К истории малой Родины (из опыта краеведческой работы).
Оценка 4.6

К истории малой Родины (из опыта краеведческой работы).

Оценка 4.6
docx
10.04.2020
К истории малой Родины (из опыта краеведческой работы).
К истории малой Родины (из опыта краеведческой работы)..docx

К истории малой Родины (из опыта краеведческой работы).

 

Наверное, нет такой татарской деревни в Омской области, которая не имела бы свою богатую, самобытную историю овеянную легендами и преданиями. Кипо-Кулары в этом плане занимают особое место. Это не просто отдельно взятый населённый пункт на карте, а широко известное в научных кругах « эльдорадо» многочисленных историко-археологических памятников разных эпох, начиная от бронзы и кончая ранним и поздним средневековьем. Об этом свидетельствует наличие курганов, остатков древних поселений, некрополей окружающих деревню со всех сторон. Самым знаменитым является «Девичий городок», расположенный в двух километрах от деревни. Памятник отнесён учёными к концу—началу II тысячелетия н.э. Местная татарская легенда гласит, что в незапамятные времена девушки селения, спасаясь от врага, укрылись в городке. Преследуя их, вражеские воины осадили городок. Силы были явно неравны. Когда недруги стали одолевать и должны были вот-вот ворваться в городок, осаждённые вырыли большую глубокую яму, подрубили белые берёзы и похоронили себя. С тех пор городок носит название «девичьего».

В результате археологических раскопок проводившихся в 70-80-х годах прошлого века омскими учёными под руководством Б. А. Коникова были обнаружены фрагменты нескольких тысяч глиняных сосудов, среди которых нет и двух одинаковых. Также были найдены железные и костяные наконечники стрел, панцирные пластины, раковины-каури, пряслица, статуэтки, проколки, иглы, бронзовые подвески, серьги, бусы. Уникальными являются находки  художественных изделий из кости и белой бронзы, которые представлены в коллекциях российских музеев.

«Девичий городок»

 

Когда-же собственно впервые Кипо-Кулары под своим нынешним именем  упоминаются в письменных источниках? В списке сибирского (г.Новосибирск) Краевого статистического отдела населённых мест Тарского округа (выпуск №1), составленного в 1926 году, записано, что Кипо-Кулары образованы в 1646 году. Но по истории известен более ранний факт упоминания этого имени, правда, в форме Кулары. Известно, что по нашим местам в 1585 году проходил Ермак со своим отрядом.  «Городом татарской славы» назвал Кулары омский краевед Д. Н. Фиалков в том смысле, что это был единственный пункт на Иртыше, не сломленный Ермаком. Пять дней безуспешно казаки штурмовали крепость и были вынуждены отойти ни с чем.

 Существуют разные точки зрения на происхождение названия « Кипо-Кулары». По одной из версий деревня получила имя   по речке. Жители это объясняют так: «кул» - по-татарски рука, «ары» - много. Значит много рук у реки, то есть много притоков, рукавов. По другой протекающая речка то расширяется весной, то сильно сужается так, что её можно развести руками (по-татарски—кул аерырга). Некоторые считают, что деревня основана святыми шейхами из Средней Азии, которые распространяли в наших местах ислам среди местных татар и угров в давние времена. « Куп кулар» можно перевести как много божьих рабов. В связи с этим надо отметить, что под Кипо-Куларами есть священное место Астана, что в переводе с арабо-персидского означает «порог двери в иной мир». Там похоронены двое из свиты шейхов—Хужагуль и Гульбизрек, павших в войне с язычниками за истинную веру—дин (ислам). В списке святых мест—Астана, составленном Р.З. Бухардиновым, муллой Сабанакской мечети Тобольского района Тюменской области на основе устных преданий в 1980 г. упоминается также, что на кипо-куларском кладбище похоронен святой Бохретдин.

Одно время Кипо-Кулары в конце XIX- начале XX века носили второе название Казанския (Казанцы)  из-за потока переселенцев-татар из Казанской губернии хлынувших в Сибирь в поисках свободных земель. В среде местных татар бытует ещё одно «сакральное» наименование деревни—Йери.  Говорят, когда первые татары с Поволжья увидели красоту окружающей природы они воскликнули: «Эй, йери!» («Ах, какая прекрасная земля!»). Есть и научная гипотеза происхождения этого слова, которую, в частности, отстаивали исследователи из Казани (Д. Тумашева и др.). Йери—это искаженное Айери—то земля луны, земля племени аялинцев. В средние века на территории нашего региона кочевали многочисленные тюркские племена. Одним из таких племён были аялинцы. Они могли оставить вполне своё имя в одном из наименований деревни Кипо-Кулары.

В заключение надо отметить, что в истории Кипо-Кулар таится еще много неизведанного и непознанного, что представляет научный интерес для специалистов по истории, археологии, этнографии и фольклору.

Р.Ф. Уразалеев

 

 

 


 

К истории малой Родины (из опыта краеведческой работы)

К истории малой Родины (из опыта краеведческой работы)

Девичий городок» Когда-же собственно впервые

Девичий городок» Когда-же собственно впервые

В связи с этим надо отметить, что под

В связи с этим надо отметить, что под
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.04.2020