Изучение русских пословиц и поговорок на уроках русского языка
Оценка 4.8

Изучение русских пословиц и поговорок на уроках русского языка

Оценка 4.8
docx
12.12.2022
Изучение русских пословиц и поговорок на уроках русского языка
статья.docx

Изучение русских пословиц и поговорок на уроках русского языка

Винокурова Полина Игоревна

Аннотация

Статья знакомит читателей с пословицами и поговорками русского языка, с методикой преподавания данной темы в школе. Также статья указывает на роль пословиц и поговорок в речи человека.

Annotation

The article introduces readers to the proverbs and sayings of the Russian language, with the methodology of teaching this topic at school. The article also points to the role of proverbs and sayings in human speech.

Ключевые слова: пословицы,  поговорки, методика, задачи, фольклор, обогащение словаря, словарный запас, активный словарный запас, пассивный словарный запас.

Ты выиграешь лишь только от того,

Что речь свою пословицей украсишь.

Великий и могучий наш язык,

Тебе благодаря, и зазвучит иначе.

Пословицы и поговорки – это точные выражения, созданные людьми  и переведенные из древних источников или заимствованные из литературных произведений. Пословица – самый интересный жанр фольклора, который по-прежнему остается загадочным и часто непонятным. Пословицы выражают народный опыт и ум, который был накоплен людьми на протяжении веков. По пословицам можно судить о ценностях определенной нации, и они также отражают различные аспекты жизни людей. Они часто не имеют смысла и ограничены аллегорическими выражениями, что является  их основным  отличием  от поговорок. Общие признаки пословиц и поговорок - народность, краткость, меткость рифм. Пословицы и поговорки  являются правдивым отражением жизни  народа, они глубоки и многогранны, как сама жизнь. Как справедливо заметил Владимир Иванович Даль (Сокровищница народной мудрости. Предисловие к сборнику пословиц и поговорок, собранных) в пословицах и поговорках из бездны времен дошли до нас «радость и страдания людские, смех и слезы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда, честность и обман, трудолюбие и лень, красота истин и уродство предрассудков».

Пословицы – один из древнейших жанров народного искусства. Пословицы нигде не были  записаны. Они передаются из уст в уста, поэтому их главной особенностью является лаконичность и точность передаваемой информации. Каждый должен не только понимать смысл переводимого текста, но и владеть богатством языка, на который осуществляется перевод.

Владимир Иванович Даль говорил,  что «пословица-суждение, приговор, поучение, высказанное обиняком и пущенное в оборот, под чеканом народности. Поговорка – это окольное выражение, переносная речь, простое иносказание, обиняк, способ выражения, без притчи, без суждения, заключения и применения» [8,13].

 Влас Платонович Жуков считает, что «пословицы – это краткие народные изречения, законченного синтаксического типа, имеющий одновременно прямой и переносный (образный) план. Поговорки – это изречения, те, которые воспринимаются буквально» [2].

 Мария Александровна Рыбникова в своей работе пишет, что «поговорки – это те обороты слов, которые живут в языке рядом со словарем». «Пословицы – это законченное суждение, завершенная мысль. Выражение народной мудрости, совести, ума, юмора, раздумья, как изречение, которое уточняет понятие, окрыляет мысль» [5].

 Иное определение дает  Александр Михайлович  Новиков: «Пословицы - краткие, меткие, глубокие по силе мысли народные изречения или суждения о жизненных явлениях, выраженных в художественной форме» [9].

Николай Иванович Кравцов и Иван Георгиевич Лазутин в своих трудах пословицей считают «малый нелирический жанр устного народного творчества; вошедшая в речевой оборот форма изречения, укладывающаяся в одно грамматически и логически законченное предложение, нередко ритмизованное и подкрепленное рифмой» [8].

У каждой пословицы есть своя задача: Они могут предупреждать: Долги помнит не тот, кто берет, а кто дает. Высмеивают:  Проглотить-то хочется, да прожевать лень. Дают советы: Предупрежден значит вооружен. Учат: Никогда не кудахтай, пока яйцо не снес. Философствуют: Много будешь знать, скоро состаришься.

Велика роль пословиц в изучении языка. Пословицы обогащают словарный запас, являются частью различных методов изучения языка,  они делают нашу речь красочной, образной и эмоциональной. Пословицы передают накопленный народом опыт  последующим поколениям.

В тексте пословиц практически отсутствуют слова с конкретной характеристикой: имена личные, прилагательные, личные местоимения, а также слова, указывающие на конкретный момент и точное время действия, а если и встречаются, то они не выполняют своей конкретизирующей функции, не позволяя при этом понять, о каком именно лице в тексте говорится.

Таким образом, в пословицах и поговорках закреплен народный опыт. Они воспитывают в человеке патриотизм, высокое чувство любви к родной земле, понимание труда как основы жизни, они судят об исторических событиях, о социальных отношениях в обществе, о защите отечества, о культуре. В них обобщен и бытовой опыт народа, Главное назначение поговорок в том, чтобы разговорной речи придавать красочность, образность. Поговорки способствуют усилению эмоциональной выразительности и наполняют язык живыми и эмоциональными образами, помогающими говорящему ярко оценивать различные явления.

Пословицы и поговорки показывают разные стороны жизни народа, обычаи и традиции этноса, психический склад людей определенного этапа развития общества; фиксируют закономерности мышления человеческого сообщества в различные эпохи существования.

Прежде чем начать рассматривать использование пословиц и поговорок в аспекте развития речи школьников, необходимо определить основные направления методической работы в этой сфере.

