Кафедра как форма профессионального объединения педагогов школы
Оценка 4.9

Кафедра как форма профессионального объединения педагогов школы

Оценка 4.9
Повышение квалификации +1
doc
математика
Взрослым
29.03.2018
Кафедра как форма профессионального объединения педагогов школы
Толчком для выбора данной темы явились положительные тенденции в деятельности профессиональных объединений педагогов в прогрессивных школах, такие, как: • стремление к разнообразию их видов; • явное тяготение к контактам с наукой, с учеными, с преподавателями вузов; • желание многих прогрессивных руководителей придать всем объединениям учителей субъективные функции, усилить их роль в управлении школой; • преодоление объединениями учителей негативного отношения к контролю за своей деятельностью, как со стороны руководителей, так и со стороны муниципальных методических органов. В своей работе я вижу основной целью: определение роли, места, предназначения предметной кафедры в целом и кафедры математики в частности в образовательной системе школы и в системе внутришкольного управления.Методический материал для руководителей предметных кафедр
Кафедра математики.doc
1 Щербина Антонина Николаевна 2 Введение  Оглавление.  §1. Профессиональные объединения педагогов в школе §2. Школьные предметные кафедры        как феномен современной школы  §3. Организация и управление кафедрой §4. Основные направления и технологии деятельности       школьных   предметных кафедр Заключение    3    6             12             24             32   40 Список литературы                                                                                       42 Приложения 3 Введение. В   современных   социокультурных   условиях   России   действительность развития   системы   школьного   образования   в   значительной   степени определяется тем, насколько эффективно осуществляется управление всеми звеньями. Для успешного   решения стоящих перед   обновляющейся школой задач   требуются,   с   одной   стороны,   адекватное   понимание   и   описание функционирующей системы управления, а с другой   ­ внедрение в практику развивающейся   школы   новейших   научно­педагогических   достижений   в области управления. Школа, как и все российское общество, мучительно, противоречиво, но последовательно и необратимо идет по пути преобразований. Развитие школы стало   ключевой   идеей,   охватившей   все   категории   просвещенцев   – руководителей   всех   рангов,   организаторов   образования   и   самую   массовую категорию учителей. Всячески стремясь осуществить эту идею, руководители активизировали   работу   с   педагогическими   кадрами,   а   учителя,   в   свою очередь,   предприняли   попытки   разобраться   в   идее   развития,   активизируя свою методическую деятельность. Эта взаимная активность породила и новые формы   работы   с   педагогическими   кадрами.   Если   раньше   почти   все совершенствование   квалификации   учителей   в   школе   осуществлялось   через 4 предметные   методические   объединения,   то   в   нынешних   образовательных учреждениях разных типов, видов, статусов появилось несколько десятков различных микроколлективов, сообществ, команд, кружков и тому подобных групп,   отражающих   и   процесс   демократизации   жизни   педагогов   и   процесс развития   самой   школы.   Эти   группы   возникли   как   стихийно,   так   и   и   учителей, целенаправленно   по   инициативе   и   руководителей, почувствовавших возможность свободы творчества. Так в школах появились научно­практические,   координационные,   консалтинговые   и   другие   центры, проектные   команды,   исследовательские   группы,   студии,   лаборатории, кафедры, ассоциации и пр. и пр. Состояние   работы   профессиональных   объединений   учителей   можно описать   целым   рядом   характеристик   таких   как:   становление,   увеличение числа их видов, институирование (учреждение, определение предназначения, функций,   полномочий,   ответственности),   обновление   традиционных   для школы   форм,   появления   новых,   раннее     не   встречавшихся   в   школах, формализация   (разработка   планов,   нормативно­правовой   документации) одних   и   деформализация)   отказ   от   каких   бы   то   ни   было   документов, регламентирующих работу) других, определение места и роль, поиск и выбор оптимального сочетания разных видов объединений в одном ОУ, налаживание взаимодействия   с   методическими   органами     муниципальной   системы образования и др., что кратко можно выразить двумя словами: становление и развитие. Обобщенный   критический   анализ   деятельности   профессиональных объединений   проблемного   анализа,   в   соответствии   с   общей   логикой проблемного анализа, позволяет зафиксировать наличие двух групп проблем на уровне результатов деятельности профессиональных объединений учителей в школе. 5 Первая   группа   проблем  –  проблемы   недостаточной   результативности работы объединений по развитию профессионального мастерства учителей: не происходит   ожидаемый   и   необходимый   рост   профессиональных возможностей   участников   объединений,   не   полностью   или   неправильно используется их потенциал. Нерешенные проблемы во многом обуславливают вторую   группу   проблем   результатов   действующих   профессиональных объединений   педагогов   –   проблемы   недостаточного   влияния   деятельности объединений   на   ход   и   результаты   образовательных   и   инновационных процессов в школе.  Толчком  для выбора данной темы явились положительные тенденции в деятельности профессиональных объединений педагогов в прогрессивных школах, такие, как:  стремление к разнообразию их видов;  явное тяготение к контактам с наукой, с учеными, с преподавателями вузов;  желание   многих   прогрессивных   руководителей   придать   всем объединениям   учителей   субъективные   функции,   усилить   их   роль   в управлении школой;  преодоление   объединениями   учителей   негативного   отношения   к контролю за своей деятельностью, как со стороны руководителей, так и со стороны муниципальных методических органов. В   своей   работе   я   вижу   основной   целью:   определение   роли,   места, предназначения   предметной   кафедры   в   целом   и   кафедры   математики   в частности в образовательной системе школы и в системе внутришкольного управления. В   связи   с   этим   определяются   следующие   задачи:   определить   роль кафедры, ее предназначение  и организационную структуру, рассмотреть виды организации   и   управления,   а   также   основные   направления   деятельности предметной кафедры в школе. 6 §1. Профессиональные объединения педагогов в школе. Профессиональное   объединение   педагогов   –   это   самопроизвольно возникшая   или   целенаправленно   созданная   группа   учителей,   психологов, членов   школьной   администрации,   возможно   и   каких­то   приглашенных специалистов, определенным образом институированная (оформленная) или неоформленная, призванная решать те или иные задачи школы и самих членов объединения.   Более   того   (менее   общего)   определения   мы   на   этом   этапе рассмотрения дать не можем. Далее в работе вышеназванные общие признаки понятия будут развернуты, уточнены и конкретизированы. А пока заметим: профессиональные   объединения   педагогов   тем   или   иным   путем   возникают всякий раз, когда ту или иную задачу в одиночку решить или трудно, или невозможно, или нерационально. 7 Профессиональное объединение педагогов может быть рассмотрено как малая   группа,   команда,   микроколлектив,   общность,   организация   в организации и т.п. Для того, чтобы определить назначение объединений,  нужно задаться, по меньшей мере, двумя вопросами: «Для чего школе и ее заказчикам нужны профессиональные объединения. Чего она вправе от них ожидать и хотеть?» и (с   другой   стороны)   «Зачем   учителям   объединяться   в   группы,   какие потребности   они   надеются   удовлетворить   с   их   помощью?»   