Лукьянова Виктория Андреевна (ГБОУ ШКОЛА № 1466 г. Москва ЮАО).
Изучении жанра жития в 7-8 классах средствами проектной деятельности.
Аннотация к статье. В статье представлены результаты экспериментальной деятельности в области преподавания древнерусской литературы с применением методик и технологий проектного моделирования. Указывается на эффективные формы работы с учащимися, расширяющими их культурно-образовательное пространство: сопоставление литературного произведения и иконы, обращение к произведениям разных авторов и др.
Ключевые слова: проектная деятельность, синтез искусств, древнерусский текст, речевой продукт.
Решающим фактором организации процесса усвоения учебного материала посредством проектной деятельности выступают групповые проекты, выходящие по своему личностному смыслу за рамки технологического обучения, а по своему социальному значению – за рамки привычной образовательной системы координат, предоставляющей учащемуся необходимую для творческой деятельности свободу действий.
Проектная деятельность на современном этапе образования позволяет использовать разнообразные методы и приёмы для активизации деятельности учеников при изучении древнерусского произведения. В ходе реализации проекта происходит активизация познавательного интереса учащихся к художественному произведению и личности автора, расширение круга чтения, приобщение учащихся к искусству слова. Кроме того, по мнению педагогов и психологов, проектная деятельность позволяет удовлетворить потребности подростков, способствует формированию творческого, интеллектуального, волевого потенциала учащихся. Она эффективна для обучения, так как предлагает учащимся самостоятельно мыслить, искать и находить различные пути решения поставленных задач, используя при этом исследовательские, репродуктивные, эвристические, творческие методы для достижения практического результата.
Обратим своё внимание на методы и приемы, используемые в проекте.
Эвристический метод предполагает частично-поисковый характер познавательной деятельности учеников. Опираясь на имеющиеся у учащихся знания и практический опыт, учитель подводит их к освоению новых знаний и формированию выводов[3,89-90]. Выполняя задания по тексту, обращаем внимание учащихся на значение слов произведения. Сюда следует отнести толкование символов, содержащихся в древнерусских памятниках таких как: христианский символизм, символика света и цвета, символика чисел, значение церковнославянизмов и т.д. Данный вид работы «значительно облегчает учебный процесс при изучении произведений Древней Руси и формирует представление о целостности культуры и исторической преемственности поколений в общем культурно-историческом развитии России» [1,6].
При работе над «Повестью о Петре и Февронии Муромских» в 7 классе сообщаем учащимся, что перед нами зашифрованный текст. Наша задача заключается в том, чтобы попытаться его расшифровать и понять, о чем думали наши предки, читая его. Проводим символический анализ смысла жития. Обращаем внимание на символическое значение слов, как рекомендует О.А.Еремина: змей в житии – это дьявол «искони ненавидящий род человеческий»; болезнь князя – это смятение, сомнение духа, следовательно, по христианским понятиям – грех, в исцелении которого поможет только глубоко верующий человек, каковой и является Феврония; «дева мудрая» - посвятившая себя Богу; хлебная закваска – символ Церкви Христовой; баня – очищение грехов и т.д. [5,11]
Далее используем анализ образа героя произведения. По группам выявляем сходство змия-оборотня со множеством летучих змеев из народных сказок и песен (сюда относится, прежде всего, известная легенда о Георгии Храбром и девице – 1 группа), находим связь с другими произведениями литературы, используем пересказ с элементами анализа (схожесть элементов сюжета со «Сказанием о Тристане и Изольде» – 2 группа), с историей, былинами, иконописью (3 группа).
При разборе эпизода встречи отрока Варфоламея со старцем черноризцем в 8 классе выделяем церковнославянские формулы: чадо, скорбит душа, святый отче, аминь, просфора, черноризец, знамение благодати Божией, Святое писание. Составляем собственный словарь с лексическим значением слов и делаем вывод, что, таким образом, автор заостряет внимание на чудесном явлении, на Божественном откровении, на предопределенности происходящего. Ещё одна немаловажная деталь – разговор отрока со старцем происходит под дубом. «Эту деталь можно воспринимать как конкретную и одновременно как символ особой значимости происходящего: у дуба Мамврийского явилась Аврааму в виде трех ангелов Святая Троица, дуб в преданиях выступает как древо жизни, под дубом же старец читает чудесную молитву» [5,144].
Исследовательский метод предусматривает творческое усвоение знаний, которые учащиеся добывают самостоятельно в процессе исследования проблемы, сравнения различных вариантов получаемых ответов[3,89-90]. Один из уроков в 8 классе посвящаем сравнению произведений разных авторов «Жития Сергия Радонежского» Епифания Премудрого (1 группа), агиобиографии Б.Зайцева «Преподобный Сергий Радонежский» (2 группа), «Житие преподобного Сергия Радонежского» написано Государынею Императрицею Екатериною Второю (3 группа). Сначала выясняем с учащимися этимологию жанровых определений «биография» и «агиография», после сравнения по группам приходим к выводу, что герои произведений в одном случае – это исторические личности, в другом – святые; в первом случае первичен исторический факт, во втором – автор не вдается в детали исторического бытия, важна глубина описываемого события, агиографическая литература от близкого к ней жанра биографии отличается религиозной целью прославления своего героя.
