Изучение явления электромагнитной индукции

  • doc
  • 25.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Изучение явления электромагнитной индукции.doc

 «Изучение явления электромагнитной индукции»

 

 

 

 

Общая информация

 

Предмет

физика

Класс,  профиль класса

11 класс,  гуманитарный уклон

Продолжительность урока/мероприятия

45 мин

 

Методическая информация

 

Тема урока

Изучение явления  электромагнитной индукции. Лабораторная работа №1.

Классификация урока

Урок – исследование (урок творчества). Изучение явления электромагнитной индукции  (Урок с применением мультимедийной презентации с использованием триггеров, анимации, гиперссылок и управляющих кнопок).

 

     Какие метапредметные и предметные результаты Вы планируете освоить на выбранной Вами теме урока?

 

Цели и задачи

 

 

 

Цели урока:

1. Образовательные: создать  условия, при которых обучающиеся смогут применить полученные ранее знания (проверить условия, при которых возникает индукционный ток, проверить экспериментально  зависимость этого тока от скорости изменения магнитного потока, на практике применить правило Ленца и буравчика )

2. Развивающие: создать условия для развития у обучающихся умения анализировать, систематизировать и обобщать результаты эксперимента;  для формирования у обучающихся самостоятельности мышления.

3. Воспитательные: создать условия, при которых обучающиеся смогут осознать ответственность за общий результат при работе в малых группах – парах; для развития взаимопомощи и взаимовыручки.

 

Задачи:

1. Образовательные:

 отработать умения применять теоретические знания при выполнении эксперимента;

2. Развивающие:

2.1 развивать познавательную самостоятельность учащихся через деятельный подход к обучению;

2.2 развивать учебные и метапредметные умения и навыки (выделять главное, анализировать, строить план эксперимента, делать выводы).

2.3 развить образную память, логическое мышление;

3.Воспитательные:

3.1 формировать умение работать в группах с учётом личностных интересов учащихся;

3.2 формировать научное мировоззрение учащихся.

Метапредметные  и предметные результаты.

Предметные:

*      установить зависимость силы индукционного тока от скорости изменения магнитного потока;

*      применить имеющиеся навыки по определению индукции магнитного поля тока на практике;

*      на практике определить полюса катушки с током;

*      убедиться в выполнении закона ЭМИ

 

Формируемые компетентности:

    Коммуникативная компетентность – способность вступать в общение, устанавливать контакты между участниками.

     Ценностно-смысловая компетентность – умение  выбирать целевые и смысловые установки для

своих действий.

    Учебно-познавательная компетентность – развитие умения  анализа и рефлексии учебно-познавательной деятельности, развитие умения строить логические рассуждения, формирование логического мышления.

Необходимое на уроке оборудование

Мультимедиа-презентация в качестве сопровождения на уроке; оборудование для выполнения лабораторной работы: миллиамперметр, дугообразный магнит, катушка – моток, соединительные провода.

 

Работа  на уроке (информация для учителя)

 

 

 

 

 

1.      Инициация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа начинается со слайда  №2 «Здравствуйте!» (создание позитивного настроя), сразу после звонка на урок. Оборудование и тетради уже на столах

 

2.    Погружение в тему, постановка цели урока, создание  учебной ситуации (для открытия нового знания,  способа действий)

 

    Как Вы планируете создать учебную ситуацию (проблему, задачу) на выбранной Вами теме урока для открытия нового знания (способа действий)?

 

     Учебная ситуация целеполагания.

    Учебная ситуация планирования.

(УУД – целеполагание.  Формирование мотивации к учебной деятельности)

 

Технология проведения.

Учитель:

1.        В соавторстве с М. Фарадеем  мы сделали немалое открытие, а именно: открытие явления электромагнитной индукции. В чём оно заключается? _____________.......

2.         В содружестве с Э.Х. Ленцем мы поняли,  как определять направление индуцированного тока. Сформулируйте! __________.......

 

Какова же наша задача сегодня? Что ещё мы не знаем об этом явлении и чему можем научиться, имея  вот такое простое оборудование, находящееся у вас на столах? Ваши предложения! _________.....

