КАК АНАЛИЗИРОВАТЬ УРОК ПО ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ С ПОМОЩЬЮ ЭКСПЕРТНЫХ КАРТ : ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ

  • pdf
  • 29.01.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Kak_analizirovat_urok_po_FGOS_obshhego (1).pdf

Как анализировать урок по ФГОС общего образования с помощью экспертных карт: деятельностное обучение

Анализ урока по ФГОС общего образования радикально отличается от анализа традиционного урока. Понять отличия помогут таблицы. Для наблюдения за учебной деятельностью школьников предлагаем экспертные карты. Карту № 1 используйте для анализа уроков учителей с первой или высшей квалификационной категорией, а карты № 2 или № 3 – для анализа уроков молодых специалистов и вновь принятых педагогов.


ДОКУМЕНТ

О комплексном подходе к оценке достижения планируемых результатов освоения образовательной программы – читайте в примерных ООП основного общего образования (п. 1.3) и среднего общего образования (п. 1.3)

Анализ урока в вашей работе становится проблемой в двух случаях. В первом случае вас только что назначили заместителем директора школы и вы еще не наработали методики наблюдения за образовательной деятельностью.

Во втором случае – вы опытный заместитель директора и систематически анализируете уроки. Но трудности вызывает именно наблюдение за уроком в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) общего образования.

Предлагаем использовать в работе экспертные карты анализа деятельностного урока, которые мы разработали в нашей школе.

Почему необходимо реализовать наблюдение: применяйте в работе экспертные карты

Вы анализируете урок на основе наблюдения за деятельностью учителя и учеников. Наблюдение – это часть комплексного подхода к оценке качества образования, реализовать который предписывают примерные основные образовательные программы (далее – ООП) по уровням общего образования. Поэтому мы подготовили программу наблюдения за учебной деятельностью.


В программу наблюдения включили три экспертные карты. Если планируете оценивать урок учителя с I или высшей квалификационной категорией, то используйте экспертную карту № 1.

Когда предполагаете работать с молодым специалистом, вновь принятым педагогом, – начните с более легких экспертных карт № 2 и № 3 .

Как выбрать основу программы наблюдения: учитывайте системно-деятельностный подход

Системно-деятельностный подход – методологическая основа ФГОС общего образования и примерных ООП по уровням общего образования (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, П.Я. Гальперин и др.).

Реализовать системно-деятельностный подход значит:

   обеспечить активную учебно-познавательную деятельность обу-чающихся;

   сформировать готовность учеников к саморазвитию и непрерыв-ному образованию.

Умение учиться повышает эффективность освоения учащимися предметных знаний, способствует формированию компетенций, образа мира и нравственных качеств. Оценка уровня сформированности учебной деятельности включает оценку всех ее компонентов: мотивов, особенностей целеполагания, учебных действий, контроля. Поэтому программу наблюдения мы разработали на основе деятельностного образования, в котором успешность обучения школьника связана с развитием учебных действий.


ДОКУМЕНТ

Анализ урока – это часть внутришкольного мониторинга (п. 1.3.3. Организация и содержание оценочных процедур примерной ООП основного общего образования)

Зачем соблюдать информационную открытость: расскажите учителю о программе наблюдения

Сообщите учителю цель наблюдения и расскажите о программе наблюдения до того, как придете на урок. Мы убедились, что такая информационная открытость повышает квалификацию учителей. Учитель изучает программу наблюдения, планирует урок или цикл уроков. Вы приходите на урок и видите, что педагог показывает этапы урока в соответствии с программой наблюдения. В этом случае вы понимаете, что учитель демонстрирует высокий уровень профессиональных компетенций.

Если учитель не составил урок по программе наблюдения и не смог провести его, то неудача педагога – основание для индивидуальной работы. И вам, и руководителю методического объединения, и учителю сразу видны недочеты профессиональной деятельности.

Как отличать традиционный урок от урока деятельностного обучения: используйте таблицы

Напомните педагогу отличия деятельностного урока от традиционного. Посмотрите таблицу 1. Обсудите отличия уроков на методическом объединении.

Проанализируйте с учителем таблицу 2 о типах уроков в деятельностном обучении (А.К. Дусавицкий). Проконсультируйте педагога по сложным вопросам, которые возникают во время подготовки урока.

Что делать после урока: напишите аналитическую справку

После посещения урока или цикла уроков напишите аналитическую справку. Все, что вы зафиксировали в экспертной карте, послужит содержанием справки, а экспертные карты станут приложениями к справке. Обязательно ознакомьте учителя с аналитической справкой под подпись. Обобщенные итоги обсудите на методических объединениях.

Посещение урока и его анализ помогут вам выявить недочеты в профессиональной деятельности учителя и построить методическую работу в школе, чтобы ликвидировать эти недочеты