К году педагога и наставника. Урок развития связной речи по русской литературе в 6 классе. Подготовка к сочинению-эссе по теме: «Мой любимый учитель» ( по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»)

  • docx
  • 20.06.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала распутин урок.docx+++.docx

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа а. Жако»

 

 

К году педагога и наставника.

 

Урок развития связной речи по русской литературе в 6 классе.

 

 

 

Подготовка к сочинению-эссе по теме:

«Мой любимый учитель»

( по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»)

 

 

 

Учитель русского языка и литературы

высшей категории Хубиева Н.Х.

 

 

 

                                                         2023г.

 

 

Цель урока:   обеспечить формирование    умения  составлять сочинение-рассуждение на основе художественного произведения, раскрывать основную мысль.

Предметные результаты: понятия «сочинение», «тема», «основная мысль».

Метапредметные результаты: способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, свободно пользоваться словарями различных типов.

Личностные результаты: понимание  определяющей роли русского языка в развитие интеллектуальных, творческих способностей и  моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.

Методы и формы обучения: работа с текстом, индивидуальная, фронтальная.

Оборудование:

§  ноутбук; проектор

§  презентация

§  словарь С.А. Ожегова

§  Эпиграф: Хорошим словом мир освещается (русская пословица)

 

 

Этап урока

  Цель

(формируемые УУД)

        Деятельность

             учителя

      Деятельность

           учащихся

          Результат

1

Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

Настрой   на учебную деятельность

 

Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу.

Коммуникативные: обмениваются мнениями.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности

- Ребята, научиться писать сочинение- это составная, важная часть изучения русской литературы. Когда работаете над сочинением, у вас как бы идёт внутренний разговор, монолог с самим собой, с героями, с автором. Это очень важно. Особенно, в тувинской школе, где нет среды.

 

- Прежде чем начать, давайте вспомним теорию:

- Какие бывают сочинения?

(на литературную тему, на свободную тему, на основе личных впечатлений)

- А по типу?

(сочинение-описание, сочинение-повествование, сочинение-рассуждение)

-Хорошо.

-А теперь прочитаем эпиграф нашего урока.

- Как вы понимаете эти слова, о чём они?

«Хорошим СЛОВОМ мир освещается» (посл)

Отвечают на вопросы.

Внутренняя и внешняя готовность

2.

Целеполагание

Л:осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Р:осознают недостаточность своих знаний

П:устанавливают причинно-следственные связи, деляют выводы

 

- Теперь посмотрите на презентацию.

Здесь 4 ключевых слова «учитель», «поступок», «доброта» и «помощь».

-Скажите, пожалуйста, по предложенным ключевым словам вы можете определить, о чём же сегодня мы будем писать сочинение?

(учащиеся пытаются сформулировать тему урока по предложенным ключевым словам)

- Правильно. Пишем тему сочинения.

-Сегодня на уроке мы попытаемся написать вступительную часть и аргумент из рассказа «Уроки французского».

Словарная работа:

*учитель- 1.Лицо, которое обучает чему-нибудь, преподаватель. Школьный учитель.

*поступок-1.Совершённое кем-н. действие. Хороший, плохой поступок.

*Доброта-1.Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

*Помощь- Содействие кому-н. в чём-н., участие в чём-н., приносящее облегчение. Оказать помощь человеку.

Рассматривают презентацию и пишут слова- существительные.

 

 

 

 

 

Работа со словарями.

Формулируются собственные мысли.

3

 

Выявление места и причины затруднения

П:определяют основную и второстепенную информацию

Р:осознанно и произвольно строят высказывания в устной речи

П:устанавливаются причинно-следственные связи, делаются выводы

К:задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации

Л:осознают свои возможности в учении

Работа с текстом.

-С каким произведением мы познакомились на последних уроках?

- Кто автор? Расскажите о главных героях

рассказа

(Пересказ текста учеником)

-Кто такая Лидия Михайловна? Что вы знаете  о ней? Дайте ей краткую характеристику.

- Как вы поняли, какова тема рассказа?

- Определите основную мысль рассказа.

(Автор учит нас быть добрыми, внимательными и уважали своих учителей.Они делают для нас много хорошего).

Мы продолжим учиться писать вступительную часть сочинения.работать над развитием связной речи.

 

 

Отвечают на вопросы Формулируют собственные мысли. В сотрудничестве

с учителем и одноклассниками делают выводы.

Готовность к восприятию новых знаний

Осознание значимости новых знаний

4

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая деятельность

Р:контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки.

К:осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы.

Составление плана:

1.Вступительная часть.

