"Как объединить четыре системных подхода? И что такое системный оператор".
Цель: знакомство педагогов с теорией системного оператора, некоторыми методами и приёмами технологии.
Задачи
Для педагогов:
- познакомить педагогов с технологией ТРИЗ, методами и приёмами: системный оператор;
- показать, как можно применять приёмы и методы ТРИЗ в практической деятельности с детьми.
Для воспитанников:
- развивать ассоциативное мышление детей, эмпатию;
- закреплять умение системного анализа объекта;
- закреплять умение пользоваться моделью «девятиэкранка».
Ход мастер-класса:
- Все
знают, что любая система (повторение определения со
"сворачиванием" его в знак-символ на доске), являясь суммой
взаимосвязных в определенном порядке подсистемных элементов, выполняющая
положительную функцию, не сводящуюся к функциям отдельных элементов, изменяется
во времени. Действительно ли это так? Приведите пример изменения системы во
времени.
-Ваш
мел изменяется, уменьшаясь со временем.
- Любая живая система тоже изменяется во времени, вот сейчас желтые листья на
деревьях, а зимой их вообще не станет…
- Искусственные системы, созданные человеком, также изменяются со временем,
только это мало заметно - стоит парта и стоит…, но, в конце концов, она
все-таки поломается, ведь ученики у нас не тихие.
- А неживая природа тоже изменяется, только мы этого почти не замечаем, потому
что это происходит в течение долгого времени - 100, 1000 лет…
Мы также ЗНАЕМ, что любая система состоит из подсистемных элементов – частей.
- На
биологии еще в 6 классе мы узнали, что даже любое семечко состоит из
составляющих…
- Зоология это только подтвердила: у любого животного есть части тела:
туловище, лапы, голова, хвост…
Временной (генетический) и структурный подходы.
- Третий системный подход называется - компонентным. У этого подхода есть лозунг: "Система состоит из частей, и сама является частью другой системы!" Может быть, вам этот лозунг напомнил известную всем игрушку?… Конечно, это матрешка. Так вот, при решении задач, в содержании которых есть скрытое или явное противоречие, этот подход так же необходимо учитывать.
Добавим в нашу копилку последний подход - функциональный. Ведь мы в начале нашей беседы выяснили, что любая система создается человеком (или природой) для выполнения положительной функции.
- Давайте вместе посмотрим на шариковую ручку, которой многие из вас пишут. Определите ее положительную функцию. Вам надо определить - для чего эту систему придумал и создал человек?
- Чтобы она писала.
- Ну
да, она что волшебная? Если ручка умеет писать, положи ее на свою тетрадь и
скажи ей: "Пиши!"
- Пишет человек, а ручка помогает человеку…
- А как она помогает? Без ручки мы действительно не сможем писать…
- Почему не сможем…. У меня стержень кончился, так я карандашом писал.
- Так что же эта система делает?
- Она
делает то же самое, что и карандаш, мел, фломастер…
-Чертит, рисует…
- Все это делает человек, человек чертит, пишет, рисует, а что делает ручка?
- Что
делает мел - следит на руках, на доске…
- Ручка тоже оставляет след!
- Вы совершенно правы, такой тренинг определения функции просто необходим. Но здесь я раскрою великую тайну. Нам в этом еще будет помогать компонентный подход. Ведь месторасположение системы тоже влияет на ее функциональные возможности. Что и докажет волшебное число 12.
Волшебное число 12
Какая функция у числа 12? Надо смотреть на надсистему. Частью чего является 12?
- 12 на майке хоккеиста! Это номер игрока команды!… 12 на доме - порядковый показатель дома на одной улице. …12 на часах - показатель участка времени (дня и ночи, минут). …12 градусов - это и температура и может быть по географии - показатель широты или долготы…
Итак, делаем шаг первый - определяем саму систему, которую хотим рассмотреть. Очень важный шаг.
Шаг второй - идем в надсистему, чтобы поинтересоваться, частью чего является сама система. И определяем функцию системы.
Шаг третий - в подсистему, определяем основную структуру системы.
Добавляем время. Сначала пойдем в прошлое.
Шаг четвертый - система в прошлом.
Шаг пятый - надсистема тоже была в прошлом.
Шаг шестой - подсистема в прошлом.
Будущее время.
Шаг седьмой - система в будущем.
Шаг восьмой - надсистема в будущем.
Шаг девятый - подсистема в будущем.
- Где спрятаны все системные подходы?
-
Временной подход виден в ячейках 4 -1 - 7 для системы …
- А в разделах 2 -5 - 8 движение надсистемы во времени…
- Давайте договоримся, что составные части этой модели будем называть "экранами", как в телевизоре, который одновременно может нам показать несколько картинок.
-
Взаимосвязь 1 - 2 - 3 экранов дает нам компонентный подход…
- Соответственно 1 и 3 экраны - это структурный подход.
- В алгоритме, который мы записали, на втором шаге, помимо надсистемы,
определяется еще и функция самой системы - функциональный подход.
Чтобы приобрести коллективный (общий) опыт заполнения системного
оператора (СО), предлагаю в качестве системы взять уже упомянутое ранее дерево,
например ель (ёлка)!
Выбрав систему мы сделали первый шаг заполнения СО:
- Какой шаг должен быть следующим? Определение надсистемы. Частью чего может быть ель? Часть хвойных деревьев по ближайшей своей классификации. Но ведь ель еще и по месту расположения может быть частью.
- Она может расти в лесу, парке, на нашей улице…
- Когда мы озвучиваем предполагаемое место нахождения системы, то мы сразу видим и ее подсистемные характеристики. Вот доказательство: ель в лесу - и мы видим традиционно зеленое дерево; а теперь давайте представим, что эта ель растет на территории химического комбината, и мы сразу увидели ее совершенно другой…
- Она
с пожелтевшими иголками.
- Да их может вообще нет, осыпались от обилия химикатов…
- Получается так, что при построении СО надо обязательно заполнять двойную надсистему (схема 1).
В соответствии с этим заполним наш СО:
- Природа сама определила дереву его положительную функцию - помогать осуществлять круговорот кислорода в природе, поддержание экологического равновесия. Что же у нас в подсистеме (в соответствии с алгоритмом)? Перечислим некоторые подсистемные элементы ели: зеленая, высокая, имеет иголки, ствол, мохнатые лапы, корни, шишки…. Что-то кажется не так? Оказывается и подсистемный экран имеет свое деление на две части: количество и качество.
Количество - это определение основных частей системы, а качество - различные характеристики, как самой системы, так и ее подсистем.
Получается так, что мы должны вначале определить самые основные части ели. Это корневая система, ствол и крона дерева. Рассмотрев крону, можно постепенно заполнять и следующие структурные этажи системы: мохнатые лапы, ветки, сучья и иголки.
В соответствии с вышесказанным продолжим заполнять СО:
- Итак, мы заполнили двойные экраны надсистемы и подсистемы в системном операторе. Теперь настало время раскрыть еще один секрет, который очень хитро был запрятан в системном операторе. Это "Ворота времени"! Как вы думаете, где они прячутся? Да, где-то там, когда мы условно переходим из настоящего в прошлое и из настоящего в будущее.
- Чтобы осуществить такой мысленный шаг, нам надо ТОЧНО определить ВРЕМЕННОЙ ПЕРИОД, чтобы не заплутать в потоках времени. Направляя ель в прошлое или в будущее, задайте точный временной период (день, неделя, месяц, год, десятилетие, век, тысячелетие и др.).
Получится следующая версия системного оператора:
- Теперь, глядя на девять экранов заполненного системного оператора, попробуем сделать первый опыт по заполнению своего СО.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.