"Как объединить четыре системных подхода? И что такое системный оператор".
Оценка 5

"Как объединить четыре системных подхода? И что такое системный оператор".

Оценка 5
doc
05.04.2020
"Как объединить четыре системных подхода? И что такое системный оператор".
Как объединить четыре системных подхода ВЫСТУПЛЕНИЕ (2).doc

"Как объединить четыре системных подхода? И что такое системный оператор".

Цель: знакомство педагогов с теорией системного оператора, некоторыми методами и приёмами технологии.

Задачи

Для педагогов:

- познакомить педагогов с технологией ТРИЗ, методами и приёмами: системный оператор;

- показать, как можно применять приёмы и методы ТРИЗ в практической деятельности с детьми.

Для воспитанников:

- развивать ассоциативное мышление детей, эмпатию;

- закреплять умение системного анализа объекта;

- закреплять умение пользоваться моделью «девятиэкранка».

Ход мастер-класса:

- Все знают, что любая система (повторение определения со "сворачиванием" его в знак-символ на доске), являясь суммой взаимосвязных в определенном порядке подсистемных элементов, выполняющая положительную функцию, не сводящуюся к функциям отдельных элементов, изменяется во времени. Действительно ли это так? Приведите пример изменения системы во времени.
http://www.trizminsk.org/i/6/23203601.gif

-Ваш мел изменяется, уменьшаясь со временем.
- Любая живая система тоже изменяется во времени, вот сейчас желтые листья на деревьях, а зимой их вообще не станет…
- Искусственные системы, созданные человеком, также изменяются со временем, только это мало заметно - стоит парта и стоит…, но, в конце концов, она все-таки поломается, ведь ученики у нас не тихие.
- А неживая природа тоже изменяется, только мы этого почти не замечаем, потому что это происходит в течение долгого времени - 100, 1000 лет…

 

Мы также ЗНАЕМ, что любая система состоит из подсистемных элементов – частей.

- На биологии еще в 6 классе мы узнали, что даже любое семечко состоит из составляющих…
- Зоология это только подтвердила: у любого животного есть части тела: туловище, лапы, голова, хвост…

Временной (генетический) и структурный подходы.

- Третий системный подход называется - компонентным. У этого подхода есть лозунг: "Система состоит из частей, и сама является частью другой системы!" Может быть, вам этот лозунг напомнил известную всем игрушку?… Конечно, это матрешка. Так вот, при решении задач, в содержании которых есть скрытое или явное противоречие, этот подход так же необходимо учитывать.

Добавим в нашу копилку последний подход - функциональный. Ведь мы в начале нашей беседы выяснили, что любая система создается человеком (или природой) для выполнения положительной функции.

- Давайте вместе посмотрим на шариковую ручку, которой многие из вас пишут. Определите ее положительную функцию. Вам надо определить - для чего эту систему придумал и создал человек?

- Чтобы она писала.

- Ну да, она что волшебная? Если ручка умеет писать, положи ее на свою тетрадь и скажи ей: "Пиши!"
- Пишет человек, а ручка помогает человеку…
- А как она помогает? Без ручки мы действительно не сможем писать…
- Почему не сможем…. У меня стержень кончился, так я карандашом писал.

- Так что же эта система делает?

- Она делает то же самое, что и карандаш, мел, фломастер…
-Чертит, рисует…

- Все это делает человек, человек чертит, пишет, рисует, а что делает ручка?

- Что делает мел - следит на руках, на доске…
- Ручка тоже оставляет след!

- Вы совершенно правы, такой тренинг определения функции просто необходим. Но здесь я раскрою великую тайну. Нам в этом еще будет помогать компонентный подход. Ведь месторасположение системы тоже влияет на ее функциональные возможности. Что и докажет волшебное число 12.

Волшебное число 12

Какая функция у числа 12? Надо смотреть на надсистему. Частью чего является 12?

- 12 на майке хоккеиста! Это номер игрока команды!… 12 на доме - порядковый показатель дома на одной улице. …12 на часах - показатель участка времени (дня и ночи, минут). …12 градусов - это и температура и может быть по географии - показатель широты или долготы…

Итак, делаем шаг первый - определяем саму систему, которую хотим рассмотреть. Очень важный шаг.

Шаг второй - идем в надсистему, чтобы поинтересоваться, частью чего является сама система. И определяем функцию системы.

Шаг третий - в подсистему, определяем основную структуру системы.

http://www.trizminsk.org/i/6/23203607.gif

Добавляем время. Сначала пойдем в прошлое.

Шаг четвертый - система в прошлом.

Шаг пятый - надсистема тоже была в прошлом.

Шаг шестой - подсистема в прошлом.

