Прогулки-походы представляют собой один из важнейших организованных видов двигательной деятельности, в ходе которой решаются не только оздоровительные задачи, совершенствуются двигательные навыки и физические качества детей, но и воспитывается любовь и эстетическое отношение к природе, удовлетворяются их познавательные потребности.
Как известно, дети старшего дошкольного возраста отличаются высокой степенью самостоятельности и организованности, что является важным условием для проведения прогулок-походов за территорию детского сада - в парки, зеленые площадки микрорайона.
Организация (возможно круглогодичных) прогулок-походов предусматривает планомерную их подготовку, регулярное (ежемесячное или еженедельное) проведение и овладение детьми определённым объёмом знаний и умений.
Пешие прогулки-походы могут включать в себя все или часть предлагаемых ниже составляющих:
Походы могут быть разными; в зависимости от сезонных и погодных условий определяются цели и задачи.
Детям обязательно сообщается конкретная цель предстоящей деятельности, например, "Сегодня мы будем собирать букеты из опавших листьев для украшения групп детского сада" или "Будем искать деревья, каких нет на нашем участке" и т. д.
Важно, чтобы походы были насыщены разнообразным двигательным содержанием: ходьба в разном темпе, подскоки, подвижные игры, спортивные упражнения, перебежки в медленном и быстром темпе и др.
В содержание походов должны включаться хорошо знакомые детям игры и упражнения, освоенные ранее.
Часть времени отводится для подготовки детей к прогулкам-походам. С этой целью воспитатель проводит цикл бесед, игр, занятий, на которых дети получают необходимые знания о туризме и предстоящих походах. Старшие дошкольники овладевают специальными терминами: турист, палатка, рюкзак, спальный мешок, компас, маршрут, карта и т. д.
С целью повышения интереса детей к данному виду прогулок и закрепления приобретённых умений и навыков могут быть проведены спортивные игры-развлечения (эстафеты).
В проведении прогулок-походов участвует специалист по физическое культуре (возможно участие освобождённого специалиста) и воспитатель группы вместе с помощником. Прогулки-походы организуются в первую половину дня за счёт времени, отведённого на утреннюю прогулку и физкультурное занятие на воздухе, что позволит детям реализовать свою потребность в ежедневной двигательной активности.
В поход можно взять фотоаппарат, чтобы запечатлеть наиболее интересные моменты прогулки.
Продумайте инвентарь, необходимый для прогулки, а также для того, чтобы можно было принести в детский сад собранные листья или камешки.
Инструкции по охране жизни и здоровья детей.
При проведении прогулок-походов следует соблюдать определённые правила безопасности.
Консультация для педагогов
«Семья, как субъект экологического
образования формы работы с семьёй»
Социально – экологические представления важно формировать, когда складывается духовный мир детей, и они особенно чутки, восприимчивы к красоте и природе, к окружающему их миру. Этот период падает на первые десять лет жизни ребенка.
Поэтому семья играет огромную роль в формировании социально – экологических представлений у детей, поскольку большую часть времени дошкольники проводят дома, в семье.
Семья, как среда формирования личности
оказывает огромное влияние на формирование у ребенка основ экологического
мировоззрения.
Особенность родителей как субъекта экологического образования заключается в
том, что у них самих уже сформировано определенное мировоззрение, как правило,
базирующиеся на потребительском отношении к окружающему миру.
Кроме того, интерес современных родителей
в основном сконцентрирован на обучении, а не на развитии ребенка.
Многие воспитатели отмечают пренебрежительное отношение родителей к
требованиям, которые они предъявляют к детям в дошкольном учреждении.
Разрыв между требованиями, предъявленными к ребенку в дошкольном учреждении, и
требованиями родителей делает экологическое образование крайне неэффективным,
отрицательно влияет на мотивацию детских поступков, создает ситуацию
психологического дискомфорта.
Работа с родителями должна быть постепенным и непрерывным процессом.
Самыми актуальными в этом направлении, возможны, следующие формы работы с
родителями:
1. Консультация.
2. . Круглый стол «Сбережем родную природу».