 

(УУД – регулятивные, коммуникативные, личностные)

 

   Обучающиеся высказывают свои предположения, формулируют гипотезы об исследовании явления, закономерностях, которые можно обнаружить, практическом применении полученных результатов. Совместно с учителем выстраивают план действий по предстоящему исследованию, формулируют цель исследования (формируется личная мотивация действий)

       Каким образом учащиеся смогут «выйти» на цель выбранной Вами теме урока? Предложите версии.

 

3.        Работа над темой: «выход» на цель (версии), достижение поставленной цели

 

 

 

 

       Какие формы работы на выбранном Вами уроке направлены на достижение планируемых результатов обучения? Объясните почему.

 

   Формы работы: групповая (в паре) и частично   индивидуальная.

    Для проведения исследования,  в ходе которого применяем деятельностный подход и формируем метапредметные результаты в соответствии со стандартами ФГОС, просто необходима работа в группе, развивающая все УУД.

      Индивидуально: каждый применяет полученные навыки работы по применению правил

 

Осознание обучающимися цели, способов её достижения и достигаемых результатов (Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи)

Учитель: итак, наша цель и способы её  достижения______________....

Обучающиеся высказывают свои предположения по достижению цели работы: убедиться в выполнении закона электромагнитной индукции и установить факторы, от которых зависит сила индукционного тока в катушке;  предсказывают возможные эксперименты, которые необходимо провести для подробного изучения явления электромагнитной индукции; предполагают возможные результаты экспериментов.

(Включается презентация)

 

 Оформите  ваши возможные действия!

 

Этап начала оформления работы (слайд №3).

     Триггером является   слово «Работа №1». Оно позволяет вывести последовательно на интерактивной доске:

2.1. фото оборудования, используемого в работе;

2.2. название исследования, сформулированную цель исследования,  « Ход работы».

Слайд № 3

 

Этап оформления таблицы,  слайд № 4.

Триггером являются слова «Оформляем таблицу».

(Касанием к этому заголовку выводим рекомендации по заполнению таблицы – памятку действий), которые последующим касанием выводим. Эти рекомендации можно показать  до или после  оформления таблицы – на усмотрение учителя.

 

Памятка к действиям

 

 

 

      Приведите 1-2 примера вопросов и заданий (для выбранной темы урока), позволяющих учащимся осуществлять деятельность самостоятельно.

 

Все действия от № 1 до № 6, представленные в таблице, выполняются обучающими по каждой позиции самостоятельно или  в паре.

   Результат эксперимента обсуждают в паре, делают выводы.

*      Оставшаяся часть работы по каждому эксперименту: рисунок – пояснение,

*      указание на рисунке направления тока в цепи,

*      направление индукции поля, созданного током;

*      направление индукции поля магнита

*          установление полярности катушки с током)

предполагают как совместную, так и индивидуальную самостоятельную работу обучающихся

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебная ситуация наблюдения явления в различных позициях, исследование зависимостей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УУД на этом этапе: анализ, сравнение, синтез, выявления причинно-следственных связей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд №4

 

Так выглядит начало оформляемой таблицы (слайд № 4)

 

 

 

 

Этап завершения оформления таблицы

Переходом к слайду № 5 завершаем оформление таблицы. Таким образом,  перед обучающимися выстраивается намеченный ими, чётко сформулированный  план действий по исследованию зависимостей и предполагаемых результатов.

 

Слайд №5

 

Этап: «Самостоятельная работа в паре по исследованию явления ЭМИ»

Учебно-познавательная и интеллектуально-преобразовательная деятельность

 

Слайд № 7, « Выполняем эксперименты»,

является «запуском» практической части работы – началом самостоятельных экспериментов, заполнением таблицы результатами исследований и применения уже имеющихся знаний.

 

 

Учитываем особенности класса. (Дифференциальный подход в параллельных классах: выполнение заданий 2 – го уровня (по образцу)  и 3-его уровня возможно без помощи учителя не в каждом классе)

       Для моих,  общеобразовательного и гуманитарного классов,  необходимы дополнительные пояснения по выполнению чертежей в работе и определению направлений индукционного тока  и индукции магнитных полей на примерах, поэтому в презентацию  я включила слайд № 6 с примерами выполнения пояснительных чертежей к определению направлений индукционного тока и индукции магнитных полей. Используется для объяснения: анимация, живое слово учителя, применение триггера- слово «Пример». Этот слайд управляется аналогично: триггер, кнопками «Далее», «Возврата к предыдущему слайду», что приходится делать для не успевших вовремя оформить, обучающихся.