Заметим,   что первый вопрос обычно волнует руководителей – управленцев, а второй – пока нет, что плохо. Исходя   из   сказанного,   можно   отметить   многообразие   назначений, функций   этих   профессиональных   объединений.   Утверждать,   что   все   они создаются   для   повышения   профессиональной   компетентности   учителей просто неверно, если вспомнить, что ряд из них организуется для разработки программ   развития   школы,   подготовки   исследовательских   проектов, программ, экспериментов и других управленческих задач. Это ­ наши обобщенные постулаты. Дабы они выглядели рельефнее и убедительнее, приведем еще мнения двух специалистов ­ практика и ученого, откуда следуют необходимые представления о назначении профессиональных объединений учителей. Мнение   директора   1208­й   московской   школы   с   углубленным изучением иностранного языка И.Б.Сенновского, кандидата педагогических наук. «Назначение профессиональных объединений педагогов в современном образовательном учреждении вытекает и из, увы, обострившейся в последние годы ситуации с молодыми специалистами. Во­первых, все меньше выпуск­ ников педагогических вузов после их окончания идут работать в школу и все в меньшей степени их подготовка отвечает ее запросам. Нынешний выпускник 8 педагогического вуза, как правило, не владеет теоретическими знаниями и практическими   умениями   в   рамках   школьного   образования   на   системном уровне   и   даже   не   знаком   с   передовыми   отечественными   и   зарубежными теориями и технологиями обучения, воспитания и развития детей, а уж тем более ­ управления школой. Со всей ответственностью можно утверждать, что студентов, например, математического факультета педуниверситета, не учат в вузе той математике (мы имеем в виду элементарную математику), которую им предстоит преподавать в школе. Из­за острого дефицита педагогических кадров большинство школ рады сегодня   любому   учителю,   независимо   от   уровня   его   профессиональной подготовки. «Был бы учитель, а как работать с детьми, и сами научим»,  ­ расхожее и небезосновательное рассуждение многих руководителей. Во­вторых, в последние годы наблюдается приток в школу учителей, получивших за два года второе  ­  педагогическое образование не в вузе, а в учреждениях   системы   переподготовки   кадров,   и   их   тоже   как­то   нужно доводить   в   школе   до   кондиционного   более   или   менее   профессионального уровня. В­третьих, в ряде школ деятельность профессиональных объединений вообще свернута из­за того, что, ввиду острой нехватки учителей, те, кто работают, вынуждены вести по две или более ставок, что физически лишает их возможности заниматься, какой бы то ни было методической работой. То   же   самое   наблюдается   и   с   учителями­пенсионерами   и   со­ вместителями. Их достаточно много, и целый ряд руководителей не считает нужным и не знает, как привлечь эти категории учителей к методической работе. В­четвертых,   одному   руководителю   (даже   с   учетом   помощи заместителей)   просто   невозможно   без   участия   учителей   создать   удачные, доведенные до технологического уровня проекты будущего развивающейся 9 школы. И уж точно сейчас ничем не заставить учителей осуществлять то, что не   ими   самими   спроектировано.   Без   внутренней   мотивации   учителей   и нынешнем  отсутствии  возможностей  внешнего материального  стимулирова­ ния их деятельности директор и его заместители просто беспомощны, если не создана   целая   система   скоординированной   работы   различных профессиональных объединений педагогов». Теперь   приведем   мнение   главного   научного   сотрудника   Института теории образования и педагогики РАО, действительного члена РАО, доктора педагогических   наук,   профессора   Б.С.   Гершунского.   Стремление   к профессиональным   объединениям   педагогов   и   растущее   многообразие   их форм в современных учебных заведениях объясняются, прежде всего, теми коренными, существенными изменениями, которые происходят в российском образовании   в   конце  XX  века.   Принципиально   новые   условия,   в   которые попал   учитель,   очевидное   рассогласование   его   предшествующей   (базовой) профессиональной   подготовки   в   педагогическом   вузе   и   тех   религий,   с которыми сталкивается современная школа, —  объективно порождает необ­ ходимость   и   стремление   педагогов   к   изысканию   таких   форм   совместного обсуждения насущных образовательных проблем, с которыми справиться в одиночку весьма трудно. Это, прежде всего, неожиданно нагрянувшая свобода педагогического творчества. То, что для изначально творческих, незаурядных (но   пока   еще   немногочисленных)   педагогов  —  благо,   безусловно   для подавляющего   большинства   «стандартных»,   ординарных   педагогов,   мягко скажем,  —  проблема.   Приходится   думать.   Приходится   решать…   Без руководящих   наставлений,   без   жестоких   рекомендаций   и   регламентаций разнообразие   творческих  по  самой   своей   сути   педагогических   коллизий, связанных   с   управлением   педагогическим   процессом,   требует   от   педагога принципиально   новых,   профессиональных,   а   главное,   личностных   качеств. Многим педагогам, особенно «старой», «исполнительской» формации, годами 10 складывающейся   жесткой   «законопослушной»   ментальности   стало   не   по силам и некомфортно работать, ибо надо теперь брать ответственность на себя,   рассчитывать   только   на   себя,   видеть   себя   не   только   исправным, послушным исполнителем, но и творцом.  Отсюда и вполне естественная тяга к «разделению ответственности», к «коллективно принятым» критериям полезности и целесообразности тех или иных   действий.   Отсюда  —  стремление   к   объединениям,   к   своеобразным «профессиональным   союзам»,   способным   подменить   теряющие   силу начальственные инстанции и перевести нормативную сферу педагогической деятельности   в   неформальную   плоскость,   но   все   же   не   лишиться   ее полностью... Мы начали именно с этого, с определенных психологических факторов и обстоятельств, скорее, негативного свойства, которые достались всем нам в наследство   от   многолетнего   централизованного   управленческого   прессинга неспроста. Инерция к нормативности в работе, «к порядку» все еще велика. Беспредельное,   ничем   не   лимитированное   самотворчество   в   сфере образования, ­ все еще удел утопических мечтаний и схоластических благих пожеланий... Но, конечно же, есть и позитив в набирающих силу профессиональных объединениях педагогов на всех уровнях. И позитив этот объясняется весьма просто.   Во­первых,   в   нем   просматривается   естественное   стремление педагогов к самовыражению своих собственных, личностно выстраданных и пока   эмпирически   продуманных   педагогических   воззрений,   к   их сопоставлению с другими взглядами, к корректировке своей индивидуально «философии образования». Во­вторых,   и   это   естественно   тоже,   сама   среда   общения   выдвигает своих   лидеров,   лидеров   неформальных,   но   по   своим   профессиональным качествам   и   творческим   потенциям   способным   увлечь,   явить   собой   некий 11 образ,   если   не   для   слепого   подражания,   то   хотя   бы   для   «разжигания» дискуссионной   активности,   столь   важной   для   зачатия   любых   видов педагогического творчества, формирования вкуса к такому «творчеству». Как долго   описанные   выше   факторы   будут   способствовать   созданию   и функционированию   профессиональных   объединений   педагогов?   