Как научить ребенка

  • pdf
  • 14.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Kak_nauchit_rebenka_pereskazyvat.pdf

по методике

ЖМАДУЛЛИНА

пкНАУЧИТЬ РЕБЕНКА ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ

пошаговая система 0Бучения

-30 8 занятий:

ШАМИЛЬ АХМАДУЛЛИН

Как научить ребенка пересказывать

БИЛИНГВА

Москва • 2017

удк 373.4 (078) ББК 74.92

А95

Ахмадуллин Ш. Т.

А95 Как научить ребенка пересказывать Методическое пособие / Шамиль Ахмадуллин. м. • БИЛИНГВА, 2017. — 40 с. : ил.

ISBN 978-5-906730-86-2 (отд. изд.)

ISBN 978-5-906730-67-1

удк 373.4(078) ББК 74.92

           ISBN 978-5-906730-86-2 (отд. изд.)      Ахмадуллин Ш. Т., 2017

         ISBN 9786-906730-67-1                       000 БИЛИНГВА, 2017

СОДЕРЖА Н И Е

Введение .... ..... .......

Как пользоваться этой системой. ........... . ........ . . . Пошаговый тренинг . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . .

Разбор параграфов . . . .. . . . . . . 8 История (5 класс). Установление империи... ... . . . . .

Биология (5 класс). Водоросли................. .......... . . . 13

Литература (5 класс). И.А. Бунин. «Косцы».

Происхождение моих рассказов.

Из заметок И.А. Бунина . . . . . . . . . . . . . . . . . .. 15

География (5 класс). Науки о природе........ ......... . .. 19 Биология (6 класс). Устройство увеличительных приборов .. 20 История (6 класс). Культура русских земель

XIII-XIV. 23 Литература (6 класс). Обрядовый фольклор.

Календарно-обрядовые песни . . . . . . . . . . . . .. 26

География (6 класс). Составление простейших планов местности. ............. ................. 28

. 31

з


ВВЕДЕНИЕ

Умение пересказывать, наверное, один из самых необходимых навыков для любого школьника, начиная с 4—5-го класса.

Подумайте сами, не считая, пожалуй, русского языка и математики, 80 0/0 остальных предметов так или иначе сводятся к пересказу. Пересказу устному, стоя перед учителем, либо письменному — в виде контрольной. В любом случае ребенку необходимо максимально подробно и качественно воспроизвести новую информацию.

Но до того как я расскажу и покажу вам эффективную методику пересказа, позвольте мне представиться. Меня зовуг Шамиль Ахмадуллин, я занимаюсь разработкой эффективных методик обучения детей. Я автор книг-бестселлеров «Скорочтение для детей» и «Развитие логики у детей» и еще 14 пособий по эффективному обучению детей. Также я основатель и руководитель сети Центров скорочтения и развития интеллекта и памяти у детей, работающих по моим методикам, которая насчитывает более 20 центров в России, Казахстане и на Украине.

К сожалению, в школе никого НЕ учат пересказывать, по крайней мере, никто из нескольких тысяч опрошенных мною учеников наших школ не рассказал мне, что его или ее этому учили. В лучшем случае учили подчеркивать карандашом важные моменты в тексте и пересказывать, найдя в тексте эти моменты.

Давайте разберемся, что же такое пересказ?

Фактически это новый информационный продукт, полученный в результате умственной работы ребенка.

На первом этапе ребенок получает новую информацию.

На втором соотносит ее с уже имеющейся в голове информацией: переосмысливает или не переосмысливает какие-то факты и строит в голове свое целостное представление о данной теме или параграфе.

На третьем этапе выдает готовую информацию.

Соответственно, есть методики, которые позволяют научить ребенка пересказывать значительно быстрее. При этом, как только он овладеет этим навыком, сможет это делать значительно быстрее и эффективнее своих одноклассников. Я предлагаю обучить ребенка этому навыку за 8 дней — именно столько понадобится, что ребенок научился пересказывать.

ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ЭТОЙ СИСТЕМОЙ

Комплект включает в себя:

1)     методическое пособие (вы держите его в руках);

2)     «Сборник параграфов» — в нем находятся тексты параграфов для подготовки пересказов во время тренинга;

З) схемы «рыб» — примеры составления «рыб» по разобранным параграфам;

4)     рабочую тетрадь, где ребенок разбирает параграфы согласно моему алгоритму;

5)     пустые схемы «рыб» для заполнения ребенком 22 штуки.

Данное методическое пособие предназначено преимущественно для родителей. В нем разобраны параграфы по нашему алгоритму. Параграфы взяты из 4 предметов (история, биология, литература, география), по 2 параграфа: один за 5-й, другой за 6-й класс. Больших различий между уровнем подготовки 5- и б-классника нет, поэтому независимо от возраста ребенка он разбирает параграфы и за 5-й, и за 6-й класс, начиная с более простых.

Сначала вы сами изучаете параграф по истории (5 класс) «Установление империи» (приведен в «Сборнике параграфов») и его подробный разбор (находится в этом методическом пособии). Далее этот же параграф разбираете с ребенком, внося индивидуальные коррективы. Например, словарный запас вашего ребенка богаче, и в словарь терминов (о нем позже) нет необходимости добавлять столько слов. Он выполняет все шаги алгоритма, а также составляет схему «рыбы».

