РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ИГР.
В соответствие с ФГОС дошкольного образования, а так - же современными тенденциями развития общества, мы должны воспитать в дошкольнике человека любознательного, активного, обладающего способностью решать интеллектуальные задачи.
Известно, что на дошкольный возраст ребенка приходится период интенсивного психического развития. Развивается восприятие память внимание, речь и мышление.
Мышление ребенка развивается в три этапа:
· Наглядно-действенное (мышление через действие) - это основной вид мышления ребёнка раннего возраста.
· Наглядно-образное (мышление при помощи образов) - является основным видом мышления ребёнка дошкольного возраста
· Словесно-логическое (мышление в уме с помощью понятий, рассуждений, слов) - этот вид мышления формируется в старшем дошкольном возрасте.
Логическое мышление не «рождается» вместе с человеком, оно формируется и развивается на протяжении всей жизни. Эта интеллектуальная способность необходима человеку, чтобы анализировать и на практике применять полученные выводы.
Мыслительные процессы подразделяются на следующие разновидности:
ü Сравнение – выявление общих и отличительных характеристик предметов и явлений.
ü Абстракция – умственная деятельность, позволяющая обособить те или иные свойства предмета от других. Отделить главное от второстепенного, абстрагироваться, сделать выводы.
ü Обобщение – объединение схожих признаков, явлений. Применяется для выявления закономерностей.
ü Анализ – мыслительный процесс, разделяющий предмет или рассматриваемое явление на части.
ü Синтез – воссоединение отдельных элементов в целое. Логическая операция, напоминающее составление пазлов.
Работая с детьми 5-7 лет, для развития логического мышления, я использую занимательный материал (занимательные задачи, головоломки, логические задачи и упражнения) – которые являются одним из дидактических средств, способствующих формированию математических представлений дошкольников.
Логические задачи направлены на развитие умения мыслить последовательно, обобщать изображаемые предметы по признакам или находить их отличия.
Для того чтобы обучение детей было успешным и интересным необходимо использование в работе занимательного и наглядного материала.
Для привлечения внимания детей занятиях, я большое внимание уделяю картинному и иллюстративному материалу, он способствует развитию наглядно-образного мышления, которое, в свою очередь, стимулирует познавательную активность ребёнка.
При решении таких задач как «Найди ошибку», «Найди недостающую фигуру», «Продолжи ряд», «Найди отличия», наиболее полно проявляются приемы умственной деятельности: сравнение, обобщение, абстрагирование логического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способствуют исследовательскому поиску, формируют умение и желание учиться.
От того какие условия созданы в группе, на сколько они стимулируют практическую, игровую и познавательную деятельность ребенка, напрямую зависит развитие логического мышления дошкольника. Поэтому в группе есть уголок занимательной математики «Эрудит», где располагаются пособия для совместной и самостоятельной деятельности. В этом уголке представлены различные игры, занимательный материал: ребусы, лабиринты, головоломки, «Блоки Дьенеша», «Кубики Никитина» и «Палочки Кюзинера».
Ежедневное включение в занятия и в повседневную жизнь логических задач, загадок, упражнений, способствует развитию у детей аналитического мышления, активности, самостоятельности и творчества, сообразительности и находчивости.
Дошкольный возраст является благоприятным для развития логического мышления, в том случае, если процесс обучения строить, используя основную деятельность детей – игру, и при условии использования возможностей наглядно-образного мышления, присущего ребенку в данном периоде жизни.
Развитие этого ценного интеллектуального качества, залог успешности ребенка в школе. Оно помогает принимать решения, оценивать ситуации, отделять второстепенные моменты от главных, связывать факты.
В ходе игр и упражнений с занимательным материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно. Моя задача, как наставника - вооружать их лишь схемой и направлением анализа задачи, приводящего в конечном результате к самостоятельному решению.
Решение разного рода нестандартных задач способствует формированию и совершенствованию общих умственных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, пространственных представлений.
Немаловажную
роль занимает организация самостоятельной деятельности детей в специально
организованной развивающей среде. В свободном использовании у детей -
занимательные игры, игровые материалы и пособия.
Такие игры проводятся со всеми детьми, имеющими
любой уровень речевого и интеллектуального развития. Это могут быть словесно-логические
игры и упражнения типа
1. Сравнение двух или более предметов.
2. Логические задачи
3. Узнавание предметов по заданным признакам.
4. Наиболее полно и связно объяснить, в чем
неясность, неправдоподобность ситуации.
5. Проанализировать три логически связанных
понятия, выделить одно, отличающееся от других каким-либо признаком. Объяснить
ход рассуждений.
6. По рисунку или по содержанию, изложенному в
стихотворении.
"Мудрёные" вопросы:
• У стола могут быть 3 ножки? Бывает небо под
ногами? Ты да я, да мы с тобой – сколько нас всего?
• Почему снег белый? Почему лягушки квакают?
• Можно левой рукой достать правое ухо? Может
быть у клоуна грустный вид? Как называет бабушка дочку своей дочки?
Логические
концовки:
• Если Саша вышел из дома раньше Серёжи, то
Серёжа…(вышел позже Саши)
• Если река глубже ручейка, то ручеёк…(мельче
реки)
• Если два больше одного, то один…(меньше двух)
• Если стол выше стула, то стул…(ниже стола)
• Если сестра старше брата, то брат…(младше
сестры)
• Если правая рука справа, то левая…(слева)
Использую загадки, считалки, пословицы и поговорки,
задачи-стихи, стихи-шутки.
Подобные игры можно проводить многократно, они
дают возможность более и интересно проводить время, а также помогают детям
усвоить новый материал и закрепить пройденный или просто поиграть.
Таким образом, стараясь учесть интересы каждого
ребёнка в группе, стремясь создать ситуацию успеха для каждого с учётом его
достижений на данный момент развития, были определены требования к развивающей среде в группе:
• Наличие разнообразных игр – для предоставления
детям права выбора;
• Наличие игр, направленных на опережение в
развитии (для одарённых детей);
• Соблюдение принципа новизны – среда должна
быть мобильной, изменяемой, обновляемой.
В создании и развитии уголка «Эрудит» активно
приняли участие родители.
Вся работа по развитию у детей логического мышления проходит в тесном взаимодействии с родителями.
Для родителей были подготовлены консультации: «Математические
игры для дошкольников», «Игры с блоками Дьенеша», «Кубики Никитина» и «Палочки
Кюзинера» буклет «Занимательные игры дома».
В уголке для родителей всегда есть материал по
текущим игровым задачам, советы в помощь родителям.
В статье использован опыт и идеи отечественных и зарубежных педагогов-психологов на проблемы развития мышления: С.Л.Рубинштейна, Л.С.Выготского, П.П. Блонского, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова, Е.А.Вяхирева, А.И.Мещерякова, Н.А.Менчинской, Д.Б.Эльконина, А.В.Запорожца, А.В. Брушлинского, Ж.Пиаже, М.Монтессори, и др).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.