Как избежать конфликта

  • doc
  • 13.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Как избежать конфликта.doc

Тренинг  «Как избежать конфликта?»

Психология 7-11 класс

Тема: Как избежать конфликта?

 

Цель: проанализировать сущность конфликтов и причины их возникновения; помочь учащимся осознать стиль собственного поведения в конфликте; научить навыкам конструктивного выхода из конфликтных ситуаций.

1.      Здравствуйте все те, кто…

Ребята, давайте  сейчас поприветствуем, друг друга, с помощью фразы «Здравствуйте все те, кто сегодня в хорошем настроении», или «Здравствуйте все те, у кого дома нет телефона». Варианты могут быть разнообразными, главное условие фразы не должны повторяться. Те участники к кому относится фраза, отвечают говорящему «Здравствуй».[1]

2.      А знаете ли вы, что…

Ребята, сегодня мы собрались с вами для того, чтобы обсудить важную тему. Я предлагаю вам поговорить о конфликтах. Кто может сказать, что такое конфликт? Приведите пример конфликта.

Вы правы, конфликт это ситуация, в которой происходит столкновение интересов людей.

Скажите, а часто ли вы участвуете в конфликтах?

Какие чувства вы испытываете в этот момент?

Главными движущими силами является гнев и агрессия. Агрессия-это действия, направленные на намеренное причинение ущерба другому человеку.

Существует два основных вида агрессии: недеструктивная – самозащитное поведение; деструктивная - злобное поведение, желание причинить боль, получая при этом удовольствие. [5]

3.      Опросник А. Басса и А. Дарки

ФИО___________________________________________________класс_________________

Пол__________Место работы родителей__________________________________________

Исструкция: Поставьте «да» около тех положений, с которыми вы согласны, и «нет» - около тех, с которыми не согласны.

1.      Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим.

2.      Иногда я сплетничаю о людях, которых не люблю.

3.      Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.

4.      Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбы.

5.      Я не всегда получаю то, что мне положено.

6.      Я знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной.

7.      Если я не одобряю  поведение друзей, то даю им это почувствовать.

8.      Если мне случилось обмануть кого-нибудь, я испытываю  мучительные угрызения совести.

9.      Мне кажется, я не способен ударить человека.

10.  Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами.

11.  Я всегда снисходителен к чужим недостаткам.

12.  Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его.

13.  Другие умеют (лучше, чем я) пользоваться благоприятными обстоятельствами.

14.  Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружелюбно, чем я ожидал.

15.  Я часто бываю, не согласен с людьми.

16.  Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь.

17.  Если кто-то первым ударит меня, я не отвечу ему.

18.  Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверями.

19.  Я гораздо более раздражителен, чем кажется остальным.

20.  Если кто-то корчит из себя начальника,  я всегда поступаю ему наперекор.

21.  Меня немного огорчает моя судьба.

22.  Я думаю, что многие люди не любят меня.

23.  Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.

24.  Люди, увиливающие от работы должны  испытывать угрызения совести.

25.  Тот, кто оскорбляет меня или мою семью, напрашивается на драку.

26.  Я не способен на грубые шутки.

27.  Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.

28.  Когда люди начинают командовать, я делаю все чтобы поставить их на место.

29.  Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится.

30.  Довольно многие люди завидуют мне.

31.  Я требую, чтобы люди уважали мои права.

32.  Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей.

33.  Люди, которые постоянно изводят нас, стоят того, чтобы их щелкнули по носу.

34.  От злости я иногда бываю мрачен.

35.  Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь.

36.  Если кто-то выводит меня из себя, я не расстраиваюсь.

37.  Хотя  я и не показываю этого, иногда меня гложет зависть.

38.  Иногда мне кажется, что надо мной смеются.

39.  Даже если я злюсь я не прибегаю к неприличным выражениям.

40.  Мне хочется, чтобы мои ошибки были прощены.

41.  Я редко даю сдачи, даже если кто-то ударит меня.

42.  Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь.

43.  Иногда люди раздражают меня, просто своим присутствием.

44.  Нет людей, которых я бы по-настоящему ненавидел.

45.  Мой принцип никогда не доверяй чужакам.

46.  Если кто-то раздражает меня я готов сказать все, что о нем думаю.

47.  Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею.

48.  Если я разозлюсь, то могу ударить кого-нибудь.

49.  С 10 лет  я никогда не проявлял вспышек гнева.

