Как групповая работа влияет на формирование коммуникативной компетентности учащихся
Нурекенова Г.К.
ГУ СОШ № 39 инновационного типа
с гимназическими классами г.Павлодара
Учить
сегодня – сложная задача.
Ученье, как вершина нас зовет.
Быть современным, грамотным,
А это значит – учить себя,
Чтобы двигаться вперед.
« Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача - помочь им раскрыться, развить собственные идеи». И.Г. Песталоцци.
Задача школы сегодня – воспитать ученика, умеющего гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.Секрет успешности обучения – развитие коммуникативных навыков.
Цель:
-как сформировать коммуникативные компетентности через групповые формы работы.
Задачи:
-обеспечить целенаправленное, планомерное развитие личности каждого ученика;
- создать условия для формирования у детей способности понимать, слышать и слушать себя и другого при взаимодействии; создать атмосферу сотрудничества для организации совместной деятельности учащихся;
-развивать творческие и организаторские способности, активность и самостоятельность детей в процессе коммуникативной деятельности;
На уроке должны разумно чередоваться различные формы деятельности,
и каждый урок должен быть неповторим, не похож на другие.
Есть такая интересная новая педагогическая
идея “Конструктор урока”, применяемая
как эффективное средство для “сборки уроков”. Опыт применения данной техники
представляет элемент новизны в совершенствовании современного урока.
Взяв, как основу, форму конструктора я
разработала собственный конструктор, в который внесла методические приемы,
используемые мною на уроках. Данный конструктор используется при
тематическом планировании всех разделов . Для его разработки необходимо
обозначить этапы урока буквами, составить список и
описание разных приемов и их комбинаций, составить таблицу « Конструктор
уроков». При составлении календарно-тематических планов выделить графу, в
которой записывается формула конкретного урока.
Разработала алгоритм деятельности по применению
техники «Конструктор»:
1. Обязательное обозначение основных разделов урока и обозначение их
буквами.
2. Изучение разных приёмов и их комбинаций.
3. Структурирование всех приёмов в «Конструкторе».
4. Тематическое планирование с введением раздела «Конструктор».
5. Создание собственного «Конструктора» урока.
Работа
по алгоритму строится следующим образом:
Обозначение основных разделов урока может быть следующим :
1) Мотивация к учебной деятельности
2) Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
3) Постановка учебной задачи
4) Построение проекта выхода из затруднения («открытие» нового знания)
5) Первичное закрепление во внешней речи
6) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
7) Включение в систему знаний и повторение
8) Рефлексия деятельности (итог урока)
Любой из разделов урока может быть реализован
разными приёмами или их комбинациями, то есть приёмы, по сути, и есть элементы
конструктора урока. Учитель в соответствии со своими целями обозначает формулу
конкретного урока. Например: Начинаем урок с интеллектуальной разминки,
изучение нового материала начинаем с использованием приёма «Удивляй»,
закрепление идёт в виде «Игры в случайности», на уроке проводится
терминологический диктант, задание задаётся массивом, итог урока проводим,
обсуждая домашнее задание.
Приёмы педагогической техники, описанные в конструкторе урока – это совокупное
творчество учителя, так как систематизированы приёмы, взаимосвязанные между
собой. Все приёмы легко применимы в условиях современной школы.
При использовании «Конструктора» значительно
возрастает многообразие уроков, уроки можно готовить значительно быстрее,
творчество учителя переходит на новый, более высокий уровень.
Конструктор урока будет «дышать» и изменяться, как живое существо. А возможно,
вы впишите свои фирменные. У каждого учителя может быть свой конструктор. Ниже
приведены некоторые методические приёмы, используемые в собственном
конструкторе урока.
Групповые формы работы на уроке способствуют развитию у учащихся критического мышления, развивают самостоятельность и ответственность, способность к сотрудничеству. Принцип работы в группе состоит в передаче учащимся на период такой работы функций, традиционно выполняемых учителем: информационных, организационных, контролирующих и (частично) оценивающих. Групповая форма учебной работы предполагает включение группы учащихся в совместное планирование учебной деятельности, восприятие и уяснение информации, обсуждение, взаимный контроль.
