Статья Интерактивные формы и методы обучения
Оценка 5

Статья Интерактивные формы и методы обучения

Оценка 5
Повышение квалификации
doc
математика
Взрослым
20.01.2018
Статья Интерактивные формы и методы обучения
Процесс обучения неразрывно связан с таким понятием, как методика обучения. Методика – это не то, какими книжками мы пользуемся, а то, как организовано наше обучение. Иными словами методика обучения - это форма взаимодействия учащихся и учителя в процессе обучения. В рамках сложившихся условий обучения процесс обучения рассматривается как процесс взаимодействия между учителем и учениками, целью которого является приобщение последних к тем или иным знаниям, навыкам, умениям и ценностям.
Статья. Интерактивные формы и методы обучения..doc
МКОУ Устьянцевская СОШ «Интерактивные методы обучения и их преимущества» 1 Шпилевская О.А. Интерактивные методы обучения и их преимущества. Процесс обучения неразрывно связан с таким понятием, как методика обучения. Методика – это не то, какими книжками мы пользуемся, а то,  как организовано наше обучение. Иными словами методика обучения ­ это форма взаимодействия учащихся и учителя   в   процессе   обучения.   В   рамках   сложившихся   условий   обучения   процесс обучения рассматривается как процесс взаимодействия между учителем и учениками, целью которого является приобщение последних к тем или иным знаниям, навыкам, умениям и ценностям. Если брать обобщённо, то с первых дней существования обучения, как такового, и до  сегодняшнего   дня  сложились,  утвердились   и  получили   широкое  распространение всего три формы взаимодействия учителя и учащихся.  Методические подходы к обучению можно подразделить на три группы: 1. Пассивные методы. 2. Активные методы. 3. Интерактивные методы.               Пассивный метод                                            Ученик    Учитель                                  Ученик                                                                                          Ученик                                                                     Активный метод             Интерактивный метод                                              Ученик                                            Ученик    Учитель                                Ученик                                                                                          Ученик                                                                        Учитель                                  Ученик                                                                                          Ученик                                                                       2 Пассивный методический подход – это такая форма взаимодействия учащихся и   учителя,  при   которой   учитель   является   основной   действующей   фигурой   урока,   а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей. Обратная связь в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д.   Пассивный   метод   считается   самым   неэффективным   с   точки   зрения   усвоения учащимися   учебного   материала,   но   его   плюсы   ­   это   относительно   нетрудоемкая подготовка   урока   и   возможность   преподнести   сравнительно   большое   количество учебного материала в ограниченных временных рамках. Учитывая эти плюсы, многие учителя предпочитают его остальным методам. И действительно, в некоторых случаях этот подход успешно работает в руках умелого и опытного учителя, особенно если учащиеся уже имеют четкие цели, направленные на основательное изучение предмета. Самой распространенной формой пассивного урока является лекция. Этот вид урока широко распространен в ВУЗах, так как студентов можно рассматривать как вполне сформировавшихся   людей,   имеющих   четкие   цели   глубоко   изучать   предмет,   хотя  Активный активные   методы   дали   бы   еще   более   эффективные   результаты. методический подход  ­ это такая форма взаимодействия  учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся теперь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основной действующей фигурой был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах. Если пассивныe  уроки предполагали авторитарный стиль обучения, то активные   предполагают   демократический   стиль.   Активный   и   интерактивный методические подходы имеют много общего. В общем, интерактивный метод можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов. Просто в отличие от активных методов интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения.  Интерактивный методический подход. Интерактивный («Intеr» ­ это взаимный, «act» ­ действовать) ­ означает взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с кем­либо.   