Изучение стиля писателя как один из приемов воспитания читательского интереса
Оценка 4.8

Изучение стиля писателя как один из приемов воспитания читательского интереса

Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа
doc
русская литература
9 кл
05.03.2018
Изучение стиля писателя как один из приемов воспитания читательского интереса
Каждый автор стремится убедительно передать своим читателям жизненно важные (на его взгляд) темы, идеи, проблемы через выразительные картины, через живые образы-характеры. Сила писателя – в умении находить такие слова, которые заставляют наше воображение рисовать и картины природы, и действия персонажей, и мир их чувств… Кроме того, выразительной художественную речь делает не только лексическое богатство родного языка, но и словообразовательные элементы, синтаксические конструкции. Однако каждый художник слова – человек своеобразный, особенный, со своим характером, привычками, воспитанием, индивидуальными человеческими качествами. У каждого – свое видение мира, каждого интересуют свои темы и проблемы, каждый по-своему создает картины и образы, по-своему отбирает и обрабатывает языковые средства. Вот это-то свое, особенное, характерное только для данного художника и является его индивидуальным стилем, - тем, что отличает его художественный стиль от любого другого. Как же заинтересовать ребят, привлечь внимание к художественному произведению? Один из способов – через изучение индивидуального стиля писателя. Я предлагаю следующие методы и формы работы.
Ковзун Л.А. Изучение стиля писателя как один из приёмов воспитания читательского интереса.doc
Изучение стиля писателя как один из приемов воспитания читательского интереса Л.Н.Толстой   заметил   однажды,   что   читатель   к   книге   еще   не   известного   ему автора подходит с такой меркой: «Ну­ка, что ты за человек? И чем ты отличаешься от всех людей, которых я знаю, и что ты можешь сказать мне нового о том, как надо смотреть на нашу жизнь?» Толстой прав. Заинтересовать может то, что ново, необычно, в конце концов, своеобразно, индивидуально. Каждый   автор   стремится   убедительно   передать   своим   читателям   жизненно важные (на его взгляд) темы, идеи, проблемы через выразительные картины, через живые образы­характеры. Сила писателя – в умении находить такие слова, которые заставляют наше воображение рисовать и картины природы, и действия персонажей, и мир их чувств… Кроме того, выразительной художественную речь делает не только лексическое   богатство   родного   языка,   но   и   словообразовательные   элементы, синтаксические конструкции. Однако каждый художник слова – человек своеобразный, особенный, со своим характером, привычками, воспитанием, индивидуальными человеческими качествами. У каждого – свое видение мира, каждого интересуют свои темы и проблемы, каждый по­своему создает картины и образы, по­своему отбирает и обрабатывает языковые средства. Вот это­то свое, особенное, характерное только для данного художника и является его индивидуальным стилем, ­ тем, что отличает его художественный стиль от любого другого. Как   же   заинтересовать   ребят,   привлечь   внимание   к   художественному произведению? Один из способов – через изучение индивидуального стиля писателя. Я предлагаю следующие методы и формы работы. 1.Во­первых, нельзя не учитывать, что язык произведения – язык того времени, когда   оно   написано.   Поэтому   целесообразно   включать   в   кругозор   учащихся представления о культуре, истории, обществе того времени. По возможности надо изучать и литературное окружение писателя, круг его чтения, знакомств, интересов. В   связи   с   этим   можно   предложить   ученикам   составить  синхронистическую таблицу,   где   отразить   исторические   события,   основные,   господствующие философские   взгляды,   культурную   жизнь   эпохи   (состояние   журналистики, публицистики, достижения в науке, музыке, живописи) и т.д. 2. На уроках мы часто работаем с высказываниями критиков и других писателей о стиле и языке изучаемого автора либо анализируем программные заявления самих поэтов и писателей, где они формулируют особенности собственного стиля. Например, говоря об особенностях пушкинского стиля, уместно вспомнить слова Н.