В настоящее время наблюдается процесс изменения системы исторических
взглядов, начавшийся более 10 лет назад. Историки постепенно отходят от
формационного подхода к изучению истории, лидирующие позиции в последнее
время занимает цивилизационный подход. В связи с этим изменяется вся
структура исторического знания, все большее внимание уделяется проблемам
развития культуры, проблемам взаимовнимания культуры и общества, его
социальной структуры, типа государственного устройства, ареала обитания.
Появление новых точек зрения, изменение отношения к культуре в сторону
повышения интереса к ней рождают новые подходы, не нашедшие отражения в
школьных учебниках. Появление новых типов школ, в программу которых введены
расширенные блоки информации по культуре, так же обуславливает
необходимость создания единой концепции преподавания вопросов развития
культуры в школьном курсе истории
конспект.docx
В настоящее время наблюдается процесс изменения системы исторических
взглядов, начавшийся более 10 лет назад. Историки постепенно отходят от
формационного подхода к изучению истории, лидирующие позиции в последнее
время занимает цивилизационный подход. В связи с этим изменяется вся
структура исторического знания, все большее внимание уделяется проблемам
развития культуры, проблемам взаимовнимания культуры и общества, его
социальной структуры, типа государственного устройства, ареала обитания.
Появление новых точек зрения, изменение отношения к культуре в
сторону повышения интереса к ней рождают новые подходы, не нашедшие
отражения в школьных учебниках. Появление новых типов школ, в программу
которых введены расширенные блоки информации по культуре, так же
обуславливает необходимость создания единой концепции преподавания вопросов
развития культуры в школьном курсе истории.
Существующие в настоящее время школьные учебники и учебные пособия не
сорентированы на раскрытие данной проблемы. В практике преподавания блока
информации по культуре среди учителей отсутствует единая система, что
приводит к отсутствию у учащихся унифицированной концепции по данному
вопросу. Учителя в основном однотипно подходят к выбору методики. Как
правило это лекции учителя и сообщения учащихся по тому или иному вопросу.
Методический аппарат по проблеме изучения
развития
отечественной культуры необходимо создавать заново, так как имеющиеся
вопросов
методические рекомендации утратили свою актуальность в свете изменения
системы исторического знания.
Положение с изучением вопросов развития культуры в системе школьного
исторического образования в настоящее время привело к необходимости
углубленного исследования проблемы обозначенной в теме дипломной работы.
Объектом исследования является система исторических представлений,
фактов, понятий, причинноследственных связей по вопросам развития культуры
СССР в 2030е годы. Предметом исследования являются нетрадиционные приемы, формы, методы
усвоения культуры в школьном курсе изучения истории.
Цель исследования была определена на основе теоретического изучения
проблемы, анализа ее состояния в практической деятельности учителей и имело
своей задачей разработать и экспериментально проверить новые нетрадиционные
подходы и методы изучения вопросов развития отечественной культуры в 2030е
годы ХХ века.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были
сформулированы задачи исследования:
Изучить научноисторическую литературу с целью выявления основных
подходов к изучению проблемы;
Провести анализ научнометодической литературы с целью
определения степени освещения вопроса;
Определить ориентацию основных и дополнительных учебных пособий
по истории по отношению к изучаемой проблеме;
Отобрать содержание на основе новых принципов для
экспериментальных уроков;
Разработать модели нетрадиционных уроков, в соответствии с
отобранным содержанием;
Проверить на практике эффективность разработанной
экспериментальной методики.
Цель, объект, задачи исследования обусловили его источниковедческую
базу и методы исследования. В качестве источников использовались учебные
и методические пособия по изучаемой проблеме, монографии, искусствоведческие
работы. Одним из методов было наблюдение уроков истории. В ходе
экспериментального изучения проблемы проводились беседы с учителями
истории, анализировалась учебная документация.
2 Материалы данного исследования считаю возможным использовать в
практике преподавания учителей всех типов школ и учебных учреждений с
гуманитарным уклоном.
Практическое значение исследования заключается в возможности
внедрения в практику работы учителей моделей, разработанных
экспериментальных уроков по соответствующей проблеме.
Опробации результатов исследования, сами результаты исследования
обсуждались на методических объединениях учителей истории Железнодорожного
района г. Орла, на кафедре всеобщей истории ОГУ.
3
Изучение вопросов культуры на уроках истории
Изучение вопросов культуры на уроках истории
Изучение вопросов культуры на уроках истории
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.