К столетию со дня рождения врача – офтальмолога Новиковой М. М
Оценка 4.8

К столетию со дня рождения врача – офтальмолога Новиковой М. М

Оценка 4.8
Культурные мероприятия
docx
воспитательная работа
08.07.2020
К столетию со дня рождения врача – офтальмолога Новиковой М. М
К СТОЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ВРАЧА-ОФТАЛЬМОЛОГА НОВИКОВОЙ М М.docx

ГБПОУ «Ржевский технологический колледж»

 

 

 

 

 

 

 

К столетию со дня рождения врача – офтальмолога Новиковой М. М.

 

 

 

 

Работу выполнил:

Огулин Николай Алексеевич

мастер производственного обучения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ржев

2015 г.

 

3 марта 1943 года город Ржев ныне Тверской, а тогда Калининской области, был освобожден войсками 30-й армии Западного фронта.

За 17 месяцев оккупации 20-тысячный Ржев был почти полностью разрушен и к марту 1943 года в нем осталось в живых не больше 362-х человек.

«За три года на фронте мне пришлось участвовать во многих боях, но снова и снова мысль и боль воспоминаний возвращают меня к ржевским боям. Страшно вспомнить, сколько там людей полегло! Ржевская битва — это была бойня, и Ржев был центром этой бойни. Такого я не видал потом за всю войну. А для меня, как и для многих моих однополчан, это была еще и суровая школа войны», - писал участник войны, почетный гражданин Ржевского района Петр Михин в книге «Артиллеристы, Сталин дал приказ!». 4 марта британский премьер-министр Уинстон Черчилль поздравил Сталина со взятием Ржева: «Мне известно, какое большое значение Вы придаете освобождению этого пункта». Свой единственный выезд на фронт Сталин сделал именно в Ржев в августе 1943 года, но эти события произошли чуть позже, а до этого =  в марте 1943 года в нашем городе появилась молодая 28-и летняя женщина – врач с бригадой подруг медиков. С тех пор вся жизнь Новиковой Марии Михайловны, врача - офтальмолога и руководителя горздравотдела, историка ржевского здравоохранения была связана с нашим городом.

После освобождения города в Ржев приехала Чрезвычайная государственная комиссия во главе с Н.М. Шверником. Она установила, что материальный ущерб, причиненный оккупантами, - составляет полтора миллиарда рублей того времени.

«Мы возродим тебя, родной Ржев!» - этот клич объединил всех ржевитян. Ржеву помогала страна. Рабочие города Горького (ныне Нижний Новгород) прислали белье для больницы и детских садов, оборудование для городской поликлиники, а также много гвоздей, строительных материалов, вещей домашнего обихода. Вологодские железнодорожники отправили Ржеву 53 вагона лесоматериалов и 48 вагонов железнодорожного оборудования. Кимряки прислали два вагона разных подарков и оборудование для сапожных мастерских. Из Высоковского, Бежецкого, Новоторжского районов, города Кимры прибыли более тысячи строителей.     Через год в Ржеве было восстановлено и построено около тысячи зданий, введено в действие 60 тысяч квадратных метров жилой площади. В мае был восстановлен железнодорожный мост через Волгу. После частичного восстановления начала работать школа им. А.С. Пушкина, в двухэтажном здании на Смольной открыт детский сад.     За первое пятилетие после Победы были ликвидированы все землянки, в которых проживали семьи ржевитян. Были открыты железнодорожное училище, техникум механизации и электрификации сельского хозяйства, построено новое здание средней школы, открыта музыкальная школа.     Своих первых пациентов приняла детская больница. Начали работать центральная городская и детская библиотеки. Открылись городской сад и летний театр на 500 мест, клуб железнодорожников с залом на 300 мест, а 7 ноября 1949 года по улицам города пошли первые два автобуса. Самое активное участие в восстановлении города принимала и врач Новикова  Мария Михайловна.