Методика словарной работы в школе предусматривает четыре основных линии.

Во-первых, это «обогащение словаря, то есть усвоение новых, ранее неизвестных учащимся слов, а также новых значений тех слов, которые уже имелись в словарном запасе»;

Во-вторых, «уточнение словаря – это самая широкая сфера словарной работы;

В-третьих, перенесение как можно большего количества слов из словаря пассивного в словарь активный».

В-четвертых, это «устранение нелитературных слов, тем самым на данном этапе необходимо выполнить перевод их из активного словаря в пассивный словарь» [6].

Использование пословиц и поговорок в обучении русскому языку имеет давнюю историю, и обращение к ней современного учителя было бы делом полезным. В этой истории значительное место занимает Ф. И. Буслаев, который в своей работе «О преподавании отечественного языка» изучение пословиц выделил в качестве самостоятельного вопроса. Актуальным и ценным является методический подход выдающегося учёного. Фёдор Иванович считал, что «первейшей задачей педагога является развитие способностей учащихся и главное место должно отводиться чтению» [11,1].

Александр Афанасьевич Потебня подмечал, что «народные пословицы – не что иное, как сжатые небольшие поэтические произведения – басня, сказка, комедия …

Постичь смысл пословицы – значит воспринять образ, заключённый в ней, и конкретизировать его, используя для этого имеющийся у школьников жизненный и читательский опыт.

Т.П. Королёва в своих трудах пишет, что «работа с пословицами и поговорками развивает мышление учащихся, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, способствует лучшему усвоению грамматики и более глубокому изучению литературы, обогащает учащихся народной мудростью» [14].

Отбор или подбор пословиц определяется темой конкретного урока и его целями: образовательными, развивающими и воспитательными.

Д.Ю. Толоконникова предлагает распространённые типы учебных задач при работе с пословицами и поговорками:

1. Прочитай пословицу, подумай, что она означает.

2. Объясни значение пословицы.

3. В каких случаях её уместно применить? Когда и кому можно так сказать?

4. Вставь пропущенные буквы и подбери проверочные слова.

5. Устно составь предложения, употребив эту пословицу».

Таким образом, изучив теоретические основы, под пословицами мы будем понимать краткое изречение, поучение, под поговорками – народную мудрость.  При разграничении пословиц и поговорок, необходимо учитывать общие признаки и признаки, дифференцирующие их.

    

Список литературы

1. Круглов Ю. Г. «Русские народные загадки, пословицы, поговорки» - Москва, «Просвещение», 1990.

2. Литвинов П. П. «Англо-русский фразеологический словарь с тематической классификацией. - Москва, «Яхонт», 2000.

3.  Мокиенко В. М. «Школьный словарь живых русских пословиц» - Санкт-Петербург, «Издательский дом “Нева”»; Москва, «Олма-Пресс», 2002.

4. Козырев М.А., Экспрессивность текста и перевод. - Изд-во

5. Алефиренко, Н.Ф. Фразеология и паремиология / Н.Ф Алеференко,

Н.Н. Семененко. – Москва : ФЛИНТА, 2012. – 344 с.

6. Берсеньева, К. Г. Русские пословицы и поговорки / К.Г. Берсеньева.

– Москва : – Центрполиграф, 2010. – 300 с.

7. Библиотека методических материалов для учителя. – [Электронный

ресурс]. Режим доступа: http://www.metod-kopilka.ru/.

8. Божок, А.Л. Фольклор как средство развития личности младшего

школьника / А.Л. Божок // Вестник ТГУ. – 2011. – №12. – С.180 – 182.

9. Буслаев, И.Ф. Преподавание отечественного языка. – [Электронный

ресурс].

10. Гвоздарев, Ю.А. Язык есть исповедь народа / Ю.А. Гвоздарев. –

Москва : Просвещение, 2000. – 143 с.

11. Даль, В. И. Пословицы и поговорки русского народа / В.И. Даль. –

Москва: Эксмо, 2009. – 640.

12. Жуков, В.П. Словарь русских пословиц и поговорок / В.П. Жуков. –

Москва : Русский язык, 2000. – 656 с.

13. Зиновьева, Т.И. Практикум по методике обучения русскому языку в

начальных классах: учеб.пособие для студ. высших педагогических учебных заведений / Т.И. Зиновьева, О.Е. Курлыгина, Л.С. Трегубова. – Москва : Просвещение, 2007. – 304 с.

14. Иванов, С.В Русский язык 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И.


 

Изучение русских пословиц и поговорок на уроках русского языка

Изучение русских пословиц и поговорок на уроках русского языка

Пословицы – один из древнейших жанров народного искусства

Пословицы – один из древнейших жанров народного искусства

У каждой пословицы есть своя задача:

У каждой пословицы есть своя задача:

Прежде чем начать рассматривать использование пословиц и поговорок в аспекте развития речи школьников, необходимо определить основные направления методической работы в этой сфере

Прежде чем начать рассматривать использование пословиц и поговорок в аспекте развития речи школьников, необходимо определить основные направления методической работы в этой сфере

Т.П. Королёва в своих трудах пишет, что «работа с пословицами и поговорками развивает мышление учащихся, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, способствует лучшему…

Т.П. Королёва в своих трудах пишет, что «работа с пословицами и поговорками развивает мышление учащихся, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, способствует лучшему…

Берсеньева, К. Г. Русские пословицы и поговорки /

Берсеньева, К. Г. Русские пословицы и поговорки /
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.12.2022