Сколь продолжительным окажется «жизненный цикл» тех или иных объединений? Являются   ли   они   необходимым   атрибутом   новой   парадигмы демократического   и   научного   управления,  пришедшей   на   смену   парадигме авторитарной, централизованной, жесткой, однозначно нормативной? Ответ на эти непростые вопросы, очевидно, и должно дать настоящее пособие. Ну, и конечно, все профессиональные объединения педагогов — это формы их совместной   деятельности,   это,   что   мы   особенно   подчеркиваем, организационные   формы   включения   учителей   в   принятие управленческих решений, в управление школой. Система совместной деятельности педагогов и их общения Для   того   чтобы   читатель   мог   оценить   действующий   в   его   школе комплекс   профессиональных   объединений   и   каждое   из   них   в  отдельности, 12 привожу здесь необходимый набор параметров, с помощью которого можно описать их опыт, охарактеризовать их и не запутаться в терминах (где виды, где формы, где способы и т.д.). Эти параметры связаны с тем, что любое профессиональное объединение педагогов  —  это   всегда   система   совместной   деятельности   людей   и   их общения.   Итак,   чтобы   охарактеризовать   и   оценить   работу   любого объединения, нужно иметь в виду:  статус данного вида объединения;  ценностные основания его работы;  принципы, правила, нормы деятельности;  миссию (предназначение), функции;  конкретные цели, ожидаемые результаты, критерии эффективности его   деятельности;  содержание работы, важнейшие идеи, которые учителя, работающие в нем реализуют;  методы, средства, инструментарий;  организационные формы, характер взаимодействия и общения:  структуру объединения, внутренние и внешние связи и отношения;  условия работы, ресурсы, ресурсное обеспечение;  характер управления, самоуправления;  реальные результаты работы (их обязательно надо раскрыть, так как от них пойдет проблемный анализ!). 13 §2. Школьные предметные кафедры. Это   профессиональные   объединения   педагогов,   очень   популярные   в наше время; они представляют собой творческие сообщества преподавателей одного или  смежных предметов,  —  преподавателей,  имеющих достаточно   Деятельность   кафедры высокую   профессиональную   квалификацию. регулируется   Положением,   несколько   вариантов   которого   я   привожу   в приложениях. Из этих Положений видно, что кафедры включают в себя все разнообразие   функций,   направлений,   форм   и   методов   работы,   которые относятся   к   предметным   методическим   объединениям   и   многим   другим объединениям   педагогов.   Это,   прежде   всего   методическая   работа   с педагогическими кадрами во всех ее возможных проявлениях. В чем же тогда отличие? Ведь сейчас стало модным переименовывать традиционные   методобъединения   в   кафедры.   Всегда   ли   это   оправдано? Отражает ли смена вывески обновление сути, содержания деятельности? Подчеркнем:  принципиальным,   обязательным   требованием   к которое   отнюдь   не   обязательно   для деятельности   кафедры,  методобъединения,  является   ведение   всеми   преподавателями,   кроме собственно   педагогической,   еще   и   заранее   спланированной   научно­ исследовательской работы по своему профилю (Приложение 5,7). Именно поэтому   первые   кафедры   в   учреждениях   общего   среднего   образования появились   в   инновационных   школах:   гимназиях,   лицеях,   колледжах, образовательных комплексах, школах разноуровневого и разнонаправленного обучения,   адаптивных   школах,   школах   с   классами   углубленного   изучения предметов   и   т.д.   и   т.п.  ­   учреждениях,   которые   с   самого   начала   вели инновационную   деятельность   (имеется   в   виду   разработка   и   освоение новшеств). В   силу   этого   принципиально   нового   требования   изменился   и 14 качественный   состав   кафедр:   туда   пришли   педагоги   ­   исследователи (прошедшие специальную Школу исследователя), вузовские преподаватели с научными степенями и званиями. А   раз   изменился   качественный   состав   преподавателей   кафедр,   то   и возможности   этого   объединения   стали   явно   большими, методобъединения.   чем   у Рассмотрим, к примеру, опыт работы кафедр в лицее М 2 г. Нальчика (директор  —  кандидат   исторических   наук,   заслуженный   работник образования Кабардино­Балкарской республики Б. К.Мальбахов). Кроме полного обеспечения текущего образовательного процесса (если заболевает   преподаватель,   то   организацией   замены   занята   кафедра,   а   не завучи),   кроме   осуществления   всех   форм   повышения   квалификации педагогических   кадров,   кафедры   работают   как   творческие,   научно­ исследовательские,   разработческие   коллективы,   создающие   новые   и модернизирующие все прежние программы, методики, технологии, организа­ ционные механизмы для всех типов классов школы­лицея,  учитывая при этом федеральный,   региональный   и   школьный   компоненты   содержания образования, возможности детей и учителей, профили и углубленное изучение отдельных предметов, а также осуществляют полный методический контроль за образовательным процессом во всех классах и контроль за результатами образования.   Собственно   педагогическая   и   практическая   научно­ исследовательская   деятельность  именно   в   условиях   кафедры  оказалась неразрывно   связанной.   (Подробнее   об   этом   см.:   М.М.Поташник.   Ин­ новационные школы России: становление и развитие.  —  М.: Новая  школа. 1996. — С.122­160). Наряду   со   всем   этим   общим,   кафедры   разных   образовательных учреждений имеют свои специфические, присущие только им особенности. Так,   кафедра   математики   1567­й   московской   гимназии   (заведующий  — 15 известный   в   стране   математик,   заслуженный   учитель   России   Леонид Исаакович   Звавич)   имеет   две   четко   обозначившиеся   в   ее   деятельности особенности. Первая — создание обширных внешних связей. Преподаватели кафедры   видят   смысл   для   себя   в   широком   распространении   опыта   своей работы за счет проведения семинаров для учителей округа, города, области и всей   страны.   Выездные   консультации   для   преподавателей   других   школ, выезды   с   лекциями   в   самые   отдаленные   города   России,   систематическое участие   в   курсах   повышения   квалификации,   организованных   частными образовательными фирмами «Алта», «Новая школа» и др  .—  все это стало для преподавателей кафедры мощным фактором развития и саморазвития. Но,   пожалуй,   самым   необычным   является   обширная   издательская деятельность кафедры. За пять лет существования преподаватели кафедры математики 1567­й столичной гимназии издали огромными тиражами более двадцати   учебных   пособий   в   центральных   издательствах   страны «Просвещение», «Дрофа», «Новая школа». Ряд книг заняли призовые места в конкурсах пособий для учителей и учащихся. Все авторы — сотрудники кафедры  —  в   качестве   обязательного   требования   проводят   апробацию своих книг. Кафедра имеет тесные связи не только с издательствами, но и с министерством:   общегосударственный   гриф   «Рекомендовано   к   изданию министерством...», а нередко и заказывает необходимые книги Отметим   также,   что   авторами   всей   разнообразной   интеллектуальной продукции кафедры являются не только маститые педагоги ­ заслуженные учителя,   кандидаты   наук,   работники   вузов,   но   и   начинающие   учителя математики  —  выпускники гимназии, то есть даже молодые преподаватели имеют свои оригинальные публикации. Интеллектуальная   продукция   кафедры  (многочисленные   пособия   для учителей   и  учащихся,  дидактические   материалы,   задачники),  изданная   под руководством   Л.И.Звавича.   имеет   свои   особенности.   К   ним   относится 16 тщательно   описанный   методический   и   технологический   аппарат   любых рекомендаций. Задачники содержат не только оригинальные задачи, но советы к   их   решению   и   обязательно  —  варианты   контрольных   работ.   