Как подготовить ребенка к успешному обучению после летних каникул
Актуальность проблемы переходных этапов школьного обучения заключается в неподготовленности детей к изменяющимся условиям, требованиям и нормам, которые ожидают их во время обучения в школе: для дошкольников это период поступления в школу, для учащихся четвертых – окончание первой ступени обучения, для учащихся пятых классов – переход из начальной школы в основную, для учащихся выпускных классов – сдача экзаменов и принятие решения о дальнейшей траектории обучения.
Для родителей, которым предстоит отправить ребенка в первый класс, важным вопросом является «готовность» ребенка к школьному обучению. Для педагогов ― преемственность дошкольного и начального образования. Эффективность обучения в школе зависит от того, насколько у первоклассника сформированы необходимые для обучения навыки.
Особенность перехода из начальной школы в основную обусловлена сложной социальной ситуацией взросления ребенка и адаптацией к новым условиям обучения: кабинетная система, новые предметы, возрастает сложность школьной программы, имеет место возросшая степень самостоятельности вместо одного учителя, к которому привык, необходимо взаимодействовать со многими предметниками, привыкать к их требованиям, в пятом классе опять меняется статус детей – из самых старших в начальной школе они становятся самыми младшими в средней школе. Кроме того, дети стоят на пороге подросткового возраста, ведущей деятельностью становится межличностное общение, но при этом основным занятием остается учебная деятельность.
От эффективности прохождения ребенком одной ступени обучения зависит его успешность на каждой последующей ступени. Задача взрослых ― облегчить детям трудности этих периодов, помочь стать успешными. Основной задачей учителя является всевозможная помощь ребенку во всестороннем формировании личности, усвоении учебных программ и подготовке к переходным этапам школьного обучения. Задача родителей ― попытаться вникнуть в тот круг вопросов, которые могут вызвать затруднения у детей определенного возраста как в учебной, так и во внеучебной деятельности, поддерживать спокойную и комфортную атмосферу в доме. Ребенок должен ощущать поддержку и помощь со стороны родителей.
Давайте попробуем разобраться, что необходимо ожидать от обучения в начальной школе и как подготовить ребенка к успешному обучению в 5 классе.
У школьников со 2 по 4 классы ведущей становится учебная деятельность, но следует помнить, что игровая деятельность все еще присутствует, хотя с каждым годом ее значимость в освоении учебного материала снижается. Это связано с тем, что в данном возрасте у детей идет интенсивное интеллектуальное развитие, память становится «мыслящей», а восприятие «думающим», создаются предпосылки к развитию чувства «взрослости».
Именно в этот период активно формируются:
- произвольность – внимание ребенка становится планомерным, контроль за своими действиями выполняется на основе заранее составленного плана, в основе которого лежит заранее установленный критерий и способ его применения;
- внутренний план действий - специфическая форма внутренней активности личности, интегративная способность, аккумулирующая в себе целый ряд интеллектуальных способностей (ставить цели, намечать пути их достижения и реализовывать задуманное);
- рефлексия - осознание себя субъектом учебной деятельности. Следует понимать, что в начальной школе развиваются лишь основы навыка рефлексии, т.к. рефлексия являться новообразованиям подросткового возраста.
Любое нарушение в развитии одного из этих качеств сказывается на развитии двух других, при этом произвольность рассматривается как основополагающее в развитии детей младшего школьного возраста.
Если ребенок обучается в первом классе, то мы говорим о зачатках этих качеств, а начиная со второго по четвертый - об их формировании и развитии. Сформированность этих качеств необходима для дальнейшего обучения в средней школе.
Как уже говорилось ранее, ведущей деятельностью младшего школьного возраста является учебная деятельность, в рамках которой происходит контролируемое присвоение ребенком основ социального опыта и общественных теоретических знаний.
Процесс развития учебной деятельности – это процесс передачи все большего числа ее компонентов самому ученику.
К компонентам учебной деятельности относят учебную мотивацию, учебную задачу, учебные операции, контроль и оценку результатов. Т.е. в процессе обучения в начальной школе ребенок должен овладеть всеми перечисленными компонентами.
Рассмотрим развитие каждого компонента.
Мотивация лежит в основе любой деятельности. В начале обучения мотивация младшего школьника по отношению к учебной деятельности чаще всего бывает внешней. Такой вид мотивации является самым результативным для формирования деятельности. Наиболее целесообразным будет формирование учебно-познавательных мотивов: стремление узнать что-либо новое или научиться новому. Такой мотив следует отличать от чисто познавательного мотива, который очень близок к простому детскому любопытству, когда ребенок стремиться узнать, как можно больше интересных фактов, но не интересуется, чем они взаимосвязаны.
Если в первом классе чаще всего доминирует мотив соответствия позиции школьника, который включает стремление выполнять требования учителя, получать хорошие отметки, подчиняться правилам школьника. В течение дальнейшего обучения в начальной школе, доминирующей становиться мотивация достижения успеха. Данный вид мотивации должен быть обязательно задействован в учебной деятельности, она позволяет получать положительные эмоции от повышения собственной компетентности и способна действовать гораздо дольше, чем познавательная мотивация. Если у ребенка не развивается мотивация достижения успеха, то она заменяется избеганием неудач.
От мотивации достижения успеха следует отличать мотивацию самоутверждения. При доминировании этого вида мотивации младшие школьники начинают «погоню» за отметкой, либо стремятся добиться расположение учителя. У школьников, которые имеют проблемы с успеваемостью, стремление к самоутверждению может быть направлено в другие сферы деятельности (спорт, музыка, компьютерные игры и т.д.), лишив тем самым учебную деятельность необходимой энергии.
