Кадровая политика школы как фактор ее образовательного имиджа (привлечение и закрепление молодых учителей в школе)
Лещинская Ольга Алексеевна,
учитель английского языка МБОУ «СШ №12»
город Нижневартовск
15 октября 1978 года – эта дата ознаменовалась для нашей школы днем рождения нового образовательного учреждения в городском пространстве. 43 года школа №12 выполняет свою миссию, определенную как предоставление обучающимся качественного образования, позволяющего успешно жить в быстро меняющемся мире, быть готовыми к непрерывному самосовершенствованию, конкурентоспособными на рынке труда, быть истинными гражданами и патриотами своей страны.
Каждая административная команда и педагогический коллектив мечтают, чтобы на их школе лежала печать яркой индивидуальности, чтобы она выделялась среди прочих, вызывала желание устроиться на работу или учиться именно в ней. Мы не являемся исключением.
Формирование имиджа является первым шагом для построения хорошей школы, это процесс, в ходе которого создается некий спланированный образ на основе имеющихся ресурсов.
Но как понять, какой именно образ наиболее предпочтителен для «нужной» целевой аудитории? И как определить объем и специфику своих ресурсов? Очень часто бывает, что руководители и не подозревают, как много возможностей имеется в школе для создания ее позитивного имиджа. Причем именно решение этой задачи может существенно обогатить и сам педагогический процесс, дело лишь в правильном распределении общих усилий.
Ни для кого не секрет то, что каждый родитель очень тщательно выбирает школу для своих детей, именно поэтому существует множество мнений и оценок, которые помогают им (родителям) взять нужный ориентир. Имидж создается пиаром и пропагандой.
М.В. Томилова считает, что «имидж есть целостное восприятие (понимание и оценка) организации различными группами общественности, формирующееся на основе хранящейся в их памяти информации о различных сторонах деятельности организации» - «образ – впечатление – молва – репутация – слава – престиж – общественное мнение».
На построение имиджа требуется длительное время, нередко измеряемое годами, в основу закладывается следующий алгоритм:
- выявление у социальных групп, заинтересованных в предоставлении образовательных услуг, сложившихся представлений о школе;
- выявление актуальных предпочтений и ожиданий аудитории;
- конструирование имиджа образовательной организации, разработка стратегии формирования имиджа;
- непосредственное формирование имиджа образовательной организации;
- контроль промежуточных результатов, корректировка мониторинга сформированного имиджа.
В своей работе руководствуемся основными принципами:
- имидж должен соответствовать стратегии, этапу развития организации, современному этапу развития общества, в котором существует школа;
- новые элементы имиджа должны постепенно вплетаться в старый привычный рисунок, чтобы у постоянных участников образовательных отношений было время привыкнуть к ним, а новые участники могли оценить инновации школы.
Практика показывает, что значимой характеристикой современной школы выступает уже сложившийся или складывающийся ее образ, основу которого составляют:
- миссия школы, ее приоритеты;
- школьная культура - уникальная, неповторимая, особая система ценностей, обычаев, традиций, стилей поведения;
- виды и качество образовательных услуг школы;
- мониторинг эффективности оказания услуг;
- наличие и функционирование детских и юношеских организаций;
- связи школы с различными социальными институтами, учебными заведениями, учреждениями культуры и спорта.
Не стоит забывать, что общий «пазл» складывается из ключевых моментов - внешнего и внутреннего имиджа - по созданию эффективного комплексного имиджа школы.
Уверенно можем говорить о том, что построение имиджа образовательной организации направлено на решение ряда задач, а именно:
1) конкурентность в наборе обучающихся и сохранение контингента;
2) дифференциация и вариативность системы общего среднего образования;
3) изучение общественного мнения внутри школы с целью выяснения удовлетворенности школой педагогами, обучающимися, родителями;
4) распространение информации, связанной с развитием инновационных процессов - процессов разработки, внедрения и использования педагогических новшеств. При этом представление инновационных процессов выступает как характеристика жизнедеятельности школы и, при сравнительном анализе, как преимущество данной школы перед другими;
5) обеспечение освещения событий в деятельности образовательной организации - установление эффективной обратной связи с внешней средой. Решение данной задачи есть реализация одного из постулатов формирования общественного мнения: "мнение больше определяется событиями", чем словами – не только красивая и привлекательная «обложка», но, в первую очередь, значимые дела и результаты;
6) работа над внедрением и укреплением традиций школы среди всех участников образовательных отношений для создания корпоративного духа;
7) формирование системы стимулов создания благоприятного имиджа, предполагающей разработку психологических, социальных и экономических механизмов стимулирования заинтересованности членов коллектива в формировании благоприятного имиджа образовательной организации;
8) разработка информационного материала, который является доступным, понятным, отражает позитивные перемены в школьной жизни, демонстрирует достижения школы, полученные в процессе перемен;
9) ведение официального сайта, страниц в социальных сетях как проекта, в ходе которого создается площадка, где формируется благожелательный имидж школы в Интернете;
10) организация мероприятий (собраний, семинаров, конференций) для аудиторий, в которых заинтересована школа, курирование воспитательных и образовательных организаций, осуществляющих воспитание и обучение будущих обучающихся;
Профессор Шепель В.М. подчеркивал: «Как отсутствие визитной карточки является несоблюдением делового этикета в общении, так и примитивный, а тем более неряшливый вид офиса и служебных кабинетов наносит труднопоправимый ущерб фирменной репутации».
11) создание общего стиля помещений школы - в соответствии с ее традициями, с особенностями ее деятельности и финансовыми возможностями – это еще одна приоритетная задача.
Управление процессом поддержки, корректировки и обновления как внутреннего, так и внешнего имиджа школы в обязательном порядке сопровождается:
– созданием новых направлений деятельности, как вписывающихся в общий стиль школы, так и абсолютно новаторских (от подачи нового как хорошо забытого старого, связь с традициями к инновациям);
– постоянной поддержкой прямой и обратной связи с потребителями образовательных услуг с целью проведения маркетинговых прогнозирующих исследований.
Подводя итог вышесказанному, акцент еще раз сделаю на том, что целенаправленно создаваемый имидж школы №12 представляет собой не набор случайных компонентов, а стройную систему взаимосвязанных качеств, интегративную совокупность характеристик.
В результате выработанный благоприятный имидж стал своеобразным мерилом степени развития всей школы, оценки перспективности ее начинаний, зрелости и профессионализма всего коллектива и креативности работы; это репутация, привлекательность и доверие со стороны общества.
Устойчивый позитивный имидж сегодня - важный современный компонент методического продукта школы и как дополнительный ресурс управления, ресурс развития образовательной организации.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.