Выступление Саломатниковой Н.А.
«Качественная подготовка к современному уроку»
«…Урок - это зеркало общей
педагогической культуры учителя,
мерило его интеллектуального богатства,
показатель его кругозора и эрудиции».
В. Сухомлинский
Подготовка к уроку – важный этап работы учителя. Что значит подготовиться к уроку? На какие моменты обратить особое внимание? Что важно продумать непосредственно перед проведением урока и как потом проанализировать свою деятельность?
Как подготовить современный урок?
Подготовка к уроку включает в себя следующие шаги:
1. Проектирование (обдумывание) урока.
2. Определение целей урока.
3. Уточнение типа и вида урока.
4. Планирование учебного материала урока.
5. «Изюминка» урока.
6. Определение формы организации учебного процесса.
7. Планирование контроля за деятельностью учащихся на уроке.
8. Задания на дом.
1. Проектирование (обдумывание) урока
• Чётко определить для себя и сформулировать тему урока.
• Определить место темы в учебном курсе.
• Определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок.
• Обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем.
• Продумать оборудование урока, использование наглядных пособий, дидактического материала на всех этапах урока.
2. Определение целей урока
ТРИЕДИНАЯ ЦЕЛЬ УРОКА
• Образовательная
• Развивающая
• Воспитательная
Основной идеей современного урока является единство обучения, воспитания и развития. Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели.
ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ предполагает формирование у учащихся новых понятий и способов действий, системы научных знаний и т.п.
ЦЕЛЬ РАЗВИТИЯ предполагает развитие познавательных процессов, умений применять логические операции, а также развитие воли, эмоций, способностей, дарований личности.
ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ предполагает формирование у учащихся определенных свойств личности и черт характера.
3. Уточнение типа урока
Типология уроков по ФГОС
• Урок усвоения новых знаний
• Урок комплексного применения знаний и умений
(урок закрепления)
• Урок актуализации знаний и умений (урок повторения)
• Урок систематизации и обобщения знаний и умений
• Урок контроля знаний и умений
• Урок коррекции знаний, умений и навыков
• Комбинированный урок
Уточнение вида (формы) урока
• Урок- лекция, урок-беседа, кино-урок, урок –экскурсия, урок – пресс-конференция, урок - поиск
• Урок самостоятельных работ (устных или письменных упражнений)
•Урок теоретических или практических самостоятельных работ (исследовательского типа)
• Урок лабораторных работ
• Урок практических работ
• Конкурс знаний, умений и творчества
• Дидактическая игра
• Анализ ситуаций
• Урок взаимообучения
4. Планирование учебного материала урока
Подобрать литературу по теме:
• учебник, энциклопедическое издание, научно-популярное издание. Отобрать только тот материал, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.
Подобрать учебные задания:
• узнавание нового материала, воспроизведение, применение знаний в новой ситуации, применение знаний в незнакомой ситуации, творческий подход к знаниям. Составить три набора заданий: задания, подводящие ученика к воспроизведению материала; задания, способствующие осмыслению материала учеником; задания, способствующие закреплению материала учеником. В этом нам помогут ЦОР (цифровые образовательные песурсы)
Подготовить оборудование, необходимое к уроку:
• современные тех.средства, обучения, составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.
5. Продумать «изюминку» урока
Каждый урок должен содержать что-то новое, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников - одним словом, то, что они будут помнить:
• интересный факт;
• видеосюжет;
• путешествие в сказку;
• ролевая игра;
• музыка на уроке;
• неожиданное открытие;
• красивый опыт;
• нестандартный подход к уже известному;
• красочные наглядные пособия.
6. Определить формы организации учебного процесса
• Индивидуальная
• Групповая
• Фронтальная
• Парная
• Коллективная работа
7. Планирование контроля за деятельностью учащихся на уроке
Учитель должен обеспечить активное учение каждого школьника!
• Что контролировать;
• Как контролировать;
• Как использовать результаты контроля.
При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а так же показать подлинный интерес учителя к их работе.
8. Продумать задания на дом
Домашнее задание необходимо задавать в зависимости от типа пройденного урока.
I. К урокам изучения нового материала
1) Заучивание материала учебника и его пересказ.
2) Доработка материалов урока составлением рисунков, чертежей, знакомство с материалом, намеченным к изучению на следующем уроке и т.п.
II. К урокам обобщения
1) Ответы на специально поставленные вопросы учителя.
2) Подготовка к ответу по заданию и плану, данному учителем.
3) Самостоятельное составление плана ответа по какой-то теме или подготовка по этому плану и т.д.
II. К урокам контроля и проверки знаний
1) Письменные ответы на вопросы.
2) Домашняя контрольная работа.
3) Решение нестандартных задач и т.п.
Все перечисленные выше шаги в подготовке к уроку находят отражение в технологической карте урока.
Технологическая карта в дидактическом контексте представляет собой проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией.
Технологической карте присущи следующие отличительные черты:
• интерактивность,
• структурированность,
• алгоритмичность при работе с информацией,
• технологичность,
• обобщённость.
Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока.
Следующий шаг – оценка каждого этапа, правильности отбора содержания, адекватности применяемых методов и форм работы в их совокупности.
Всё это способствует правильному самоанализу урока ещё до его проведения.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что современный урок – это клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны, и, не зная методических основ современного урока, нельзя качественно к нему подготовиться и его провести.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.