В.Гоголя: «Тут все: и наслаждение, и простота, и мгновенная высокость…Здесь нет каскада красноречия…никакого наружного блеска…все лаконизм…Слов немного, но они так точны, что обеспечивают все. В каждом слове бездна пространства». А вот собственное   высказывание   Пушкина:   «Точность   и   краткость   –   вот   первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей – без них блестящие выражения ни к чему не служат» («О русской прозе», 1822). Задания для работы на уроке могут быть следующими: ­ выразительно прочитайте высказывание, найдите опорные слова и выражения, объясните их значение; ­   проиллюстрируйте   данные   тезисы   примерами   из   изучаемого   произведения (изученных ранее произведений). 3.Полезно   заглянуть   и   в  творческую   лабораторию  писателя.   Здесь   возможны следующие виды работ: 1/знакомство с записями самих авторов о работе над произведением (например, В.Маяковский «Как делать стихи» и др.); 2/знакомство с воспоминаниями очевидцев о работе писателя; 3/рассматривание   фотографий   рукописей,   страниц   черновиков,   по   которым можно   увидеть,   насколько   труден   путь   к   единственно   верному   слову.   Вспомним черновики   А.С.Пушкина,   испещренные   рисунками,   иллюстрациями,   по   которым можно   предположить,   в   каком   направлении   шла   поэтическая   мысль.   Вспомним Б.Л.Пастернака, который уничтожал свои рукописи, считая, что «быть знаменитым некрасиво»… 4/Одно из первых значений слова «стиль» ­ вообще почерк пишущего. В связи с этим интересен прием «графологической экспертизы» (как известно, почерк отражает характер человека, его жизненные ориентиры). Так, рассматривая почерк Цветаевой, можно   усмотреть   и   твердость   ее   характера,   и   оригинальность   самовыражения,   и, наконец,  сильное   мужское   начало   ее  натуры (не  случайно   некоторые   мемуаристы говорили о ее андрогинности). А вот, по выражению А.Эфрон, «летящие журавли» почерка   Пастернака.   Сравните   с   его   концепцией   творчества   из   знаменитого стихотворения   «Август»:   «Прощай,   размах   крыла   расправленный,   полета   вольное упорство…» 5/Сопоставление   вариантов   (черновых,   рабочих   и   окончательных)   слов   и выражений; эпизодов и сцен; наконец, заглавий произведений (например, «Горе уму» и   «Горе   от   ума»;   «На   дне   жизни»   и   «На   дне»   и   т.д.)   Выясняем,   почему   автор остановился   именно   на   данном   варианте,   какую   смысловую   или   эмоциональную нагрузку несет именно это слово, выражение, эпизод. 4.Одно из важнейших условий проникновения в особенности стиля писателя – подготовленное  выразительное   чтение  художественных   текстов   либо   слушание образцового чтения, которое сопровождается вопросами и заданиями: ­ Каковы ваши впечатления от прослушанного текста? ­ Какое настроение передает это стихотворение (прозаический отрывок)? ­ Составьте интонационную партитуру для выразительного чтения; укажите, на какие слова падает логическое ударение, отметьте паузы, повышение и понижение голоса; укажите тембр, тон речи. ­ С помощью каких слов, выражений достигает автор этого результата? Таким образом создаем платформу для уяснения смысла и авторской позиции и выходим на анализ языковых средств. Возможно выразительное чтение использовать и как заключительный, итоговый   этап в работе над произведением. Возможно также сопоставить выразительное чтение до и после языкового анализа. 5.Работа над языковыми средствами. 1/Прием сопоставления первого и окончательного варианта текста (см. выше). 2/Прием сопоставления двух художественных текстов на определенную тему. Рассмотрим фрагмент урока, на котором изучается стихотворение С.Есенина «Береза».   Сопоставим   два   произведения:   стихотворения   С.Есенина   «Береза»   и А.Фета «Печальная береза». ­ Послушайте выразительное чтение обоих стихотворений (читает учитель или подготовленный ученик). ­ Каким настроением проникнуто стихотворение А.