3. Поведение в группе выставки поделок детей из природного материала.
4. Проведение родительского собрания.
5. Беседа.
Направления работы:
1. - повышение социально – экологической культуры родителей;
2. - знакомство родителей с формами и методами работы с детьми по формированию социально – экологических представлений в условиях семьи;
3. - оказание помощи родителям в выборе форм и методов работы с детьми по формированию социально – экологических представлений в условиях семьи;
4.
- включение родителей
во взаимодействие с дошкольным учреждением с целью формирования социально –
экологических представлений у детей дошкольного возраста.
Консультация
Цель
консультации; усвоение
родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных
вопросов.
Тема консультации (например) «Ребенок и животные».
На консультации, кроме общих положений о значении воспитания ребенка в семье,
его приобщения к природе, рассматривается типичная ситуация, когда в доме живут
животные (птицы, собаки, кошки, черепахи, хомяки).
В процессе консультации показано значение трех моментов; общения с животными,
наблюдения за ними и созданию необходимых условий. Общение - это разговоры во
время прогулки, игра, несложная дрессировка.
Наблюдения за тем, что и как делают, почему так себя ведут животные – формирует
у ребенка глубокий познавательный интерес к миру живой природы. Трудовые
действия – это понимание потребностей живого существа в определенных условиях,
без которых их жизнь прекратиться.
В конце консультации необходимо подчеркнуть мысль о том, что забота о животных
воспитывает в детях действенную любовь к ним, понимание самосущности живого.
Круглый стол
( например, на тему «Сбережем родную природу».)
Предложите обсудить следующие вопросы:
1. - оказывает ли природная среда влияние на развитие общества?;
2. - оказывает ли общество влияние на природную среду?;
3. - может ли мораль (нравственность) быть результатом отношений человека к природе?
Возможно включение
педагогических ситуаций. Дети могут показать небольшой концерт на тему:
«Русская природа».
Очень важно то, что вопросы круглого стола объединяют и воспитателей и
родителей в решении проблем по формированию социально – экологических
представлений у детей среднего возраста.
Выставка поделок детей из природного материала.
Цель: развитие творчества, воображения детей; научить
использовать разнообразный природный материал (шишки, желуди, веточки, семена
клена, репейник и т.д.) для поделок; показать детям красоту поделок из
природного материала.
Предварительная работа с родителями: проведение беседы с родителями,
чтобы они не препятствовали при прогулках детей собиранию природного материала,
а наоборот помогали им, активно включались в работу по изготовлению поделок.
Предварительная работа с детьми: объяснение детям, что может стать соединительным материалом (пластилин); лучшие поделки поощрять призами, т. е. включить элемент соревнования.
Дети должны использовать самый различный природный материал. Необходимо выбрать 3 самые лучшие, которые оцениваются по разным критериям (использование многообразия природного материала, аккуратность, изобретательность и т. д.). Эти работы вознаграждаются призами (бумажными конструкторами «Без ножниц и клея»).
Таким образом, мы увидим, что активная включенность родителей в работу детей даст положительные результаты.
Родительское собрание.
Вынесите на родительское собрание одну из
важнейших тем «Формирование социально – экологических представлений у детей
среднего дошкольного возраста начинается в семье».
Цели собрания могут быть следующие:
1. Обсуждение с родителями проблемы формирования социально – экологических представлений у детей среднего дошкольного возраста в условиях семьи, проблемы положительного отношения детей среднего дошкольного возраста к природе, проблемы формирования этого отношения в семье.
2. Создание условий для переосмысления родителями необходимости формирования социально – экологических представлений у детей среднего дошкольного возраста в условиях семьи.
3. Обеспечить привлечение родителей к активному участию в обсуждении проблемы.
В беседе следует акцентировать внимание на
актуальность и значимость социально – экологического воспитания детей в настоящее
время.
В условиях семьи имеет значение атмосфера «направленности» на природу: интерес
взрослых к растениям и животным, примеры положительного взаимодействия взрослых
с природой, целенаправленное воспитание у детей правильного отношения к живым
существам.