Последние содержат серии примеров по каждой теме от простых типовых до примеров средней сложности и очень сложных, требующих творческого  мышления и развивающих   такое   мышление   учителей   и   учащихся.   Любой,   кто   решит воспользоваться пособиями этой кафедры, может удалить ненужные задания и   оптимизировать   оставшиеся   в   соответствии   с   учебными   возможностями различных   конкретных   групп   детей   в   зоне   их   потенциального   развития.   В целях развития, к проверке всех решений и ответов привлекаются учащиеся гимназии. Кафедра   имеет   право   на   самостоятельную   хозрасчетную деятельность. Необходимо   обратить   внимание   на  то,  что  каждое   профессиональное объединение педагогов в школе и, в частности, школьные кафедры должны быть   наделены     полномочиями   не   на   словах,   а   на   деле,   обладать субъективными   функциями   и   таким   образом   неформально   являться составной   частью   системы   управления   школой,   быть   субъектом   этого управления.  А  для   этого  каждое  объединение   прежде  всего   должно  быть институировано,   то   есть   открыто   (учреждено,   организовано,     создано) решением высшего органа управления школой, а затем приказом директора учреждения должны быть определены его предназначения, задачи, функции, права (полномочия) и ответственность. 17  Примерное положение о кафедре в школе. (Один из возможных вариантов). Кафедра является структурным подразделением школы, занимающимся научно­методическим обеспечением развития образовательных процессов по конкретным областям знаний или учебным предметам. Кафедра   реализует   подходы   к   стратегии,   разрабатываемые   научно­ методическим   советом   школы   и   принимаемые   ее   педагогическим коллективом,   строит   свою   работу   в   соответствии   со   стратегическими документами школы и данным положением. Кафедра   объединяет   наиболее   творческих,   инициативных   педагогов, ориентированных   на   занятия   инновационной,   разработческой,   научно   – исследовательской, экспериментальной деятельностью. Заведующий   кафедрой   выбирается   из   числа   наиболее   квалифици­   имеющих   творческие   и   организаторские рованных   специалистов, способности.   Кафедры занимаются:  разработкой   и   экспертизой   концепций   новых   учебных   курсов   (как обязательных,   так   и   дополнительных),   соответствующих   учебных программ, образовательных технологий и методик; 18  интеграцией   новых   учебных   программ   в   целостный   учебный   план школы;  обсуждением,   рецензированием,   оппонированием   различных   ма­ териалов, подготовленных на кафедре;  анализом хода и результатов инновационной деятельности;  прогнозированием   изменений   потребностей   в   научно­методическом обеспечении учебной работы по своему профилю;  проведением   проблемного   анализа   результатов   нововведений, непосредственно инициируемых кафедрой;  организацией и обязательным проведением исследовательской работы;  разработкой   и   коррекцией   стратегических   документов   школы   в пределах своей компетенции;  руководством исследовательской работой учащихся;   внесением предложений по улучшению научно­методической работы в школе, деятельности научно­методического совета;  организацией   различных   творческих   конкурсов,   интеллектуальных марафонов;  организацией   работы   по   созданию   и   обогащению   банков   данных   о перспективных нововведениях и инновационных идеях в пределах своей компетенции и по своему профилю;  установлением   и   развитием   творческих   связей   и   контактов   с   ана­ логичными   подразделениями   в   других   школах,   с   подразделениями высших   учебных   заведений   и   научно­исследовательских   институтов, исследователями в интересах совершенствования своей работы; 19  разработкой методического инструментария для установления           эффективности проводимых нововведений, результатов исследований. Кафедра согласовывает свою деятельность с научно­методическим советом школы,   заместителем   директора   школы   по   научно­методической   работе, подотчетна педагогическому совету школы. Кафедра несет ответственность за   качественную   и   своевременную   реализацию   принятых   ею   решений, осуществляет контроль выполняемых программ и мероприятий.             ПОЛОЖЕНИЕ о кафедре муниципального образовательного учреждения 1.  Кафедра   образовательного   учреждения   является   структурным подразделением,   которое   осуществляет   учебную,   методическую   и   обя­ зательно   научно­исследовательскую   работу,   обеспечивающую   процесс обучения, как   в  режиме  функционирования, так  и  обязательно  в  режиме развития. 2.  Кафедру   возглавляет   заведующий   кафедрой,   имеющий   высшее (педагогическое) образование, стаж педагогической работы не менее пяти лет и опыт организации методической, научно­исследовательской, опытно­ экспериментальной работы. 3.  Заведующий   кафедрой   несет   персональную   ответственность   перед администрацией образовательного учреждения.  за отбор содержания образования (учебные планы, учебные программы, 20 учебные материалы, формализованные и неформализованные задания) и его   систематическое   обновление   в   соответствии   с   изменениями   в обществе;  за отбор содержания обучения (описание форм и способов организации обучения, методов и приемов обучения, средств обучения);  за повышение квалификации педагогического и технического персонала кафедры;  за   организацию   образовательного   мониторинга,   особенно   в   области опытно­экспериментальной и научно­исследовательской деятельности. 4  4. На кафедру возлагается:  проведение всех форм обучения: уроков, лабораторных, практических, семинарских   и   других   видов   учебных   занятий,   предусмотренных учебными   планами,   а   также   самостоятельными   занятиями   учащихся, проведение экзаменов и зачетов, организация спецкурсов и семинаров Проведение внеклассной работы по предмету:  разработка и представление на утверждение  в  установленном порядке учебных   программ   по   дисциплинам   кафедры,   а   также   подготовка заключения   по   учебным   программам,   составляемым   другими кафедрами;   подготовка   учебных   пособий   и   других   руководств,   наглядных пособиям,   планов,   а   также   составление   заключений   по   поручению администрации на планы, учебные пособия и методическую литературу;  обобщение   опыта,   проведение   научно   –   исследовательской   работы   в соответствии с утвержденным планом;  рассмотрение индивидуальных планов учебной, научной, методической и   другой   работы   сотрудников   кафедры   (изучение,   обобщение   и распространение   опыта   лучших   преподавателей   в   овладении 21 педагогическим мастерством, разработка и осуществление мероприятий по   использованию   при   проведении   учебных   занятий   современных технических средств);  установление связей с ВУЗами города (организация спецкурсов, участие в приемных экзаменах, совместная научно – исследовательская работа);  пропаганда новых  научных, педагогических и методических знаний;  проведение мероприятий  по повышению квалификации  специалистов, работающих на кафедре. 5. Кафедра  организуется при наличии не менее  пяти преподавателей, из которых   не   менее   двух   должны   иметь   звания   («Отличник   народного просвещения», «Заслуженный учитель», «Народный учитель»). 6. На заседании кафедры могут быть приглашены работники других учебных заведений,   высших   учебных   заведений,   а   также   работники   научно­ исследовательских институтов, предприятий и учреждений. 7. Замещение должностей преподавательского состава кафедр производится в установленном порядке по конкурсу. 8. Кафедра имеет право на самостоятельную хозрасчетную деятельность. 