Приёмы и методы создания мотивации учения младших школьников..doc
Приёмы и методы создания мотивации учения младших школьников
Формирование учебной мотивации у учащихся одна из центральных проблем современной школы.
Смысл учения для каждого ученика определяется той системой идеалов, ценностей, которые он заимствует
из своего окружения (семьи, друзей, соучеников)
Учебная мотивация у школьников различных возрастных групп проявляется поразному.
Если проследить общую динамику мотивов от 1 до 4 классов, то выявляется следующее. Вначале у
школьников преобладает интерес к внешней стороне пребывания в школе: сидение за партой, ношение
формы, портфеля.
Затем возникает интерес к первым результатам своего учебного труда и лишь после этого к
учебному процессу, содержанию обучения.
А еще позднее к способам добывания знаний.
Снижение интереса происходит более заметно в тех классах начальной школы, где преобладает
установка учителя на сообщение готовых знаний, на их запоминание.
На мотивацию влияет много факторов: интерес к предмету, осознание полезности предмета,
стремление к успеху, уверенность и чувство собственного достоинства, настойчивость и терпение, отношение
к учителю.
Расскажу о тех приёмах формирования мотивации, которые использую в своей работе.
1. Обращение к жизненному опыту детей. Учитель обсуждает с учащимися хорошо знакомые им
ситуации, понимание сути которых возможно лишь при изучении предлагаемого материала.
Жизненный опыт включает в себя примеры из художественной и научной литературы,
кинофильмов, факты из личной жизни. Например, при решении задач на движение, можно
представить ту жизненную ситуацию, которая описана в задаче, мысленно принять участие в ней,
рассказать, как он представляет себе то, о чём говорится в задаче. Учащиеся видят применимость
получаемых ими знаний в практической деятельности.
2. Создание проблемнопоисковой ситуации. В начальной школе это постановка перед
обучающимися определенного познавательного задания, которое содержит в себе противоречие,
вызывает дискуссию, побуждает к размышлениям, поискам и выводам.
Например, столкновение с противоречивыми фактами: почему одни предметы тонут в воде,
а другие нет?
На уроке русского языка. На доске написано слово «самолёт». Нужно выделить в слове
корень. Возникают различные мнения. На основе словообразовательного анализа дети
приходят к новому способу выделения корня (в сложных словах).
Исследовательская задача: какие геометрические фигуры окружают нас в жизни?
(Проектноисследовательская работа «Геометрические фигуры округ нас»)
Или, например, в 3 классе по теме «Развитие растения из семени» дети в течение нескольких
дней наблюдали появление всех частей растения – корня, стебля, листьев. Учились
наблюдать и ставить опыты, использовать простейшие измерительные приборы (лупа,
линейка), фиксировать результаты в рабочем листе. Создание проблемной ситуации
гарантирует интерес к изучаемому материалу.
3. Игры и конкурсы, которые, бесспорно, относятся к эмоциональным методам мотивации.
Педагогам известно, как трудно удержать внимание ребенка в течение урока. Для разрешения этой
проблемы можно предложить игровые и конкурсные ситуации различного характера.
«Как мы спасаем лес». Попросите детей представить себя лесниками. Затем предложите
им ситуацию: в лесу начался пожар. Дети должны написать план спасения леса от пожара.
Это задание дети могут выполнять группами. Побеждает тот, чей план лучше. Ситуации
могут быть самыми разными: птицы стали гибнуть в лесу; в лесу раздались выстрелы и т.д.
Упражнение на развитие внимания "Не пропусти растение". Цель: развитие у детей
способности к переключению внимания. Играющие садятся в круг и внимательно слушают
слова, которые произносит педагог. Всякий раз, когда среди слов встретится название
растения, дети должны встать и тут же сесть.
Упражнение на развитие мышления: "Найди лишнее слово" Упражнение "Сложи узор" "Закончи предложение"…
4. Решение нестандартных задач на смекалку и логику. Задачи такого характера воспринимаются
учениками гораздо лучше, чем стандартные, и предлагаются учащимся либо в качестве разминки в
начале урока, либо для разрядки, смены вида работы в течение урока, а иногда и для
дополнительного решения дома.
5. Использование кроссвордов, сканвордов, ребусов помогает проверить знания учеников. Можно
предложить им работу как по отгадыванию кроссвордов, так и по самостоятельной разработке
таковых.
6. Большую роль в мотивации учащихся играют нетрадиционные уроки: игровые и интегрированные.
Это, как правило, живые, интересные уроки, полные выдумок, фантазий. Интегрированные уроки
способствуют созданию целостной картины окружающего мира.
7. Нельзя забывать об оформлении кабинета. Привлекательность школьных помещений, чистота,
уют, свежий воздух, цветы успокаивают детей и настраивают на упорядоченную деятельность,
влияют на формирование положительной мотивации к учению.
8. Необходимо учитывать специфические потребности мальчиков и девочек. Мальчики
проявляют большой интерес к спорту, технике, военной тематике. Девочек интересуют
взаимоотношения людей, мода, проблемы искусства и эстетики. Учитель может стимулировать
учение, затрагивая те или иные проблемы, связанные с этими интересами не только при отдельном
общении с мальчиками или девочками, но и в общении со всем классом.
Хочу выделить некоторые методы обучения, способствующие мотивации учащихся, которые
использую в своей работе
1. Метод «Соревнование» это метод, при котором естественная потребность школьников к
соперничеству направляется на воспитание нужных человеку и обществу свойств. Соревнуясь
между собой, школьники быстро осваивают опыт общественного поведения, развивают физические,
нравственные, эстетические качества.
2. Метод сравнения эффективный инструмент не только познания, но и мотивации. Ученики на деле
убеждаются, как один материал увязывается с другим. А также сравнивая свои результаты с
достижениями товарищей, они получают новые стимулы для роста и начинают прилагать больше
усилий. Ребята понимают, как важно учиться не от случая к случаю, а систематически.
3. Разработка «алгоритмов» действий. На этапе знакомства с новой темой алгоритм предлагается
всем учащимся в виде распечатки перед глазами, затем он становится достоянием памяти всего
класса, а отстающие учащиеся подсматривают в него по мере необходимости без ограничений,
вплоть до урока контроля. Знание алгоритма у таких учащихся без шпаргалки отмечать
обязательно, и это, как правило, становится мотивацией знать и у других.
Таким образом, задача учителя заключается в том, чтобы вызвать и сохранить именно работающий на успех
мотив учения.
Научно-методическая статья на тему "Приемы и методы создания мотивации учения млодших школьников"
Научно-методическая статья на тему "Приемы и методы создания мотивации учения млодших школьников"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.