Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа а. Жако»
К году педагога и наставника.
Урок развития связной речи по русской литературе в 6 классе.
Подготовка к сочинению-эссе по теме:
«Мой любимый учитель»
( по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»)
Учитель русского языка и литературы
высшей категории Хубиева Н.Х.
2023г.
Цель урока: обеспечить формирование умения составлять сочинение-рассуждение на основе художественного произведения, раскрывать основную мысль.
Предметные результаты: понятия «сочинение», «тема», «основная мысль».
Метапредметные результаты: способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, свободно пользоваться словарями различных типов.
Личностные результаты: понимание определяющей роли русского языка в развитие интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.
Методы и формы обучения: работа с текстом, индивидуальная, фронтальная.
Оборудование:
§ ноутбук; проектор
§ презентация
§ словарь С.А. Ожегова
§ Эпиграф: Хорошим словом мир освещается (русская пословица)
№
|
Этап урока |
Цель (формируемые УУД) |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Результат |
1 |
Организационный момент, мотивация к учебной деятельности |
Настрой на учебную деятельность
Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу. Коммуникативные: обмениваются мнениями. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности |
- Ребята, научиться писать сочинение- это составная, важная часть изучения русской литературы. Когда работаете над сочинением, у вас как бы идёт внутренний разговор, монолог с самим собой, с героями, с автором. Это очень важно. Особенно, в тувинской школе, где нет среды.
- Прежде чем начать, давайте вспомним теорию: - Какие бывают сочинения? (на литературную тему, на свободную тему, на основе личных впечатлений) - А по типу? (сочинение-описание, сочинение-повествование, сочинение-рассуждение) -Хорошо. -А теперь прочитаем эпиграф нашего урока. - Как вы понимаете эти слова, о чём они? «Хорошим СЛОВОМ мир освещается» (посл) |
Отвечают на вопросы. |
Внутренняя и внешняя готовность |
2. |
Целеполагание |
Л:осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Р:осознают недостаточность своих знаний П:устанавливают причинно-следственные связи, деляют выводы
|
- Теперь посмотрите на презентацию. Здесь 4 ключевых слова «учитель», «поступок», «доброта» и «помощь». -Скажите, пожалуйста, по предложенным ключевым словам вы можете определить, о чём же сегодня мы будем писать сочинение? (учащиеся пытаются сформулировать тему урока по предложенным ключевым словам) - Правильно. Пишем тему сочинения. -Сегодня на уроке мы попытаемся написать вступительную часть и аргумент из рассказа «Уроки французского». Словарная работа: *учитель- 1.Лицо, которое обучает чему-нибудь, преподаватель. Школьный учитель. *поступок-1.Совершённое кем-н. действие. Хороший, плохой поступок. *Доброта-1.Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. *Помощь- Содействие кому-н. в чём-н., участие в чём-н., приносящее облегчение. Оказать помощь человеку. |
Рассматривают презентацию и пишут слова- существительные.
Работа со словарями. |
Формулируются собственные мысли. |
3
|
Выявление места и причины затруднения |
П:определяют основную и второстепенную информацию Р:осознанно и произвольно строят высказывания в устной речи П:устанавливаются причинно-следственные связи, делаются выводы К:задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации Л:осознают свои возможности в учении |
Работа с текстом. -С каким произведением мы познакомились на последних уроках? - Кто автор? Расскажите о главных героях рассказа (Пересказ текста учеником) -Кто такая Лидия Михайловна? Что вы знаете о ней? Дайте ей краткую характеристику. - Как вы поняли, какова тема рассказа? - Определите основную мысль рассказа. (Автор учит нас быть добрыми, внимательными и уважали своих учителей.Они делают для нас много хорошего). Мы продолжим учиться писать вступительную часть сочинения.работать над развитием связной речи.
|
Отвечают на вопросы Формулируют собственные мысли. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. |
Готовность к восприятию новых знаний Осознание значимости новых знаний |
4
|
Практическая деятельность |
Р:контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки. К:осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы. |
Составление плана: 1.Вступительная часть. (ответ на вопрос «Кто такой учитель?») 2. Аргумент № 1(из рассказа В.Г. Распутина) 3. Аргумент № 2 Моя любимая учительница. 4. Вывод.