Другими   словами,   интерактивные   методики   обучения   ­   это   специальная форма   организации   познавательной   и   коммуникативной   деятельности,   в   которой обучающиеся   оказываются   вовлеченными   в   процесс   познания,   имеют   возможность нанимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Место учителя в интерактивных уроках зачастую сводится к направлению деятельности учащихся на достижение   целей   урока.   Он   же   разрабатывает   план   урока   (как   правило,   это совокупность   интерактивных   упражнений   и   заданий,   в   ходе   работы   над   которыми ученик изучает материал). Таким   образом,   основными   составляющими   интерактивных   уроков   являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Принципиальное отличие интерактивных упражнений и заданий в том, что в ходе их выполнения не только и не столько закрепляется  уже изученный материал, сколько изучается   новый.  И   потом   интерактивные   упражнения   и  задания   рассчитаны   на   так 3 называемые интерактивные подходы. В современной педагогике накоплен богатейший арсенал интерактивных подходов, среди которых можно выделить следующие: 1.Творческие задания; 2. Работа в малых группах; 3. Обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры и образовательные игры); 4. Использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, экскурсии); 5.Социальные  проекты,   аудиторные   методы   обучения   (социальные   пpoeкты, соревнования, радио и газеты, фильмы, спектакли, выставки, представления, песни и сказки); 6. Разминки; 7.  Изучение   и   закрепление   нового   материала   (интерактивная   лекция,   работа       с наглядными   видео­   и   аудио   материалами,   «ученик   в   роли   учителя»,   каждый   учит каждого, мозаика (ажурная пила), использование вопросов, Сократический диалог); 8.  Обсуждение   сложных   и   дискуссионных   вопросов   и   проблем   («Займи   позицию», «шкала мнении», ПОПС ­ формула, проективные техники, «Один ­ вдвоем ­ все вместе», «Смени позицию», «Карусель», «Дискуссия в стиле телевизионного ток ­ шоу», дебаты); 9. Разрешение проблем («Дерево решений», «Мозговой штурм», «Анализ казусов») Под   творческими   заданиями  следует   понимать   такие   учебные   задания,   которые требуют   от   учащихся   не   простого   воспроизводства   информации,   а   творчества, поскольку задания содержат больший или меньший элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько подходов. Творческое   задание   составляет   содержание,   основу   любого   интерактивного   метода. Вокруг него создается атмосфера открытости, поиска. Творческое задание, особенно практическое, придает смысл обучению, мотивирует учащихся. Неизвестность ответа и возможность   найти   свое   собственное   «правильное»   решение,   основанное   на   своем персональном опыте и опыте своего коллеги, друга, позволяют создать фундамент для сотрудничества,   сообучения,   общения   всех   участников   образовательного   процесса, включая педагога.                  Выбор творческого задания сам по себе является творческим заданием для педагога, поскольку требуется найти такое задание, которое отвечало бы следующим критериям:   не   имеет   однозначного   и   односложного   ответа   или   решения;   является практическим и полезным для учащихся; связано с жизнью учащихся; вызывает интерес у учащихся; максимально служит целям обучения. Если   учащиеся   не   привыкли   работать   творчески,   то   следует   постепенно   вводить сначала простые упражнения, а затем все более сложные задания. Работа в малых группах  ­ это одна из самых популярных стратегий, так как она дает   всем   учащимся   (в   том   числе   и   стеснительным)   возможность   участвовать   в работе,   практиковать   навыки   сотрудничества,   межличностного   общения   (в частности, умение   слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия).  Все  это   часто   бывает   невозможно  в  большом  коллективе.   