ИЗУЧ.ОСОБЕН ПОНИМ ЭМОЦИЙ детей С ЗПР
Оценка 4.7

ИЗУЧ.ОСОБЕН ПОНИМ ЭМОЦИЙ детей С ЗПР

Оценка 4.7
docx
28.05.2021
ИЗУЧ.ОСОБЕН ПОНИМ ЭМОЦИЙ детей С ЗПР
ИЗУЧ.ОСОБЕН ПОНИМ ЭМОЦИЙ детей С ЗПР.docx

ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОНИМАНИЯ ЭМОЦИЙ ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ОВЛАДЕВАЮЩИМИ УРОВНЕМ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

По результатам проведенного формирующего этапа, нами было организовано повторное диагностическое исследование (контрольный этап эксперимента), которое позволило выявить динамические сдвиги в уровне развития способности обучающихся младшего школьного возраста с ЗПР в понимании эмоций.

Так, по результатам вторичной диагностики по методике понимания разнообразных эмоций по методике Е.И. Изотовой, нами выявлены следующие динамические сдвиги:

·                   16,67 % испытуемых с ЗПР (2 человека), показали низкий уровень развития, тем самым отражая то, что программа занятий оказалась для них недостаточной (Костя и Виктор);

·                   83,33 % испытуемых с ЗПР показали средний уровень понимания разнообразных эмоциональных состояний, смогли не только назвать и соотнести предъявленные эмоции, но и на достаточно хорошем уровне их изобразить (см. Рисунок 2.4).

Рисунок 2.4 Показатель уровня развития понимания разнообразных эмоций по методике Е.И. Изотовой на констатирующем и контрольном этапе (в%)

В ходе выполнения экспериментального исследования, у большей части испытуемых наблюдалась заинтересованность, достаточный уровень устойчивости внимания, существенных отвлечений и нарушений дисциплины отмечено не было.

В дальнейшем, нами было проведено  повторное исследование по методике направленной на изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картине (Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А.) (см. Рисунок 2.5).

 

Рисунок 2.5 Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картине у детей младшего школьного возраста с ЗПР на констатирующем и контрольном этапе (в %)

По результатам методики, нами было установлено, что:

·                   16,67 % испытуемых (2 человека К и В) имеют низкий уровень понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинках. Круг определяемых эмоций сильно ограничен, допускается большое количество ошибок и неточностей, даже после помощи со стороны психолога;

·                   75 % испытуемых (9 человек) имеют средний уровень развития изучаемого показателя, смогли продемонстрировать достаточное понимание предъявляемых эмоций. Допущенные ошибки исправлялись после помощи психолога;

·                   8,33 % (1 испытуемый - Света) показал высокий уровень развития понимания эмоционального состояния людей, изображенных на картине.

В дальнейшем, было проведено повторное изучение восприятия детьми младшего школьного возраста с ЗПР графических изображений эмоций проводилось при помощи методики К. Изард. В результате проведенного исследования, мы установили, что:

·                   8,33% испытуемых (один человек) имеет низкий уровень, что отражает недостаточные знания об основных эмоциональных состояниях, заметно отсутствие осознанного переживания радости, страха и гнева, как устойчивого эмоционального реагирования на конкретное действие или событие. Заметим, что такой низкий уровень показан испытуемым и вследствие того, что в ходе выполнения исследования была явная усталость и повышенная отвлекаемость;

·                   83,33 % испытуемых (10 человек) продемонстрировали достаточное понимание базовых эмоциональных переживаний, тем не менее, допустили ошибки и неправильно распознавали проявления той или иной эмоции у других людей. Заметим, что верный выбор таких эмоций как удивление и гнев на картинке, происходит после постановки дополнительных наводящих вопросов. Полученные данные отражают средний уровень;

·                   1 человек продемонстрировал высокий уровень восприятия эмоций на графических изображениях (см. Рисунок 2.6).

 

Рисунок 2.6 Показатель изучения восприятия детьми младшего школьного возраста с ЗПР графических изображений эмоций на констатирующем и контрольном этапе (в %)

По результатам контрольного этапа экспериментального исследования, мы можем говорит о том, что:

·                   у большинства испытуемых наблюдаются положительные динамические сдвиги в развитии способности понимания своего эмоционального состояния и своих эмоций;

·                   наблюдаются положительные динамические сдвиги в развитии способности понимания эмоционального состояния и эмоций других людей (см. Таблица 2.3).

