Программное содержание. Вызывать у детей эмоциональный отклик на музыку шутливого, задорного характера.
Ход занятия:
П е д а г о г. Дети, сегодня вы познакомитесь ещё с одним произведением композитора Дмитрия Борисовича Кабалевского. Д. Б. Кабалевский написал музыку, которую знают во всём мире. Он очень любил детей, прилагал много сил для того, чтобы они узнали и почувствовали красоту музыки, полюбили её, нашли друга на всю жизнь. Ведь музыка передает столько чувств, переживаний, которые испытывает человек в жизни. Д. Б. Кабалевский создал для детей пионерские песни, марши, музыкальные картинки, произведения для дошкольников. Какие его произведения вы помните?
Д е т и. «Вальс», «Походный марш».
П е д а г о г. Сейчас я напомню вам фрагменты этих произведений, а вы скажите, какой характер пьес (исполняет фрагменты).
Д е т и. «Вальс» - нежный, ласковый, танцевальный, мягкий, а «Походный марш» - бодрый, задорный, решительный, смелый.
П е д а г о г. Правильно, пьесы эти очень разные - одна лирическая, мечтательная, светлая, а другая - торжественная, маршевая, бодрая. Д. Б. Кабалевский передаёт в своих произведениях самые различные чувства, настроения, существующие в жизни, образы, знакомые и близкие детям. В новой пьесе Д. Б. Кабалевского вы услышите рассказ о цирковых артистах. Она называется «Клоуны». Послушайте и скажите, какая музыка по настроению (исполняет пьесу).
Д е т и. Весёлая, задорная, озорная.
П е д а г о г. Правильно, эта музыка шутливая, живая, бойкая, забавная. Послушайте пьесу ещё раз (исполняет её).
МУЗЫКА ВЫРАЖАЕТ НАСТРОЕНИЯ,
ЧУВСТВА, ХАРАКТЕР ЛЮДЕЙ
Кабалевский. Клоуны
1е занятие
Программное содержание. Вызывать у детей
эмоциональный отклик на музыку шутливого, задорного
характера.
Ход занятия:
П е д а г о г. Дети, сегодня вы познакомитесь ещё с одним
произведением композитора Дмитрия Борисовича
Кабалевского. Д. Б. Кабалевский написал музыку, которую
знают во всём мире. Он очень любил детей, прилагал много
сил для того, чтобы они узнали и почувствовали красоту
музыки, полюбили её, нашли друга на всю жизнь. Ведьмузыка передает столько чувств, переживаний, которые
испытывает человек в жизни. Д. Б. Кабалевский создал для
детей пионерские песни, марши, музыкальные картинки,
произведения для дошкольников. Какие его произведения
вы помните?
Д е т и. «Вальс», «Походный марш».
П е д а г о г. Сейчас я напомню вам фрагменты этих
произведений, а вы скажите, какой характер пьес
(исполняет фрагменты).
Д е т и. «Вальс» нежный, ласковый, танцевальный, мягкий,
а «Походный марш» бодрый, задорный, решительный,
смелый.
П е д а г о г. Правильно, пьесы эти очень разные одна
лирическая, мечтательная, светлая, а другая
торжественная, маршевая, бодрая. Д. Б. Кабалевскийпередаёт в своих произведениях самые различные чувства,
настроения, существующие в жизни, образы, знакомые и
близкие детям. В новой пьесе Д. Б. Кабалевского вы
услышите рассказ о цирковых артистах. Она называется
«Клоуны». Послушайте и скажите, какая музыка по
настроению (исполняет пьесу).
Д е т и. Весёлая, задорная, озорная.
П е д а г о г. Правильно, эта музыка шутливая, живая,
бойкая, забавная. Послушайте пьесу ещё раз (исполняет её).
2е занятие
Программное содержание. Различать смену характера
музыки, форму музыкального произведения, выделять
выразительные средства динамику, направление
мелодических интонаций.
Ход занятия:П е д а г о г. Дети, послушайте отрывок из пьесы и
вспомните её название (исполняет среднюю часть).
Д е т и. «Клоуны» Д. Кабалевского.
П е д а г о г. Послушайте её целиком и скажите, меняется
ли характер музыки (исполняет пьесу).
Д е т и. В начале музыка весёлая, задорная, в середине
звучит тихо, неуверенно, а потом опять весело, как в
начале.
П е д а г о г. Правильно, в пьесе три части. В средней части
характер её меняется: она начинает звучать осторожно,
робко, неуверенно (исполняет фрагмент). Почему пьеса
называется «Клоуны», а не «Клоун»?
Д е т и. В музыке рассказывается о двух клоунах.
П е д а г о г. А какие это клоуны? (Исполняет фрагменты.)Д е т и. Весёлый и грустный.