 

http://onmb.tverlib.ru/sites/default/files/imagecache/image300x225/novikova.jpg

 

В этом году ржевитяне отмечают 100 лет со дня рождения Новиковой Марии Михайловны (1915–1991). Врача, почётного гражданина города Ржева (1973). Родилась Мария Михайловна в 1915 году. После окончания института 6 марта 1943 года приехала в освобождённый от фашистских войск Ржев, возглавила городской здравотдел, внесла большой вклад в восстановление и развитие медицинских учреждений города и района. Мария Михайловна Новикова 46 лет про­работала в здравоохранении Ржева, 18 лет заведовала глазным отделением ЦРБ. Избиралась депутатом городского и областного Советов, делегатом XXI съезда КПСС. Ав­тор воспоминаний о ржевском здравоохранении послевоенно­го времени.

Награждена орденом Трудо­вого Красного Знамени, меда­лью «За трудовое отличие», многими дру­гими медалями.

М.М. Новикова скончалась в июне 1991 года.

Эта статья о любимом многими поколениями ржевитян враче – офтальмологе была напечатана в газете к 40-летию освобождения города от немецко – фашистских захватчиков. Вот как корреспондент М. Лебедева рассказывает читателям о не лёгком трудовом пути врача, о её воспоминаниях о ржевском здравоохранении и жизни в городе послевоенно­го времени.

 

 

Воспоминания М. М. Новиковой печатались и в центральной прессе, таких изданиях, как журнал Здоровье и вызывали искренний интерес у многочисленных читателей по всему СССР. Они были напечатаны в журнале к 40-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Журнал Здоровье


1984/10

 К 40-летию Победы 

 

Тяжелые испытания выпали в годы Великой Отечественной войны на долю старинного русского города Ржева. Семнадцать месяцев хозяйничали здесь немецко-фашистские оккупанты, и все это время Ржев оставался городом - фронтом. Советские войска вели ожесточенные бои подо  Ржевом, прикрывая путь к столице нашей Родины. 3 марта 1943 года Ржев был освобожден.

Велик подвиг его защитников и освободителей, велик и труд тех, кто в неимоверно тяжелых условиях поднимал город из руин.

Среди них - врач Мария Михайловна НОВИКОВА, коммунист, почетный гражданин Ржева. 

 

5 марта 1943 года, третий день освобождения Ржева. Улиц, как таковых, нет. Людей не видно...

Подъезжаем к Старицкому тракту и останавливаемся - перед нами ров, заполненный трупами. Сердце сжимается от ужаса, боли, гнева. Проклятие войне! Проклятие фашизму!

Тихо течет волжская вода, а ведь и в ней кровь. Моста нет. Нас по одному переправляют на надувной лодке.

Мы - это бригада медиков, направленная в освобожденный город, чтобы срочно организовать медицинскую помощь его исстрадавшимся жителям. В составе бригады - хирург Людмила Олеговна Кетлер, назначенная главным врачом больницы, санитарные фельдшера Лида Крылова и Аня Иванова, акушерки Зина Кашонова и Вера Устинская и я - недавняя выпускница 1-го Московского медицинского института. На мне лежит особая ответственность: я назначена заведующей Ржевским городским отделом здравоохранения.

Но чем заведовать? В городе не осталось ни одного медицинского учреждения. Нет оборудования, медикаментов. Нет света, нет воды.

Оглядываем здание, которое должно стать больницей. На первом этаже - ни окон, ни дверей, на втором - одни стены. Первая мысль: невозможно! Вторая: надо!

Весь день обходили развалины, среди груд битого кирпича, щебня, угля искали мало - мальски уцелевшую мебель, посуду. Кровать? Отлично! Стул, табуретка? Нужно! Кастрюля, кружка? Пригодится!

Вымыли, приспособили, как смогли, все здание. Надо было спешить: уже поступали первые больные и раненые, им требовалась медицинская помощь. Людмила Олеговна встала к операционному столу.

Приехали мы в Ржев в, 12 часов дня, а в 18 часов уже отчитывались на заседании исполкома городского Совета о роделанной  работе:  больница открыта, больные приняты.