Фета? А С.Есенина? ­ Как это настроение отражено в названиях? ­ Какие сравнения, эпитеты, метафоры использует тот и другой поэт? Как они помогают понять отношение автора к изображаемому? (У   Фета   природа   хороша,   торжественно   величава   даже   в   смерти;   у   Есенина береза величественна и красива, но не печальна. Она не умерла. Она только уснула на короткое время. Есенинская береза ослепляет своей свежестью, жизнью.) ­   Какое   слово­образ   в   стихотворении   С.Есенина   помогает   передать   полноту жизни, замершей лишь на время? (Олицетворение принакрылась). Проведем лингвистический эксперимент. ­   Попробуйте   заменить   слово  принакрылась  выражением  «вся   накрылась (варианты:  укрылась,   покрылась)».   Выиграло   ли   бы   или   проиграло   от   этого стихотворение? ­ Обращаем внимание на морфемный состав: какое значение имеет приставка при­?   (Неполнота   действия).   Какие   ассоциации   возникают   при   этом?   (Ощущение легкости, свежести пушистого снега, ощущение того, что холод, зима не вечны, что жизнь не задавлена, она продолжается). 3/Итак,  лингвистические   эксперименты  предполагают   выполнение   следующих заданий: ­ заменить авторский вариант близким по смыслу, убедиться в художественной логике использования именно авторского слова; ­ вставить пропущенные в тексте слова, выбрав подходящие из предлагаемого списка (можно включить оригинальный вариант), самостоятельно заполнить пропуски («тест на гениальность»), сравнить с авторским вариантом; выяснить замысел автора и его языковое воплощение. Очень интересны уроки по творчеству тех писателей, чей стиль ярок и узнаваем. Обратимся  к   фрагментам   уроков   в   6   классе,   посвященных   творчеству Н.В.Гоголя. Так, при чтении и изучении повестей из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки»   («Майская   ночь,   или   Утопленница»,   «Ночь   перед   Рождеством») пристальное   внимание   уделяем   наблюдениям   над   особенностями   гоголевских патетико­лирических описаний. Вначале необходимо сообщить ученикам о фактах биографии, помогающих понять истоки авторского отношения к украинской природе (родился   на   Украине,   очень   любил   природу,   язык,   интересовался   историей, фольклором). Выразительное чтение учителем описания майской ночи (гл.II «Голова») «Знаете ли вы украинскую ночь?» Можно попросить наиболее сильного ученика продолжить чтение, соблюдая соответствующую интонацию. Начинаем работать по вопросам, активизирующим воображение: ­   Что   вы   представляли   себе,   когда   слушали   и   читали   это   описание?   Какие ощущения у вас возникли? ­   Каким   настроением   проникнут   этот   отрывок?   (Восхищение,   любование красотой и величественностью украинской ночи) ­   Прочитайте   еще   раз   первые   два   предложения   в   этом   описании,   соблюдая интонацию восхищения, любования. («Кто лучше, точнее») ­ Какие фразы, предложения повторяются? Почему? Какие это предложения по интонации?   Прочитайте   их   выразительно.   («Божественная   ночь!   Очаровательная ночь!») ­ Проследите, как движется взгляд автора, на что он обращает внимание? Какая по масштабу получается картина? ­   Какие   изобразительные   языковые   средства   помогают   Гоголю   нарисовать широкую, величественную, прекрасную картину майской ночи?  Выпишите   эти   слова.   К   каким   частям   речи   они   относятся,   что   обозначают? (прилагательные­эпитеты: цвет, звук, размер, ощущение; глаголы: состояние; наречия: признаки действия).  ­  Какой   кажется   нам   природа?  Как  называется   этот   художественный   прием? (Олицетворение).   Почему   Гоголь   использует   олицетворение?   (Природа   –   живое существо, действующее лицо, не зря автор выносит в заголовок: «Майская ночь…») ­ Рассмотрите репродукцию картины А.Куинджи «Лунная ночь на Днепре». Чем близка эта картина описанию ночи в повести Гоголя? Чем отличается живописная картина от словесного пейзажа? Работая над повестью «Ночь перед Рождеством», опять обращаемся к описанию украинской   ночи,   только   уже   зимней,   предпраздничной.   