Изучение стихотворения В.Д. Дмитриева «На лыжах». 5-й класс
Оценка 5

Изучение стихотворения В.Д. Дмитриева «На лыжах». 5-й класс

Оценка 5
Разработки уроков
doc
МХК +1
5 кл—11 кл +1
19.04.2018
Изучение стихотворения В.Д. Дмитриева «На лыжах». 5-й класс
Василий Дмитриевич (псевдоним Мĕтри Ваçлейĕ) - чувашский поэт. Он родился в 1906 году в деревне Сирикли Ядринского уезда Казанской губернии (ныне Красноармейский район Чувашской Республики). Окончил Чебоксарский педагогический техникум, Академию коммунистического воспитания им. Н.К. Крупской, Ленинградский институт мозга (ныне Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт) им. В.М. Бехтерова. Работал ответственным секретарем журнала “Халǎха вěрентес ěç” (Народное просвещение), преподавал в Цивильском педагогическом техникуме, Сталинградском и Ленинградском медицинских институтах. Был директором Семипалатинского педагогического института.
Изучение стихотворения В.Д. Дмитриева.doc
Изучение стихотворения В.Д. Дмитриева «На лыжах». 5-й класс Василий Дмитриевич (псевдоним Мĕтри Ваçлейĕ) ­ чувашский поэт. Он родился в 1906 году в деревне Сирикли  Ядринского уезда Казанской губернии (ныне Красноармейский район Чувашской Республики). Окончил  Чебоксарский педагогический техникум, Академию коммунистического воспитания им. Н.К. Крупской,  Ленинградский институт мозга (ныне Санкт­Петербургский научно­исследовательский психоневрологический  институт) им. В.М. Бехтерова. Работал ответственным секретарем журнала “Хал ха вěрентес ěç” (Народное  просвещение), преподавал в Цивильском педагогическом техникуме, Сталинградском и Ленинградском  медицинских институтах. Был директором Семипалатинского педагогического института. ǎ Литературную деятельность Дмитриев В.Д. (Мĕтри Ваçлейĕ) начал со стихотворений, будучи студентом  Чебоксарского педагогического техникума. Первое его стихотворение “Юбилейшĕн” (С юбилеем) было  опубликовано в 1928 году на страницах газеты “Канаш”. Затем последовали стихи “Хирте”, “Путексем”, “Çĕнĕ  суха”, “Пирĕн юрă”, “Кĕрхи кун”, “Ирхине”, “Паян”, “Çуркунне”, “Çу умĕн”, “Авăн кĕвви”, “Çамрăк çар”, которые  увидели свет в газетах “Çамрăк хресчен” (Молодой крестьянин), “Пионер сасси” (Голос пионера). Особую  популярность завоевало стихотворение “Йĕлтĕрпе” (На лыжах), напечатанное в 1929 году в журнале “Хатĕр пул” (Будь готов), которое в течение нескольких десятилетий звенело из уст школьников. Свой первый сборник  детских стихов “Пирĕн сас” (Наш голос) Мĕтри Ваçлейĕ выпустил в 1931 году. Стихи были такими  содержательными и привлекательными, что известные композиторы Г. Хирбю, Ф. Лукин, И. Люблин на многие из них писали музыку. В том же году молодой поэт издал свою вторую книгу под названием “Ыраш” (Рожь),  состоящую из очерков, рассказывающих о развитии коллективного хозяйства. Мĕтри Ваçлейĕ – участник Великой Отечественной войны. Служил в Стрелковом полку в Ленинграде. Был  ранен, лечился в госпитале, а после снятия блокады Ленинграда жил и работал в Ленинградском медицинском  институте, писал очерки, издавал монографии, учебные пособия. Он автор ста художественных произведений и  более 40 научных работ. Высокую оценку получили его труды “Выдающийся русский ученый В.М. Бехтеров”  (1960), “За долголетие человека” (1962), “Разум против религии” (1963), “Охрана природы и здоровья” (1964). В  последние годы своей жизни, несмотря на ухудшение своего здоровья, Ваçлей Мĕтри успешно трудился. Хотя он жил в Самарской области, свои произведения старался печатать в газетах и журналах родной Чувашии. Он умер 29 июля 1977 года. Василий Дмитриевич Дмитриев (Мĕтри Ваçлейĕ) ­ доктор медицинских наук, психолог, физиолог, член Союза  писателей СССР. Богатый и своеобразный язык произведений Мĕтри Ваçлейĕ имеет свою актуальность и в XXI веке. Один из его  стихотворений “На лыжах” рекомендован для изучения в 5 классе чувашской школы. Целью урока по стихотворению Мĕтри Ваçлейĕ “На лыжах” являются выразительное чтение и анализ  стихотворения, раскрытие темы и основной мысли произведения, сопоставление с произведением из русской  литературы, воспитание положительного отношения к здоровому образу жизни. Учителем на уроке  используется презентация. В качестве эпиграфа можно взять чувашскую пословицу: “Сывл х – пурл х”  (Здоровье ­ богатство). ǎ ǎ Первый этап урока – изучение новой темы. Учитель подводит учащихся к новой теме, раскрывая