Если «рыба», получившаяся у вашего ребенка, отличается от нашей (о схеме «рыбы» вы узнаете позже), ничего страшного. Цель тренинга — научить ребенка структурно мыслить, учить раскладывать все по полочкам сначала на бумаге, а потом и в голове. При этом мыслить самостоятельно, а не шаблонами.

Далее ребенок пересказывает параграф, недоумевая, почему пересказывать получается так хорошо.

ПОШАГОВЫЙ ТРЕНИНГ

8 параграфов, взятых из двух учебников ребенка, достаточно, чтобы ребенок понял методику, отработал ее до автоматизма и начал применять на практике.

Вот пошаговый план тренинга.

День 1. Необходимо разобрать со школьником первый параграф «Установление империи», второй параграф «Водоросли» ребенок разбирает сам.

Дни 2—4. В течение следующих З дней школьник разбирает самостоятельно данные мной параграфы (согласно алгоритму разбора) и пересказывает параграфы вам, а вы сравниваете их с оригиналами и оцениваете качество пересказа.

Дни 5—8. Ребенок самостоятельно разбирает по одному параграфу в день из своих домашних заданий в школе.

Разбор параграфов ребенок проводит в рабочей тетради, а схемы рыб составляет в специальных шаблонах. Кстати, вы можете сделать копии пустых схем рыб и постоянно пользоваться ими.

Этих 8 дней достаточно для того, чтобы подросток овладел системой и применял ее в дальнейшем.

УДачного тренинга!

РАЗБОР ПАРАГРАФОВ

Разберем параграф по истории за 5 класс. Параграф в оригинале взят с сайта: http://interneturok.ru/istoriya/5-klass/ drevniy-rim/ustanovlenie-imperii 7351 &book id=100.

Кстати, данный параграф не отличается лаконичностью изложения и явно не служит примером хорошо написанного и структурированного учебного текста. Поэтому мы специально решили подготовить этот текст, чтобы показать, что даже на нем можно разложить все красиво и структурно.

История (5 класс)

Установление империи

Шаг 1. В конце любого параграфа есть вопросы к нему. Поэтому на начальном этапе подросток должен прочитать эти воросы, причем ДО прочтения параграфа. Выпишем эти вопросы. Вопросы:

1.     Почему сторонники республики были вынуждены бежать из Рима?

2.     Почему Октавиан отказался от титула диктатора?

З. Какое государство стало римской провинцией во второй половине в. до н. э.?

Шаг 2. Ребенок сам ищет ответы на вопросы из своего текущего опыта, НЕ читая параграф. К слову, новая информация всегда усваивается очень тяжело. Поэтому мозг всегда пытается уложить новую информацию, опираясь на старый опыт. Приведу простой пример: во времена моего детства был очень популярен сериал про Геракла и Зену королеву воинов, поэтому к моменту изучения греческих богов у меня и большинства моих одноклассников уже сложились образы и представления о них, естественно; из сериала. Для меня первичной и основной была именно эта информация, и при любых противоречиях учебника с сериалом я попросту не обращал внимание на информацию из учебника.

Поэтому очень важно, чтобы ребенок расписал свои мысли или информацию, которой он уже владеет. Так как если он ее уже осознает, то поменять точку зрения значительно легче. Попробуем ответить на вопросы с точки зрения школьника. Допустим, наш школьник ответил так (пример ответов реального 4-классника):

1.     Поссорились с императором.

2.     Не знаю.

З. Израиль.

Шаг З. Теперь ребенок, осознавая те ответы, которые у него крутятся в голове, ищет ответы на эти вопросы в тексте. Именно ищет ответы, а не читает. Почему нельзя просто прочитать? Потому что, зная вопросы, мозг настроен именно на поиск ответов. И записывает ответ на каждый вопрос.

Ответы:

1.     Убийцы Цезаря не получили поддержки, более того, сенат принял решение похоронить Цезаря с почетом и не отменять ни одного его решения. Боясь гнева народа, Брут и другие его сторонники бежали из Рима на Балканский полуостров.

2.     Октавиан предпочел носить почетное прозвище Август Священный. Будучи полководцем римской армии, он постоянно носил звание императора полководца, удостоившегося триумфа. Также он был пожизненным народным трибуном, неоднократно переизбирался на должность консула. В его руках находилось управление многими провинциями.

З. Египет стал римской провинцией.

Шаг 4. Составляется словарь терминов. Естественно, что после овладения методикой ребенку будет просто необходимо выяснять смысл неизвестных ему слов. Благо ввиду широкого распространения Интернета и таких ресурсов, как Википедия, это перестает быть проблемой. Это очень важный пункт. Согласно исследованиям (правда, американских ученых), причиной плохого понимания гуманитарных предметов в 80 % случаев является именно незнание определенных слов. Естественно, ни о каком понимании не может быть и речи.

Мы тестировали школьника 5-го класса, и вот какие слова и термины он не знал.