9. Кафедра должна иметь следующие документы: положение о кафедре; план работы на текущий учебный год, где обязательно выделен опытно­ научно­исследовательской, о   раздел     экспериментальной   работе,   проводимой   в   текущем   году каждым сотрудником кафедры: документацию по контролю (план контроля за состоянием пре­ подавания   и   уровнем   знаний,   прохождением   программ: аналитический материал по состоянию преподавания, журнал активного контроля: тетради посещения уроков):  расписание работы факультативов и спецкурсов по предмету  ­ установленную документацию по хозрасчетной деятельности. 22 §3. Организация и управление кафедрой. Организационная деятельность кафедры.  Руководит  кафедрой    заведующий,  опираясь  на  помощь  и  поддержку научного   руководителя.   Он   назначается   приказом   директора   школы   из числа   учителей,   имеющих   высший   квалифицированный   разряд   и проявляющих способности к управленческому мышлению. С учетом разработки целевой программы развития школы заведующий кафедрой   готовит   перспективный   план   ее   работы.,   из   которого   в дальнейшем будет подготовлен годовой план. Заведующие кафедрами входят в состав совета по развитию школы. Все 23 заведующие   кафедрами   во   главе   с   заместителем     директора   школы   по научно­методической работе организуют совет заведующих кафедрами. При подготовке научно­методических пособий  автор может объединить вокруг   себя   коллектив   учителей.  Он   работают   при   кафедре,     формируя временные творческие  коллективы. Кафедры   могут   объединяться   в   цикловую   кафедру     временно   или постоянно, решая актуальные проблемы учебно­воспитательного процесса. Учитель,   имея   тему   исследования,   работает   по   ней   5­6   лет. Промежуточными этапами отсчета  являются 2,4,6ый год (1­3­5ый). За эти годы он изучает тему исследования (выступает с обзором   литературы и переводного   инновационного   опыта,   открытые   или экспериментальные   уроки,   выступает   с   инновациями,   которые   затем   проводит   объединяет,   формируя   собственный   инновационный   опыт,   с   осознанием которого   учитель   выступает   два   раза).   Конечным   результатом преобразования   методической   деятельности   в   научно­исследовательскую является подготовка творческих заданий. Содержание творческих заданий определяет   банк   нового   поколения   дидактических   материалов,   а   также развивающая   часть   кабинета   ­   учебно­исследовательской   лаборатории учителя. Контроль   за   развитие   инновационного   процесса   на   кафедре осуществляется   с   системе   научно­   практических   конференций   по результатам   экспериментальной   работы   –   научно­   методической конференции – августовских научных чтений. Один     раз   в   четверть   проходит   заседание   кафедры   с   докладом заведующего и выступлением учителей по результатам исследований. 24  Деятельность заведующего кафедрой.  Опираясь на помощь научного руководителя, организует и направляет индивидуальную   работу   с   учителем   по   преобразованию   типовых учебных прграмм в конструированную авторскую программу. 25  Опираясь на помощь научного руководителя кафедры, разрабатывает перспективный   план   работы   кафедры   по   реализации   программы экспериментальной работы.  Осуществляет   контроль   за   обучением   способных,   талантливых   и одаренных   учащихся,   находящихся   на   индивидуальном   плане обучения.  Изучает   эффективность   многоуровневого   обучения,   опираясь   на различные   методы   исследования   (анкетирование,   опрос,   беседа   с учителем, метод независимой оценки и т.д.).  Направляет деятельность учителей кафедры в работе со школьниками   способствуя   внедрению уровней   общей   успешности, I­III  многоуровневого обучения.  Обеспечивает   целевое   обучение   учителей   кафедры   по   проблемам, западающим   в   их   повышение   квалификации,   опираясь     на   помощь научного руководителя. Анализирует динамику развития инноваций по   кафедре,   выступая   с   результатам   (промежуточный,   конечный) эксперимента на научно­методической конференции, а также научно­ методическом совете.  Проводит конференцию учителей по результатам экспериментальной работе в конце года.  Организует   внутреннее   рецензирование   учебных   пособий, подготовленных сотрудника ми лаборатории совместно с учителями кафедр.   Оказывает помощь:  Учителям   в   разработке   программ,  технологий   обучения   отдельных учащихся с учетом профиля школы. 26  В   разработке   и   конструировании   дидактического   материала учителями с целью перехода на многоуровневое обучение, а также контрольных работ в их различных видах для учащихся I­III уровней учебной успешности.  Учителям­исследователям,   имеющим   большой   опыт   методической работы,   в   создании   исследовательской   лаборатории   учителя   и разработке   индивидуальных   учебно­методических   комплексов   для одаренных школьников.    В разработке  и  экспериментальной   проверке   отдельных  программ для   дополнительного   образования   школьников,   обучающихся     по   для   личностно­ индивидуальным   планам,     создавая     условия   ориентированного развития, изучив  диагностическую карту  развития познавательных способностей школьника.  Психологам   в   выявлении   потенциальных   познавательных возможностей  Школьников  I­III  уровней   учебной   успешности   с   целью   их потенциального перевода на индивидуальное обучение.  Научным  руководителем  кафедр  в  сборе  материалов  к  обобщению опыта учителей кафедры, а возможно, и всей кафедры. Является членом научно­методического совета. Должностные обязанности заведующего кафедрой на правах заместителя директора по учебной работе. 27  Участвует   в   создании   комплексно­целевой   программы   развития школы, в разработке новых учебных курсов, их синхронизации и интеграции;   руководит   деятельностью   учителей   курируемого цикла.  Совместно с научными работниками и преподавателями соответ­ ствующих   кафедр   вузов   планирует   и   организует   обсуждение актуальных вопросов на заседаниях кафедры, проводит первичную экспертизу   авторских   и   индивидуальных   программ,   учебников, пособий, методических рекомендаций, дидактического материала.  Проводит диагностику профессиональной деятельности учителей, оказывает им методическую помощь, ведет работу с молодыми        специалистами.  Организует изучение, формирование и распространение передового педагогического опыта.  Составляет банк данных об инновационных технологиях по своему предмету.  Осуществляет   взаимодействие   с   другими   кафедрами   образова­ тельного учреждения.  Устанавливает деловые контакты с методическими службами го­ рода, области, соответствующими кафедрами вузов.  Обеспечивает   участие   кафедры   в   научно­исследовательской,   в   апробации   новых опытно­экспериментальной   работе, дидактических материалов, педагогических технологий.  Осуществляет   контроль   за   преподаванием   учебных   дисциплин, выполнением программ, качеством подготовки учителей к урокам. 28  Проводит диагностику уровня знаний школьников в соответствии с государственным   образовательным   стандартом   и   на   основе сравнительного   анализа   их   достижений,   выявляет   тенденции   в преподавании предмета, уровень обученности и динамику развития учеников, намечает меры организационно­методического характера к устранению выявленных недостатков.  Проводит проблемный анализ результатов деятельности.  Организует  подготовку  и  проведение  предметных  декад,  конфе­ ренций, интеллектуальных игр, конкурсов, олимпиад.  Оформляет   предусмотренную   документацию   кафедры   (планы, протоколы заседаний, контрольно­диагностические материалы).  Заведующий кафедрой начального обучения осуществляет общее руководство   учебно­воспитательным   процессом   в   1­3­х   классах, работой   с   родителями.   