ИЗУЧЕНИе УРОВНЯ РАЗВ ЭМОЦ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ МЛ ШК ВОЗРАСТА С ЗПР
Оценка 4.6

ИЗУЧЕНИе УРОВНЯ РАЗВ ЭМОЦ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ МЛ ШК ВОЗРАСТА С ЗПР

Оценка 4.6
docx
28.05.2021
ИЗУЧЕНИе УРОВНЯ РАЗВ ЭМОЦ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ МЛ ШК ВОЗРАСТА С ЗПР
ИЗУЧЕНИе УРОВНЯ РАЗВ ЭМОЦ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ МЛ ШК ВОЗРАСТА С ЗПР.docx

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Экспериментальное исследование, проводилось в три этапа:

Первый этап – констатирующий, на котором в ходе применения комплекса диагностических методик, был выявлен общий уровень развития эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста с ЗПР;

Формирующий этап - представляет собой на основе проведенной диагностики, подбор и апробацию новых психолого-педагогических условий развития эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста с ЗПР;

Контрольный этап – заключается в контроле полученных результатов, за счет проведения повторного диагностического исследования уровня развития эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста с ЗПР.

Главной задачей, решаемой на констатирующем этапе экспериментального исследования, явилось изучение уровня развития эмоциональной сферы и особенностей понимания эмоций обучающимися с ЗПР, овладевающими уровнем начального общего образования.

Исследование поводилось на базе ________.

В исследовании принимали участие 12 обучающихся 2 класса, возраст испытуемых 8-9 лет. Состав участников был определен по результатам предварительной беседы со школьным педагогом-психологом и учителем. Состав групп детей представлен в таблице 2.1.

Таблица 2.1 - Состав группы детей.

ФИО

Возраст

Психолого-педагогическая характеристика

1.

С А.

8 лет

задержка психического развития конституционального генеза

2.

К

8 лет

задержка психического развития церебрально-органического генеза

3.

С Д.

9 лет

задержка психического развития конституционального генеза

4.

В

9 лет

задержка психического развития соматогенного генеза

5.

Т

8 лет

задержка психического развития психогенного генеза

6.

В1

9 лет

задержка психического развития соматогенного генеза

7.

Г

8 лет

задержка психического развития соматогенного генеза

8.

А

8 лет

задержка психического развития церебрально-органического генеза

9.

Д

8 лет

задержка психического развития конституционального генеза

10.

В

9 лет

задержка психического развития конституционального генеза

11.

М

8 лет

задержка психического развития соматогенного генеза

12..

С

8 лет

задержка психического развития психогенного генеза

 

Для изучения общего уровня развития эмоциональной сферы и особенностей понимания эмоций обучающимися младшего школьного возраста с задержкой психического развития, нами были подобраны следующие методики:

1.                Методика «Эмоциональная идентификация» (Е.И. Изотова) (См. Приложение 1), используется нами для выявления особенностей идентификации эмоций различных модальностей у детей младшего школьного возраста, с последующим установлением особенностей вербализации и воспроизведения основных эмоциональных состояний;

2.                Методика, направленная на изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картине (Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А.) (См. Приложение 2), используется нами для выявления уровня развития способности определять эмоциональное состояние сверстников и взрослых;

3.                Методика К. Изард, направленная на изучение восприятия детьми графического изображения эмоций (См. Приложение 3).

Диагностическая работа проводилась с каждым ребенком индивидуально, под присмотром педагога-психолога. В результате нами были получены следующие данные, отражающие особенности развития эмоциональной сферы испытуемых и их способности понимания эмоций.

Методика «Эмоциональная идентификация» (Е.И. Изотова). В качестве стимульного материала в данной методике использовались: пиктограммы (схематические рисунки отражающие эмоции человека), фотографии лиц детей младшего школьного возраста и взрослых, изображающих разные эмоции. В ходе диагностики, испытуемым предъявлялись картинки с лицами людей, при этом ставилась задача – определить настроение человека на картинке и его эмоцию. Испытуемым необходимо выявить такие эмоции как: удивление, радость, гнев, страх, стыд, печаль, интерес, отвращение, презрение и спокойствие.

В ходе первой серии исследования, детям младшего школьного возраста с ЗПР предлагались картинки, для определения эмоционального состояния, затем – схематичные изображения (разных эмоций). Главной задачей явилось умение правильно определить эмоцию на схематичном изображении и сопоставить её с предъявленными картинками.

В процессе второй серии исследования, детям младшего школьного возраста предлагалось назвать эмоцию на картинке и сопоставить эту картинку с представленным схематичным изображением. После этого, психолог предлагал испытуемому показать найденные эмоции на своем лице.

В качестве критериев оценки, нами был выбран вариант уровневой обработки результатов (см. Рисунок 2.1).

Рисунок 2.1 Показатель уровня развития понимания разнообразных эмоций по методике Е.И. Изотовой (в%)

Как видно на рисунке 2.1, 8 испытуемых (66.67%) имеют низкий уровень развития понимания разнообразных эмоциональных состояний. У них не получилось воспроизвести названные эмоции, только при содержательной и действенной помощи, у этих детей младшего школьного возраста с ЗПР получалось добиваться правильных ответов. Так, С Д. смогла назвать, соотнести и показать правильно 4 эмоции; С А., К, В, Т, Г, Да – 3 эмоции и М – 2 эмоции.

33,33 % испытуемых (4 человека), показали средний уровень понимания разнообразных эмоциональных состояний. В, В, А, С смогли не только назвать и соотнести предъявленные эмоции, но и на достаточно хорошем уровне их изобразить. Тем не менее, количество правильно названых, соотнесённых и показанных эмоций не превышает 5-6 (Влад и С – 6 правильных ответов, В и Артём – 5). Детям требовалась помощь содержательного характера.