Словарь:

Сенат — государственный совет, высший орган управления. Консул высшее выборное звание в эпоху республики в Древнем Риме.

Триумвират — совместное управление государством тремя лицами, а также вообще политическое соглашение трех лиц для совместных действий.

Диктатор — правитель страны, пользующийся неограниченной властью.

Республика — такая форма государственного правления, при которой высшие органы государственной власти либо избираются народом (например, президент, парламент), либо избираются (например, президент) или формируются (например, правительство) выборными общенациональными представительными учреждениями (парламентами).

Империя — могущественная держава, объединяющая разные народы и территории в единое государство с единым политическим центром.

Шаг 5. Прочитать параграф и выписать основные тезисы, то есть ту информацию, которую ребенок сам считает важной (учитывая ответы на вопросы). Таким образом, тезисы — это более полная информация, чем ответы на вопросы.

Тезисы:

1.     Убийцы Цезаря не получили поддержки и бежали из Рима. Против республиканцев объединились и разгромили их: консул Марк Антоний (был другом Цезаря), Октавиан (наследник Цезаря, внук его сестры), Эмилий Лепид (полководец).

2.     Победители поделили между собой власть.

З. Марк Антоний женился на царице Египта Клеопатре, Октавиан считал это предательством.

4.     В Западной Греции состоялась битва флотов Октавиана и Марка Антония, Клеопатра дала приказ египетскому флоту выйти из боя. Флот Октавиана одержал победу.

5.     Египет стал римской провинцией.

6.     Октавиан отказался от титула диктатора, предпочтя почетное прозвище Август Священный.

7.     Начиная со времени Октавиана Августа, единоличных правителей Рима называют императорами, а Римское государство — империей.

Шаг 6. Необходимо прочитать один раз параграф и составить «РЫБУ». «Рыба» — специальная схема, которая помогает структурировать информацию. Важно правильно составлять «рыбу». Слева стоит голова «рыбы» (туда записывается название данного параграфа). Далее нужно как-то структурировать информацию (в этом достаточно плохо структурированном параграфе). Данный параграф об императорах, поэтому цель его (кроме того, почему республиканцы бежали после убийства Цезаря) — дать информацию о жизни первых римских императоров.

Разделить его можно на ПРАВИТЕЛЕЙ, БИТВЫ и ИТОГИ. Каждый из пунктов заполняется тезисами из нескольких фраз. У нас получается такая карта (см. стр. 12).

Что это дает? У ребенка перед глазами весь параграф на карте, по которой у него (нее) строится целостное представление о теме.

Шаг 7. Необходимо пересказать вслух, пользуясь схемой. В итоге в голове у ребенка — полное представление о теме и умение своими словами пересказать параграф.

Рассмотрим другой пример — более структурированный и понятный параграф.



Биология (5 класс) Водоросли

Параграф в оригинале взят с сайта: http://interneturok.ru/ biology/5-klass/tsarstvo-rasteniya/vodorosli. Шаг 1. Прочитать вопросы.

Вопросы:

1.     Какие формы водорослей вы знаете?

2.     Назовите основные виды водорослей.

З. Какова основная роль водорослей в природе?

Шаг 2. Поиск своих ответов на вопросы.

Шаг З. Поиск ответов на вопросы в параграфе.

Ответы:

1.     Точка — это одноклеточная водоросль (хламидомонада или хлорелла); отрезок или прямая — нитчатые водоросли; плоские водоросли и ветвящиеся водоросли; объемные формы — слоевищные водоросли, которые состоят из множества клеток, расположенных слоями.

2.     Подцарство водорослей делится на отделы: зеленые, бурые, красные, диатомовые.

З. Водоросли образуют кислород, в древности они совместно с цианобактериями изменили состав атмосферы Земли, весь кислород, которым мы дышим, производится зелеными растениями, в том числе и водорослями.

Шаг 4. Составление словаря. Словарь:

Слоевище — тело водорослей.

Кремнезем — материал, из которого состоит песок.

Диатомит — осадочная горная порода, состоящая преимущественно из останков диатомовых водорослей.

Шаг 5. Составление основных тезисов параграфа.

Тезисы:

1.     Водоросли появились примерно пятьсот семьдесят миллионов лет назад. Водоросли относятся к подцарству низших растений; делятся на отделы: зеленые, бурые, красные, диатомовые.

2.     Тело — слоевище. Имеют примитивное строение: отсутствуют корни, стебли, листья; бывают различных форм.

З. Зеленые водоросли обитают в самых верхних слоях воды, они первыми освоили сушу, их можно встретить в виде зеленоватого налета на камнях или коре деревьев. Формы зеленых водорослей разнообразны: от одноклеточных до сложных слоевищных.

4.     Бурые водоросли так названы за бурый цвет их тел, в большей части слоевищные водоросли, они очень сложно устроены, растут и на больших глубинах, и довольно близко к поверхности.

5.     Красные водоросли, или багрянки, могут расти на глубинах до двухсот семидесяти метров, но встречаются и ближе к поверхности. По форме устроены так же сложно, как и бурые, встречаются нитчатые и слоевищные формы.

6.     Диатомовые водоросли это всегда одноклеточные организмы. Они обитают в морях и пресных водоемах, увидеть их возможно только с помощью микроскопа.

