ПРЕДМЕТ СТЕРЕОМЕТРИИ. АКСИОМЫ СТЕРЕОМЕТРИИ
Оценка 4.8

ПРЕДМЕТ СТЕРЕОМЕТРИИ. АКСИОМЫ СТЕРЕОМЕТРИИ

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
математика
Взрослым
18.02.2018
ПРЕДМЕТ СТЕРЕОМЕТРИИ. АКСИОМЫ СТЕРЕОМЕТРИИ
ПРЕДМЕТ СТЕРЕОМЕТРИИ. АКСИОМЫ СТЕРЕОМЕТРИИ Цель: рассмотреть основные свойства плоскости. Ход урока I. Вступительная беседа. В планиметрии все фигуры, которые рассматривались при доказательстве каждой теоремы или при решении задач, располагались на плоскости (на листе бумаги или на доске и т. д.). Таким образом, мы имели дело только с одной плоскостью, и все точки, линии, углы, вообще геометрические фигуры лежали только на ней. В курсе стереометрии нам предстоит рассматривать такие случаи, когда не все точки, линии и углы данной или данных фигур будут располагаться на одной плоскости. Будем считать, например, поверхность стола моделью плоскости Р; возьмем куб и поставим его одной гранью на стол. Легко видеть, что в данном кубе: 1) имеются точки, ребра, углы, лежащие на данной плоскости Р (на столе); 2) имеются точки, которые находятся вне плоскости Р; 3) имеются ребра, пересекающие плоскость Р; 4) имеются углы, находящиеся вне плоскости Р; 5) имеются шесть граней, являющиеся моделями шести различных плоскостей. Вывод. Плоскости могут вступать во взаимодействие с другими элементами фигур и друг с другом. Отсюда вытекает необходимость изучать различные случаи комбинаций плоскостей между собой, комбинации плоскостей с линиями и другими геометрическими объектами. Это изучение является одной из задач курса стереометрии. В первую очередь надо выяснить основные свойства плоскостей по отношению друг к другу, к точкам и прямым. Введем обозначения: точки – А, В, С и т. д. прямые – a, b, с и т. д. или (АВ, СD и т. д.) плоскости – α, β, γ и т. д. II. Основные свойства плоскости. Всем знакома ситуация: если ножки стула не одинаковые по длине, то стул стоит на трех ножках, то есть опирается на три «точки», а конец четвертой ножки (четвертая «точка») не лежит в плоскости пола, а висит в воздухе. Этот пример служит наглядным подтверждением того факта, что через любые три точки, не лежащие на одной прямой, проходит плоскость, и притом только одна. Так как три точки, не лежащие на одной прямой, однозначно определяют плоскость, то можно обозначать плоскость как (АВС), (BCD) и т. д. Можно ли провести плоскость через три точки, лежащие на одной прямой? Сколько существует таких плоскостей? Верно ли, что: а) любые три точки лежат в одной плоскости; б) любые четыре точки лежат в одной плоскости; в) любые четыре точки не лежат в одной плоскости; г) через любые три точки проходит плоскость, и притом только одна? Ответы: а) да; б) нет; в) нет; г) нет. Рассмотрим следующую ситуацию: для проверки «ровности» при укладке тротуарной плитки используют брусок, который прикладывают к поверхности дорожки. Если на дорожке есть ложбинки или бугорок, то в каких-то местах между бруском и плоскостью дорожки образуется просвет. Если поверхность дорожки ровная, то между бруском и дорожкой никакого просвета нет, то есть брусок всеми своими точками прилегает к ее поверхности. Можно встретить и обратную ситуацию, когда проверяют «ровность» линейки при помощи проверенной модели плоскости. Эти примеры служат наглядным подтверждением того факта, что если две точки прямой лежат в плоскости, то все точки прямой лежат в этой плоскости. Верно ли, что прямая лежит в плоскости данного треугольника, если она: а) пересекает две стороны треугольника; б) проходит через одну из вершин треугольника? Ответ обоснуйте. Обратимся к модели куба. Учащимся прелагается на модели куба указать: 1) точку, принадлежащую одновременно двум данным пересекающимся граням; 2) точку, принадлежащую трем данным пересекающимся граням; 3) грани, которым принадлежит точка, взятая на каком-нибудь ребре куба; 4) грани, которым принадлежит данная вершина куба. Вывод. Точка, лежащая на линии пересечения двух плоскостей, лежит на каждой из этих плоскостей, и обратно: точка, лежащая одновременно на двух каких-нибудь плоскостях, лежит на линии пересечения этих плоскостей. На вопрос, что является линией пересечения двух плоскостей (в теоретико-множественном смысле: если прямые имеют хотя бы одну общую точку), отвечает третья аксиома: если две плоскости имеют общую точку, то они пересекаются по прямой, проходящей через данную