Работа   в 4 малой группе неотъемлемая часть многих интерактивных методов, например таких, как мозаика, дебаты, общественные слушания, почти все виды имитаций и др. В то же время работа в малых группах требует много времени, этой стратегией нельзя злоупотреблять. Групповую работу следует использовать, когда нужно решить проблему, которую учащиеся не могут решить самостоятельно. Если потраченные усилия и время не гарантируют желаемого результата, лучше выбрать метод «один  ­ вдвоем ­ все вместе для быстрого взаимодействия. Начинать групповую работу следует, не торопясь. Мoжно организовать сначала пары. Уделить особое внимание учащимся, которые с трудом приспосабливаются к работе в небольшой группе. Когда учащиеся научатся работать в паре, переходить к работе в группе, которая состоит из трех учащихся. Как только мы убеждаемся, что эта группа способна   функционировать   самостоятельно,   постепенно   добавляем   новых   учащихся. Набирать в малую группу следует не более пяти человек. Опытные   методисты   рекомендуют   образовывать   группы   с   разнородным   составом учащихся, включая туда сильных, средних и слабых учащихся, мальчиков и девочек, представителей   разных   культур,   социальных   слоев   и   т.д.   В   разнородных   группах стимулируются   творческое   мышление   и   интенсивный   обмен   идеями.   Учащиеся проводят больше времени, представляя свою точку зрения, могут обсудить проблему более детально и учатся рассматривать вопрос  с разных сторон. В таких группах строятся более конструктивные взаимоотношения между участниками. Способы   распределения   учащихся   по   группам:   заранее   составить   список   групп   и вывесить   его,   указав   место   сбора   каждой   группы   (в   этом   случае   учитель контролирует   состав   группы),   попросить   учащихся   рассчитаться   "на   первый­ второй...» по числу групп (после расчета первые номера образуют первую группу, вторые – вторую), по позиции учащихся. Сохранение   стабильного   состава   группы   в   течении   достаточного   долгого   времени способствует достижению учащимися мастерства в групповой работе. В то же время смена состава группы позволяет всем учащимся поработать с разными людьми и узнать их.  Распределить роли внутри группы. При работе в малой группе учащиеся могут выполнять следующие роли: фасилитатор (посредник­организатор деятельности группы); регистратор (записывает результаты работы); докладчик (докладывает результаты работы группы всему классу); журналист (задает уточняющие вопросы, которые помогают группе лучше выполнить задание, например те вопросы, которые могла бы задать другая сторона в дискуссии или в судебном слушании); активный   слушатель   (старается   пересказать   своими:   словами   то,   о   чем   только   что говорил кто­либо из членов группы, помогая сформулировать мысль); наблюдатель   (наблюдатель   анализирует   эффективность   работы   группы   и   может выставлять оценки или баллы каждому участнику группы); хронометрист (следит за временем, отпущенным на выполнение задания), 5 Возможны и другие роли. Распределение ролей позволяет каждому участнику группы активно включиться в работу. Если группа сохраняет стабильный состав на протяжении длительного времени, учащихся следует менять ролями. Организуя групповую работу, обращать внимание на следующие ее аспекты: убедитесь, что   учащиеся   обладают   знаниями   и   умениями,   необходимыми   для   выполнения группового   задания.  Нехватка   знаний   очень   скоро   даст   о   себе   знать  ­   учащиеся   не станут прилагать усилий для выполнения задания. Старайтесь сделать свои инструкции максимально четкими. Маловероятно, что группа сможет воспринять более одной или двух, даже очень четких, инструкций за один раз, Записать   инструкции   на   доске   и   (или)   карточках,   предоставить   группе   достаточно времени на выполнение задания, придумать, чем занять группы, которые справятся с заданием раньше остальных. Групповая работа должна стать правилом, а не радикальным, единичным отступлением от традиционной практики применения пассивных методов обучения. В то же время не следует использовать малые группы в тех случаях, когда выполнение задания требует индивидуальной работы. Следует обязательно продумать метод поощрения, обеспечить групповые награды за групповые усилия.  Быть внимательным к вопросам внутригруппового управления. Если один из учащихся должен   отчитаться   перед   классом   о   работе   группы,   надо   обеспечить   справедливый выбор докладчика. Стараться  обращать внимание на то, как уважаются права каждого члена  группы. Надо   быть   готовым   к   повышенному   рабочему   шуму,   характерному,   для   методов совместного обучения. Одна  из самых распространенных  структур  интерактивного урока, названная схемой Колба: Модель Колба – теория специалиста по психологии обучения взрослых Дэвида Колба, посвященная поэтапному формированию умственных действий. Она в различных вариациях широко применяется в ходе интерактивных уроков. Схема Колба на уроке: 1. Мотивация и объявление новой темы – 10% времени от общей длительности урока; 2.   Закрепление   (повторение)   пройденного   –   20%­   времени   от   общей   длительности урока; 3. Изучение нового материала – 50% времени от общей длительности ypокa. 