Следующий компонент – учебная задача. В традиционном обучении учебная задача существует в сознании учителя. Детям предлагается некоторое число конкретных заданий, выполняя которые осуществляется переход к выделению общего способа их выполнения. Сегодня развивающее обучение подразумевает совместное открытие и формулирование детьми и учителем общего способа решения задач определенного вида. В результате общий способ усваивается как образец и переносится на другие задачи.
Третий компонент – учебные действия. Данный компонент предполагает изменение учебного материала для усвоения учеником. Т.е. это те действия, которые необходимо осуществить, чтобы обнаружить свойства изучаемого предмета. К учебным действиям относятся конкретные действия, которые совершает ученик, решая частные задачи: найти сумму чисел, неизвестное слагаемое, определить корень слова и т.п.
Четвертый компонент учебной деятельности – это контроль. Первоначально учебную деятельность контролирует учитель. Чаще всего контроль осуществляется по конечному результату. Постепенно дети приучаются осуществлять контроль самостоятельно. Такой контроль осуществляется не после выполнения действия, а в процессе выполнения на каждом этапе, что способствует развитию функции внимания.
Тотальный контроль со стороны взрослых (в школе - учитель, дома – родители) препятствует развитию у ребенка навыков самоконтроля, в следствие чего у детей затрудняется развитие внимания.
Последний компонент учебной деятельности – оценка результатов. Это важнейший компонент в каждой самостоятельной деятельности, который влияет эмоции ребенка, и последующие цели его деятельности. При оценивании не стоит сравнивать учебные достижения ребенка с результатами одноклассников. Необходимо сравнивать сегодняшний результат ребенка с его же результатом, зафиксированным некоторое время назад. Таким образом улучшаться как эмоциональное состояние ребенка, так и его успеваемость.
По мере формирования учебной деятельности, которая на первых этапах выступает как совместная деятельность учителя и ученика, все больше ее компонентов передается самому ученику. Итогом является постепенная передача всех компонентов учебной деятельности учащемуся. Именно этот фактор сделает обучение на следующей ступени обучения успешным.
Чтобы правильно начать работу со школьником, который не хочет учиться, нужно точно выяснить причины его нежелания. Выяснить данные причины поможет школьный психолог. Такими причинами могут быть пробелы в знаниях, и, как следствие отставание в учебе; отсутствие приемов и навыков учебного труда; нарушение взаимоотношений с учителем, родителями, одноклассниками; активные внеучебные интересы; несформированность у школьников отдельных сторон мотивации (преобладание узкопознавательных мотивов или непонимание цели учения); страх перед школой.
Для обеспечения развития учебной мотивации родителям необходимо проявлять интерес к школьной жизни ребенка. Ребенок должен чувствовать вашу причастность к его делам. При необходимости оказывайте помощь в выполнении домашних заданий, но ни в коем случае не выполняйте задания вместо него. Показывайте ребенку, что вы тоже постоянно в поиске новых знаний. Своим примером ориентируйте его на стремление к учению. Вместе читайте сказки по ролям, конструируйте и моделируйте, работайте над проектами. Не стоит предъявлять к ребенку завышенных требований. Начинать надо с простых, понятных, легко выполнимых действий, а потом постепенно усложнять нагрузку. Если перегружать ребенка большим объемом заданий, то он ребенок потеряет интерес. Не стоит сравнивать ребенка с другими детьми. Не упрекайте и не ругайте, если что-то не получается. Пошагово объясните, что он делает не так, как нужно и что делать, чтобы в следующий раз такого не получилось.
Для успешного обучения ребенка на каждом обозначенном этапе необходимо понимать, что к переходным периодам нужно готовиться заранее: к поступлению в школу – в дошкольном возрасте; к переходу в пятый класс – в период со 2 по 4 классы, к экзаменам с 6 по 8 класс. и т.д. Таким образом процесс адаптации у школьника будет сведен к минимуму, что в свою очередь сформирует крепкий фундамент для прохождения следующего кризисного этапа.
Для этого родителям следует научить ребенка планировать свой день — это ему понадобится в будущем. Мы рекомендуем начать планировать день для всей семьи. Для этого попробуйте создать SCRUM-доску. Здесь вы сможете дополнить список дел, переместить дела, увидеть уже сделанные или потерявшие свою актуальность.
Любое дело/задачу запишите на стикере.
Потом спланируйте, в каком порядке их выполнять.
У каждого члена семьи свой цвет стикера. В течение дня стикеры «путешествуют» по колонкам, в зависимости от состояния готовности.
Какие могут быть колонки?
Рекомендуют следующие колонки:
- «Бэклог». Сюда помещаем несрочные задачи, т.е. те, которые обязательно нужно сделать, когда будет позволять время.
- «Нужно сделать». Здесь собираем список конкретных дел, которые должны быть выполнены. Сюда перемещаем задачи из бэклога, которые «дождались своего часа».
- «Делаю». Тут все просто – это список дел на сегодня.
- «Проверка». Сюда перемещаем законченные дела, если они кем-то поручены. После проверки стикеры или возвращаются в колонку «Делаю», или «Готово». Например, вы сделали домашнее задание и отправили на проверку. Если все сделано верно – в колонку «Готово», если есть ошибки, то нужно еще поработать над материалом, поэтому возвращаем в колонку «Делаю».
- «Готово». Здесь оказываются сделанные задачи. Это финальная стадия «жизни» стикера.
Какие у будут колонки – решать вам, но разделы «Нужно сделать», «Делаю» и «Готово» — основные.
Дорогие взрослые, помните, что у ребенка должно оставаться достаточно времени для радости, отдыха и игры.
Научитесь планировать день так, чтобы на все хватало времени, открывайте для себя новые интересные занятия, учитесь, общайтесь, саморазвивайтесь.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.