Как научить младшего школьника писать изложения
Оценка 4.8

Как научить младшего школьника писать изложения

Оценка 4.8
Работа с родителями +1
doc
русский язык
2 кл
05.02.2020
Как научить младшего школьника писать изложения
Изложение играет важную роль в обучении, воспитании, интеллектуальном и речевом развитии учащихся. Изложение (пересказ) с теми или иными целями используется на всех уроках в начальной школе. Главная цель изложения и сочинения на уроках русского языка - обучение речи.
Как научить ребенка писать изложение.doc

« Как научить ребенка писать изложение»

 

 

Изложение – традиционный, широко использующийся в практике обучения вид работы по развитию связной речи. Это письменный пересказ текста, который позволяет развивать коммуникативно-речевые навыки школьников, активизировать пассивный словарь, усваивать новую для учащегося лексику, использовать разнообразные по структуре и стилистике грамматические конструкции, а самое главное – находить главную мысль текста, воспроизводить текст логично и последовательно, создавать на основе исходного текста новый. Именно поэтому для того, чтобы научиться писать изложение, нужно умело пользоваться приемами пересказа текста. Как прочитанного, так и услышанного.

Наряду с коммуникативно- речевыми умениями, в работе над изложением развиваются общеучебные умения: умение анализировать текст, выделять в нем главное и второстепенное, делить текст на части, устанавливать между частями логические связи, находить выводы, составлять план.

Приступая к работе над изложением, мы должны учитывать, насколько хорошо ребенок усвоил следующие понятия: текст, монологическая и диалогическая речь, тема и идея текста, типы текста (описание, повествование, рассуждение), стили речи (художественный, научный, публицистический), логика и последовательность, связность. Для лучшего усвоения этих понятий надо постоянно давать задания, помогающие их уяснить и запомнить.

Хотелось бы остановиться на обучающих изложениях. Для проведения таковых требуется предварительная подготовка, которая зависит от вида обучающего изложения: сжатого или подробного (если исходить из объема), полного или выборочного.

Работу над изложением можно построить следующим образом.

1)     Подумайте о чем текст?

2)     Подумайте, о чем основная мысль (идея) текста?

3)     На какие части можно разделить этот текст?

4)     Прочитайте медленно и с выражением первую часть текста.

5)     Расскажите коротко, о чем говорится в данной части текста.

6)     Придумайте заголовок к этой части текста.

7)     Запишите его короткой фразой.

8)     Так же проработайте другие части текста.

9)     Когда закончите подбирать заголовки к частям, внимательно посмотрите на свой план и попытайтесь устно пересказать этот текст.

При устном пересказе текста, нужно обратить внимание ребенка на средства художественной изобразительности, образность текста, добиваясь понимания и использования в пересказе.

При подготовке к изложению, можно использовать прием перестановки частей текста.

Занятия по пересказу занимают знаменательное место в системе работы по формированию связной речи. Когда ребёнок не только слушает рассказы, сказки, но и сам воспроизводит их в собственной речи, воздействие художественных произведений на его личность, на его речевые развития усиливаются.

Прежде всего, необходимо выразительно прочитать рассказ, который ребенку предстоит пересказать. После чтения проводиться беседа, основное значение которой – выяснить, правильно ли ребенок понял содержание и смысл произведения. Беседа должна проходить живо, с широким привлечением образной художественной речи, чтобы не ослабить эмоционального впечатления от прослушанной сказки или рассказа. Главным методическим признаком в беседе выступают вопросы взрослого.

Наиболее важное умение, которым должен обладать ребенок, чтобы успешно учиться, это умение пересказывать и рассказывать «своими словами». Родителям можно начать с выполнения домашних заданий совместно с детьми. На уровне более легком, можно ограничиться просто контролем. А вот более сложные упражнения лучше разобрать совместно, пытаясь объяснить ребенку то, что он не понимает даже в самом задании.