В городе свирепствовал сыпной тиф - последствие оккупации. Уцелевшие жители ютились в подвалах, землянках, переселились на далекие окраины. К каждому жилью надо было добраться, чтобы проверить, нет ли больных. А ходить приходилось осторожно - немцы все заминировали, и хотя наши саперы поработали на славу, можно еще было наткнуться на мину.

Инфекционное отделение развернули в молниеносном темпе. Утомленные до предела, спавшие по нескольку часов в сутки, не всегда сытые, мы из последних, казалось, сил помогали людям. И как они были нам благодарны, какой радостью светились их глаза от одной мысли, что кошмар оккупации позади, что рядом мы, советские, родные!

Всех нас объединяло стремление жить и трудиться ради победы! Мы ликовали, слушая сводки Совинформбюро, сообщавшие об освобождении наших городов, о победоносном наступлении Советской Армии. И казалось, что сил становится больше, что любые трудности не страшны, любые преграды преодолимы.

То, что мы делали тогда, определяется кратко: восстанавливали здравоохранение. Но сегодняшним моим молодым коллегам, конечно, очень трудно себе представить, что стояло за этим словом «восстановление». Ведь каждая доска, каждый гвоздь, каждый кирпич были величайшей ценностью.

Нам помогали женщины, старики, дети - они осторожно выбирали из развалин уцелевшие кирпичи, по цепочке передавали их друг другу, бережно складывали. Когда половодье снесло мост, стоя по колено в воде, мы все вылавливали плывущие бревна.

Горисполком создал ремонтно - строительную бригаду, но она была очень малочисленна и маломощна. Ведь мужчины сражались на фронте, и хозяйство восстанавливалось в основном руками женщин. Правда, нам помогали военные строители, наводившие мосты на Волге. Они привели в порядок здание больницы и отремонтировали дом, предназначенный для детских яслей.

Вскоре удалось открыть амбулаторию в полуразрушенном здании на Партизанской улице, на окраине города оборудовали медицинский пункт.

Каждый день появлялись новые заботы. Среди больных было много истощенных - они нуждались в хорошем питании не меньше, чем в лечении. Но больница получала в ту пору скудный рацион военного времени. И мы решили: организуем подсобное хозяйство!

Нас поддержали городской комитет партии, горисполком. Пришла помощь из районов, не бывших в оккупации. Помогали, чем могли, воинские части.

Больнице отвели участок - 36 гектаров, преподнесли щедрый подарок: 23 коровы, лошадь, четырех волов. Ну, а пахать, сеять, убирать урожай, заготавливать корм пришлось самим. И все вручную!

В моем дневнике тех лет есть запись: «Никогда не думала, что придется пахать землю. Надо засеять два с половиной гектара, а лошадь наша отощала, не встает. Конюх утешает, а у меня в глазах темно. Спасибо капитану Сафронову, дал лошадей. Сама взялась за плуг. На пути попалась воронка, плуг в сторону, я до крови разбила нос. Но все-таки первая борозда проложена».

Мы с энтузиазмом осваивали чуть ли не все виды сельскохозяйственных работ. Бывало, ночь отдежуришь в больнице, а потом - в поле. И откуда брались силы?

Все мы стали на редкость хозяйственными: занимались заготовкой дров, вывозили их из леса на волах, а потом пилили и кололи. И опять радовались, что будет чем натопить здание, что не придется больным мерзнуть...

Но ведь и подсобное хозяйство, и строительство, и лесозаготовки - все это было нашей общественной работой, а основная, лечебная, шла своим чередом, требуя огромных усилий.

Фронт отходил дальше, на запад, но бывали еще бомбежки, еще поступали к нам раненые. И Людмиле Олеговне приходилось иногда не легче, чем фронтовому хирургу: сутками она не выходила из операционной.

Война не давала забыть о себе ни на минуту. Но рядом были и другие дела - мирные, привычные. Мы принимали роды, лечили детей, добывали игрушки для яслей, вели санитарно - просветительные беседы.

