Изучение видов народного промысла в начальной школе.
Оценка 4.8

Изучение видов народного промысла в начальной школе.

Оценка 4.8
Исследовательские работы
docx
дефектология
Взрослым
14.04.2017
Изучение видов народного промысла в начальной школе.
В данной статье показано, как учитель начальной школы, работающий с умственно отсталыми учащимися может осуществлять обучение декоративному рисованию, частью которого является знакомство с видами народного промысла: гжелью, хохломой, жостово. Материал из статьи можно использовать как дополнительный для педагогов и учащихся.Текстовый материал с иллюстрациям.
виды нар пром.docx
Изучение видов народного промысла в начальной школе. В.В. Воронкова в « Программе специальных (коррекционных) образовательных  учреждений VIII вида» определяет  главное направление изучения декоративного  искусства с умственно отсталыми детьми: «На уроках декоративного рисования  учащиеся знакомятся с лучшими образцами декоративно­прикладного искусства.  Демонстрация произведений народных мастеров позволяет детям понять красоту  изделий и целесообразность использования их в быту». Учитель знакомит учащихся с основными сведениями о видах народного промысла,  возможно педагог даст дополнительные сведения или предложит кому­то из детей  подготовить сообщение или выбрать тему для проектной деятельности.  В этой статье приводятся информация  о некоторых видах народного промысла таких  как, гжель, хохлома, жостово, которая может стать полезной для учителей  изобразительного искусства.        Что такое "гжель"? История гжели   начинается с 14 века. Некоторые   ученые считают,   что   название   «гжель»   или   «жгель»   произошло   от   названия   реки   Гжелка, Гжолка или Гжелька, протекающей в верхнем Приднепровье. А русские простолюдины переставили буквы. Что такое Гжель? Это местечко, в котором издавна добывали высококачественную   белую   глину.   Почти   четыреста   лет   в   гжельских   мастерских делали   из   глины   посуду   гончарным   способом,   печные   изразцы   и   простые   детские игрушки. Наиболее ценились изделия, сделанные одним из трех наиболее уважаемых гончаров: Кокуном Иваном, Гусятниковым Никифором или Иваном Срослеем. В то время  они изготовляли глиняные игрушки и статуэтки, зверей, птиц, лошадок и кукол, которые красотой превосходили известные фарфоровые шедевры немецких мастеров. Позднее,     словосочетание   "гжель   ­   посуда"   приобрело   определенный   смысл.   С появлением   гжельской   посуды   начался   настоящий   бум.   Популярность   гжельского промысла распространилась по всей российской территории и за её пределами. Что характерно. Классика сине­белого цвета, раскраска синим кобальтом. Этот цвет стал "фирменным" в первую очередь для посуды, а затем и для всей остальной продукции, игрушек   и   сувениров.   Кроме     цвета,   гжельские   фарфоровые   изделия   отличались прекрасно   выполненными   сюжетными   рисунками.   Художники   рисовали   сразу,   без эскизов и набросков, рисунок очень редко повторялся.. В основном "Гжель" ­ это эксклюзивные   экземпляры,   изготовленные   на   хорошем   художественном   уровне.   В последнее время гжельские художники стали применять так называемую смешанную технику   живописи,   надглазурную   и   подглазурную,   когда   основной   кобальтовый рисунок наносится на влажную глину, под глазурь, а более точный орнамент рисуется уже по глазури. Гжельские изделия перестали быть роскошью и вошли в повседневный обиход.  Сегодняшняя "Гжель" ­ это гордость страны, российская визитная карточка в сфере изобразительного искусства, наряду с хохломой, жостовским промыслом, все это   народные   промыслы   России.   "Гжель"   по   праву   возглавляет   этот   престижный список. Хохлома ­ что это такое? Прежде всего ­ это старинный русский народный промысел. Хохломская   роспись,   золотая   хохлома,   обширный   пласт   культуры   российской. Символом   росписи   в   стиле   "хохлома"   является   огненная   Жар­птица,   сказочный персонаж.   Столица   промысла   ­   город   Семенов.   Развитие   хохломы   продолжалось достаточно   долго.   История   Золотой   хохломы     уходит   корнями   в   конец   17   века. Технологии   того   времени   не   обеспечивались   дополнительными   средствами, облегчающими   процесс,   все   делалось   вручную.   Некоторые   мастера   как­то приспосабливались, придумывали себе в помощь несложные инструменты, но в целом хохломская   роспись   полностью   обеспечивалась   только   ручным   трудом.   Заготовки вытачивали одни мастера, грунтовали и прожигали их другие, а расписывали третьи. Так на Волге появилась золотая роспись хохломы. Мастера перешли к производству посуды из дерева, покрытой золотыми рисунками. Первое время заготовки вырезались из   липы   и   раскрашивались   хохломскими   узорами   ложки   и   черпаки.   Благодарные потомки   даже   возвели   памятник   Семёну­ложкарю   как   дань   уважения   мастерам   и художникам того времени. В середине 19 века хохломская роспись на посуде, мебели и одежде стала известна за рубежом. Всемирная выставка в Париже, прошедшая в 1889 году, открыла путь Золотой хохломе по всему миру. Хохломская роспись пошла на экспорт широким потоком. Ассортимент производства вырос многократно, кроме ложек   производились   блюда   и   тарелки,   бочонки,   крынки   для   специй,   солонки, различные поставцы, бокалы и кружки. Особенно ценились на Западе так называемые братины ­ огромные посудины в форме ладьи с дюжиной ковшей. Название говорило само за себя, эта посуда предназначалась для братского пиршества. Праздничная тема всегда сопутствовала хохломским изделиям. А неисчерпаемый источник сюжетов и тем для них ­ это вся Россия. Хохлома же неразрывно связана и с самим источником, и с его историей. Кроме посуды, большими сериями выпускались предметы домашнего обихода: шкатулки, табакерки, небольшие мебельные изделия, теремки, шкафчики, столики   и   скамеечки.   