Изучение стихотворения В.Д. Дмитриева «На лыжах». 5-й класс
Оценка 5
Разработки уроков
doc
МХК +1
5 кл—11 кл +1
19.04.2018
Василий Дмитриевич (псевдоним Мĕтри Ваçлейĕ) - чувашский поэт. Он родился в 1906 году в деревне Сирикли Ядринского уезда Казанской губернии (ныне Красноармейский район Чувашской Республики). Окончил Чебоксарский педагогический техникум, Академию коммунистического воспитания им. Н.К. Крупской, Ленинградский институт мозга (ныне Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт) им. В.М. Бехтерова. Работал ответственным секретарем журнала “Халǎха вěрентес ěç” (Народное просвещение), преподавал в Цивильском педагогическом техникуме, Сталинградском и Ленинградском медицинских институтах. Был директором Семипалатинского педагогического института.
Изучение стихотворения В.Д. Дмитриева.doc
Изучение стихотворения В.Д. Дмитриева «На лыжах».
5-й класс
Василий Дмитриевич (псевдоним Мĕтри Ваçлейĕ) чувашский поэт. Он родился в 1906 году в деревне Сирикли
Ядринского уезда Казанской губернии (ныне Красноармейский район Чувашской Республики). Окончил
Чебоксарский педагогический техникум, Академию коммунистического воспитания им. Н.К. Крупской,
Ленинградский институт мозга (ныне СанктПетербургский научноисследовательский психоневрологический
институт) им. В.М. Бехтерова. Работал ответственным секретарем журнала “Хал ха вěрентес ěç” (Народное
просвещение), преподавал в Цивильском педагогическом техникуме, Сталинградском и Ленинградском
медицинских институтах. Был директором Семипалатинского педагогического института.
ǎ
Литературную деятельность Дмитриев В.Д. (Мĕтри Ваçлейĕ) начал со стихотворений, будучи студентом
Чебоксарского педагогического техникума. Первое его стихотворение “Юбилейшĕн” (С юбилеем) было
опубликовано в 1928 году на страницах газеты “Канаш”. Затем последовали стихи “Хирте”, “Путексем”, “Çĕнĕ
суха”, “Пирĕн юрă”, “Кĕрхи кун”, “Ирхине”, “Паян”, “Çуркунне”, “Çу умĕн”, “Авăн кĕвви”, “Çамрăк çар”, которые
увидели свет в газетах “Çамрăк хресчен” (Молодой крестьянин), “Пионер сасси” (Голос пионера). Особую
популярность завоевало стихотворение “Йĕлтĕрпе” (На лыжах), напечатанное в 1929 году в журнале “Хатĕр пул”
(Будь готов), которое в течение нескольких десятилетий звенело из уст школьников. Свой первый сборник
детских стихов “Пирĕн сас” (Наш голос) Мĕтри Ваçлейĕ выпустил в 1931 году. Стихи были такими
содержательными и привлекательными, что известные композиторы Г. Хирбю, Ф. Лукин, И. Люблин на многие из
них писали музыку. В том же году молодой поэт издал свою вторую книгу под названием “Ыраш” (Рожь),
состоящую из очерков, рассказывающих о развитии коллективного хозяйства.
Мĕтри Ваçлейĕ – участник Великой Отечественной войны. Служил в Стрелковом полку в Ленинграде. Был
ранен, лечился в госпитале, а после снятия блокады Ленинграда жил и работал в Ленинградском медицинском
институте, писал очерки, издавал монографии, учебные пособия. Он автор ста художественных произведений и
более 40 научных работ. Высокую оценку получили его труды “Выдающийся русский ученый В.М. Бехтеров”
(1960), “За долголетие человека” (1962), “Разум против религии” (1963), “Охрана природы и здоровья” (1964). В
последние годы своей жизни, несмотря на ухудшение своего здоровья, Ваçлей Мĕтри успешно трудился. Хотя он
жил в Самарской области, свои произведения старался печатать в газетах и журналах родной Чувашии. Он умер
29 июля 1977 года.
Василий Дмитриевич Дмитриев (Мĕтри Ваçлейĕ) доктор медицинских наук, психолог, физиолог, член Союза
писателей СССР.
Богатый и своеобразный язык произведений Мĕтри Ваçлейĕ имеет свою актуальность и в XXI веке. Один из его
стихотворений “На лыжах” рекомендован для изучения в 5 классе чувашской школы.
Целью урока по стихотворению Мĕтри Ваçлейĕ “На лыжах” являются выразительное чтение и анализ
стихотворения, раскрытие темы и основной мысли произведения, сопоставление с произведением из русской
литературы, воспитание положительного отношения к здоровому образу жизни. Учителем на уроке
используется презентация. В качестве эпиграфа можно взять чувашскую пословицу: “Сывл х – пурл х”
(Здоровье богатство).
ǎ
ǎ
Первый этап урока – изучение новой темы. Учитель подводит учащихся к новой теме, раскрывая смысл
чувашских пословиц: Сывлăхран хакли нимĕн те çук (Нет ничего дороже здоровья). Сывлăха укçа парса илеймĕн
(Здоровье не купишь деньгами). При этом можно использовать вопросы: О чем эти пословицы? Почему здоровье
дороже всего? Что нужно делать, чтобы было здоровье? Затем учащиеся записывают тему урока. Учитель
рассказывает о жизни и творчестве Мĕтри Ваçлейĕ, демонстрирует слайды.