50.  Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться.

51.  Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко ладить.

52.  Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-то приятное мне.

53.  Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ.

54.  Неудачи огорчают меня.

55.  Я дерусь не реже и не чаще других.

56.  Я могу вспомнить случай, когда я был на столько зол, что хватал попавшуюся  мне под руку вещь и ломал ее.

57.  Иногда я чувствую, что готов первым начать драку.

58.  Иногда я чувствую, что со мной поступают несправедливо.

59.  Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, а теперь я в это не верю.

60.  Я ругаюсь со злости.

61.  Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть.

62.  Если для защиты своих прав мне надо применить физическую силу, я применяю ее.

63.  Иногда я проявляю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу.

64.  Я бываю, грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся.

65.  У меня нет врагов, которые хотели бы мне навредить.

66.  Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает.

67.  Я часто думаю, что жил неправильно.

68.  Я знаю людей, которые способны довести меня до драки.

69.  Я не раздражаюсь из-за мелочей.

70.  Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня.

71.  Я часто просто угрожаю людям, хотя не собираюсь приводить в исполнение свои угрозы.

72.  В последнее время я стал занудой.

73.  В споре я часто повышаю голос.

74.  Обычно я стараюсь скрывать плохое отношение к людям.

75.  Я лучше соглашусь с кем - нибудь, чем буду спорить.

Обработка проводится при помощи индексов различных форм агрессивных и враждебных реакций, которые определяются суммированием полученных данных.

1.      Физическая агрессия:

Да - № 1,25,33,48,55,62,68

Нет - № 9,17,41

2.      Косвенная агрессия:

Да - № 2,18,34,42,56,63.

Нет - № 10,26,49.

3.      Раздражение:

Да - № 3,19,27,43,50,57,64,72.

Нет -№ 11,35,69.

4.      Негативизм:

Да - № 4,12,20,23,36.

5.      Обида:

Да- № 5,13,21,29,37,51,58.

Нет - № 44

6.      Подозрительность:

Да - № 6,14,22,30,38,45,52,59

Нет - № 65,70.

7.      Вербальная агрессия:

Да - № 7,15,23,31,46,53,60,71,73.

нет – 3 39,66,74,75.

8.      Угрызение совести:

Да  - № 8,16,24,32,40,47,54,61,67.

В соответствии с полученными результатами можно сделать выводы о склонности учащихся к проявлению определенных форм агрессии. [4]

4.       «Агрессивный и продуктивный контакт»

Участникам предлагается несколько конфликтных ситуаций, развитие которых они разыгрывают в парах. Еще несколько ситуаций можно взять из жизни участников. Получившиеся сценки  обсуждаются в кругу.

Примеры конфликтных ситуаций:

а) Ты договорился идти на дискотеку с друзьями по случаю дня рождения. А родители говорят: «Никуда ты не пойдешь на ночь, глядя, маленький еще».

б) Друг  взял у тебя диск и обещал вернуть его через неделю. С тех пор прошел месяц. А диска он так и не вернул. Вчера ты позвонил, напомнил про диск, он обещал принести. А сегодня опять забыл.

в) Ты узнал, что твой одноклассник не лестно о тебе отзывается. А при встречи ни как не проявляет своего отношения.

г) Ты купил в магазине колбасу, придя домой обнаружил, что товар испорчен. Ты вернулся в магазин с требованием вернуть деньги, но тебе отказали.

Участники разыгрывают ситуации, остальные ребята обсуждают правильности поведения в конфликте и определяет наиболее продуктивный способ выхода из ситуации. [2]

5.      Толкачи.

Участники разбиваются на пары и встают на расстоянии метра друг от друга. Каждый участник стоит на одной ноге. Упирается руками в напарника и пытается вывести его из равновесия: опустить ногу или сдвинуть с места. По команде все меняются местами, игра продолжается. [3]

6.      Слепец и поводырь.

Из группы выбирается пара участников, одному из которых завязывают  глаза. Участники группы создают полосу препятствий, по которой поводырь должен будет провести слепца при помощи команд, не используя прикосновения. [7]

7.      Рефлексия.  Лист - барометр настроения.

Ребята, заполните, пожалуйста, предложенные бланки, это позволит мне оценить успешность нашего тренинга. Оцените каждый этап нашего занятия по 5 бальной системе. [8]

приветствие

информация

тест

ситуации

толкачи

Слепец и поводырь