Будущее время.

Шаг седьмой - система в будущем.

Шаг восьмой - надсистема в будущем.

Шаг девятый - подсистема в будущем.

- Где спрятаны все системные подходы?

- Временной подход виден в ячейках 4 -1 - 7 для системы …
- А в разделах 2 -5 - 8 движение надсистемы во времени…

- Давайте договоримся, что составные части этой модели будем называть "экранами", как в телевизоре, который одновременно может нам показать несколько картинок.

- Взаимосвязь 1 - 2 - 3 экранов дает нам компонентный подход…
- Соответственно 1 и 3 экраны - это структурный подход.
- В алгоритме, который мы записали, на втором шаге, помимо надсистемы, определяется еще и функция самой системы - функциональный подход.
Чтобы приобрести коллективный (общий) опыт заполнения системного оператора (СО), предлагаю в качестве системы взять уже упомянутое ранее дерево, например ель (ёлка)!

Выбрав систему мы сделали первый шаг заполнения СО:

- Какой шаг должен быть следующим? Определение надсистемы. Частью чего может быть ель? Часть хвойных деревьев по ближайшей своей классификации. Но ведь ель еще и по месту расположения может быть частью.

- Она может расти в лесу, парке, на нашей улице…

- Когда мы озвучиваем предполагаемое место нахождения системы, то мы сразу видим и ее подсистемные характеристики. Вот доказательство: ель в лесу - и мы видим традиционно зеленое дерево; а теперь давайте представим, что эта ель растет на территории химического комбината, и мы сразу увидели ее совершенно другой…

- Она с пожелтевшими иголками.
- Да их может вообще нет, осыпались от обилия химикатов…

- Получается так, что при построении СО надо обязательно заполнять двойную надсистему (схема 1).

В соответствии с этим заполним наш СО:

http://www.trizminsk.org/i/6/23203608.gif

- Природа сама определила дереву его положительную функцию - помогать осуществлять круговорот кислорода в природе, поддержание экологического равновесия. Что же у нас в подсистеме (в соответствии с алгоритмом)? Перечислим некоторые подсистемные элементы ели: зеленая, высокая, имеет иголки, ствол, мохнатые лапы, корни, шишки…. Что-то кажется не так? Оказывается и подсистемный экран имеет свое деление на две части: количество и качество.

Количество - это определение основных частей системы, а качество - различные характеристики, как самой системы, так и ее подсистем.

Получается так, что мы должны вначале определить самые основные части ели. Это корневая система, ствол и крона дерева. Рассмотрев крону, можно постепенно заполнять и следующие структурные этажи системы: мохнатые лапы, ветки, сучья и иголки.

В соответствии с вышесказанным продолжим заполнять СО:

http://www.trizminsk.org/i/6/23203610.gif

- Итак, мы заполнили двойные экраны надсистемы и подсистемы в системном операторе. Теперь настало время раскрыть еще один секрет, который очень хитро был запрятан в системном операторе. Это "Ворота времени"! Как вы думаете, где они прячутся? Да, где-то там, когда мы условно переходим из настоящего в прошлое и из настоящего в будущее.

http://www.trizminsk.org/i/6/23203612.gif

- Чтобы осуществить такой мысленный шаг, нам надо ТОЧНО определить ВРЕМЕННОЙ ПЕРИОД, чтобы не заплутать в потоках времени. Направляя ель в прошлое или в будущее, задайте точный временной период (день, неделя, месяц, год, десятилетие, век, тысячелетие и др.).

Получится следующая версия системного оператора:

http://www.trizminsk.org/i/6/23203613.gif

- Теперь, глядя на девять экранов заполненного системного оператора, попробуем сделать первый опыт по заполнению своего СО.


Скачано с www.znanio.ru

Как объединить четыре системных подхода?

Как объединить четыре системных подхода?

На биологии еще в 6 классе мы узнали, что даже любое семечко состоит из составляющих… -

На биологии еще в 6 классе мы узнали, что даже любое семечко состоит из составляющих… -

Какая функция у числа 12? Надо смотреть на надсистему

Какая функция у числа 12? Надо смотреть на надсистему

Временной подход виден в ячейках 4 -1 - 7 для системы … -

Временной подход виден в ячейках 4 -1 - 7 для системы … -

Природа сама определила дереву его положительную функцию - помогать осуществлять круговорот кислорода в природе, поддержание экологического равновесия

Природа сама определила дереву его положительную функцию - помогать осуществлять круговорот кислорода в природе, поддержание экологического равновесия

Чтобы осуществить такой мысленный шаг, нам надо

Чтобы осуществить такой мысленный шаг, нам надо
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.04.2020