Сравнивая   два   описания, выясняем следующее: ­ Чем схожи эти описания природы? Какие образы, картины повторяются? Что услышали, увидели нового в описании ночи перед Рождеством? (Повторяются образы неба, месяца, ощущение простора, тишины; красота и величие – с одной стороны, тайна, загадка, даже присутствие нечистой силы – с другой.) Можно к этому уроку (или к уроку внеклассного чтения) дать индивидуальное задание:   выразительно   прочитать   начало  X  главы   из   повести   «Страшная   месть»: «Чуден Днепр при тихой погоде». ­ Что роднит все описания природы в гоголевских произведениях? (Любование красотой родной природы, восхищение ею, обилие красок, звуков, запахов, яркость, эмоциональность повествования.) В   качестве   заключительного   этапа   изучения   художественного   стиля   этого писателя предлагаю ребятам определить, какое из двух описаний принадлежит перу Н.В.Гоголя,   и   доказать   свою   точку   зрения.   Для   работы   беру   еще   не   изученные произведения,   но   в   которых   легко   угадывается   стиль:   отрывок   из   «Капитанской дочки» А.С.Пушкина, «Буран в степи» (II  глава «Вожатый») и отрывок из повести «Тарас Бульба» Н.В.Гоголя, «Описание степи» (II  глава). Кстати, более серьезное сопоставление этих отрывков интересно провести уже в 8 классе, когда произведения будут текстуально изучены. Домашнее   задание   также   может   включать   работу   по   стилистике:   создайте стилизацию: опишите, например, реку Амур языком Гоголя. В 11 классе при изучении прозы И.А.Бунина провожу  урок словесности  (урок комплексного анализа текста) по рассказу «Антоновские яблоки». Наша задача на уроке – увидеть, что у Бунина не просто проза, а лирическая проза. Поэтому помимо выразительного чтения отрывка из  I  главы «Помню…», передающего особый ритм прозы, составляем схемы предложений, помогающие увидеть использование автором рядов   однородных   членов,   анафоры,   синтаксического   параллелизма   в   построении текста,   что   и   придает   ему   сходство   с   лирическим   произведением.   Кроме   того, работая со значением употребленных в этих предложениях сказуемых, определений, дополнений, выявляя наличие градации и аллитерации, приходим к выводу, что в центре   внимания   автора   –   внутренние   переживания   личности,   что   перед   нами   – лирический монолог, данный в форме ритмической прозы, по сути – стихотворение в прозе. А вот ценное замечание А.Ахматовой, которое можно использовать, наблюдая за индивидуальным   стилем   любого   поэта:   «…чтоб   добраться   до   сути,   надо   изучать гнезда постоянно повторяющихся образов в стихах поэта – в них и таится личность автора и дух его поэзии». Как видим, работу по изучению стиля писателя можно с успехом проводить в любом классе, и в каждом классе можно подобрать задания, соответствующие уровню развития и способностей учащихся. А в заключение хотелось бы сказать следующее. «Стиль – это человек», ­ справедливо заметил французский естествоиспытатель Бюффон.   А   что   может   быть   интереснее   человека,   с   его   жизнью,  переживаниями, мыслями, идеями? Поэтому изучение стиля писателя – один из способов воспитания у школьников внимания, чуткости к слову, мысли и в целом – интереса к чтению.

Изучение стиля писателя как один из приемов воспитания читательского интереса

Изучение стиля писателя как один из приемов воспитания читательского интереса

Изучение стиля писателя как один из приемов воспитания читательского интереса

Изучение стиля писателя как один из приемов воспитания читательского интереса

Изучение стиля писателя как один из приемов воспитания читательского интереса

Изучение стиля писателя как один из приемов воспитания читательского интереса

Изучение стиля писателя как один из приемов воспитания читательского интереса

Изучение стиля писателя как один из приемов воспитания читательского интереса

Изучение стиля писателя как один из приемов воспитания читательского интереса

Изучение стиля писателя как один из приемов воспитания читательского интереса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.03.2018