7.     Водоросли образуют кислород; используются в косметологии, медицине, в качестве добавок в корм скоту; панцири древнейших диатомовых водорослей используют в строительстве для получения очень легкого кирпича, для изготовления стекла, фильтров, полирующих материалов.

Шаг 6. Прочитать параграф и составить рыбу.

Шаг 7. Пересказ по рыбе.

Литература (5 класс)

ИА. Бунин. «Косцы».

Происхождение моих рассказов.

Из заметок ИА. Бунина

Текст параграфа взят из учебника В.Я. Коровиной, ВЛ. Журавлева, В.И. Коровина «Литература. 5 класс. Часть 2».

Шаг 1. Прочитать вопросы.

Вопросы:

1.     Что лежало в основе домашнего образования Бунина? Какие черты характера писателя проявились в детстве?

2.     В чем была «дивная прелесть» и «очарование» песен косцов?

З. Впоследствии жена Бунина Вера Николаевна неоднократно рассказывала, что она многое почерпнула для себя из разговоров с писателем о деревне и ее проблемах. Что вспоминает Бунин о деревне в рассказе «Косцы»?

4. Каким общим настроением окрашено все произведение Ивана Алексеевича Бунина?

Шаг 2. Поиск своих ответов на вопросы.

Шаг З. Поиск ответов на вопросы в параграфе.

Ответы:

1.     В основе домашнего образования лежало страстное чтение. Уже в детстве проявилась необычайная впечатлительность и восприимчивость Бунина, качества, которые легли в основу его художественной личности.

2.     Прелесть песни была в откликах, в звучности березового леса, в том, что она никак не была сама по себе: она была связана со всем, что видели, чувствовали рязанские косцы. Прелесть была в том неосознаваемом, но кровном родстве героев, рязанских косцов, и хлебородного поля, что их окружало, полевом воздухе, предвечернем времени, облаках на розовеющем западе, свежем, молодом лесе, полном медвяных трав по пояс, диких несметных цветах и ягодах, которые они поминутно срывали и ели, прелесть в большой дороге, ее просторе и заповедной дали. Прелесть была в том, что все мы были дети своей родины и были все вместе, всем нам было хорошо, спокойно и любовно без ясного понимания своих чувств, ибо их и не надо, не должно понимать, когда они есть. И еще в том была (уже совсем не сознаваемая нами тогда) прелесть, что эта родина, этот наш общий дом была Россия и что только ее душа могла петь так, как пели косцы в этом откликающемся на каждый их вздох березовом лесу.

Прелесть была в том, что это было как будто и не пение, а именно только вздохи, подъемы молодой, здоровой, певучей груди. Пела одна грудь, как когда-то пелись песни только в России, и с той непосредственностью, с той несравненной легкостью, естественностью, которая была свойственна в песне только русскому. Чувствовалось, что человек так свеж, крепок, так наивен в неведении своих сил и талантов и так полон песнью, что ему нужно только легонько вздыхать, чтобы отзывался весь лес на ту добрую и ласковую, а порой дерзкую и мощную звучность, которой наполняли его эти вздохи. Они подвигались, без малейшего усилия бросая вокруг себя косы, широкими полукругами обнажая перед собою поляны, окашивая, подбивая округ пней и кустов и без малейшего напряжения вздыхая, каждый по-своему, но в общем выражая одно, делая по наитию нечто единое, совершенно цельное, необыкновенно прекрасное. И прекрасны совершенно особой, чисто русской красотой были те чувства, что рассказывали они своими вздохами и полусловами вместе с откликающейся далью, глубиной леса.

Очарование песни было в том, что человек все-таки не верил, да и не мог верить, по своей силе и непочатости, в эту безнадежность. «Ах, да все пути мне, молодцу, заказаны!» — говорил он, сладко оплакивая себя. Но не плачут сладко и не поют своих скорбей те, которым и впрямь нет нигде ни пути, ни дороги. «Ты прости-прощай, родимая сторонушка!» — говорил человек и знал, что все-таки нет ему подлинной разлуки с нею, с родиной, что, куда бы ни забросила его доля, все будет над ним родное небо, а вокруг — беспредельная родная Русь, гибельная для него, балованного, разве только своей свободой, простором и сказочным богатством.

З. В рассказе «Косцы» И.А. Бунин вспоминает, как он когда-то видел косцов, косивших в березовом лесу и певших песню. И эти воспоминания постоянно прерываются размышлениями: то о косцах, то о песне.

4. Настроение рассказа окрашено нотами ностальгии о России. В рассказе «Косцы» возникает идеализированный образ страны, которая была когда-то, но которой больше никогда не будет. Всю свою огромную любовь к родине отражает Бунин в этом произведении. В начале рассказа изображается удивительно поэтичная картина русской природы. И дальше идет описание косцов, поющих песню, в которой было «несознаваемое, но кровное родство» с родной землей. Красивые, сильные, здоровые, беззаботные крестьяне работают охотно и дружно, радуясь своей работе и песней выражая эту радость. Песня вызывает восхищение у тех, кто ее слушает. Эта прекрасная лирическая зарисовка могла бы вызвать только самые прекрасные чувства, если бы не фраза, предваряющая повествование: «Это было давно, это было бесконечно давно, потому что та жизнь, которой все мы жили в то время, не вернется уже вовеки» , которая добавляет и грустные оттенки в это произведение.