-Что такое аргумент? (доказательство, примеры) |
Высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы |
Осознание значимости новых знаний |
5
|
Первичное закрепление
|
К:формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения
|
Работа над сочинением. Вступительная часть. Музыкальное сопровождение – песня «Учительский вальс». |
Составление текста сочинения по прочитанной статье
|
Формулируются собственные мысли. |
6 |
Включённость в систему знаний, повторение
|
К:Обобщение полученных на уроке П: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности. |
- Кто успел написать вступительную часть сочинения? - Кто-то желает прочитать свою работу?
Чтение учащимися своих работ по желанию. (1- 2 примера) -Ребята, как можно плавно перейти нам ко второй части? (О доброй и внимательной учительнице пишет в своём произведении В.Г. Распутин. - Кто в этом произведении учитель? Расскажите о ней. Какая она, что преподаёт? (ответы учащихся) Кластер: Учитель:добрая, старательная, умная, доброжелательная, удивительная, заботливая, честная, бескорыстная, внимательная…. - Чем она хотела помочь ученику? Кластер. Помощь:посылка, уроки, дополнительные занятия, ужин, игра, слово, понимание, сочувствие…. - А теперь попробуем составить устный рассказ об учителе Лидии Михайловне. (Устные рассказы об учителе) - Работа над сочинением. (Аргумент № 1)
- Как вы думаете, у вас получилось написать вступительную часть и начало основной части? -Что было трудно? (писать текст своими словами, создавать текст о ком-либо) - Конечно, ребята, нам труднее подобрать правильные слова, составить предложения. И для этого нам нужно каждый день читать, развивать свою речь, словарный запас. Давайте послушаем выступление наших товарищей, победителей кожуунного конкурса чтецов. -Ребята, а вы внимательно послушайте и подумайте над вопросом: О ком говорится в этих стихотворениях? Стихотворение об учителе № 1. Ты помнишь, было вокруг Из теплых маминых рук
№ 2. Учитель, дни жизни своей, как один, Ты школьной семье посвящаешь. Ты всех, кто учиться к тебе приходил, Своими детьми называешь. Любимый учитель, родной человек. Будь самым счастливым на свете, Хоть трудно порой достаются тебе Твои непослушные дети. Ты дружбой и знаньями нас наградил. Прими благодарности наши! Мы помним, как в люди ты нас выводил Из робких, смешных первоклашек. Но дети взрослеют, от школьной скамьи Дорогами жизни шагают И в памяти носят уроки твои, А в сердце тебя сохраняют. (М. Садовский)
№ 3. Их много — Курносых, несхожих, Влетающих в школу гурьбой. И с ними непросто. И все же Душе его дорог — любой. Он вел их По лесенке знаний, Страной научил дорожить, И видеть сквозь даль расстояний, И с умницей-книгой дружить… Пусть кто-то строителем станет, А кто-то хозяином рек, Но верится сердцу: поставит Пятерку им завтрашний век. И, взрослыми став, через годы Ребята добром помянут И строгость его, и заботы, — Нелегкий учительский труд. (Б. Гайкович) -О ком эти стихи? -А у вас есть любимые учителя? -Расскажите мне о них. Почему и за что вы их любите? Какие у вас учителя? (Домашнее задание.Приготовить рассказ о своей любимой учительнице) Проверка 1-2 работ учащихся. -Спасибо, ребята, надеюсь, все приготовили свои рассказы, потому что он нам сейчас очень-очень пригодится. |
|
Ценностное отношение к деятельности и её оценка |
8 |
Информация о домашнем задании |
|
Закончить сочинение дома. Написать о любимой учительнице, выразить своёотношение, сделать вывод.(доработать, проверить ошибки)
|
Записывают домашнее задание. |
Закрепление полученных знаний |
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.