П е д а г о г. Один клоун весёлый, умелый, а другой
неудачник, всё у него валится из рук, всё он делает
наоборот. Послушайте, как звучит мелодия. В начале она
направлена вверх, а в средней части вниз (исполняет
фрагменты). А в конце средней части как звучит музыка?
(Исполняет фрагмент.)
Д е т и. Громко, неуклюже.
П е д а г о г. Мелодия несколько раз повторяется, всё
громче, второй клоун пытается подражать своему собрату,
но все его попытки заканчиваются неудачей (исполняет
фрагмент). Послушайте всю пьесу целиком (исполняет её).
3е занятие
Программное содержание. Закреплять представления
детей о выразительном значении динамики, характеремелодических интонаций, находить выразительные тембры
инструментов, передающие разный характер музыки.
Ход занятия:
П е д а г о г. Дети, послушайте пьесу Д. Кабалевского
«Клоуны» и скажите, почему вы определили, что клоуны
разные. Как музыка рассказала об этом? (Исполняет пьесу.)
Д е т и. В первой и третьей частях музыка громкая, смелая,
задорная. У весёлого клоуна всё получается легко, а
средняя часть осторожная, неспокойная, тихая.
П е д а г о г. Правильно, прислушайтесь, как уверенно
заканчивается мелодия в крайних частях пьесы (исполняет
фрагмент). Она звучит каждый раз с акцентом, смело,
устойчиво, законченно. А в средней части? (Исполняет 9
12й такты.)
Д е т и. Тихо, неуверенно, несмело.П е д а г о г. Как меняется направление мелодии?
(Исполняет фрагменты.)
Д е т и. В начале она движется вверх, а в середине вниз.
П е д а г о г. Когда мелодия направлена вверх, она звучит
решительно, чётко и заканчивается ярким акцентом у
клоуна всё получается с блеском, шутя. В средней части,
когда мелодия направлена вниз, она звучит тихо,
неуверенно, понуро (исполняет фрагмент). А потом
движется вверх, несколько раз повторяется всё громче и
настойчивее (исполняет фрагмент). А какой
аккомпанемент? Давайте сравним его с началом пьесы
(исполняет фрагменты аккомпанемента).
Д е т и. В начале – отрывистый, лёгкий, а в средней части
твёрдый.П е д а г о г. Он изложен аккордами, напряжённо, остро.
Музыка в средней части внезапно прерывается, все попытки
клоуна закончились смешной, забавной неудачей.
Послушайте пьесу ещё раз и скажите, какие инструменты
можно использовать для передачи характера музыки в
разных частях (показывает детям колокольчики,
погремушки, барабаны). (Исполняет пьесу).
Д е т и. Когда музыка изображает весёлого клоуна, возьмём
колокольчики, а когда грустного погремушки.
П е д а г о г. Правильно, музыка первой и третьей частей
звучит шутливо, игриво. Колокольчики помогут
подчеркнуть весёлое, праздничное звучание. А погремушки
тихо, осторожно; они хорошо передадут образ клоуна
неумехи. В конце средней части, когда музыка звучит
громко, какой инструмент можно использовать?Д е т и. Барабан.
П е д а г о г. Давайте попробуем исполнить пьесу все
вместе. Вы разделитесь на три группы. Первую и третью
части одна группа будет играть на колокольчиках. Начало
второй части вторая группа на погремушках. Конец
второй части – третья группа на барабанах (исполняет
пьесу вместе с детьми).
П е д а г о г. К следующему занятию попробуйте
нарисовать обоих клоунов такими, какими вы их
представляете, слушая пьесу Д. Кабалевского.
4е занятие
Программное содержание. Различать ладовую окраску
как выразительное средство музыки. Уметь передавать в
движении различный характер музыкальных образов.
Ход занятия:П е д а г о г (выставляет все рисунки детей). Дети, давайте
посмотрим нарисованных клоунов. Они разные и весёлые,
и грустные, и все очень добрые. А какие пёстрые цветные
костюмы! Почему вы использовали яркие краски?
Д е т и. В цирке всегда красиво, празднично. Клоуны одеты
в разноцветные смешные костюмы.
П е д а г о г. Пьеса «Клоуны» такая же яркая и
разноцветная, как эти рисунки. Сейчас я её сыграю вам, а
вы выберете те рисунки, которые наиболее удачно
выражают характер музыки (исполняет пьесу).
П е д а г о г. Мы говорили с вами, что в пьесе Д.
Кабалевского два различных образа умелого клоуна (в
начале и в конце) и его смешного, неудачливого партнёра (в
середине). Если мы прислушаемся внимательно, то
услышим, что уже в самом начале пьесы естьпротивопоставление этих характеров. Сравним маленькие
мотивы, из которых состоит мелодия: один звучит светло,
радостно, а другой приглушённо, грустно. Они всё время
чередуются (исполняет фрагмент, заостряет внимание на
звучании мажорной и минорной терции). Перед нами оба
клоуна уже в начале пьесы. Но начинает представление
весёлый клоун.