Шаг 4. Составление словаря.

Словарь:

Поприще — область деятельности.

Плеяды — рассеянное звездное скопление в созвездии Тельца; одно из ближайших к Земле и одно из наиболее заметных для невооруженного глаза звездных скоплений.

Мурава — сочная зеленая, густо растущая молодая трава.

Артель — объединение людей для ведения коллективного хозяйства.

Спорость — успешность, быстрота.

Ластовица — вставка подмышками мужской верхней рубахи, обычно отличного от самой рубахи цвета или другого материала.

Жбан — сосуд в виде кувшина с крышкой.

Батрак наемный сельскохозяйственный рабочий в хозяйстве.

Несметный — огромный по количеству; неисчислимый. Укоризна (укор) — упрек, порицание.

Шаг 5. Составление основных тезисов параграфа.

Тезисы:

1.     Бунин — первый лауреат Нобелевской премии по литературе из России (1933 год).

2.     Детство Бунин провел в небольшом фамильном поместье.

З. Четыре с половиной года проучился в Елецкой гимназии, был исключен (за неуплату денег за обучение) и вернулся в деревню.

4.     Бунин получил домашнее образование, в основе которого было чтение.

5.     В 1891 году вышла его первая книга стихов.

6.     Рассказ «Косцы»:

 герои рассказа слышат песню косцов;  описание рязанских богатырей, их внешнего вида;  в песне богатырей было выражение русской души, очарование песни было в ностальгии по безвозвратно ушедшему времени.


Шаг 6. Прочитать параграф и составить рыбу.

Шаг 7. Пересказ по рыбе.

География (5 класс) Науки о природе

Текст параграфа взят из учебника И. И. Бариновой, А.А. Плешакова, Н. И. Сонина «География. Начальный курс.

5 класс».

Шаг 1. Прочитать вопросы.

Вопросы:

1.     Какое общее название имеют науки о природе?

2.     Что такое тела, вещества и явления природы? Приведите примеры тел и веществ, с которыми вы сталкиваетесь в повседневной жизни.

З. Перечислите известные вам науки о природе.

4. Что изучает каждая из наук о природе (астрономия, физика, химия, география, биология, экология)?

Шаг 2. Поиск своих ответов на вопросы.

Шаг З. Поиск ответов на вопросы в параграфе.

Ответы:

1.     Науки о природе называются естественными.

2.     Вещества — это то, из чего состоят тела. Явления — это любые изменения, происходящие в природе. Тело— это любой предмет, любое живое существо.

З. Астрономия, физика, химия, география, биология, экология.

4. Астрономия — наука о небесных телах: их происхождении, строении, составе, движении в космическом пространстве.

Физика — наука, изучающая разнообразные явления природы.

Химия — наука о веществах и их превращениях.

География — наука о Земле.

Биология — наука о живой природе.

Экология наука о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей их средой, о взаимодействии человека и природы.

Шаг 4. Составление словаря.

Словарь:

Тело — любой предмет, любое живое существо. Вещества — то, из чего состоят тела.

Шаг 5. Составление основных тезисов параграфа.

Тезисы:

1.    Науки о природе называются естественными. Они изучают разнообразные тела, вещества и явления природы.

2.    Астрономия — наука о небесных телах: их происхождении, строении, составе, движении в космическом пространстве.

З. Физика — наука, изучающая разнообразные явления природы.

4.     Химия — наука о веществах и их превращениях.

5.     География — наука о Земле.

6.     Биология — наука о живой природе.

7.     Экология наука о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей их средой, о взаимодействии человека и природы.

Шаг 6. Прочитать параграф и составить рыбу.

Шаг 7. Пересказ по рыбе.

Биология (6 класс)

Устройство увеличительных приборов

Текст параграфа взят с сайта: http://interneturok.ru/ biology/5-klass/kletochnoe-stroenie-organizmov/ustroystvouvelichitelnyh-priborov.

Шаг 1. Прочитать вопросы.

Вопросы:

1.     Какие оптические приборы вы знаете?

2.     Что представляет собой лупа? З. Как устроен микроскоп?

Шаг 2. Поиск своих ответов на вопросы.

Шаг З. Поиск ответов на вопросы в параграфе.

Ответы:

1.     Линза, лупа, микроскоп.

2.     Лупа — это простой оптический прибор, который состоит из линзы в оправе с ручкой. Увеличение лупы обычно небольшое.

З. Устройство микроскопа: окуляр на нем написано его увеличение; объектив; и в окуляре, и в объективе находится по две линзы, таким образом, увеличение в микроскопе создается четырьмя линзами. Окуляр и объектив вставлены в специальную трубку — тубус, которая поддерживает их на определенном расстоянии. Для удобства в работе тубус закреплен на штативе. Микроскоп необходимо настраивать на резкость, как и любой оптический прибор, для этого есть колесико настройки на резкость, по-научному кремальера. Их бывает несколько: для грубой и точной настройки. Предмет исследования кладут на предметный столик, на котором для удобства есть специальные зажимы. Зеркальце используется для настройки света, бывают микроскопы и с фонариком для подсветки вместо зеркальца.

