Изучение развития речевой кратковременной непосредсвенной механической памяти
и динамики запоминания
Методика «10 слов» (А.Р. Лурия).
Методика предназначена для изучения развития речевой кратковременной непосредсвенной механической памяти, динамики запоминания. Методика может быть использована для обследования детей, начиная с 5 лет. Проводится индивидуально.
Содержание методики включает инструкцию, стимульный материал, бланк для фиксирования ответов.
Стимульный материал представлен 10 именами существительными, не связанными между собой по смыслу, значение которых знакомо дошкольнику: лес, хлеб, окно, стул, вода, брат, конь, гриб, игла, мед.
Провдится в 5 этапов
Инструкция: «Сейчас я прочту 10 слов. Слушать надо внимательно. Когда окончу читать, сразу же повтори столько слов, сколько запомнишь. Повторять можно в любом порядке. Понятно?»
Экспериментатор читает слова медленно, четко. Когда испытуемый повторяет слова, экспериментатор в своем протоколе ставит крестики под этими словами. Записываются в соответствующей ячейке слова, которые ребенок запомнил с ошибкой.
Затем экспериментатор продолжает инструкцию (второй этап). Продолжение инструкции. «Сейчас я снова прочту те же самые слова, и ты опять должен повторить их — и те, которые уже назвал, и те, которые в первый раз пропустил,— все вместе, в любом порядке».
3 – 5 этапы. Инструкция: «Еще раз».
Ответы ребенка не исправляются и не критикуются. В конце надо обязательно похвалить: «Задание было трудное, ты молодец, много запомнил».
Количественный анализ
1. Подсчитать количество правильно воспроизведенных слов после каждого предъявления – Рn, где n – порядковый номер предъявления
2. Вычислить показатель продуктивности запоминания – среднее значение правильно воспроизведенных слов
P cp = (P1 + P2 + P3 + P4 + P5) / 5
3. Построить диаграмму «Динамики продуктивности запоминания».
Качественный анализ
· Уровень патологии – 0-1 слово
· Слабый уровень, субнорма – 2 слова
· Средний уровень – 3-4 слова
· Хороший уровень – 5-7 слов
· Высокий уровень – 8-10 слов
Таким образом, для 5-7 летних детей показатель продуктивности запоминания в норме равен 3-5 единицам.
По форме кривой можно делать некоторые выводы относительно особенностей запоминания детей. У здоровых детей количество правильно воспроизведенных слов планомерно увеличивается.
Если количество правильно воспроизведенных слов на одном из этапов начинает планомерно уменьшаться, это свидетельствует о повышенной утомляемости, снижении концентрации внимания.
Кривая, имеющая вид плато, характерна для эмоционально вялых детей, не заинтересованных в том, чтобы запомнить лучше.
Неустойчивая продуктивность запоминания и зигзагообразная кривая имеет место при неустойчивом внимании.
Анализ допущенных ошибок.
Если ребенок заменяет исходные слова близкими по смыслу «конь» - «лошадка», «хлеб» - «булка», «брат» - «мальчик» и т.д. – это значит, что происходит образное кодирование информации, и зрительная память дошкольника доминирует над аудиальной. Ребенок запоминает не то, что слышит, а тот образ, которые при этом у него активизируется. В этом случае понимать и запоминать информацию ребенок будет неточно, искаженно. В этом случае при проведении коррекционно-формирующей работы важно контролировать точность воспроизведения информации ребенком, следить за правильностью его речи, уточнять значения слов.
Употребление уменьшительно-ласкательных форм слова – «братик», «грибок», «лошадка» - характерно для инфантильных детей.
Застревание на ошибках – повторяют одну и ту же ошибку от этапа к этапу – свидетельствует об инертности познавательных процессов.
Динамика продуктивности запоминания.
У здоровых детей количество правильно воспроизведенных слов планомерно увеличивается.
Если количество правильно воспроизведенных слов на одном из этапов начинает планомерно уменьшаться, это свидетельствует о повышенной утомляемости, снижении концентрации внимания.
Кривая, имеющая форму плато, характерна для эмоционально вялых детей, не заинтересованных в том, чтобы запомнить лучше.
Неустойчивая продуктивность запоминания и зигзагообразная кривая имеют место при неустойчивом внимании.
При написании выводов учитываются результаты количественного и качественного анализа.
Протокол обследования
Фамилия, имя _______________________________ Возраст ________________
Дата обследования _____________________________
Этап |
Лес |
Хлеб |
Окно |
Стул |
Вода |
Брат |
Конь |
Гриб |
Игла |
Мёд |
Лишние слова |
Рn |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рср |
|
Литература: Бобченко Т.Г., Пронина Е.В. Организация производственной практики в дошкольном образовательном учреждении. – Владимир, 2008.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.