Как научить детей определять эмоции.  Сценарий детско-родительской игры

  • pdf
  • 09.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 5.pdf

Как научить детей определять эмоции. Сценарий детско-родительской игры

Чтобы дети меньше ссорились между собой и с родителями, научите их понимать эмоции людей и правильно выражать свои. Для этого проведите совместное детскородительское мероприятие. В статье – сценарий игры «Страна эмоций» 76.

Младшие школьники не понимают, какие чувства и эмоции переживает другой человек, поэтому часто ссорятся между собой и с родителями. Детско-родительская игра «Страна эмоций» научит их понимать эмоции людей и правильно выражать свои.

В первом классе ребенок осваивает новую социальную роль. Чтобы успешно ее освоить и адаптироваться к обучению в школе, он должен знать и понимать, какие эмоции помогают, а какие мешают.

Цель детско-родительской игры «Страна эмоций» – развить эмоциональную сферу учащихся 1-го класса. С помощью игры вы:

   познакомите детей с эмоциями и их проявлениями;

   научите первоклассников выражать свои эмоции и понимать эмоции других людей;

   дадите возможность детям увидеть, как другие воспринимают проявление ими эмоций, и понять, всегда ли они точно передают то, что хотят выразить;

   создадите условия для эмоционального взаимодействия в паре «родитель – ребенок».

В игровой форме вы сможете поговорить с детьми на серьезную тему. Причем играть они будут не с кем-то посторонним, а с ярко эмоционально окрашенной личностью – мамой (папой, бабушкой).

 

Для родителей игра «Страна эмоций» – возможность увидеть, с каким трудностями в общении сталкивается ребенок, помочь их преодолеть, оказать эмоциональную поддержку, да и просто побыть с ним.

Анна АДЛЕР, педагог-психолог  1-й квалификационной категории, арт-терапевт

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ профилактика школьной дезадаптации

Детско-родительская игра «Страна эмоций»

Материалы: комплект карточек  со словами «радость», «грусть», «злость», «удивление», «страх», «неуверенность», «удовольствие», «обида», «ярость», «тревога»; комплект карточек с лицами людей, которые выражают разные эмоции; карта путешествия на двустороннем скотче, разрезанная на части; ватман; листы с заданием к упражнению 5.

Продолжительность игры: 60 минут.

Количество детско-родительских пар: 10.

Место проведения: актовый зал или большой кабинет.

Ведущий: классный руководитель совместно с педагогом-психологом.

Ход игры

Разделите участников на две команды. Родитель и ребенок всегда в паре и не могут быть в разных командах.

1. Приветствие

Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня мы отправляемся с вами в необычное путешествие – в страну Эмоций. А вы знаете, где она находится? Нет?! Тогда как же мы туда попадем? Что нам необходимо, чтобы отправиться туда, не знаю куда? Правильно – конечно же, карта. Карта у меня была. Но я попала в жуткую грозу, карта порвалась, и ее унесло ветром. Теперь части карты где-то разбросаны. Помогите мне собрать карту.

2. Задание «Найти части карты»

Заранее разложите в помещении части карты на видные места, но так, чтобы они не бросались в глаза. На части закрепите метки двух цветов, чтобы каждая команда искала определенный цвет. Когда участники найдут все части, предложите им собрать карту, приклеив ее на ватман с помощью двустороннего скотча.

Ведущий: Ну что же, карта есть. Можем отправляться! Полный вперед! А что это у нас на пути?.. Водоворот эмоций! Просто так из него не выбраться. Вам необходимо распознать все эмоции, которые повстречаются вам на пути. Удачи!

3. Задание «Водоворот эмоций»

Раздайте командам карточки с названиями эмоций и лицами, которые их изображают. Задача участников – подобрать к каждому слову соответствующую картинку. Чтобы проверить, правильно ли команды выполнили задание, подготовьте презентацию. К сведению. Задание поможет детям развить умение идентифицировать эмоцию с ее визуальными проявлениями. Конечно, такие эмоции, как радость или злость, они определяют быстро. А вот неуверенность или тревога могут вызвать сомнения. В целом задание простое и необходимо для ориентира, какие эмоции будут далее использоваться в игре.

Ведущий: Вы отлично справились с заданием. Мы можем продолжить наше путешествие. Впереди нас ждут Зеркальные Рифы.

4. Задание «Зеркальные Рифы»

Участники выполняют задание в парах «родитель – ребенок». Ребенок изображает эмоцию, родитель ее «отзеркаливает», точь-в-точь как настоящее зеркало. Затем они меняются ролями.

К сведению. Задание дает возможность ребенку увидеть, как другие воспринимают проявление им эмоций, и понять, всегда ли он точно передает то, что хочет выразить.

5. Задание «Перепутанные берега»

Ведущий: Так держать! Мы уже добрались до Перепутанных берегов! Ох, на Перепутанных берегах всё верх дном. Вот послушайте историю, которая произошла с одним мальчиком.

История про Мишу

Жил-был мальчик Миша. Он очень любил узнавать много нового и интересного. Рядом с его домом была библиотека, куда он часто ходил. Библиотекарь Елена Вячеславовна всегда советовала ему интересные книги, которые Мише нравилось читать. И вот однажды, когда Миша пришел в библиотеку, Елена Вячеславовна дала ему книгу «Страна эмоций» и спросила:

       Миша, ты знаешь, что такое эмоции и какие они бывают?

       Хм… Эмоции?! Ну да, знаю, радость там, например, или грусть.

       А когда и почему мы испытываем эти эмоции?