Шаг 4. Составление словаря.

Словарь:

Линза — кусочек прозрачного материала, которому специальным образом придали выпуклость или вогнутость. Линза умеет определенным образом перекрещивать лучи, так что, выходя из нее, эти лучи расходятся и делают наблюдаемый объект несколько увеличенным.

Лупа — оптический прибор, состоящий из линзы или нескольких линз.

Микроскоп прибор, предназначенный для получения увеличенных изображений, а также измерения объектов или деталей структуры, не видимых или плохо видимых невооруженным глазом.

Окуляр — стекло, обращенное к глазу наблюдателя.

Объектив — оптическая система, являющаяся частью оптического прибора, обращенная к объекту наблюдения или съемки и формирующая его действительное или мнимое изображение.

Тубус — трубка в оптических приборах.

Кремальера система, колесико которой ты крутишь в микроскопе.

Штатив — подставка для приборов.

Шаг 5. Составление основных тезисов параграфа.

Тезисы:

1.     Во всех оптических приборах самым главным элементом является линза.

2.     Лупа — это простой оптический прибор, который состоит из линзы в оправе с ручкой. Увеличение лупы обычно небольшое.

З. Самый главный прибор для биологов — это микроскоп.

4.      Для работы с микроскопом нужно соблюдать инструкЦИЮ.

5.      В биологии также используют и электронные микроскопы.

Шаг 6. Прочитать параграф и составить рыбу.

Шаг 7. Пересказ по рыбе.

История (6 класс)

Культура русских земель веков

Текст параграфа взят с сайта: http://interneturok.ru/ istoriya-rossii/&klass/drevnerusskoe-gosudarstvo/kulturarusi-xiii-xiv-vv?seconds=O&chapter_id=2309.

Шаг 1. Прочитать вопросы.

Вопросы:

1.     Какие последствия монгольского нашествия пришлось преодолевать русскому народу?

2.     Как вы думаете, почему «Задонщина» начинается такими словами: «Пойдемте, братья и друзья, взойдем на горы киевские и величим землю Русскую» ?

З. Как вы думаете, почему специально для Успенского собора в Московском Кремле было сделано повторение Владимирской иконы Божьей Матери?

4. Расскажите о жизни и творчестве Феофана Грека.

Шаг 2. Поиск своих ответов на вопросы.

Шаг З. Поиск ответов на вопросы в параграфе. Ответы:

1.     В результате монгольского нашествия на Русь были утрачены замечательные памятники древнерусской культуры. В огне пожаров погибли произведения архитекторов и художников, летописцев и ремесленников. Многие талантливые мастера были угнаны в ордынский плен, в течение пятидесяти лет после монгольского нашествия на Руси не строили каменных зданий. Ушло в прошлое искусство белокаменной резьбы. Ювелиры навсегда утратили секрет перегородчатой эмали. Во Владимире, Киеве и других городах на время прекратилось летописание.

2.     Начало «Задонщине» положила песня, сочиненная рязанским боярином Софонием. Он был хорошо знаком

с древнерусской литературой, «Задонщина» перекликается со «Словом о полку Игореве». После Куликовской битвы тема героического подвига ее участников стала ведущей в русской литературе.

З. Зарождение каменного строительства в Москве относится ко времени правления Ивана Калиты. По его приказу в связи с переездом митрополита Петра построили первый (потом были и другие) Успенский собор. Князь хотел показать, что Москва стала духовным центром русских земель. Знаменитый Успенский собор во Владимире словно передал эстафету своему московскому собрату.

4. Византийский мастер Феофан сумел соединить в своем творчестве образцы византийского искусства и выработанные русскими мастерами приемы. В конце XIV века Феофан работал в Новгороде и Москве, изучал владимирскую иконопись. Кисти художника принадлежат иконы Донской Богоматери, Святых Петра и Павла, Успения Богоматери. Феофан расписывал также стены храмов. Особенно сильное впечатление производят его фрески в Новгородской церкви Спаса на Ильине улице. Созданные художником образы кажутся суровыми, даже грозными, при этом они наполнены одухотворенностью, словно светятся изнутри.

У Феофана Грека учились многие русские художники. Самым талантливым из них был Андрей Рублев. Феофан и его ученики преобразили убранство русской церкви. На перегородке, отделяющей главное место в церкви — алтарь — от остальной ее части, художники создали иконостас. На нем в несколько рядов были помещены иконы. Теперь они приобрели строгий порядок, образовали единую композицию.

Шаг 4. Составление словаря.

Словарь:

Зодчество — искусство строительства зданий, архитектура.

Летописный свод летописный свод событий мировой и особенно русской истории, создан в 60—70-х годах XVI века специально для царской библиотеки в единственном экземпляре.

Усыпальница — склеп для погребения членов одного рода, одной семьи или какого-либо выдающегося деятеля.

Фреска — картина, написанная водяными красками по свежей, сырой штукатурке.