Чтобы осуществлять эффективное взаимодействие учеников в группе, надо целенаправленно формировать учебные группы, внимательно подбирать командиров (консультантов), способных планировать работу, налаживать контакты учащихся. Учитель должен учить школьников сотрудничать при разборе учебного материала, выполнении заданий, решении проблемных задач.
Один из примеров проблемных (нестандартных) заданий для работы в группах, которые я использую.
Чтобы заинтересовать детей в самом начале урока, я использую прием «Удивляй» -универсальный приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности и привлечение интереса к теме урока.
Формирует: умение анализировать; умение выделять и формулировать главное.
Учитель находит такой угол зрения, при котором даже хорошо известные факты становятся загадкой. Активная форма работы в группах дает хорошие результаты. Чтобы быть точными при выполнении задания, все дети увлеченно читают и неоднократно перечитывают текст, разрабатывают планы, кто и за что отвечает в группах, результаты работы оцениваются самими учащимися во время урока.
Активные формы и методы групповой работы - умение извлекать знания посредством выполнения специальных условий, в которых учащиеся, опираясь на приобретенные знания, самостоятельно обнаруживают и осмысливают учебную проблему.
Приемы активизации групповой формы работы:
Приём « Удивляй»
Прием составления маркировочной таблицы “ЗХУ”
Прием “Мозговой штурм”
Прием “Синквейн”
Стратегия ”Галерея”
Прием “Составление кластера”
Прием “Составление постера”.
На уроках использую ИКТ: презентации по темам, составление кластера, разгадывание кроссворда, заполнение таблиц, дети выполняют эти задания с удовольствием. Использую стратегии критического мышления: рефлексивные листы, «Кластеры», «Постеры», составляем синквейны по темам. Для развития критического мышления использую таблицу «ЗХУ».Особое внимание обращаю, как правильно использовать приёмы ФО, СО, взаимооценивания, самооценивания, использование тестов, оценочных листов. Применяю разные формы деления на группы: например:
-деление по фишкам: зелёный, желтый, красный листочек.
-деление по капелькам по цветам: белый,голубой, зелёный по тема: «Вода». Игра: «Молекулы».
Очень важно проводить рефлексию на уроках. Для этого я использую «Гору успеха», приём «Закончи предложение», где ученики аргументируют свой выбор например: («Мне было легко и интересно, потому что мне было комфортно работать в группе», «Мне было интересно, но я затруднялся, потому что при составлении кластера «Горы»,я подобрал мало слов, чем другие.», «Мне было трудно, нужна помощь потому что не мог ответить на вопросы теста».)
Доказательством этому свидетельствуют фотографии, где можно увидеть атмосферу сотрудничества в группе. «Проведение опытов в колобаративной среде, сплачивает детей, они наблюдают, аргументируют, делают выводы по теме. Эффективность такого урока, намного выше традиционного.
Об оценивании успешности свидетельствует диаграмма отслеживания результативности по тестам за сентябрь – декабрь 2016года. Я увидела изменения в своей работе, т.к применяя активные приемы стала видеть результативность у учеников.
Групповая форма работы: способствует вовлечению каждого ученика в процесс активного обучения; пробуждает интерес к активной практической деятельности в процессе, овладения учебным материалом, стимулирует мыслительную активность, творческую деятельность; нацеливает учащихся на самостоятельное овладение знаниями и умениями; развивает субъективную активность, умение правильно вести диалог, слушать своего оппонента, высказывать свою точку зрения, соглашаться с чужим мнением; формирует у учащихся умение принимать свои, не зависящие от учителя, самостоятельные решения.
Я считаю, что групповая работа – это один из лучших способов, дающий возможность детям строить отношения на основе толерантности. При работе в группах они вынуждены считаться с мнением каждого, отстаивать свою точку зрения, выдавать результат совместной деятельности.
Подводя итоги мониторинга, отмечу, что в процессе формирования коммуникативной умений через участие в групповой деятельности младшие школьники, находившиеся на низком уровне сформированности коммуникативной успешности, перешли на более высокий итоговый уровень. Полученные результаты свидетельствуют о том, что участие школьников в групповой деятельности успешно повлияло на формирование коммуникативной компетентности.
