К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЫ
Оценка 4.7

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЫ

Оценка 4.7
Научные работы
doc
русская литература +1
Взрослым
09.05.2018
К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЫ
Активное развитие информационного общества приводит к коренным изменениям практически всех сфер человеческой деятельности, формирует новые линии в поведении и общении, новые представления об уровне и качестве жизни, рождает новые ценности. Все эти компоненты становятся основными атрибутами повседневной жизни и профессиональной деятельности, т.е. элементами культуры. Сегодня актуальна проблема формирования информационной культуры общества.
К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЫ.doc
Дмитриенко Вера Николаевна К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЫ СРЕДСТВАМИ ПРЕДМЕТОВ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА МБОУ «Кадетская школа» г. Сосногорска САФУ им. М. Ломоносова, «Педагогическое образование», магистерская программа «Информационные технологии в образовании» Активное развитие информационного общества приводит к коренным изменениям практически всех сфер человеческой деятельности, формирует новые  линии  в  поведении  и  общении,  новые   представления  об  уровне  и качестве жизни, рождает новые ценности. Все эти компоненты становятся основными   атрибутами   повседневной   жизни   и   профессиональной деятельности,   т.е.   элементами   культуры.   Сегодня   весьма   актуальной является   проблема   формирования   информационной   культуры   общества, как стратегически важного направления развития культуры [6].     Термин «информационная культура»  в  отечественных  публикациях появился   в   70­х   годах   XX   века.   Впервые   проблема   информационной культуры (ИК) была поставлена в 1988 году. Инициаторами её развития и популяризации   стали   работники   библиотек,   озабоченные   изменениями, происходящими в культуре под влиянием информатизации общества [12]. По мнению А. М. Атаяна, информационное общество ­ это цивилизация, в основе   развития   и   существования   которой   лежит   особая   субстанция, условно   именуемая   «информацией»,   обладающая   свойством взаимодействия, как с духовным, так и с материальным миром человека. [13] Несмотря на то, что в настоящее время еще не сложилось единого понимания   термина   информационная   культура,   эти   термины   достаточно широко используются в научной литературе, а сами направления получили определенное   отражение   и   в   программах   ЮНЕСКО   в   области   проблем развития культуры, и в сфере образования [7,8]. Перед  современной   общеобразовательной   школой   стоит   важная задача формирования у молодого гражданина информационной культуры, человека способного грамотно ориентироваться в массивах информации, роль   которой   возрастает   во   всех   сферах   человеческой   деятельности, используя   ее   себе   во   благо,   подготовить   его   к   жизни   и   деятельности   в условиях информационного общества.  Это находит свое отражение в ФГОС основного общего и среднего (полного) образования, предусматривающего: формирование   целостного   мировоззрения, соответствующего   современному   уровню   развития   науки   и общественной   практики,   учитывающего   социальное,   культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; умение   организовывать   учебное   сотрудничество   и совместную   деятельность   с   учителем   и   сверстниками;       работать индивидуально   и   в   группе:   находить   общее   решение   и   разрешать конфликты   на   основе   согласования   позиций   и   учёта   интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; формирование   и   развитие   компетентности   в   области использования   информационно­коммуникационных   технологий (далее ИКТ – компетенции). [15] Вместе   с   тем,   следует   отметить,   что   в   ФГОС   ООО   задачи формирования ИК отмечаются лишь в предметных областях «Математика. Информатика»   и   связываются   с   «формированием   информационной   и алгоритмической культуры, формированием представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации, развитием основных навыков и умений использования компьютерных устройств, формированием    навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умением соблюдать нормы информационной этики и права» [16].  Учителя   гуманитарных   предметов   считают,   что   проблемы формирования   информационной   культуры,   информационных   качеств человека,   знакомства   обучающихся   с   многообразием   предметов   новой информационной   культуры,   освоение   новых   способов   деятельности человека в информационной сфере в не меньшей степени   можно решить средствами   гуманитарных   наук,   таких   как   литература,   русский   язык, история   и   обществознание.     Именно   гуманитарные   науки   призваны «обеспечить формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному   уровню   развития   науки   и   общественной   практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира, получение доступа к литературному наследию и через него   к   сокровищам   отечественной   и   мировой   культуры   и   достижениям цивилизации».   [14]   Для   достижения   этой   цели   гуманитарные   науки направлены на сбор, хранение и обработку информации с использованием информационных технологий, что способствует развитию информационной культуры учащихся. Таким   образом,  выявления   потенциала гуманитарных   дисциплин   в   формировании   информационной   культуры   налицо  проблема учащихся,  необходимость   оценки   влияния   информационных   технологий, средств   и   методов   информатики   на   развитие   культуры   учащихся возможностями гуманитарных школьных предметов.  Список литературы Вельтман   К.   Электронная   культура:   достижения   и   перспективы. 1. //Информационное общество, 2002, вып.1. – С. 24­30. 2. Гендина   Н.И.,   Колкова   Н.И.,   Стародубова   Г.А,   Уленко   Ю.В. Формирование   информационной   культуры   личности:   теоретическое обоснование   и   моделирование   содержания   учебной   дисциплины.   –   М., Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2006. – 512 с. 3. Информационная   грамотность:   международные   перспективы   /под ред. Х. Лау. Пер. с англ. –М.: МЦБС,2010. –240  4. Колин К. К. Качество жизни в информационном обществе. //Человек и труд, № 1, 2010. – С.39­43. 5. Колин К.К. Глобальные проблемы информатизации: информационное неравенство //Alma mater (Вестник высшей школы), № 6, 2000. – С. 27­30. 6. Колин К.К. Информационная глобализация общества и гуманитарная революция.//Глобализация:   синергетический   подход:   сб.   научн.   тр.   –  М.: РАГС, 2002.  Колин   К.К. 7.   Информационная   культурология:   структура   и содержание   предметной   области   новой   научной   дисциплины.   //   Вестник ЧГАКИ, 2011, № 1. –c.7 8. Колин К.К., Урсул А.Д. Информационная культрология: предмет и задачи   нового   научного   направления.   –   Saarbrucken,   Germany.   LAP LAMBERT Academic Publishing, 2011. – 249 c. 9.           Колин К.К. Информационный подход как фундаментальный метод научного познания. //Межотраслевая информационная служба, № 1, 1998. – С. 3­17. 10. Колин   К.К.,   Урсул   А.Д.   Философия   информации   и   становление информационной   культурологии   /Информация   и   научное   мировоззрение /Сб. статей. – М.: РШБА, 2013.  11. Кравец   В.А.,   «Вопросы   формирования информационной   культуры»   [Электронный   ресурс   http://www.e­   Кухаренко   В.Н. joe.ru/sod/00/4_00/ku.html  ( дата обращения 01.11.2015) 12. Суханов А. П. Информация и прогресс. Новосибирск, 1988. С. 70. 13. Теплая   Н.   А.   Современные   подходы   к   определению   понятия   и сущности   формирования   информационной   культуры.//   Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), №6(14), 2012 www.sisp.nkras.ru  14.   ФГОС   С(П)ОО,   [Электронный   ресурс].   –   Режим   доступа: http://минобрнауки.рф/документы/2365    15. ФГОС   СОО, http://минобрнауки.рф/документы/2365/файл/736/приказ      [Электронный   ресурс].   –   Режим   доступа: 16.   ФГОС   ООО,   [Электронный   ресурс]. http://минобрнауки.рф        –   Режим   доступа:

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЫ

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЫ

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЫ

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЫ

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЫ

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЫ

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЫ

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЫ

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЫ

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЫ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.05.2018