К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЫ
Оценка 4.7
Научные работы
doc
русская литература +1
Взрослым
09.05.2018
Активное развитие информационного общества приводит к коренным изменениям практически всех сфер человеческой деятельности, формирует новые линии в поведении и общении, новые представления об уровне и качестве жизни, рождает новые ценности. Все эти компоненты становятся основными атрибутами повседневной жизни и профессиональной деятельности, т.е. элементами культуры. Сегодня актуальна проблема формирования информационной культуры общества.
К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЫ.doc
Дмитриенко Вера Николаевна
К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЫ СРЕДСТВАМИ ПРЕДМЕТОВ
ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА
МБОУ «Кадетская школа» г. Сосногорска
САФУ им. М. Ломоносова, «Педагогическое образование»,
магистерская программа «Информационные технологии в образовании»
Активное развитие информационного общества приводит к коренным
изменениям практически всех сфер человеческой деятельности, формирует
новые линии в поведении и общении, новые представления об уровне и
качестве жизни, рождает новые ценности. Все эти компоненты становятся
основными атрибутами повседневной жизни и профессиональной
деятельности, т.е. элементами культуры. Сегодня весьма актуальной
является проблема формирования информационной культуры общества,
как стратегически важного направления развития культуры [6].
Термин «информационная культура» в отечественных публикациях
появился в 70х годах XX века. Впервые проблема информационной
культуры (ИК) была поставлена в 1988 году. Инициаторами её развития и
популяризации стали работники библиотек, озабоченные изменениями,
происходящими в культуре под влиянием информатизации общества [12].
По мнению А. М. Атаяна, информационное общество это цивилизация, в
основе развития и существования которой лежит особая субстанция,
условно именуемая «информацией»,
обладающая свойством
взаимодействия, как с духовным, так и с материальным миром человека.
[13] Несмотря на то, что в настоящее время еще не сложилось единого
понимания термина информационная культура, эти термины достаточно
широко используются в научной литературе, а сами направления получили определенное отражение и в программах ЮНЕСКО в области проблем
развития культуры, и в сфере образования [7,8].
Перед современной общеобразовательной школой стоит важная
задача формирования у молодого гражданина информационной культуры,
человека способного грамотно ориентироваться в массивах информации,
роль которой возрастает во всех сферах человеческой деятельности,
используя ее себе во благо, подготовить его к жизни и деятельности в
условиях информационного общества.
Это находит свое отражение в ФГОС основного общего и среднего
(полного) образования, предусматривающего:
формирование
целостного
мировоззрения,
соответствующего современному уровню развития науки и
общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
умение организовывать учебное сотрудничество и
совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать
индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
формирование и развитие компетентности в области
использования информационнокоммуникационных технологий
(далее ИКТ – компетенции). [15]
Вместе с тем, следует отметить, что в ФГОС ООО задачи
формирования ИК отмечаются лишь в предметных областях «Математика.
Информатика» и связываются с «формированием информационной и
алгоритмической культуры, формированием представления о компьютере
как универсальном устройстве обработки информации, развитием основных
навыков и умений использования компьютерных устройств, формированием
навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с
компьютерными программами и в Интернете, умением соблюдать нормы
информационной этики и права» [16].
Учителя гуманитарных предметов считают,
что проблемы
формирования информационной культуры, информационных качеств
человека, знакомства обучающихся с многообразием предметов новой
информационной культуры, освоение новых способов деятельности
человека в информационной сфере в не меньшей степени можно решить
средствами гуманитарных наук, таких как литература, русский язык,
история и обществознание.
Именно гуманитарные науки призваны
«обеспечить формирование целостного мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие
современного мира, получение доступа к литературному наследию и через
него к сокровищам отечественной и мировой культуры и достижениям
цивилизации». [14] Для достижения этой цели гуманитарные науки
направлены на сбор, хранение и обработку информации с использованием
информационных технологий, что способствует развитию информационной
культуры учащихся.
Таким образом,
выявления потенциала
гуманитарных дисциплин в формировании информационной культуры
налицо
проблема
учащихся, необходимость оценки влияния информационных технологий,
средств и методов информатики на развитие культуры учащихся
возможностями гуманитарных школьных предметов.
Список литературы
Вельтман К. Электронная культура: достижения и перспективы.
1.
//Информационное общество, 2002, вып.1. – С. 2430. 2.
Гендина Н.И., Колкова Н.И., Стародубова Г.А, Уленко Ю.В.
Формирование информационной культуры личности: теоретическое
обоснование и моделирование содержания учебной дисциплины. – М.,
Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2006. – 512 с.
3.
Информационная грамотность: международные перспективы /под
ред. Х. Лау. Пер. с англ. –М.: МЦБС,2010. –240
4.
Колин К. К. Качество жизни в информационном обществе. //Человек
и труд, № 1, 2010. – С.3943.
5.
Колин К.К. Глобальные проблемы информатизации: информационное
неравенство //Alma mater (Вестник высшей школы), № 6, 2000. – С. 2730.
6.
Колин К.К. Информационная глобализация общества и гуманитарная
революция.//Глобализация: синергетический подход: сб. научн. тр. – М.:
РАГС, 2002.
Колин К.К.
7.
Информационная культурология: структура и
содержание предметной области новой научной дисциплины. // Вестник
ЧГАКИ, 2011, № 1. –c.7
8.
Колин К.К., Урсул А.Д. Информационная культрология: предмет и
задачи нового научного направления. – Saarbrucken, Germany. LAP
LAMBERT Academic Publishing, 2011. – 249 c.
9. Колин К.К. Информационный подход как фундаментальный метод
научного познания. //Межотраслевая информационная служба, № 1, 1998. –
С. 317.
10. Колин К.К., Урсул А.Д. Философия информации и становление
информационной культурологии /Информация и научное мировоззрение
/Сб. статей. – М.: РШБА, 2013.
11. Кравец В.А.,
«Вопросы формирования
информационной культуры» [Электронный ресурс http://www.e
Кухаренко В.Н.
joe.ru/sod/00/4_00/ku.html ( дата обращения 01.11.2015) 12. Суханов А. П. Информация и прогресс. Новосибирск, 1988. С. 70.
13.
Теплая Н. А. Современные подходы к определению понятия и
сущности формирования информационной культуры.// Современные
исследования социальных проблем (электронный научный журнал), №6(14),
2012 www.sisp.nkras.ru
14. ФГОС С(П)ОО, [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://минобрнауки.рф/документы/2365
15. ФГОС СОО,
http://минобрнауки.рф/документы/2365/файл/736/приказ
[Электронный ресурс].
– Режим доступа:
16.
ФГОС ООО,
[Электронный ресурс].
http://минобрнауки.рф
– Режим доступа:
К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЫ
К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЫ
К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЫ
К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЫ
К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЫ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.