МБОУ СОШ № 39
Куянцева И.И.
Качественные и количественные показатели
диалогической речи
Результативность нашей работы складывается из определенных динамично образующихся показателей, над которыми мы постоянно работаем. Учитывая каждый тип беседы или другой вид работы учащихся, мы можем проанализировать динамику этой работы, эмоциональную окраску, наличие или отсутствие ошибок. Из опыта работы могу привести следующие показатели:
Период обучения |
Количество испытуемых |
Время говорения (мин.) |
Количество фраз |
Количество ошибок |
Начальный |
10 |
5 |
30 |
10 |
Средний |
10 |
7 |
40 |
5 |
Конечный |
10 |
9 |
45 |
1 |
Работая над тенденцией уменьшения количества ошибок, главенствующее внимание необходимо обратить не только на лексико-грамматический, но и на психологический аспект преодоления языкового барьера учащимся. Данный аспект необходимо исключать при оценивании знаний учащихся, учитывая их психологические особенности и создание определенной колоритной ситуативности для организации коммуникации.
Говоря о «языковом барьере», нельзя не упомянуть, что большинство учащихся просто боятся допускать ошибки, работая в диалоге, при общении на иностранном языке, испытывая огромный процент эмоционального напряжения и неуверенность. И, все же, барьер существует. Но ведь наши зарубежные друзья не боятся допускать ошибки в общении, и им за это никто не ставит «2». Такая оценка «стирает» желание обучаемого заниматься иностранным языком, постигать его тонкости и особенности, и мы сталкиваемся с учащимся, «закрытым» для восприятия и изучения иностранного языка. Поэтому имеет большое значение работа над допускаемыми ошибками - как определенный аспект работы учителя.
Рассматривая динамику развития определенного вида диалога, мы замечаем, что один вид, например, может плавно перейти в другой, когда в беседу вступает еще один компонент. И используя вариативность диалогов, можно добиться желаемого результата, учитывая все виды подхода к нему, проведя предварительную плодотворную подготовку в лексико-грамматическом плане. Разрабатывая эту тему, мне было очень интересно, как в практических уроках она будет работать, и каков будет результат.
Динамико-структурный аспект применяемых на уроках диалогов можно представить таким образом:
В динамике ПАРАЛЛЕЛЬНОГО диалога собеседники задают друг другу вопросы, отвечая на них. Собеседник А может задавать вопросы собеседнику В, и наоборот.
Структура КОЛЬЦЕВОГО диалога предполагает осуществление вопросов и ответов по кругу. Собеседник А может задавать вопросы собеседнику В, В – С, С – А и т.д.
Отличительными признаками СКРЕСТНО-КОЛЬЦЕВОГО диалога являются вопросы и ответы вариативной направленности. Здесь может быть заключено обсуждение какой-либо очень важной назревшей проблемы или возникшей идеи. Собеседник С может задавать вопросы собеседнику Д, Д – В, В – С, С – А и т.д. вариативно. Это структура, предполагающая использование двух предыдущих видов диалогов в ходе своей динамики.
Учащимся интересна любая новая методическая технология, применяемая на уроке. Они с огромным желанием поднимают руки и выходят к доске, чтобы, отвечая, реализовать спектр своих способностей.
Что может являться аспектом-базой для основания диалога? Самый простой аспект – это текст; его обсуждение и интерпретация. Возможны обсуждения: просмотренных фильмов, полученного письма, бандероли, проведенных каникул, отпуска, праздников, мероприятий, событий, явлений, окружающей среды, научно-технической и других сторон нашей жизни.
Таким образом, подводя итог вышеизложенной информации, мы можем отметить, что, применяя творческий подход к организации любого вида диалога и его показателям, необходимо учитывать индивидуальный психологический аспект обучаемых. Количественные и качественные показатели диалогической речи зависят от того, как подготовлены учащиеся к определенному виду диалога; какие разговорные конструкции отработаны, каким лексическим запасом владеют, какие видо-временные формы глагола используют, ну и, конечно, каков эмоциональный «смайл»? Необходимо учитывать, что ошибки, которые допускают учащиеся в работе с диалогом, особенно естественны на начальном этапе изучения иностранного языка, динамично допустимы на среднем этапе и возможны на конечном, Важно, чтобы учащиеся знали о допускаемых ошибках и не повторяли их впредь. Для внесения колорита в содержание любого вида диалога я применяю ФРАГМЕНТНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ – это очень важный прием, при котором с помощью какого-либо предложенного изображения, вставки какой-либо картинки или фразы меняется сюжетная линия диалога. Это так называемый «поворот событий» в другое, более интересное русло». Изображение может быть предложено как учителем, так и учащимся, принимающим участие в диалоге. Но еще это могут быть фразы, предложения, вопросительные и утвердительные высказывания и сообщения, требующие изменения плана действий и его обсуждения.
Итак, можно отметить, что качественные и количественные показатели работы с диалогом зависят от творческого подхода работы с учащимися и плодотворной подготовки к нему.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.