Не помню, чтобы кто - нибудь отказывался, от какой - то работы, от дополнительной нагрузки, от внепланового дежурства. Беспредельная самоотдача, твердость духа, готовность к любым трудностям - качества, которые отличали, пожалуй, всех, с кем пришлось мне работать в те годы. Такое было время, такой атмосферой мы дышали, что, казалось, иначе нельзя.

И были мы при всей скудости материальных своих возможностей, при скромном достатке и неустройстве быта очень щедрыми. Неведом нам был культ вещей, неведомо стремление получить какую-то выгоду для себя. Все было подчинено одной цели - помочь людям, помочь фронту.

Коллектив наш был в основном женский. У кого муж, у кого жених, брат, отец, сын сражались на фронте. Работой мы заглушали тоску по близким, ежеминутную тревогу, страх за их жизнь. И было такое чувство, что  наш труд, наше терпение помогают им, защищают их.

И вот пришел незабываемый май 1945 года. Кончилась война, и мы вместе со всем народом отметили один из счастливейших дней своей жизни  -  День Победы! И хотя впереди было еще много трудностей и лишений, жизнь вступила в новую колею.

Сегодняшний Ржев - красивый, чистый, благоустроенный город с новыми улицами, площадями, скверами. Участники освобождения Ржева, приезжающие сюда каждую весну, долго ищут те места, куда врывались их танки, где стояли орудия, где шли рукопашные бои. А потом подходят к обелиску, воздвигнутому в память павших бойцов. Стоят, молчат, вспоминают.

Я тоже часто подхожу к обелиску. Я помню то, что помнят уже очень немногие жители Ржева: на этом месте весной 43-го была землянка, в которой мы открыли медпункт.

Воспоминания - это не только дань прошлому. Они с властной силой заставляют нас думать о будущем. Империалистические круги США готовят новую войну, изощряются в создании все более страшного оружия уничтожения людей. Над миром, завоеванным ценой неисчислимых страданий, жертв, нависла страшная угроза.

И память о тех, кто отдал жизнь за свободу и независимость Родины, за спасение всего человечества, зовет нас трудиться во имя мира, отдать этой великой цели все свои силы.

Мы верим - войну можно предотвратить! Порукой тому - неизменно миролюбивая политика Коммунистической партии Советского Союза, решимость всех стран социалистического содружества действовать в интересах обеспечения мира, создать прочный заслон гонке вооружений!

 

В 1973 году решением горисполкома Ржевского Совета депутатов трудящихся участнище Великой Отечественной войны Новиковой Марии Михайловне присвоено звание “Почётный гражданин города Ржева.” Материалы о трудовой деятельности и воспоминания Марии Михайловны, Почётного гражданина города, хранятся в Ржевском краеведческом музее и городском архиве.

 Светлая память о Новиковой Марии Михайловне сохранена в душах наших земляков и благодарных родственников её пациентов из разных уголков нашей страны, которым она всю свою жизнь помогала бороться с тяжёлыми болезнями.


 

ГБПОУ «Ржевский технологический колледж»

ГБПОУ «Ржевский технологический колледж»

Ржев ныне Тверской, а тогда Калининской области, был освобожден войсками 30-й армии

Ржев ныне Тверской, а тогда Калининской области, был освобожден войсками 30-й армии

Самое активное участие в восстановлении города принимала и врач

Самое активное участие в восстановлении города принимала и врач

К столетию со дня рождения врача – офтальмолога Новиковой М. М

К столетию со дня рождения врача – офтальмолога Новиковой М. М

К столетию со дня рождения врача – офтальмолога Новиковой М. М

К столетию со дня рождения врача – офтальмолога Новиковой М. М

Воспоминания М. М. Новиковой печатались и в центральной прессе, таких изданиях, как журнал

Воспоминания М. М. Новиковой печатались и в центральной прессе, таких изданиях, как журнал

Стул, табуретка? Нужно! Кастрюля, кружка?

Стул, табуретка? Нужно! Кастрюля, кружка?

Нас поддержали городской комитет партии, горисполком

Нас поддержали городской комитет партии, горисполком

Тяжелые испытания выпали в годы

Тяжелые испытания выпали в годы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.07.2020