Появились   растительные   орнаменты,   которые   продолжали исконные   традиции,   но   одновременно   несли   в   себе   тот   особый   природный   стиль художественного письма, которым и отличается хохлома. Картинки, сделанные в те далекие   времена   художниками­энтузиастами,   зарисовки   и   эскизы   подтверждают развитие новых направлений в искусстве хохломской росписи. В 18 веке хохломские изделия заметно укрупнились, их расписывали уже с золотыми листьями и цветами, в стиле рисунка женского платка, когда орнамент состоит из нескольких фрагментов, сливающихся в одно целое изображение. Одним из самых почитаемых хохломских рисунков было "травное письмо", "хохломской орнамент". Так появилась классика стиля.  Тогда же в средней полосе России появились жостовские подносы. Жостовская роспись — народный промысел художественной росписи металлических подносов,   существующий   в   деревне   Жостово   Мытищинского   района   Московской области. Промысел расписных металлических подносов возник в середине XVIII века на Урале, где были расположены металлургические заводы Демидовых. Роспись   производится   обычно   по   чёрному   фону   (иногда   по   красному,   синему, зелёному, серебряному)  причем мастер работает сразу над несколькими подносами. Основной   мотив   росписи   —   цветочный   букет   простой   композиции,   в   котором чередуются   крупные   садовые   и   мелкие   полевые   цветы.   По   назначению   подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение. По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и другие.  Вряд ли найдется человек, не любящий природу, равнодушный к цветам, их красоте, аромату, заключенной в них великой силе жизни. Эта тема близка каждому, поэтому так   много   почитателей   жостовского   таланта   не   только   в   нашей   стране,   но   и   за рубежом. А   когда­то,   в   начале   XIX   века,   открывая   в   Жостове   первую   мастерскую   по производству   изделий   из   папье­маше,   купец   Филипп   Никитьевич   Вишняков   и   не подозревал, что основал новый промысел, которому суждено будет со временем войти в число уникальных очагов русской народной культуры. Здесь сложилось самобытное искусство декоративной живописи, вобравшей в себя традиции народных росписей на бытовых   предметах   и   станкового   живописного   натюрморта.   Первые   подносы изготовлялись   из   папье­маше,   как   и   выпускающиеся   вместе   с   ними   коробочки, табакерки,   марочницы   и   шкатулки.   Поначалу   и   украшавшая   их   живопись   была одинаковой ­ пейзажи, писанные с гравюр и картин, летние и зимние тройки коней, чаепития   столом. за     В 1830­е годы подносы в Жостове стали делать из металла. На мысль о замене папье­ маше   на   более   прочный   материал   жостовцев   навели   подносы   Нижнего   Тагила, знаменитого   ещё   в   XVIII   Другим известным центром производства подносов стал Петербург. Здесь были в моде   веке   центра   их   производства. подносы   фигурных   форм,   сложного   рисунка,   изображавшей   цветы,   фрукты,   птиц среди завитков. прихотливых различных раковин и Жостовские   мастера   учли   опыт   живописцев   Нижнего   Тагила   и   Петербурга,   но   не просто использовали понравившиеся стили и приёмы, а создали на их основе свой собственный   неповторимый   стиль   и   характер   украшения   подносов. Самым известным произведением стал овальный поднос, украшенный живописью по перламутру. Почти на каждом старинном подносе стоит клеймо мастерской, в которой он был выполнен.   Из   этого   клейма   можно   узнать   имя   хозяина   мастерской,   а   по   ней определить время создания подноса. Используя на уроке оптимальное количество иллюстраций учитель будет не только обогащать  культурный  опыт  учащихся, но и воспитывать  эстетический  вкус  своих учеников.  В статье использованы материалы FB.ru: http://fb.ru/article/154033/hohloma­­­chto­eto­ takoe­hohloma­kartinki­uzoryi­foto http://slavyanskaya­kultura.ru/slavic/trade/zhostovskaja­rospis.html

Изучение видов народного промысла в начальной школе.

Изучение видов народного промысла в начальной школе.

Изучение видов народного промысла в начальной школе.

Изучение видов народного промысла в начальной школе.

Изучение видов народного промысла в начальной школе.

Изучение видов народного промысла в начальной школе.

Изучение видов народного промысла в начальной школе.

Изучение видов народного промысла в начальной школе.

Изучение видов народного промысла в начальной школе.

Изучение видов народного промысла в начальной школе.

Изучение видов народного промысла в начальной школе.

Изучение видов народного промысла в начальной школе.

Изучение видов народного промысла в начальной школе.

Изучение видов народного промысла в начальной школе.

Изучение видов народного промысла в начальной школе.

Изучение видов народного промысла в начальной школе.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.04.2017