Таким образом, включение групповой деятельности в процесс обучения и воспитания способствует повышению уровня компетентности учащихся в области решения проблем коммуникации. Участие учащихся в групповой деятельности стимулирует мотивацию к повышению уровня универсальных учебных действий, учебных и личностных достижений и повышает потребность в самосовершенствовании. Кроме того учащиеся приобретают опыт общения, усовершенствуют речевые навыки и способность точно выражать свои мысли. Значит, можно смело утверждать, что применение групповой деятельности способствует развитию коммуникативной компетентности школьников.
Групповая деятельность способствует:
-развитию у школьников критического мышления, определения своей собственной позиции, самооценки;
-формированию интеллектуальных умений: аналитических, критических, коммуникативных;
-приобретению практических навыков работы и общения в группе: брать ответственность за выбор, решение, разделять ответственность, анализировать результаты деятельности;
-применению различных технологий, самообразования и самоорганизации.
Результатом работы стало то, что у учащихся:
-развился опыт делового сотрудничества и взаимодействия;
-повысился уровень развития коммуникативных навыков;
-повысилась инициативность и их познавательная мотивация;
-повысился уровень развития внимания, восприятия, мышления, наблюдательности, памяти, фантазии, познавательной активности;
-появилась потребность в самостоятельной творческой работе;
-взаимоотношения в коллективе стали более комфортные.
Целью обучения в сотрудничестве является не только овладение знаниями, умениями и навыками каждым учеником на уровне, соответствующем его социализации, но и формирование коммуникативных умений. Ребята, работающие вместе, становятся друзьями не только на время выполнения общих заданий на уроке, но и их доброжелательное отношение друг к другу переходит на их жизнь и вне школы, становится качеством их личности.
Результат работы за три года дал хорошие показатели. Помочь другу, вместе решить любые проблемы, разделить радость успеха или горечь неудачи – стало также естественно, как смеяться, петь, радоваться жизни.
Проделанная работа позволяет с уверенностью говорить о прочной взаимозависимости в развитии у детей младшего школьного возраста общения со взрослыми и сверстниками, с одной стороны, и познавательной активности – с другой.Таким образом, данные приёмы и методы работы на уроке вызывают у детей интерес, учат рассуждать на заданную тему, строить правильные предложения и вопросы, формируют умения слушать других, высказывать своё мнение, активизируют познавательную деятельность, дают возможность самореализации личности, что в итоге привело многих учащихся к формам положительного отношения к учению – действенному, осознанному, ответственному. А отсюда соответственно и повысилось качество обучения в целом. Более того, предложенные методы и приёмы в работе позволяют решить главную задачу начальной школы – поддерживать, развивать интерес школьников к учению, сделать этот процесс необратимым на протяжении всей жизни человека. У детей постепенно вырабатывается объективная самооценка, происходят значительные изменения в развитии познавательных интересов, формируется логическое мышление и, в конечном итоге, развитие коммуникативнойкомпетентности решает проблему адаптации в обществе.
Закончу своё выступление методом « 2 звезды и 1 пожелание» наклеить на сердечко.
1звезда:Что ценного вы взяли из этого занятия?
2 звезда:Что вы можете использовать на практике?
Пожелание: Ваши предложения? (наклеить на сердечко)
Конструктор уроков не только позволит учителю
систематизировать имеющиеся материалы, но и создавать без больших временных
затрат качественные уроки на основе системно-деятельностного подхода, обеспечив
таким образом активную учебно-познавательную деятельность учащихся.
Главное – не забывать пополнять свой конструктор новыми
методическими приемами и любопытными фактами.
Хочу пожелать Вам, пусть
вчерашний день останется в истории, завтрашний день будет загадкой, а
сегодняшний день будет подарком, радостью и счастливым!
Литература:
1.Руководство для учителя. Второе издание АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2015г.
2.Задания для выполнения в период практики в школе. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012 г.
3. Методы активного обучения и преподавания для основного уровня.
4. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. М., 1991.
5.Фабер Адель, Мазлиш Элен. Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили. Эксмо, М. 2012
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.