ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Изучение психолого-педагогических особенностей определения готовности к обучению в школе детей младшего школьного возраста с ЗПР, предполагает использование целого комплекса психодиагностических методик.
Проанализировав современные подходы к проведению исследования направленного на определение готовности к школьному обучению детей с ЗПР, мы пришли к выводу, что наиболее полно изучить данный феномен позволяет концепция Н.В. Бабкиной. В рамках данной концепции, автором предлагается использование 5 диагностических блоков (объединяющих в себе несколько методик) [Бабкина 2005].
Блок 1 включает в себя методики направленные на изучение особенностей пространственного восприятия.
Блок 2 направлен на диагностику произвольного внимания и регуляцию деятельности.
Блок 3 направлен на изучение умственного развития.
Блок 4 направлен на изучение уровня формирования учебной деятельности.
Блок 5 изучает общий уровень осведомленности и развития речи.
Следуя данной логике, мы пришли к выводу, что оценку степени готовности первоклассников с ЗПР к школьному обучению, логичнее проводить исследуя следующие компоненты:
• уровень сформированности пространственного восприятия, внимания, узнавания, объема кратковременной зрительной памяти (методика «Узнавание фигур»);
• уровень сформированности произвольного внимания, пространственная ориентировка и саморегуляция деятельности (методика Н.В. Бабкиной «Графический узор»);
• уровень развития наглядно-образного мышления и навыка использования условно-схематических изображений для ориентировки в пространстве (методика «Лабиринт», разработанная Л.А. Венгер);
• уровень развития мотивационно-потребностной сферы (методика Л.И. Божович и Н.И. Гуткиной);
• уровень общего объема знаний и представлений об окружающем мире, широта кругозора.
Поскольку у детей с задержкой психического развития, с одной стороны отмечаются нарушения в мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сфере, а с другой – в основных психических процессах (мышлении, памяти, внимании и т.д.), необходимо организовывать как диагностическую, так и коррекционную работу с учетом индивидуально-типологических особенностей.
Отсюда, целью нашего исследования является: экспериментальное изучение психолого-педагогических особенностей определения готовности к обучению в школе, детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Объектом исследования выступают психолого-педагогические особенности определения готовности к школьному обучению.
Предмет исследования – особенности определения готовности к обучению в школе детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
В рамках нашей выпускной квалификационной работы, выборку исследования составили дети младшего школьного возраста (6 лет) с задержкой психического развития (7 человек) (характеристика выборки испытуемых экспериментальной группы приведена в таблице 2.1).
Перед проведением экспериментального исследования, нами была осуществлена работа по сбору и анализу анамнестических сведений о развитии каждого испытуемого. В первую очередь исследовалась психолого-педагогическая и медицинская документация детей, проводились беседы с детьми и учителями. В заключении психолого-медико-педагогической комиссии у всех испытуемых экспериментальной группы стояло заключение о наличие задержки психического развития разного генеза.
Таблица 2.1 - Общая характеристика выборки испытуемых младшего школьного возраста из экспериментальной группы
№ п.п. |
Испытуемый |
Возраст |
Характеристика |
1. |
Андрей Ф. |
6 лет |
Задержка психического развития с элементами поведенческих нарушений |
2. |
Анна У. |
6 лет |
Задержка психического развития |
3. |
Виктория О. |
6 лет |
Задержка психического развития |
4. |
Галина Е. |
6 лет |
Задержка психического развития |
5. |
Евгений М. |
6лет |
Задержка психического развития с элементами поведенческих нарушений |
6. |
Михаил Г. |
6лет |
Задержка психического развития с элементами поведенческих нарушений |
7. |
Николай П. |
6лет |
Задержка психического развития конституционального генеза |
Исследование проводилось н базе ОКОУ «Курская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья», г. Курска.
Экспериментальное исследование по изучению психолого-педагогических особенностей определения готовности к обучению в школе, первоклассников младшего школьного возраста с задержкой психического развития, проводилось в несколько этапов.
Первый этап – подготовительный, на котором нами была проведена работа по теоретическому анализу психологической и педагогической литературе посвященной проблеме определения понятия «готовность к школьному обучению», методов и подходов к определению рассматриваемого феномена. Нами были выделены – проблема исследования, поставлена цель, определены объект и предмет, а та же поставлены задачи.
Второй этап – констатирующий. На данном этапе нами были подобраны психодиагностические методики, которые были объединены в батарею тестов. Проведено непосредственное изучение степени готовности к школьному обучению в экспериментальной группе, на основании которого разрабатывалась программа коррекционно-диагностической работы, по определению психолого-педагогических особенностей определения готовности к школьному обучению детей младшего школьного возраста с ЗПР.
Третий этап – констатирующий. На этапе констатирующего эксперимента, нами выполнена повторная диагностическая работа, предполагающая итоговую фиксацию наличия или отсутствия динамики изменения в изучаемых показателях, корректировку разработанной программы.
Четвертый этап – итоговый. На этом этапе проводилась заключительная работа по формулированию выводов и анализу полученных результатов экспериментального исследования.
На всех этапах проведённого экспериментального исследования, для решения поставленных задач, нами были использованы следующие методы:
· теоретический анализ литературы;
· диагностические методы сбора фактического материала;
· эксперимента;
· метод анализа продуктов деятельности;
· катамнестический метод;
· наблюдение.
В качестве основных психодиагностических методик нами были выбраны:
1. Методика «Узнавание фигур», используемая нами для изучения сформированности процессов восприятия и узнавания, а также объема кратковременной зрительной памяти (См. приложение 1);
2. Методика Н.В. Бабкиной «Графический узор», используемая для изучения процессов внимания, умения действовать по правилам, изучение навыка ориентировки, мелкой моторики (См. приложение 2);
3. Для изучения уровня развития наглядно-образного мышления и навыка использования условно-схематических изображений для ориентировки в пространстве нами применялась методика Л.А. Венгер «Лабиринт» (См. приложение 3);
4. Для определения уровня развития мотивационно-потребностной сферы использовался опросник Л.И. Божович и Н.И. Гуткиной (См. приложение 4);
5. Оценка широты кругозора, общего объема знаний и представлений об окружающем мире, проводилось в форме экспериментальной беседы.
Таким образом, используемые нами методики: «Узнавание фигур», «Графический узор», методика «Лабиринт» и оценка широты кругозора, помогают оценить уровень развития отдельных психических процессов, но в совокупности своей представляющие такой показатель школьной готовности как – интеллектуальная готовность.
Личностная готовность первоклассников к школьному обучению изучается нами через изучение наличия учебной мотивации, а так же через наблюдение за испытуемыми в ходе выполнения экспериментальных заданий по другим методикам.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.