4. Оценивание – 10% времени от общей длительности урока;  5.   Подведение   итогов   урoка   (дебрифинг,   рефлексия)   ­   10%   времени   от   общей длительности урока. Временное распределение в данной схеме можно рассматривать условным,   учитель   может   по   своему   усмотрению   и   в   зависимости   от   особенностей урока продлевать или укорачивать те или иные этапы урока, однако желательно, чтобы все   перечисленные   качественные   этапы   урока   сохранялись.   Поясним   каждый качественный этап урока более развернуто. 6 Мотивация ­ начальный этап урока, призванный сконцентрировать внимание учащихся на изучаемом материале, заинтересовать их, показать необходимость или пользу изучения материала. От мотивации во многом зависит эффективность усвоения учебного материала. 3акрепление  ­ важный этап урока, не только повышающий эффективность усвоение материала   в   целом,   заинтересованность   учащихся,   но   и   формирующий   в   сознании учащихся последовательную логическую структуру знаний и методов, применяемых в данном предмете, а не разрозненную россыпь сведений. Изучение основного материала ­ главный целевой этап урока, на котором учащиеся непосредственно получат новые знания. На этом этапе, как уже было сказано выше, учителем   должны   быть   подобраны   задания,   при   выполнении   которых   учащиеся получают   необходимые   знания,   навыки   и   умения.   При   подборке   заданий   учителю желательно   также   помнить   китайскую   поговорку:   «Я   слышу   и   забываю,   я   вижу   и запоминаю, я делаю и понимаю» Оценивание  ­   важный   стимулирующий   компонент   урока.   Оценивание   должно   быть гибким, наглядным, непредвзятым и справедливым. Только в этом случае оно будет действовать, как стимулятор, в противном  случае ­ оно может послужить  основной причиной отторжения от предмета и падения заинтересованности, поэтому здесь надо быть   особенно   осторожным,   применять   методы   коллективного   оценивания, самооценивания,   командного   оценивания.   Наиболее   распространенный   способ оценивания на интерактивных уроках – набор баллов и командное оценивание. Дебрифинг  –   подведение   итогов   урока.   Заключительный   этап   урока,   на   котором обычно учитель спрашивает, что понравилось на уроке, что – нет, собирает пожелания, замечания,   и   в   итоге   обобщает   пройденное   и   побуждает   к   дальнейшему самостоятельному и более глубокому изучению материала. Из технологии интерактивного обучения можно взять много нового и полезного для своего профессионального роста, для решения проблемы активизации познавательной деятельности детей. Ученики из года в год становятся взрослее, развитее с помощью нетрадиционного   подхода   к   обучению.   Они   способны   работать   уже   не   на репродуктивном   уровне,   а   творить.   Благодаря   технологии   сотрудничества   они становятся   самостоятельней,   активнее,   общительнее   и   способны   работать   на   более высоком уровне. Создается   ситуация   творческого   роста   педагога,   благодаря   которой   он   выходит   на более высокий виток своего профессионального развития. Школа   должна   закладывать   фундамент   для   дальнейшего   обучения   выпускников, используемая система работы позволяет реализовать данную задачу. Учащиеся умеют применять   свои   знания   в   новых   ситуациях,   умеют   их   использовать   на   практике   и самостоятельно добывать их. Они умеют общаться, дружить, быть милосердными, внимательными друг к другу – это тоже результат учебного сотрудничества. 7 Интерактивное   обучение   помогает   ребенку   не   только   учиться,   но   и   жить.   Таким образом, интерактивное обучение – несомненно, интересное, творческое, перспективное направление нашей педагогики. 8

Статья Интерактивные формы и методы обучения

Статья Интерактивные формы и методы обучения

Статья Интерактивные формы и методы обучения

Статья Интерактивные формы и методы обучения

Статья Интерактивные формы и методы обучения

Статья Интерактивные формы и методы обучения

Статья Интерактивные формы и методы обучения

Статья Интерактивные формы и методы обучения

Статья Интерактивные формы и методы обучения

Статья Интерактивные формы и методы обучения

Статья Интерактивные формы и методы обучения

Статья Интерактивные формы и методы обучения

Статья Интерактивные формы и методы обучения

Статья Интерактивные формы и методы обучения

Статья Интерактивные формы и методы обучения

Статья Интерактивные формы и методы обучения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2018