Организует   совместную   деятельность школы и дошкольного образовательного учреждения по подготовке детей к школе, возглавляет школу будущих первоклассников. Подобное   распределение   обязанностей   положительно   сказывается   на оптимизации   управленческой   деятельности   каждого  руководителя   обра­ зовательного   учреждения,   обеспечивает   управляемость   педагогической системой школы. Следует учесть, что многие функции, не вошедшие в данные должност­ ные обязанности, выполняются другими руководителями школы, в частно­ сти директором, его заместителями по воспитательной работе и админист­ ративно­хозяйственной части. При распределении должностных обязанно­ стей важно обеспечить полноту охвата управленческим воздействием всех аспектов   жизнедеятельности   школы   и   ее   подсистем,   не   допустить смешения   функций,   дублирования   полномочий   в   управленческом аппарате. Слаженность и продуктивность действий руководителей школы 29 достигается   на   основе   сочетания   высокой   ответственности,   творчества, инициативы и самостоятельности каждого работника с коллегиальностью, взвешенностью   принимаемых   решений,   мотивационным   единством.   диагностическая, Совместно   должны   исполняться   аналитико­ контролирующая и результативная функции. Сверка позиций и оценочных суждений   обеспечивает   объединение   усилий   руководителей образовательных   учреждений,   коммуникативности   и   результативность деятельности. А.И. Кочетов указывает, что в творческих педагогических коллективах господствует   функциональный   принцип   управления.   Он   построен   на разделении   труда   во   всех   звеньях   управленческой   структуры,   передачи определенных   функций   управления   объединением   учителей, исследовательским группам педагогов, предполагает переход контроля во взаимоконтроль и самоконтроль. 30 8.ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА КАФЕДРЫ МАТЕМАТИКИ  Администрация школы Заведующий кафедрой Руководитель  методической  работы кафедры Школьное математическое образование Подготовка к школе Начальная школа Формирование 1­4 классы Формирование математического мировоззрения, проф. социальная ЗУН,  ориентация, подготовка к  продолжению мотивации и культуры  обучения в высшей школе к предмету. познавательной общения, интереса Подготовка и  адаптация к обучению. Формирование положительной установки на  обучение. Средняя школа 10­11 классы Основная школа 5­9 классы Углубление  навыков, контроля познавательной деятельности, углубленное  изучение предмета в отдельных  классах, первичная проф. ориентация Внешняя школьная дифференциация Классы Классы повышенного повышенного уровня уровня Математи Математи ческие ческие классы классы Базовые Базовые классы классы Классы Классы ККО ККО §4. Основные направления  деятельности  школьных предметных кафедр. 31  Основы и технологии планирования работы кафедры  математики  К   планированию   работы   кафедры   на   предстоящий   учебный   год   зав. кафедрой   приступает   в   четвертой   четверти.   На   первом,   подготовительном этапе, проводится анкетирование учителей и части учащихся, чтобы выяснить положительные   и   отрицательные   моменты   жизнедеятельности   кафедры математики за данный учебный год (Приложение 9). Учитываются пожелания по   усовершенствованию   учебного   и   воспитательного   процессов   на предстоящий год (Приложение 2,4,8). На   втором   этапе   в   процессе   предварительного   планирования, распределяются некоторые разделы работающего учебного годового плана на предмет анализа и составления нового проекта плана на предстоящий учебный год членами кафедры. При анализе целесообразно выяснить, насколько успешно выполнены в течение   года   запланированные   мероприятия,   сумели   ли   преподаватели кафедры   подчинить   свою   работу   задачам   работы   кафедры.   Одновременно необходимо выяснить     нерешенные проблемы и их причины, только после этого начинать планировать мероприятия на новый учебный год. Третий этап ­    предварительное рассмотрение проекта годового плана на очередном заседании кафедры, учет всех замечаний и предложений. Четвертый этап ­ обсуждение и принятие плана перед началом учебного года (август). В   результате   план   работы   кафедры   оформляется, выписываются и вносятся   в   план   работы   школы   основные   организационно­педагогические мероприятия   годового   плана   в   виде   календарно­графического   плана   по четвертям.  Более   конкретным   является   план   работы  кафедры   на  месяц,  в 32 котором совмещены различные мероприятия по всем направлениям сразу. Одной из главнейшей задачи кафедры является  планирование контроля за   качеством   знаний,   разработка   его   содержания,   форм   и   методов   его   с   целью   коррекции проведения,   анализ   результатов   этого   контроля   содержания   образования,   методических   приемов,   форм   организации деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время. При   проведении   анализа   контроля   особенно   важным   является накапливание   информации   о   динамике   качества   знаний,  выработка   мер   по устранению   типичных   ошибок,   некоторых   трудностей   при   усвоении материала. Существенным является умение обобщать опыт педагогов. При этом кафедра работает над формированием интеллектуальных и коммуникативных   умений   учащихся,   отслеживать   их.   Все   это   требует определенной системы контроля. Планирование ­ важнейшая функция контроля.  Сущность планирования: выбор основных объектов контроля, его целей, с  определением конкретных исполнителей. Основные объекты контроля:  учебно­воспитательной процесс;  школьная документация;  методическая работа;  ЗУН учащихся по математике. Методы контроля:  наблюдение   за   деятельностью   учителей   на   уроках   и   внеклассных мероприятиях;  анализ уроков, кружков, факультативных занятий;  изучение и анализ школьной документации по предмету: журналы, тетради учащихся, тематическое и поурочное планирование учителей;  анализ   итогов   учебных   четвертей   или   полугодия   по   результатам контрольных работ, зачетов, экзаменов, олимпиад, смотров, конкурсов и т.д. 33  Алгоритм деятельности зав.кафедрой по организации  контроля. 1. Наблюдение и сбор информации о деятельности: педагога на основе сопоставления: А) результатов работы одного и того же учителя в одном и то же классе в разные периоды учебного года; Б)   результатов   работы   учителей   в   одинаковых   условиях   контроля   с учетом различий в учебных возможностях учащихся. 2. Анализ результатов деятельности и выявление причин затруднений. 3. Выработка   рекомендаций   по   итогам   контроля   (тщательно взвешенные, обоснованные, вытекающие из реально имевших место действий, фактов и событий). 34 Планирование контроля знаний, умений и навыков учащихся на кафедре математики Основная цель: определение  качества усвоения учащимися программного материа­ ла, диагностирование, корректирование их  знаний и умений,  воспитание ответствен­ ности к учебной работе Контролирующая функция Выявление состояния знаний и  умений учащихся, уровня их  умственного развития, навыков рационального учебного труда учащихся Обучающая функция Совершенствование знаний и  умений, их систематизация, повышение уровня профессиона­ лизма учителя математики Диагностическая функция Получение информации об  ошибках, недочетах и пробелах в  знаниях и умениях учащихся и  порождающих их причинах Воспитывающая функция Воспитание как у учащихся, так  и у учителя ответственного  отношения к учебе и работе, ак­ куратности, дисциплины. Ориентирующая функция Получение информации о степени  достижения цели обучения  отдельным учеником и классом в  целом ­ насколько усвоен и как  глубоко изучен материал. Примерные рекомендации по планированию и          содержанию работы школьной кафедры. I. структура планирования кафедры. Разделы плана. 