 

Как научиться пересказывать?

Пересказы текстов формируют и тренируют память, развивают логическое мышление, способствуют расширению вербальной гибкости (то есть способности излагать свои мысли наиболее подходящими для данного контекста терминами).

Вообще ругательное и страшное слово «пересказ» исключите из своего словаря, замените следующим образом: что я узнал из этого текста или что я помню (у многих школьный рефлекс срабатывает — при одном слове «пересказ» бледнеют).

Не начинайте пересказывать только тогда, когда текст уже занимает целую страницу. Начните там, где это еще 4—5 предложений — легко, доступно, просто. Потом по мере увеличения объема читаемых текстов будете учиться пересказывать больше, но постепенно.

При чтении отметьте маркером (любимого цвета) опорные слова, тогда легче будет запомнить содержание. Можно выделить новые слова, которые хочется обязательно научиться использовать в речи. Боитесь, некому проверить, запишите себя на кассету. Потом откройте учебник и проверьте.

Вашему ребенку должно быть интересно то, что он читает. Заинтересуйте его текстами. Пусть это будут анекдоты. Или рассказы об интересных странах. Или биографии знаменитых людей.

Пересказ бывает краткий (выделение главного, здесь можно говорить своими словами и он очень подходит тем, у кого большой словарь, а навык говорения значительно слабее) и подробный (его цель, как правило, — запомнить новую лексику). Пересказывайте обязательно вслух — подключаете слуховой анализатор.

Не заботьтесь о скорости: никуда вы не денетесь от беглой речи в свое время. Все придет. Но пересказывать надо тщательно, несколько раз, пока не будет состояния комфорта и ощущения, что вы это делаете хорошо.

Еще хотелось бы отметить, что дети зачастую скрывают то, что не понимают смысл некоторых фраз в тексте. Порой в тексте встречаются устаревшие или диалектные слова и фразы, непонятные учащимся. Здесь очень важно объяснить и разъяснить ребенку смысл фразы или слова, хотя бы потому, что порой от одной фразы зависит весь смысл текста. Можно включить ребенка и в самостоятельный поиск толкования непонятной фразы.

 

Итак, хотелось бы отметить, что как только ребенок научиться пересказывать прочитанные тексты, то можно приступать к пересказу услышанных текстов. Принцип работы с текстом похож на вышеописанный.

Работа над любым незнакомым учащимся текстом начинается с выразительного чтения его учителем. Затем производиться разбор непонятных слов и выражений на доске. Далее текст читается более медленно, чтобы учащиеся могли разделить текст на несколько крупных частей, причем каждая часть должна содержать не более трех главных мыслей. Далее формулируются и записываются пункты плана. Нужно это для того, чтобы дети запоминали не сам текст, а его структуру, последовательность взаимосвязанных мыслей.

Когда план готов, от учащегося требуется устно пересказать текст. Но не сразу весь и целиком, а разделяя его на крупные части по значимым событиям и только потом полностью. Основное внимание обращается не на дословное воспроизведение текста, а на логичность последовательных событий и сохранность основной мысли текста.

Последним пунктом плана работы с текстом для изложения, является определение стиля и типа текста, повествование в лицах, приближение к лексике автора. Только после такой предварительной работы учащиеся приступают к написанию изложения.

В завершении всего хотелось бы обратить внимание родителей на то, какой преобладающий тип памяти характерен ребенку. То есть, как лучше ребенок запоминает полученную информацию – зрительно или на слух, или может быть при чтении у него формируются какие-то образы. И именно этот тип восприятия информации нужно использовать для запоминания.

 

 

 

 

 


Как научить ребенка писать изложение»

Как научить ребенка писать изложение»

Нужно это для того, чтобы дети запоминали не сам текст, а его структуру, последовательность взаимосвязанных мыслей

Нужно это для того, чтобы дети запоминали не сам текст, а его структуру, последовательность взаимосвязанных мыслей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.02.2020