смысл  чувашских пословиц: Сывлăхран хакли нимĕн те çук (Нет ничего дороже здоровья). Сывлăха укçа парса илеймĕн  (Здоровье не купишь деньгами). При этом можно использовать вопросы: О чем эти пословицы? Почему здоровье дороже всего? Что нужно делать, чтобы было здоровье? Затем учащиеся записывают тему урока. Учитель  рассказывает о жизни и творчестве Мĕтри Ваçлейĕ, демонстрирует слайды. Самым важным моментом урока является чтение стихотворения и его анализ. Выразительное чтение  произведения осуществляется учителем и учащимися. Словарная работа проводится по следующим словам:  йÿнчĕк – оцеп (шест, на который подвешивается зыбка), тăлăп – тулуп, йĕлме ­ ильм, вяз, мерчен – коралл,  жемчуг, йăлтăр­ялтăр – (межд.) блеск, чĕлтĕр­чĕлтĕр – подражание легкому звуку. Проверить, насколько учащиеся усвоили содержание, помогут такие вопросы: Какое время года описано в стихотворении? Куда идут дети на лыжах? Какую природную красоту они видят? Что они делают после катаний на лыжах? Учащиеся находят строки, отражающие тему и основную идею произведения: Тема – “Эх, аван­çке, Эх, аван­çке Сăртсем урлă ярăнма!” Основная идея – “Ĕçлесси те, Ярнасси те – Пурте кирлĕ çамрăкне.” Физкультминутка На стадии закрепления изученного материала проводится групповая работа, при которой учащиеся выполняют следующие задания: 1. Языковые средства/тропы в стихотворении: Хĕл мерченĕ – метафора, сывлăш катăклать – олицетворение,  çамрăк вăхăт – эпитет, эх, аван­çке – повтор, йăлтăр­ялтăр йĕлтĕр – эпитет, чĕлтĕр­чĕлтĕр йĕлтĕр – эпитет,  сывлăш килсе кĕчĕ – олицетворение, эх, илемлĕ­çке ирпе – риторическое восклицание, эх, аван­çке сăртсем урлă яранма – риторическое восклицание. 2. Троичный дневник: Основное слово  (предлагается  учителем) Автор пишет (выписывают  учащиеся) Я так понимаю (заполняют  учащиеся) Лыжи   Воздух Юность 1. Йĕлме йĕлтĕр 2. Яка йĕлтĕр­ Чĕлтĕр­чĕлтĕр – Ĕлкĕр çеç шуса пыма. Уçă сывлăш… Килсе кĕчĕ ман хĕве… Кăтăклать­çке ÿт­пĕве. Çамрăк вăхăт… ÿсме хăвăрт тăрăшатпăр ку чухне. Книга Кĕç тытатпăр кĕнеке            3. Диалог культур – сопоставление стихотворений чувашского поэта Мĕтри Ваçлейĕ “На лыжах” и русского  поэта Г. Ладонщикова “Зимняя радость”. Мĕтри Ваçлейĕ “Йĕлтĕрпе” (На Г. Ладонщиков “Зимняя лыжах) радость” Общие черты Белый снег блестит Лыжня находится за околицей На лыжах катаются с горки Радостные возвращаются домой   Отличия Дети катаются в поле Колет свежий воздух После отдыха читают книги Бегут на лыжах к лесу Колет снег ­ Физкультминутка Обобщение урока. Связь с жизнью: Где прошли 22 Зимние Олимпийские игры? Каких спортсменов­лыжников и биатлонистов вы  знаете? Имеются ли в вашей школе Мастера спорта по зимним видам спорта? Учитель обобщает сказанное, рассказывает об олимпийских чемпионах по лыжным гонкам: Александр Легков,  Максим Вылегжанин, об известных биатлонистах России (Максим Чудов, Николай Круглов, Ольга Зайцева),  Чувашии (Татьяна Моисеева, Вячеслав Акимов). Вопрос­ответ: Катаетесь ли вы на лыжах? Чему способствуют занятия спортом? Расскажите о том, как вы  катаетесь на лыжах. Раскрытие эпиграфа урока “Сывл х – пурл х” (Здоровье ­ богатство). Мы счастливы, сильны, красивы, мощны  лишь тогда, как имеем прекрасное здоровье. Чтобы быть здоровыми, надо дружить со спортом. Пожелание всем тем, кто хочет быть здоров: катайся на лыжах, на коньках, на санках, больше двигайся, гуляй на свежем  воздухе, закаляйся! ǎ ǎ Составление коллажа. Из подготовленных учителем картинок учащиеся выбирают те, которые отражают  содержание стихотворения, и составляют коллажи. Домашняя работа (предлагается на выбор): 1. Написать сочинение­рассуждение на тему “Здоровье – богатство”. 2. Составить табличный кластер. 3. Выучить наизусть стихотворение. Приложение Г. Ладонщиков. “Зимняя радость” Белый снег­снежок Жжется, колется, Выходи, дружок, За околицу. Там снежком гора Припорошена, Там лыжня вчера Мной проложена. Побежим с тобой К лесу синему, Принесем домой Радость зимнюю.

Изучение стихотворения В.Д. Дмитриева «На лыжах». 5-й класс

Изучение стихотворения В.Д. Дмитриева «На лыжах». 5-й класс

Изучение стихотворения В.Д. Дмитриева «На лыжах». 5-й класс

Изучение стихотворения В.Д. Дмитриева «На лыжах». 5-й класс

Изучение стихотворения В.Д. Дмитриева «На лыжах». 5-й класс

Изучение стихотворения В.Д. Дмитриева «На лыжах». 5-й класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.04.2018