При сопоставлении произведений разных видов искусств, например, сравнение эпизода встречи мальчика Варфоломея со старцем в повести Б.Зайцева «Преподобный Сергий Радонежский» с житийным текстом Епифания Премудрого [5,144] и полотна Нестерова «Видение отроку Варфоломею» выявляем, что качество результатов этой деятельности зависит от точной, содержащей в себе этапность выполнения, целевой установки на чтение и проблемной ситуации.
Сложный словесно-образный материал вводим через амплификацию (расширение культурных ассоциаций представлений ученика), когда анализ художественного словесного произведения поддержан, подкреплен обращением к иконографическим клеймам с изображением Петра и Февронии Муромских (7 класс), Преподобного Сергия Радонежского (8 класс).
Репродуктивный метод предполагается использовать в проектной деятельности тогда, когда знания учащимся предлагаются в готовом виде. Например, в ходе эксперимента мы выявили тексты, в результате которых ученики сознательно усваивают знания, понимают их и запоминают. Сюда следует отнести, прежде всего, научную литературу таких авторов как: Ф.Буслаев, Д.Лихачев, В.Ключевский; различные варианты житийных текстов, летописи, художественную литературу.
Один из уроков посвящаем внеклассному чтению. Основная задача учащихся на этом уроке: в доступной форме рассказать о великих предках и современниках, которые являлись примеров для подражания. Для этого используем сборник «Святые Русской Земли» (М.,2007), который адаптирован к восприятию современного молодого поколения. Таким образом, учащиеся знакомятся с житием преподобных Кирилла и Марии Радонежских, родителей преподобного Сергия Радонежского, святой блаженной Ксении Петербургской, святого праведного воина Федора Ушакова, святой блаженной Матроны Московской и т.д. В ходе проекта библиотекарь рекомендует учащимся использовать серию книг «История России» (Москва, Белый город, 2009). Эта серия книг раскрывает перед учениками русскую культуру и уникальный мир русской истории, из которой они узнают о великих святых, вдохновлявших наших соотечественников на подвиги во славу Отечества («Александр Невский», «Сергий Радонежский», «Русские святые», «Легенды русских монастырей» и т.д.). Сотрудничество учителя литературы с библиотекарем позволяет ученикам составить отзывы о прочитанных книгах, найти связь древнерусского произведения с литературой периода Великой Отечественной войны, участвовать во встречах с писателями на читательских конференциях по прочитанным книгам. Таким образом, расширяется сам круг читателей, участвуют в подобных мероприятиях и родители учеников, что формирует традиции семейного чтения.
Кроме того, чтение житий сопровождаем посещением мест почитания святого, проводим очные и заочные экскурсии, что позволяет обогатить образ, возникший в результате знакомства с текстом. Например, при изучении жития Сергия Радонежского, в рамках проекта «Святые защитники Руси», учащиеся посещают в Москве и Московской области места, связанные с именами Преподобного Сергия, благоверного князя Дмитрия Донского, героев Куликовской битвы схимонахов Александра Пересвета и Андрея Осляби (Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове, Троицко-Сергиева Лавра, поле Куликово).
Основная задача при работе с текстом в ходе проектной деятельности, как отмечает Л.П.Висленко в статье «Метод проектов при чтении произведений современной литературы», вскрытие глубинных замыслов, которые вели автора при создании произведения. В основе анализа – методологическая триада:1) чтение произведения; 2) адекватное понимание смыслов произведения, которое достигается в процессе аналитического рассказа на уроке; 3) создание речевого высказывания (устного или письменного) на основе прочитанного и понятого [3,41-42].
Результативность участия в проекте можно увидеть в следующих таблицах.
Таблица №1. Информационные источники, формирующие представление ученика, о событиях, происходивших во времена Древней Руси.
книги |
СМИ (телевидение, газеты, журналы) |
Интернет |
Рассказы друзей, знакомых, родителей |
другое |
86 % |
46% |
17% |
50% |
26% |
Таблица №2. Динамика повышения мотивации учащихся.
Таблица №3. Проект как условие комфортности в обучении.
Проект позволяет:
Таким образом, результатом проектной деятельности является речевой продукт. В нашем эксперименте это презентация выступления по определенной теме, сочинения, интервью с писателями, экскурсоводами, дьяконом Храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове, тематическая газета, стихи учеников.
Список литературы:
1. Архипова И.Г. – Церковнославянский язык: 5 класс: пособие для учителей. – М., 2007. – С.6.
2. Висленко Л.П., Белокурова С.П. – Метод проекта при чтении произведений современной литературы. // Литература в школе. – М., 2008. – №11. – С.41-42.
3. Богданова О.Ю., Леонов С.А., Чертов В.Ф. – Методика преподавания литературы. – М., 1999. – С.89-90.
4. Ерёмина О.А. – Древнерусская литература в школе. – М., 2004. – С.11.
5. Петрова Т.С. Анализ художественного текста и творческие работы в школе. – М., 2004. – С.144.
Сведения об авторе.
· Лукьянова Виктория Андреевна
· Учитель высшей категории русского языка и литературы
· ГБОУ ШКОЛА № 1466 г. Москва ЮАО
· 8-916-4189099 (моб.)
· Wal1611@rambler.ru
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.