(ответ на вопрос «Кто такой учитель?»)

2. Аргумент № 1(из рассказа В.Г. Распутина)

3. Аргумент № 2 Моя любимая учительница.

4. Вывод.

 

-Что такое аргумент? (доказательство, примеры)

Высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с  учителем и одноклассниками делают выводы

Осознание значимости новых знаний

5

 

 

Первичное закрепление

 

 

К:формулируют собственные мысли,

высказывают и обосновывают свою точку зрения

 

 

Работа над сочинением.

Вступительная часть.

Музыкальное сопровождение – песня «Учительский вальс».

Составление  текста сочинения по прочитанной статье

 

Формулируются собственные мысли.

6

Включённость в систему знаний, повторение

 

К:Обобщение полученных  на уроке

П: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности.

- Кто успел написать вступительную часть сочинения?

- Кто-то желает прочитать свою работу?

 

Чтение учащимися своих работ по желанию. (1- 2 примера)

-Ребята, как можно плавно перейти нам ко второй части?

(О доброй и внимательной учительнице пишет в своём произведении В.Г. Распутин.

- Кто в этом произведении учитель? Расскажите о ней. Какая она, что преподаёт?               

(ответы учащихся)

Кластер: Учитель:добрая, старательная, умная, доброжелательная, удивительная, заботливая, честная, бескорыстная, внимательная….

- Чем она хотела помочь ученику?

Кластер. Помощь:посылка, уроки, дополнительные занятия, ужин, игра, слово, понимание, сочувствие….

- А теперь попробуем составить устный рассказ об учителе Лидии Михайловне.

(Устные рассказы об учителе)

- Работа над сочинением. (Аргумент № 1)

 

- Как вы думаете, у вас получилось написать вступительную часть и начало основной части?

-Что было трудно? (писать текст своими словами, создавать текст о ком-либо)

- Конечно, ребята, нам труднее подобрать правильные слова, составить предложения. И для этого нам нужно каждый день читать, развивать свою речь, словарный запас. Давайте послушаем выступление наших товарищей, победителей кожуунного конкурса чтецов.

-Ребята, а вы внимательно послушайте и подумайте над вопросом: О ком говорится в этих стихотворениях?

Стихотворение об учителе

№ 1. Ты помнишь, было вокруг
 Море цветов и звуков.

Из теплых маминых рук
Учитель взял твою руку.
Он ввел тебя в первый класс
Торжественно и почтительно.
Твоя рука и сейчас
В руке твоего учителя.
Желтеют страницы книг,
Меняют названия реки,
Но ты его ученик:
Тогда, сейчас и навеки! (К.Ибряев)

 

№ 2. Учитель, дни жизни своей, как один,

Ты школьной семье посвящаешь.

Ты всех, кто учиться к тебе приходил,

Своими детьми называешь.

Любимый учитель, родной человек.

Будь самым счастливым на свете,

Хоть трудно порой достаются тебе

Твои непослушные дети.

Ты дружбой и знаньями нас наградил.

Прими благодарности наши!

Мы помним, как в люди ты нас выводил

Из робких, смешных первоклашек.

Но дети взрослеют, от школьной скамьи

Дорогами жизни шагают

И в памяти носят уроки твои,

А в сердце тебя сохраняют. (М. Садовский)

 

№ 3. Их много —

Курносых, несхожих,

Влетающих в школу гурьбой.

И с ними непросто. И все же

Душе его дорог — любой.

Он вел их

По лесенке знаний,

Страной научил дорожить,

И видеть сквозь даль расстояний,

И с умницей-книгой дружить…

Пусть кто-то строителем станет,

А кто-то хозяином рек,

Но верится сердцу:

поставит

Пятерку им завтрашний век.

И, взрослыми став, через годы

Ребята добром помянут

И строгость его, и заботы, —

Нелегкий учительский труд. (Б. Гайкович)

-О ком эти стихи?

-А у вас есть любимые учителя?

-Расскажите мне о них. Почему и за что вы их любите? Какие у вас учителя?

(Домашнее задание.Приготовить рассказ о своей любимой учительнице)

Проверка 1-2 работ учащихся.

-Спасибо, ребята, надеюсь, все приготовили свои рассказы, потому что он нам сейчас очень-очень пригодится.

 

Ценностное отношение к деятельности и её оценка

8

Информация о домашнем задании

 

 

Закончить сочинение дома.

Написать о любимой учительнице, выразить своёотношение, сделать вывод.(доработать, проверить ошибки)

 

Записывают домашнее задание.

Закрепление полученных знаний

 


 

Скачано с www.znanio.ru