Первая часть пьесы звучит радостно, легко (исполняет
фрагмент). А в средней части слышится, как второй клоун
смешно и неловко пытается повторить его трюки
(исполняет фрагмент). Но вот снова первый клоун с ещё
большим блеском и смелостью демонстрирует своё
мастерство (исполняет фрагмент). Давайте попробуем
передать характер клоунов в движении. Музыка звучит то
отрывисто и легко, то более робко, то тяжело и неуклюже.Педагог исполняет фрагменты, предлагает детям выразить
характер музыки в движении вызывает по нескольку
человек. Обсуждает удачно найденные движения. Можно
сравнить исполнение пьесы на фортепиано с оркестровым
в аудиозаписи и двигаться под её звучание.
Клоуны
Рекомендации по исполнению. Шутливый, озорной
характер музыки создаётся лёгким, отрывистым звучанием
аккомпанемента, акцентами.
В практике работы детских садов часто приходится
слышать исполнение пьесы в преувеличенно быстром
темпе, что влечёт за собой невнятность артикуляции,
неясное звучание кульминации, сумбурность. Пьеса во
многом теряет свою выразительность. Дети бывают не в
состоянии расслышать многие существенные для
понимания её содержания выразительные моменты ладовую переменность мелодии, смену направлений
движения, окраску гармоний в кульминации.
Иногда встречается и замедленный темп игры. В этом
случае, как правило, начало лиг в затактах звучит
тяжеловесно. Пьеса исполняется статично, монотонно,
скучно. Пьеса должна звучать ясно, собранно, в умеренно
быстром ритме, чётко, ритмично. Определённую сложность
исполнения представляет собой обилие мелких лиг, первый
звук каждой из которых необходимо играть легко. Кроме
того, они усложняют объединение мелодии в длинные
фразы.
В кульминации (конец средней части) заключительные
акцентированные аккорды необходимо исполнять ярко,
определённо.
При пояснении содержания пьесы особую трудность
вызывает средняя часть. Иногда педагог не определяет её
характер вообще, а лишь констатирует смену динамики.Бывают и такие пояснения: «клоуны крадутся, прячутся
друг от друга», «клоуны поссорились, а потом помирились»
и др.
Проанализируем интонации мелодии. Прежде всего
отметим постоянное мерцание звуков до и до диез, которые
образуют мажорную и минорную терции трезвучия и
окрашивают звуки то в светлые, то в более приглушённые
тона. Это делает возможным интерпретировать пьесу как
противопоставление двух различных образов: клоуна,
играющего роль весёлого, умелого человека, и клоуна,
изображающего неудачника.
В 1ой и 3ей частях пьесы инициатива явно принадлежит
весёлому клоуну. Каждая фраза заканчивается акцентом на
тонике, уверенно, устойчиво клоун добивается успеха.
Начальные интонации мелодии направлены вверх и звучат
смело, решительно, благополучно.
В средней части характер музыки меняется. Онастановится более осторожной, вкрадчивой, робкой. Это
позволяет интерпретировать её как образ клоуна
неудачника. Все интонации мелодии меняют своё
направление – клоун пытается подражать первому, но
делает всё наоборот.
Во 2м разделе средней части меняется характер
аккомпанемента повторяющиеся аккорды создают
напряжение. Мелодия также состоит из настойчивых
мотивов, устремлённых вверх, клоун делает попытки
добиться успеха, но они заканчиваются неудачей.
Заключительный диссонирующий аккорд и обрывающаяся
на неустойчивом звуке мелодия красноречиво говорят об
этом. Такими средствами достигнут комический эффект.
Вальс
Рекомендации по исполнению. Мелодию необходимо
играть гибко, плавно, мягко, длинными фразами безакцентов, с устремлением к вершинам. Сочетание плавной
мелодии с прерывистым аккомпанементом придаёт
характеру трепетность, лёгкость. Темп вальса (умеренно)
допускает различные варианты исполнения.
Первый спокойно, сдержанно, нежно, мечтательно, с очень
мягким аккомпанементом; второй немного оживлённее
(но не быстро, оставаясь в пределах темпа умеренно),
трепетно, взволнованно, устремлённо, характер
аккомпанемента, более встревоженный. Исполнитель
должен остановиться на варианте, наиболее доходчивом
для детей. Можно использовать приём сравнения детьми
двух вариантов интерпретации. При этом недопустимо
какоелибо искажение текста. Меняется только интонация
произнесения мелодии, аккомпанемента чутьчуть более
спокойная или трепетная, чутьчуть взволнованная.