1. Характеристика кадров (может быть представлена в таблице): а) Ф.И.О. б) Образование (какой вуз и когда окончил); в) Педагогический стаж, стаж работы в школе; г) Учебная нагрузка; д) возраст; е) Повышение квалификации; ж) Аттестация (год и рекомендации); з) Поощрения. 2. Анализ   работы     за   истекший   период.   Должны   быть   проанализированы результаты деятельности кафедры по следующим направлениям: а) сравнительный анализ уровня знаний, умений и навыков учащихся по предметам и годам.  Выявить предмет с   наиболее низким уровнем ЗУН и типичные   проблемы.   Организация   работы   со   слабоуспевающими   по учащимися   (учет   пробелов   ЗУН   учащихся,   система   работы   предупреждению   ошибок,   организация   самостоятельной   каждодневной работы учащегося над текущими ошибками, управление этими вопросами со стороны  кафедры); б)   работа   по   совершенствованию   педагогического   мастерства   учителей. Работа   по   изучению   и   внедрению   передового   педагогического   опыта. Результативность самообразовательной работы; в) результативность деятельности кафедры по развитию и использовании кабинетов; организация   воспитательной   работы. дисциплины. Организация общественно полезного труда.   Воспитание   сознательной 36 Исходя   из   анализа   деятельности   кафедры   за   прошлый   год   выявить наиболее слабо решаемые вопросы и определить задачи на будущий год 3. Определение задач кафедры по направлениям:  Повышение качества обучения;  Повышение качества преподавания;  Совершенствование воспитательного процесса. 4. совершенствование педагогического мастерства учителей: а) определение методической темы кафедры и тем по самообразованию (один из вариантов в виде таблицы) Ф.И.О. Тема по самообразованию Практический выход, доклад, открытый урок, сообщение, разработка систем управления Где и когда заслушивается б) повышение квалификации через семинары, школы передового опыта и т.д. в)   график   целевых   взаимных   посещений.   Темы   выбираются   сугубо индивидуально   для   каждой  кафедры   исходя  из  особенностей  кадрового состава, уровня из подготовленности и уровня ЗУН учащихся; г) график целевых взаимных проверок тетрадей; д) изучение нормативных документов; е) изучение трудных тем программ; ж)   организация   работ   по   формированию,   изучению   и   распространению передового педагогического опыта. 5. Совершенствование качества ЗУН учащихся: а) график городских, окружных и административных работ Класс Дата проведения Вид работы Цель работы Место обсуждения     б) организация  работы по обеспечению преемственности между          кафедрами звеньями школы;     в) внеклассная работа по предмету. 6. Воспитательная работа. 7. Тематика заседаний кафедр по форме: Темы заседаний Формы работы Литература 37 II. Структура заседаний 1. Основной вопрос. 2. Изучение трудных разделов программы. 3. Рассмотрение внутришкольных вопросов. III. Формы работы. 1. Целевые взаимные посещения уроков и взаимные проверки ученических тетрадей с последующим обсуждением из результатов. 2. Открытые уроки. 3. Доклады   и   сообщения   из   опыта   работы   с   сочетании   с   практическим показом на открытые уроки. 4. Разработка   рекомендаций, наглядных пособий и т.п.   памяток,   инструкций,   самоотдельных 5. Семинары, педагогические чтения, конференции. 6. Выставки   конспектов   уроков,   тематических   разработок,  дидактического материала, памяток, самодельных, наглядных пособий, лучших тетрадей учащихся. 7. Организация наставничества в работе с молодыми специалистами. 8. Изучение   и   ознакомление   с   новинками   методической   и   детской литературы. 9. Организация методической «копилки». 10.Отчеты учителей по самообразованию IV. Рекомендуемые вопросы для рассмотрения на заседаниях кафедры. V. Рекомендуемые   темы   по   формированию,   обобщению   передового педагогического опыта. Целевая взаимная проверка тетрадей. VI. VII. Планирование по четвертям. 38 Заключение. Система   управления   школой   может   функционировать   только   тогда, когда   все   ее   составные   звенья   отвечают   требованиям   сегодняшнего     дня. Развитие   при   управлении   по   конкретным   результатам   предполагает совершенствование структуры всей организации школы. При рассмотрении организационной структуры управляющей системы школы   видно,   что   профессиональные   объединения   педагогов   занимают важное,   и   по   количеству   субъектов   и   по   уровню   нахождения,   место. Большинство   коллективных   субъектов   управления   входят   в   линейно­ функциональную,   так   и   в   матричную   структуру,   а   значит,   могут   активно участвовать   как   в   управлении   функционированием,   так   и   в   управлении развитием   образовательного   учреждения.   Они   просто   взаимодействуют   с системой   внутришкольного   управления     ­   они   сами   часть   этой   системы   и нередко значительная ее часть. Вхождение   каждого   учителя     и   управленцев   в   то   или   иное профессиональное объединение, а также вхождение одних и тех же педагогов и   управленцев   в   объединения   разных   иерархических   уровней   не   только обеспечивает  обмен информацией и согласованность в работе объединений, но объективно позволяет включить каждого педагога в управление школой, 39 обеспечивает   такой   важный   признак   хорошо   организованного   и,   главное   ­ эффективного управления, как демократичность. Сейчас   уже   можно   без   преувеличения     констатировать,   что   наличие большого   числа   профессиональных   объединений   педагогов   с   их разнообразными и многочисленными связями и отношениями друг с другом делает управление школой целостной системой. По мнению педагогов – исследователей уже в ближайшие годы сильно возрастает   в   деятельности   профессиональных   педагогических   объединений роль и место научного обоснования эффективности любого прогрессивного учительского опыта, любого изобретения, любой разработки, будь то новая программа,   отражающая     модернизацию   содержания     образования,   или   же новая     технология,   отражающая   модернизацию   учебно­воспительного процесса  и  т.д. все  объединения  педагогов в  той  или  иной  мере  займутся проблемой управления качеством  образования. Поскольку все более популярной  становится практика обучения детей от   начала   до   выпуска   одной   командой   педагогов­   единомышленников, возникает необходимость овладения каждым членом команды несколькими дисциплинами,   что   и   определит   направленность   их   самообразования   , естественно, совместной методической работы. По такому направлению идут и школьные предметные кафедры. Надеясь,   что   мои   скромные   труды   за   несколько   лет   заведования кафедрой   помогут   другим   руководителям   профессиональных   объединений педагогов в их деятельности. 40 Список литературы. 1. Должностные   инструкции   работников   муниципальной общеобразовательной школы // Директор школы. 1998. №3 с. 5­10. 2. Зверева В.И. Организационно­педагогическая деятельность руководителя        школы. М., 1997 3. Портнов М.П. Азбука школьного управления. М., 1991 4. Моисеев   А.М.,   Капто   А.Е.,   и   др.   Нововедения   во   внутрешкольном управлении.–М.,1998 5. Моисеев А.М., Моисеева О.М. Заместитель директора школы по научной      работе. М., 1996. 41 6. Пенкин А.Ф., Блиноквв А.Д.. Функционал управления, Соответствующий       структуре управления школой // Завуч 1998. №1 с. 28­31. 7. Профессиональные объединения педагогов/ Под ред. М.М. Поташника,       М., 1997 8. Третьяков П.И. Управление школой по результатам: практика      педменеджмента.­ М.: Новая школа, 1997 9.Фреш Г.Л. Директор школы и его заместитель // Завуч 1998 №1 с.7­17. 10.Управление развитием школы / Под ред.М.М. Поташника и В.С. Лазарева.        М., 1995