Иконостас — украшенная иконами стена, отделяющая алтарь в православной церкви.

Шаг 5. Составление основных тезисов параграфа.

Тезисы:

1.     В результате монгольского нашествия на Русь были утрачены памятники древнерусской культуры.

2.     Постепенное возрождение культуры русских земель началось в конце XIII века.

З. Менялись правила письма и написание букв, появилась бумага, стало больше книг.

4.     Одним из самых крупных писателей Руси конца XIV начала XV века был монах Троице-Сергиева монастыря Епифаний Премудрый.

5.     После Куликовской битвы тема героического подвига ее участников стала ведущей в русской литературе («Задонщина»).

6.     Зарождение каменного строительства в Москве относится ко времени правления Ивана Калиты.

7.     Возрождение иконописи связано с именем приглашенного на Русь византийского мастера Феофана Грека.

Шаг 6. Прочитать параграф и составить рыбу.

Шаг 7. Пересказ по рыбе.

Литература (6 класс)

Обрядовый фольклор.

Календарно-обрядовые песни

Текст параграфа взят из учебника ВЛ. Коровиной, В.П. Журавлева, В. И. Коровина «Литература. 6 класс. Часть 1» .

Шаг 1. Прочитать вопросы.

Вопросы:

1.     Какой фольклор называется обрядовым? Какие вы знаете календарно-обрядовые песни? Почему они так называются?

2.     Что такое колядки? Когда и где они исполнялись? В чем отличие от других обрядовых песен?

З. Символом каких песен была береза? Когда они исполнялись?

4. Какие календарно-обрядовые песни можно назвать веселыми? Почему?

Шаг 2. Поиск своих ответов на вопросы.

Шаг З. Поиск ответов на вопросы в параграфе. Ответы:

1.     Обрядовый фольклор — это произведения устного народного творчества, которые являлись частью традиционных обрядов. К календарно-обрядовым песням можно отнести: колядки, масленичные песни, весенние песни, летние песни, осенние песни. Календарно-обрядовые песни получили свое название из-за связи с народным сельскохозяйственным календарем — распорядком работ по временам года.

2.     Колядки — это песни, в которых славились хозяева дома и содержались пожелания богатого урожая, изобилия и т. д. Исполнялись в рождественско-новогодние праздники, сопровождались колядованием.

З. Символом летних песен была береза, исполнялись они на летний праздник — Троицу.

4. Все календарно-обрядовые песни можно назвать веселыми, большинство из них исполнялись в праздники. Например, осенние песни связаны с окончанием сбора урожая и возможностью отдохнуть.

Шаг 4. Составление словаря.

Словарь:

Фольклор — народное творчество, чаще всего устное. Художественная, коллективная, творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы, принципы.

Сноп — связка сжатых стеблей с колосьями.

Страда — напряженная летняя работа в период косьбы, жатвы и уборки хлеба.

Постать — обработанное поле.

Жатва — уборка хлебных злаков путем срезывания их стеблей под корень.

Шаг 5. Составление основных тезисов параграфа.

Тезисы:

1.     Обрядовый фольклор — это произведения устного народного творчества, которые являются частью традиционных обрядов.

2.     Календарно-обрядовые песни получили свое название из-за связи с народным сельскохозяйственным календарем — распорядком работ по временам года.

З. Колядки исполнялись в рождественско-новогодние праздники, содержат пожелания богатого урожая и изобилия.

4.     Масленичные песни исполняли на масленицу — на последней неделе перед Великим постом.

5.     Весенние песни связаны со встречей весны и прощанием с зимой, просили хороший урожай.

6.     Летние песни исполняли на Троицу, символ этих песен — береза.

7.     Осенние песни исполняли тогда, когда заканчивали уборку хлеба и собирали урожай.

Шаг 6. Прочитать параграф и составить рыбу.

Шаг 7. Пересказ по рыбе.

География (6 класс)

Составление простейших планов местности

Текст параграфа взят из учебника Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой «География. Начальный курс. 6 класс».

Шаг 1. Прочитать вопросы.

Вопросы:

1.     Какое оборудование необходимо для глазомерной съем-

2.     Назовите этапы подготовки к глазомерной съемке. З. Как ориентировать планшет?

4. Назовите отличия полярной съемки местности от маршрутной.

Шаг 2. Поиск своих ответов на вопросы.

Шаг З. Поиск ответов на вопросы в параграфе. Ответы:

1. Глазомерную съемку можно провести с планшетом. Кроме планшета (лист фанеры или картона) и компаса, для такой съемки нужны визирная линейка, циркуль-измеритель и карандаш.

1 Вопросы взяты из: Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П. География. Начальный курс. 6 класс : Учебник для общеобразов. учреждений. 10-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2010. С. 23.

2. Перед началом съемки необходимо правильно выбрать масштаб. После выбора масштаба производится ориентирование планшета. После ориентирования планшета можно определять направления на окружающие объекты и расстояния до них.

З. Для ориентирования планшет нужно повернуть так, чтобы буква «С» (север) на шкале компаса совпала с северным (темным) концом его магнитной стрелки. При этом стрелка компаса должна быть параллельна краю планшета.