В ходе выполнения экспериментального исследования, у большей части испытуемых наблюдалась заинтересованность, достаточный уровень устойчивости внимания, существенных отвлечений и нарушений дисциплины отмечено не было.

В дальнейшем, нами было проведено исследование по методике направленной на изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картине (Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А.). В рамках методики, детям младшего школьного возраста с ЗПР предлагались сюжетные картинки, на которых изображены хорошие и плохие поступки детей и взрослых. Задача ребенка состоит в том, чтобы понять эмоциональное состояние, изображенное на картинке, правильно дать его описание.

По результатам методики, нами было установлено, что:

·                   41,67 % испытуемых (5 человек) имеют низкий уровень понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинках. Круг определяемых эмоций сильно ограничен, допускается большое количество ошибок и неточностей, даже после помощи со стороны психолога;

·                   58,33 % испытуемых (7 человек) имеют средний уровень развития изучаемого показателя, смогли продемонстрировать достаточное понимание предъявляемых эмоций. Допущенные ошибки исправлялись после помощи психолога.

Полученные результаты наглядно отображены на рисунке 2.2.

 

Рисунок 2.2 Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картине у детей младшего школьного возраста с ЗПР (в %)

Изучение восприятия детьми младшего школьного возраста с ЗПР графических изображений эмоций проводилось при помощи методики К. Изард. Данная методика позволяет в ходе диагностической беседы изучить у испытуемых их представления о таких эмоциях как: радость, страх, гнев, печаль, удивление. Для этого, ребенка просят посмотреть на стимульный материал и ответить на вопрос: «Какое это лицо? Какая эмоция на нём показана?»

В результате проведенного исследования, мы установили, что:

·                   8,33% испытуемых (один человек) имеет низкий уровень, что отражает недостаточные знания об основных эмоциональных состояниях, заметно отсутствие осознанного переживания радости, страха и гнева, как устойчивого эмоционального реагирования на конкретное действие или событие. Заметим, что такой низкий уровень показан испытуемым и вследствие того, что в ходе выполнения исследования была явная усталость и повышенная отвлекаемость;

·                   91,67 % испытуемых (11 человек) продемонстрировали достаточное понимание базовых эмоциональных переживаний, тем не менее, допустили ошибки и неправильно распознавали проявления той или иной эмоции у других людей. Заметим, что верный выбор таких эмоций как удивление и гнев на картинке, происходит после постановки дополнительных наводящих вопросов. Полученные данные отражают средний уровень (см. Рисунок 2.3).

Рисунок 2.3 Показатель изучения восприятия детьми младшего школьного возраста с ЗПР графических изображений эмоций на констатирующем этапе (в %)

Таким образом, в результате проведенного диагностического исследования на констатирующем этапе, мы установили следующую тенденцию: большая часть испытуемых имеют низкий и средний уровень понимания эмоций; не всегда детям младшего школьного возраста удается верно повторить определенное эмоциональное состояние (см. Таблица 2.2).

Таблица 2.2 Показатель уровня развития способности к пониманию эмоций обучающимися с ЗПР, овладевающими уровнем начального общего образования, на контрольном этапе

ФИО

Уровень развития по методикам

Методика

Е.И. Изотовой

 

Методика Урунтаевой Г.А., Афонькиной Ю.А.

 

Методика

К. Изард

 

1.

С А.

Низкий

Низкий

Средний

2.

К

Низкий

Низкий

Средний

3.

С Д.

Низкий

Низкий

Средний

4.

В

Средний

Средний

Средний

5.

Т

Низкий

Низкий

Средний

6.

В1

Низкий

Низкий

Средний

7.

Г

Низкий

Низкий

Средний

8.

А

Средний

Средний

Средний

9.

Д

Низкий

Низкий

Средний

10.

Вл

Средний

Средний

Средний

11.

М

Низкий

Средний

Низкий

12..

С

Средний

Средний

Средний

 

Проанализировав результаты, представленные в таблице 2.2, мы приходим к выводу о том, что итоговые данные по всем трем методикам исследования отражают следующее:

·                   66,67 % обучающихся с ЗПР имеют низкий уровень развития способности к пониманию эмоций;

·                   33,33 % обучающихся с ЗПР имеют средний уровень развития способности к пониманию эмоций.


 

Скачано с www.znanio.ru

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА

Т 8 лет задержка психического развития психогенного генеза 6

Т 8 лет задержка психического развития психогенного генеза 6

Диагностическая работа проводилась с каждым ребенком индивидуально, под присмотром педагога-психолога

Диагностическая работа проводилась с каждым ребенком индивидуально, под присмотром педагога-психолога

Рисунок 2.1 Показатель уровня развития понимания разнообразных эмоций по методике

Рисунок 2.1 Показатель уровня развития понимания разнообразных эмоций по методике

В дальнейшем, нами было проведено исследование по методике направленной на изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картине (Урунтаева

В дальнейшем, нами было проведено исследование по методике направленной на изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картине (Урунтаева

Рисунок 2.2 Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картине у детей младшего школьного возраста с

Рисунок 2.2 Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картине у детей младшего школьного возраста с

Заметим, что верный выбор таких эмоций как удивление и гнев на картинке, происходит после постановки дополнительных наводящих вопросов

Заметим, что верный выбор таких эмоций как удивление и гнев на картинке, происходит после постановки дополнительных наводящих вопросов

ФИО Уровень развития по методикам

ФИО Уровень развития по методикам
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.05.2021