        В классах с количеством часов в неделю не 1 час или 2 часа, а углубленного изучения – этот слайд излишен. Дети всё могут выполнить без примеров, дополнительных разъяснений и приведённого образца порядка выполнения исследования ( то есть слайды  № 4 - № 6 можно исключить)

        Классы с хорошей подготовкой после обсуждения самостоятельно оформляют цель и план исследования, делают выводы. УУД: анализ, сравнение, синтез, выявления причинно-следственных связей.

 

Слайд №6 (с триггерами и анимацией).

Примеры выполнения задания (для «гуманитариев»)

 

Применение   освоенного в практической деятельности (формирование умений использования полученного знания)

 

Умение  на опыте определять полярность катушки с током (устанавливать её магнитные полюсы), пользуясь правилом правой руки (правилом буравчика) и по правилу Ленца теоретически устанавливать направление индукционного тока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Завершение работы на уроке:

контроль и оценка результатов деятельности, рефлексия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формы контроля -

контрольное задание, состоящее из 5 контрольных репродуктивных вопросов по теме. Домашнее задание предполагает продолжение углубления знаний по явлению ЭМИ, содержит творческую составляющую

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебная ситуация рефлексии.

 

 

 

 

 

 

 

 

       Предложите критерии оценивания результатов деятельности на выбранной Вами теме урока

 Этап: контроль и оценка результатов деятельности.

 

1. Слайд № 8 содержит рекомендации по содержанию вывода, который обучающиеся должны сделать; поэтому, ориентируясь на объём выполненных заданий, каждый учитель выбирает, на своё усмотрение,  момент перехода к этому слайду. Процесс и скорость  выполнения работы характеризуют глубину понимания сути явления обучающимися.

Слайд №8

 

 

 

 

2.Слайд № 9 с контрольными вопросами

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

и слайд № 10 с выбором домашнего задания могут быть представлены учащимся перед экспериментом или, как у меня, после написания общего вывода по работе – выбор учителя.

 

 

 

УУД – оценка

 

 

3. Живое слово учителя к слайду «Спасибо за работу» позволит  позитивно завершить урок.

(К сожалению, опыт показывает, что на рефлексию, анализ и оценку на самом уроке может не хватить  времени.)

 

 Итог урока. Рефлексия.

 

1.    Какая цель стояла перед вами в начале урока?

2.   Заполните таблицу  "Что вы знали? Что нового узнали? Что хотели бы узнать?"

 

Что знал

Что нового узнал

Хочу узнать подробнее

Смайлик

 

 

 

 

L  K  J

 

 

 

 

3.   Укажите Ваше эмоциональное состояние в конце урока. Выберите состояние, соответствующее вам: усталость, удовольствие, утомление, удовлетворение, напряжённость, хорошее настроение,  укажите смайлик в таблице.

_______________________________________________

   Критерии оценки результатов: правильность формулировки цели; правильность оформления;  правильность этапов выполнения работы и умения применить к исследованию на практике теоретические знания; полученный результат исследования; ответы на контрольные вопросы, вывод по работе.

 

 

Примерный лист оценки

метапредметных результатов обучения на данной работе учителем

 

Примечание: оценки учителя по критериям могут быть оформлены в тетради ученика, а не в листе

 

Критерий оценивания

Задание

Оценка  учителя

Регулятивные УУД

Умение принимать учебную цель

Сформулируй вывод по цели исследования

Примечание: задание дается непосредственно на уроке, в ходе разных этапов

 Оценки по критериям комментируются учителем

Умение следовать инструкции учителя и намеченному плану исследования

Оформите  ваши возможные действия

Примечание: дается устная инструкция из 3–4-х шагов

 

Умение осуществлять действия по образцу

Выполните задание так, как показано в примере

 

Умение оценить свой результат деятельности на уроке

Результат заполнения таблицы рефлексии

 

Познавательные УУД

Умения, перечисленные выше

Полнота исследования явления ЭМИ

 

Чтение: работа с информацией

Умение ориентироваться в тексте учебной книги

Используй необходимую информацию учебника

 

Коммуникативные УУД

Умение работать в паре

Выполните исследование в паре

 

Умение контролировать свои действия

Понаблюдай за собой: получается ли у тебя не перебивать других, не говорить обидные слова?