4. Когда съемка производится из одной точки — это полярная съемка, а когда съемку местности проводят при движении по какому-либо маршруту — это маршрутная съемка.

Шаг 4. Составление словаря.

Словарь:

Планшет — лист фанеры или картона, на котором удобно писать или рисовать, держа его в руке.

Масштаб — отношение размеров на чертеже, карте к действительным размерам на местности, предмете.

Компас — прибор, с помощью которого определяют стороны света (север, юг, запад, восток).

Топограф — специалист по топографии, топографической съемке, то есть человек, который из снимков местности составляет карты.

Шаг 5. Составление основных тезисов параграфа.

Тезисы:

1.     Составление планов и съемка местности проводятся топографами с использованием специальных инструментов.

2.     Для глазомерной съемки необходимы планшет, визирная линейка, циркуль-измеритель, компас и карандаш.

З. Перед началом съемки необходимо правильно выбрать масштаб.


4.     После выбора масштаба производится ориентирование планшета.

5.     Когда съемка производится из одной точки — это полярная съемка.

б. Когда съемку местности проводят при движении по какому-либо маршруту — это маршрутная съемка.

Шаг 6. Прочитать параграф и составить рыбу.

Шаг 7. Пересказ по рыбе.

зо

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Я уверен, что с помощью этого тренинга вы смогли обучить своего ребенка пересказу, этому поистине важному прикладному навыку. Но кроме умения пересказывать есть другие важные компетенции, овладение которыми необходимо ребенку для успешной жизни в современном обществе. Это и скорочтение, и умение быстро и качественно запоминать информацию, и умение логически мыслить. Если вам понравился данный тренинг и вас заинтересовали методики эффективного обучения, то другие наши продукты вы сможете приобрести в интернет-магазинах Labirint.ru или 0zon.ru, набрав в поиске «Шамиль Ахмадуллин».

Успехов!

С уважением

Шамиль Ахмадуллин

32

Интернет-магазин ()ZON .ru тел.: +7(495) 730-67-67 www.ozon хи

Книжный интернет-магазин «ЛАБИРИНТ» shop@labirint-shop.ru www.labirint.ru

000 Торговый дом «БИБЛИО-ГЛОБУС» Москва, ул. Мясницкая, д. 6/3, стр. 1

Тел.: +7(495) 781-19-00

Интернет-магазин: www.bgshop.ru

000 «дом книги «МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ» Москва, ул. Б. Полянка, д. 28, корп. 1 тел.: +7(499) 238-00-32 www.bookmg.ru

Сеть книжных магазинов тел.: +7(495) 733-91-68 www.chitai-gorod.ru

000 «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ДОМ КНИГИ»

Санкт-Петербург, Невский просп., д. 28, литера А тел.: +7(812) 448-23-55 www.spbdk.ru

Магазин «СВОЙ КНИЖНый»

г. Одинцово, Можайское ш., д. 58А тел. [факс: +7(495) 789-34-10 www.svbooks.ru

Учебно-методический центр «ЭДВИС»

г. Уфа, ул. 50 лет СССР, д. 12, тел.: +7(347) 282-52-01

г. Уфа, ул. Жукова, д. 8, тел.: +7(347) 241-07-70

Развивающий центр «ЮНЫЕ ТАЛАНТЫ БАШКОРТОСТАНА»

г. Уфа, просп. Октября, д. 55, тел.: +7(347) 241-47-47

г. Уфа, ул. Коммунистическая, д. 80, тел.: +7(347) 246-15-00

г. Уфа, ул. С. Перовской, д. 50, тел.: +7(347) 289-55-66

г. Уфа, ул. Жукова, д. 8, тел.: +7(347) 244-40-04

г. Уфа, ул. Кольцевая, д. 61, тел.: +7(347) 240-05-50


ЧТО ДЕЛАТЬ,

ЕСЛИ В ВАШЕМ ГОРОДЕ ЕЩЕ НЕТ НАШЕЙ ШКОЛЫ СКОРОЧТЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ?

В этом случае вы можете подать заявку на прохождение собеседования для открытия вами в своем городе школы скорочтения по нашей методике.

Узнать подробности и заполнить анкету для собеседования вы можете на сайте:

www.TurboRead.ru/franch

Учебно-метоДическое пособие

Ахмадуллин Шамиль Тагирович

Как научить ребенка пересказывать

Ответственный редактор Т.Е. Федосова

Художественный редактор Ю. Г. Нетишинская Макет, верстка Э. Ф. Гулямова

Подписано в печать 15.09.2016.

Формат 60х У сл. печ. л. 2,5. Гарнитура типа «SchoolBook». Бумага офсетная. Печать офсетная. Тираж 1500 экз.

БИЛИНГВА

115446, Москва, Каширское ш., 23, стр. 5 тел.:

E-mail: info@bilingva.ru www.bilingva.ru

Отпечатано в ООО «Типография Копиринг»

117105, Москва, ул. Нагатинская, д. За

Тел: +7 (495) 231-42-50 www.copiring.ru

E-mail: copyring@mail.ru

ISBN 978-5-9067 30-86-2

9 785906 730862 >