Самым важным моментом урока является чтение стихотворения и его анализ. Выразительное чтение
произведения осуществляется учителем и учащимися. Словарная работа проводится по следующим словам:
йÿнчĕк – оцеп (шест, на который подвешивается зыбка), тăлăп – тулуп, йĕлме ильм, вяз, мерчен – коралл,
жемчуг, йăлтăрялтăр – (межд.) блеск, чĕлтĕрчĕлтĕр – подражание легкому звуку.
Проверить, насколько учащиеся усвоили содержание, помогут такие вопросы:
Какое время года описано в стихотворении?
Куда идут дети на лыжах? Какую природную красоту они видят?
Что они делают после катаний на лыжах?
Учащиеся находят строки, отражающие тему и основную идею произведения:
Тема – “Эх, аванçке,
Эх, аванçке
Сăртсем урлă ярăнма!”
Основная идея – “Ĕçлесси те,
Ярнасси те –
Пурте кирлĕ çамрăкне.”
Физкультминутка
На стадии закрепления изученного материала проводится групповая работа, при которой учащиеся выполняют
следующие задания:
1. Языковые средства/тропы в стихотворении: Хĕл мерченĕ – метафора, сывлăш катăклать – олицетворение,
çамрăк вăхăт – эпитет, эх, аванçке – повтор, йăлтăрялтăр йĕлтĕр – эпитет, чĕлтĕрчĕлтĕр йĕлтĕр – эпитет,
сывлăш килсе кĕчĕ – олицетворение, эх, илемлĕçке ирпе – риторическое восклицание, эх, аванçке сăртсем урлă
яранма – риторическое восклицание.
2. Троичный дневник:
Основное слово
(предлагается
учителем)
Автор пишет
(выписывают
учащиеся)
Я так понимаю
(заполняют
учащиеся)
Лыжи
Воздух
Юность
1. Йĕлме йĕлтĕр
2. Яка йĕлтĕр
Чĕлтĕрчĕлтĕр –
Ĕлкĕр çеç шуса пыма.
Уçă сывлăш…
Килсе кĕчĕ ман хĕве…
Кăтăклатьçке ÿтпĕве.
Çамрăк вăхăт…
ÿсме хăвăрт
тăрăшатпăр ку чухне.
Книга
Кĕç тытатпăр кĕнеке
3. Диалог культур – сопоставление стихотворений чувашского поэта Мĕтри Ваçлейĕ “На лыжах” и русского
поэта Г. Ладонщикова “Зимняя радость”.
Мĕтри Ваçлейĕ “Йĕлтĕрпе” (На
Г. Ладонщиков “Зимняя
лыжах)
радость”
Общие черты
Белый снег блестит
Лыжня находится за околицей На лыжах катаются с горки
Радостные возвращаются домой
Отличия
Дети катаются в поле
Колет свежий воздух
После отдыха читают книги
Бегут на лыжах к лесу
Колет снег
Физкультминутка
Обобщение урока.
Связь с жизнью: Где прошли 22 Зимние Олимпийские игры? Каких спортсменовлыжников и биатлонистов вы
знаете? Имеются ли в вашей школе Мастера спорта по зимним видам спорта?
Учитель обобщает сказанное, рассказывает об олимпийских чемпионах по лыжным гонкам: Александр Легков,
Максим Вылегжанин, об известных биатлонистах России (Максим Чудов, Николай Круглов, Ольга Зайцева),
Чувашии (Татьяна Моисеева, Вячеслав Акимов).
Вопросответ: Катаетесь ли вы на лыжах? Чему способствуют занятия спортом? Расскажите о том, как вы
катаетесь на лыжах.
Раскрытие эпиграфа урока “Сывл х – пурл х” (Здоровье богатство). Мы счастливы, сильны, красивы, мощны
лишь тогда, как имеем прекрасное здоровье. Чтобы быть здоровыми, надо дружить со спортом. Пожелание всем
тем, кто хочет быть здоров: катайся на лыжах, на коньках, на санках, больше двигайся, гуляй на свежем
воздухе, закаляйся!
ǎ
ǎ
Составление коллажа. Из подготовленных учителем картинок учащиеся выбирают те, которые отражают
содержание стихотворения, и составляют коллажи.
Домашняя работа (предлагается на выбор):
1. Написать сочинениерассуждение на тему “Здоровье – богатство”.
2. Составить табличный кластер.
3. Выучить наизусть стихотворение.
Приложение
Г. Ладонщиков. “Зимняя радость”
Белый снегснежок
Жжется, колется,
Выходи, дружок,
За околицу.
Там снежком гора
Припорошена,
Там лыжня вчера
Мной проложена.
Побежим с тобой
К лесу синему,
Принесем домой
Радость зимнюю.
Изучение стихотворения В.Д. Дмитриева «На лыжах». 5-й класс
Изучение стихотворения В.Д. Дмитриева «На лыжах». 5-й класс
Изучение стихотворения В.Д. Дмитриева «На лыжах». 5-й класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.