       Так это проще простого! Радуемся – когда радостно, грустим – когда грустно. Не надо мне эту книгу. Что нового я могу узнать из нее? Да и вообще, большое ли это дело – эмоции испытывать? Чего тут понимать-то? Эмоции – это так, пустяки.

       Пустяки, говоришь? А если эмоции на такие слова обидятся и пере-станут тебя слушаться?

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ профилактика школьной дезадаптации

    И пусть. Я вот лучше книгу про машины возьму. Они, кстати, вообще эмоции не испытывают. Ладно, я побежал. Спасибо и до свидания.

    До свидания, Миша.

И не знал Миша, какие приключения его ждали в этот день.

После обеда он встретился с друзьями. Погода была отличная, светило солнышко, и ребята собирались играть в прятки, в догонялки и другие веселые игры. Но что-то не так с Мишей. Смотрит он, какая погода чудесная, а ему грустно, и даже играть не хочется.

Решил Миша пойти на выставку экзотических бабочек. Пришел, увидел большую, очень красивую бабочку. Он таких бабочек никогда не видел и так испугался при виде ее, что убежал с выставки.

Бредет Миша домой и видит друга своего Ваську, который на роликах учится кататься. Не получается еще у Васьки, не умеет он тормозить и со всего размаху летит в кусты. Миша, конечно, очень порадовался за друга. Подбежал и радости своей скрыть не может. Обиделся на него Васька.

А Миша вприпрыжку пошел дальше. Тут налетели тучи, подул ветер, солнышко спряталось. Удивился Миша – ведь он хотел с друзьями поиграть, на солнышке погреться. А теперь что?! Понял, наконец, Миша, что эмоции его не слушаются. Может, Елена Вячеславовна права была?! Но кто же теперь поможет Мише разобраться с эмоциями?! Побежал он в библиотеку и взял книгу о стране Эмоций.

Задание. Раздайте командам листы с описанием ситуаций и названиями эмоций. Задача участников – соединить линиями ситуации и соответствующую ей эмоцию.

Чудесная погода

Грусть

Большая красивая бабочка

Испуг

Васька упал на роликах

Радость

Налетели тучи

Удивление

Вопросы для обсуждения:

   Сложно ли было распределить эмоции?

   Что помогало найти правильный ответ?

   Возникали ли у вас в каких-либо ситуациях сомнения относительно того, какую эмоцию выбрать? Почему?

Примечание. На этом этапе игры дети учатся понимать, что испытывает другой человек в той или иной ситуации.

6. Задание «Пролив Мимики»

Ведущий: Сейчас мы с вами входим в пролив Мимики. Чтобы пройти его, нам необходимо сохранить свои эмоции и не перепутать их. А это не так-то просто!

Задание. Покажите карточку с какой-либо эмоцией одному из участников. Его задача – передать изображение при помощи мимики и жестов второму участнику, тот передает третьему и так далее по цепочке. Последний участник озвучивает, какая эмоция дошла до него. Проведите игру 2–3 раза.

Вопросы для обсуждения:

   Сложно было выполнять упражнение?

   Почему не получалось передать эмоцию точно? (Если не получалось.)

   Как вы думаете, почему так сложно передать эмоцию, используя только мимику?

   Что делать, чтобы ваши эмоции понимали правильно?

Вывод ведущего: Эмоции не так просто правильно передать. В жизни мы часто сталкиваемся с тем, что другие люди наши эмоции могут трактовать иначе, нежели есть на самом деле. Поэтому важно объяснять, что ты чувствуешь и почему.

7. Задание «Интонационный ветер»

Ведущий: Мы уже почти у цели! Нам необходимо преодолеть лишь Интонационный ветер.

Задание. Дайте одному из участников команды карточку с названием эмоции. Его задача – передать эту эмоцию интонацией, произнеся простую фразу «Меня зовут…». Остальные участники угадывают.

К сведению. При передаче эмоций мы чаще всего используем одновременно мимику, жесты и интонацию. В данной игре способы передачи раздроблены для того, чтобы учащиеся смогли увидеть их проявление приближенно.

8. Задание «Остров радости»

Ведущий: Мы преодолели все препятствия и наконец добрались до острова. Это не просто остров, а остров Радости! Вас, наверное, интересует, почему он такой неприметный, ничем не примечательный, да еще и знак вопроса на карте над ним. Всё очень просто. У каждого своя радость, поэтому и остров Радости у каждого свой. А как выглядит ваш остров Радости? Предлагаю вам его нарисовать.

Примечание. Участники выполняют в паре «родитель – ребенок». Создание общего рисунка завершает игровое эмоциональное взаимодействие родителя и ребенка. Совместное творчество позволит родителям увидеть трудности во взаимоотноше-

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

профилактика школьной дезадаптации

ниях и выработать (или закрепить) навыки конструктивного взаимодействия, что ценно для ребенка. В процессе рисования участники могут показывать друг другу свои острова. Если времени достаточно, то по окончании предложите каждой паре презентовать свой остров.

9. Рефлексия

Ведущий: Наше путешествие подошло к концу. На пути у нас возникало множество преград и испытаний, но мы все их смело преодолели и, я думаю, узнали много нового и интересного.

Примечание. На этом этапе предложите участникам поделиться своими впечатлениями и ответить на вопросы:

   Что вы чувствовали во время игры? – Что вам понравилось больше всего? – Что было неожиданным?

   Какие открытия для себя сделали?

   Какое испытание преодолеть было сложнее всего? – Что дала вам эта игра?

10. Совместное чаепитие

Чаепитие можно совместить с рефлексией и презентацией рисунков.