Кафедра как форма профессионального объединения педагогов школы

Кафедра как форма профессионального объединения педагогов школы

Кафедра как форма профессионального объединения педагогов школы

Кафедра как форма профессионального объединения педагогов школы

Кафедра как форма профессионального объединения педагогов школы

Кафедра как форма профессионального объединения педагогов школы

Кафедра как форма профессионального объединения педагогов школы

Кафедра как форма профессионального объединения педагогов школы

Кафедра как форма профессионального объединения педагогов школы

Кафедра как форма профессионального объединения педагогов школы

Кафедра как форма профессионального объединения педагогов школы

Кафедра как форма профессионального объединения педагогов школы

Кафедра как форма профессионального объединения педагогов школы

Кафедра как форма профессионального объединения педагогов школы

Кафедра как форма профессионального объединения педагогов школы

Кафедра как форма профессионального объединения педагогов школы

Кафедра как форма профессионального объединения педагогов школы

Кафедра как форма профессионального объединения педагогов школы

Кафедра как форма профессионального объединения педагогов школы

Кафедра как форма профессионального объединения педагогов школы

Кафедра как форма профессионального объединения педагогов школы

Кафедра как форма профессионального объединения педагогов школы

Кафедра как форма профессионального объединения педагогов школы

Кафедра как форма профессионального объединения педагогов школы

Кафедра как форма профессионального объединения педагогов школы

Кафедра как форма профессионального объединения педагогов школы

Кафедра как форма профессионального объединения педагогов школы

Кафедра как форма профессионального объединения педагогов школы

Кафедра как форма профессионального объединения педагогов школы

Кафедра как форма профессионального объединения педагогов школы

Кафедра как форма профессионального объединения педагогов школы

Кафедра как форма профессионального объединения педагогов школы

Кафедра как форма профессионального объединения педагогов школы

Кафедра как форма профессионального объединения педагогов школы

Кафедра как форма профессионального объединения педагогов школы

Кафедра как форма профессионального объединения педагогов школы

Кафедра как форма профессионального объединения педагогов школы

Кафедра как форма профессионального объединения педагогов школы

Кафедра как форма профессионального объединения педагогов школы

Кафедра как форма профессионального объединения педагогов школы

Кафедра как форма профессионального объединения педагогов школы

Кафедра как форма профессионального объединения педагогов школы

Кафедра как форма профессионального объединения педагогов школы

Кафедра как форма профессионального объединения педагогов школы

Кафедра как форма профессионального объединения педагогов школы

Кафедра как форма профессионального объединения педагогов школы

Кафедра как форма профессионального объединения педагогов школы

Кафедра как форма профессионального объединения педагогов школы

Кафедра как форма профессионального объединения педагогов школы

Кафедра как форма профессионального объединения педагогов школы

Кафедра как форма профессионального объединения педагогов школы

Кафедра как форма профессионального объединения педагогов школы

Кафедра как форма профессионального объединения педагогов школы

Кафедра как форма профессионального объединения педагогов школы

Кафедра как форма профессионального объединения педагогов школы

Кафедра как форма профессионального объединения педагогов школы

Кафедра как форма профессионального объединения педагогов школы

Кафедра как форма профессионального объединения педагогов школы

Кафедра как форма профессионального объединения педагогов школы

Кафедра как форма профессионального объединения педагогов школы

Кафедра как форма профессионального объединения педагогов школы

Кафедра как форма профессионального объединения педагогов школы

Кафедра как форма профессионального объединения педагогов школы

Кафедра как форма профессионального объединения педагогов школы

Кафедра как форма профессионального объединения педагогов школы

Кафедра как форма профессионального объединения педагогов школы

Кафедра как форма профессионального объединения педагогов школы

Кафедра как форма профессионального объединения педагогов школы

Кафедра как форма профессионального объединения педагогов школы

Кафедра как форма профессионального объединения педагогов школы

Кафедра как форма профессионального объединения педагогов школы

Кафедра как форма профессионального объединения педагогов школы

Кафедра как форма профессионального объединения педагогов школы

Кафедра как форма профессионального объединения педагогов школы

Кафедра как форма профессионального объединения педагогов школы

Кафедра как форма профессионального объединения педагогов школы

Кафедра как форма профессионального объединения педагогов школы

Кафедра как форма профессионального объединения педагогов школы

Кафедра как форма профессионального объединения педагогов школы

Кафедра как форма профессионального объединения педагогов школы

Кафедра как форма профессионального объединения педагогов школы

Кафедра как форма профессионального объединения педагогов школы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.03.2018