точку. Наглядной иллюстрацией третьей аксиомы является пересечение двух смежных сторон классной комнаты, пересечение двух листов книги и т. д. Могут ли две пересекающиеся плоскости иметь общую точку, не принадлежащую линии пересечения этих плоскостей? Прямые а и b пересекаются в точке С. Через прямую а проходит плоскость α, а через прямую b – плоскость β, отличная от α. Как проходит линия пересечения этих плоскостей? Следует обязательно отметить, что в пространстве существует бесконечно много плоскостей, и в каждой плоскости справедливы все аксиомы и теоремы планиметрии. III. Решение задач. № 9 (перечертите чертеж и ответы запишите с помощью символики). Постройте изображение куба АВСDА1В1С1D1: а) назовите плоскости, в которых лежат точка М, точка N; б) найдите точку F – точку пересечения прямых MN и ВС. Каким свойством обладает точка F? (Принадлежит и прямой MN, и плоскости (АВС)); в) найдите точку пересечения прямой KN и плоскости (АВС). Домашнее задание: теория (п. 1 – 2), № 1 (перечертите чертеж и ответы запишите с помощью символики), №№ 3, 10, 12, 13.ПРЕДМЕТ СТЕРЕОМЕТРИИ. АКСИОМЫ СТЕРЕОМЕТРИИ
Урок №11.doc
УРОК №11 Разложение на простые множители Цели: познакомить учащихся с разложением на простые множители числа; повторить   признаки   делимости   чисел   и   научить   использовать   их   при разложении чисел на простые множители. Ход урока Организационный момент I. Устные упражнения. 1. Решить № 125 (1­е и 2­е задания каждого столбика). 2. Устно решить № 126 и № 132 (а–в). 3.   Изучением   свойств   простых   чисел   занимался   русский   математик Пафнутий   Львович   Чебышев.   Он   доказал,   что   между   любым   натуральным числом, большим 1, и числом, вдвое большим, всегда имеется не менее одного простого числа. Проверить это на примере нескольких чисел. II. Изучение нового материала. 1.  Задача.  Нужно   выделить   участок   земли   прямоугольной   формы площадью 18 м2. Какими могут быть размеры этого участка, если они должны выражаться натуральными числами? Решение. 1) 18 = 1 ∙ 18; 2) 18 = 2 ∙ 9; 3) 18 = 3 ∙ 6. Ответ: размеры участка могут быть: 1 м и 18 м; 2 м и 9 м; 3 м и 6 м. Решая задачу, мы число 18 представили в виде произведения  натуральных чисел. Говорят: разложили на множители. Если в разложении, например, числа 18 =  3 ∙ 6  составной   множитель  6  представить   в  виде   произведения   двух простых множителей 2 и 3, то тогда число 18 будет разложено на простые множители: 18 = 3 ∙ 6 = = 3 ∙ 2 ∙ 3. Обычно записывают множители в порядке возрастания: 18 = 2 ∙ 3 ∙ 3. 2.  Разложить  (натуральное)   число  на   простые   множители  –   значит представить это число в виде произведения простых чисел. 3.   Нередко   для   разложения   натурального   числа   на   простые   множители сначала разлагают его в виде произведения составных множителей, а затем каждый из них разлагают на простые множители. 4. Прочитать по учебнику теоретический материал (п. 5) на с. 20–21. 5. Записать на доске и в тетрадях несколько первых простых чисел: 2; 3; 5; 7; 11; 13; 17; 19;… Объяснение   учителем   разложения   числа   3276   на   простые   множители (повторяются признаки делимости чисел на 2, на 3, на 5). III. Закрепление изученного материала. 1. Разложить число на простые множители: а) 16;   б) 18;   в) 15;   г) 20;   д) 72;   е) 150. 2. Решить № 121 (а) на доске и в тетрадях. 3. Решить с комментированием № 122 (а). 4. Решить № 124 (а; б) с объяснением. 5. Повторение ранее изученного материала: а) решить № 127 и 132 (г; д; е); б) решить задачу № 133. 6*.   Знаменитый   ученый   Христиан   Гольдбах   (1690–1764),   работавший   в Петербургской   академии   наук,   высказал   догадку   (в   1742   г.),   что   любое натуральное число, большее 5, может быть представлено в виде суммы трех простых чисел. Проверить это на примере нескольких чисел. IV. Итог урока. Вопросы: а) Существуют ли составные числа, которые нельзя разложить на простые множители? б)   Чем   могут   отличаться   два   разложения   одного   и   того   же   числа   на простые множители? Домашнее задание: изучить п. 5; решить № 141 (а), № 142 (а; в), № 143, №  140 (устно).

ПРЕДМЕТ СТЕРЕОМЕТРИИ. АКСИОМЫ СТЕРЕОМЕТРИИ

ПРЕДМЕТ СТЕРЕОМЕТРИИ. АКСИОМЫ СТЕРЕОМЕТРИИ

ПРЕДМЕТ СТЕРЕОМЕТРИИ. АКСИОМЫ СТЕРЕОМЕТРИИ

ПРЕДМЕТ СТЕРЕОМЕТРИИ. АКСИОМЫ СТЕРЕОМЕТРИИ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.02.2018