Так же на собрании необходимо раскрыть,
как интерес и дела взрослых, связанные каким – либо образом с миром природы,
могут стать средством воспитания детей: увлечение комнатными растениями,
присутствием животных в доме, приусадебный участок и работа на нем.
Объясните родителям, что мир увлечения взрослых и детей – телевидение, книги,
игра также могут стать средством приобщения детей к природе, так же о важном
воздействии на формирование социально – экологических представлений у детей
среднего дошкольного возраста телепередач о природе.
В конце родительского собрания подведите итог, на котором может быть определена
задача, стоящая перед родителями и педагогами – проведение специальной работы
по формированию социально – экологических представлений у детей среднего
дошкольного возраста. Но полноценное проведение этой работы становиться
возможным лишь при условии двусторонних усилий в этом направлении - семьи и
детского сада, через различные формы работы: беседы, выпуск газеты, акции.
Консультация для педагогов
Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времен и народов отдали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофа нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех нас дома – Земли.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста, с нашей точки зрения, предполагает:
o воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание)
o формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие)
o развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее)
o участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т.е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т.д.
Критериями сформированности осознанного и активного гуманного отношения к природе являются следующие:
o понимание необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека;
o освоение норм поведения в природном окружении и соблюдении их в практической деятельности и в быту;
o проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценить действия других людей по отношению к природе).
Формируя гуманное отношение к природе, необходимо исходить из следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас Дом, безнравственны.
Как же сформировать у детей гуманное отношение к природе? Учитывая возрастные особенности дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку войти «в жизнь другого живого существа изнутри» (В. Сухомлинский), почувствовать чужую боль как свою собственную. Чувства сострадания, сопереживания определяют действенное отношение детей к природе, выражающееся в готовности проявить заботу о тех, кто в этом нуждается, защитить тех, кого обижают, помочь попавшим в беду (разумеется, речь идет о животных, растениях и т.д.) а активная позиция, как правило, способствует овладению умениями и навыками по уходу за комнатными растениями, домашними животными, зимующими птицами и т.д. кроме того, умение сопереживать, сочувствовать постепенно вырабатывает эмоциональное табу на действия, причиняющие страдание и боль всему живому.
Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей противостоять действиям антигуманным и безнравственным.
Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Вот почему воспитание сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных дошкольникам экологических знаний, которая включает:
o представления о растениях и животных как уникальных и неповторимых живых существах, об их потребностях и способов удовлетворения этих потребностей;
o понимание взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, приспособленности растений и животных к условиям существования;
o осознание того, что все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной системой связей (все друг другу нужны, все друг от друга зависят, исчезновение любого звена нарушает цепочку, т.е. биологическое равновесие) и в то же время каждое из них имеет свою экологическую нишу, и все они могут существовать одновременно.
Разумеется, одних знаний не достаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе – необходимо включать их в посильную для их возраста практическую деятельность – создать условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой. А создание и поддержание положительного эмоционального состояния детей (радость от выполненной работы, удостоенной похвалы воспитателя, расцветший цветок, выздоровевший щенок…) способствует дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания.
Активное гуманное отношение к природе поддерживается и укрепляется и при формировании у детей осознания эстетической ценности объектов природы, их непреходящей и неувядающей красоты, вот почему воспитание эстетических чувств является одним из необходимых условий экологического воспитания, включающего в себя любовь к природе.
Но ни одно лишь постоянное общение с природой способно пробудить и развить эстетическое к ней отношение. Необходимо обращать внимание детей на красоту природы, учить наблюдать за состоянием растений и поведением животных, получая от этого удовольствие и замечая красоту жизни, осознавать, что красота никак не определяется утилитарным подходом (многие дети считают, то, что вредно, то некрасиво). Главное, всегда помнить: прежде чем научить детей видеть красоту и понимать суть прекрасного как эстетической категории, надо развивать их эмоциональную сферу, ибо чувства дошкольников еще недостаточно устойчивы и глубоки, носят избирательный и субъективный характер.
Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.