проведена работа по теоретическому анализу психологической и педагогической литературе посвященной проблеме определения понятия «готовность к школьному обучению»,…

В качестве основных психодиагностических методик нами были выбраны: 1

В качестве основных психодиагностических методик нами были выбраны: 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.05.2021