Таблица 2.3 Показатель уровня развития способности к пониманию эмоций обучающимися с ЗПР, овладевающими уровнем начального общего образования, на констатирующем и контрольном этапе

ФИО

Уровень развития по методикам

Методика

Е.И. Изотовой

 

Методика Урунтаевой Г.А., Афонькиной Ю.А.

 

Методика

К. Изард

 

ДО

ПОСЛЕ

ДО

ПОСЛЕ

ДО

ПОСЛЕ

1.

С А.

Низкий

Средний

Низкий

Средний

Средний

Средний

2.

К

Низкий

Низкий

Низкий

Низкий

Средний

Средний

3.

С Д.

Низкий

Средний

Низкий

Средний

Средний

Средний

4.

В

Средний

Средний

Средний

Средний

Средний

Средний

5.

Т

Низкий

Средний

Низкий

Средний

Средний

Средний

6.

В2

Низкий

Низкий

Низкий

Низкий

Средний

Средний

7.

Г

Низкий

Средний

Низкий

Средний

Средний

Средний

8.

А

Средний

Средний

Средний

Средний

Средний

Средний

9.

Д

Низкий

Средний

Низкий

Средний

Средний

Средний

10.

Вл

Средний

Средний

Средний

Средний

Средний

Средний

11.

М

Низкий

Средний

Средний

Средний

Низкий

Низкий

12..

С

Средний

Средний

Средний

Высокий

Средний

Высокий

 

Проанализировав результаты, представленные в таблице 2.3, мы приходим к выводу о том, что итоговые данные по всем трем методикам исследования отражают следующее:

·                   16,67 % обучающихся с ЗПР имеют низкий уровень развития способности к пониманию эмоций;

·                   75 % обучающихся с ЗПР имеют средний уровень развития способности к пониманию эмоций;

·                   1 испытуемый показывает высокий уровень развития способности к пониманию эмоций.

Полученный данные, могут служить доказательством эффективности организованной и проведенной работы на формирующем этапе экспериментального исследования.

 

Выводы по главе.

В результате проведенного теоретико-методологического анализа литературы, по проблеме изучения особенностей понимания эмоций обучающимися с задержкой психического развития, овладевающими уровнем начального общего образования, нами была организована опытно-экспериментальная работа.

Само, экспериментальное исследование включало в себя несколько этапов: констатирующий, формирующий и контрольный. В рамках констатирующего этапа экспериментального исследования, мы установили, что большая часть обучающихся имеет низкий уровень развития способности понимания эмоций и эмоциональных состояний. В связи с этим, было предложено на формирующем этапе эксперимента, разработать и провести занятия, направленные на обучение детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития основам понимания эмоциональных состояний и эмоций, умению определять эмоции на схематических изображениях, показывать определенную эмоцию своей мимикой и т.д.

В результате, на контрольном этапе экспериментального исследования, после проведения повторной диагностики, мы установили, что у 90% испытуемых с задержкой психического развития отмечается положительная динамика в изучаемых показателях. Такой результат, может говорить об эффективности проделанной работы на формирующем этапе.


 

Скачано с www.znanio.ru

ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОНИМАНИЯ

ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОНИМАНИЯ

Рисунок 2.4 Показатель уровня развития понимания разнообразных эмоций по методике

Рисунок 2.4 Показатель уровня развития понимания разнообразных эмоций по методике

Допущенные ошибки исправлялись после помощи психолога; · 8,33 % (1 испытуемый -

Допущенные ошибки исправлялись после помощи психолога; · 8,33 % (1 испытуемый -

Рисунок 2.6). Рисунок 2

Рисунок 2.6). Рисунок 2

Рисунок 2.6). Рисунок 2

Рисунок 2.6). Рисунок 2

Само, экспериментальное исследование включало в себя несколько этапов: констатирующий, формирующий и контрольный

Само, экспериментальное исследование включало в себя несколько этапов: констатирующий, формирующий и контрольный
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.05.2021