«Как привить любовь к чтению»
Учитель начальных классов
Ядрихинская Галина Ильинична
Как воспитать у ребенка любовь к чтению.
1.Выбор книги для чтения.
2.Что делать, если ребенок не любит читать.
3.Как надо рассматривать иллюстрации в учебнике (книге).
4.Беседа с детьми о прочитанном.
5.Гигиена чтения.
Для успешного обучения ребенка по всем предметам необходимо беглое чтение. Иногда ребенок затрудняется решить задачу по математике только потому, что не умеет ее правильно прочесть. Грамотное письмо также связано с навыками чтения. В 1 классе ученики начинают читать самостоятельно, они берут книги из школьной библиотеки. У многих появляется собственная домашняя библиотека. Дети рассказывают друг другу о прочитанных книгах. Им хочется быть похожими на любимых литературных героев.
Все родители знают о пользе чтения, поэтому вполне естественна и законна их тревога, если ребенок не любит книги.
«Что надо сделать, чтобы ребенок полюбил чтение?» - часто спрашивают они. «Мы покупаем много книг, а сын и не смотрит на них».
Конечно , ошибаются не только родители , которые считают , что стоит только купить книгу, как она сразу же понравится ребенку . Со стороны родителей требуется большое внимание к чтению младшего школьника , помощь и руководство его чтением . Надо научить детей любить книгу .
Большинство младших школьников любит читать . Но сами выбирать книгу они не могут. Поэтому очень важно , чтобы взрослые следили за подбором книг для детского чтения.
Некоторые родители ошибочно думают , что любое чтение полезно , а другие считают , что за чтением детей должны следить учитель и библиотекарь и роль родителей в этом не велика. Учитель и библиотекарь действительно следят за чтением детей, но не всегда они могут оградить учащихся от книг , предназначенных не для них .
Только совместные усилия библиотекарей, учителей и родителей могут повлиять на правильное развитие детского чтения. Для каждого детского возраста существуют рекомендательные списки литературы « Что читать детям ». Они имеются в каждой школьной библиотеке.
Родители должны следить, чтобы в руки детей попадали книги , предназначенные для их возраста . Поэтому целесообразно в основном придерживаться тех рекомендаций, которые даны в списках для чтения .
Напрасно , некоторые родители гордятся тем, что их дети с удовольствием читают книги для взрослых . Это часто бывает вредным , потому что младшие школьники не могут полностью понять и осознать всю глубину произведения . Они воспринимают его поверхностно , следят главным образом за развитием сюжета и улавливают лишь основное содержание книги . Такое чтение вырабатывает вредную привычку читать поверхностно , пропуская описание природы , характеристики героев , рассуждения автора .
Следя за чтением детей, надо обязательно следить и стремиться к тому, чтобы книги были разнообразной тематики : сказки , рассказы о животных и растениях , приключения , рассказы о войне и героях , о мирном труде , о школе , о музыке , искусстве .
Подбирая книги надо учитывать индивидуальные интересы детей. Ребята, особенно мальчики , часто увлекаются только приключенческой литературой . Эта тяга к приключениям, острым, захватывающим сюжетам вполне естественна , но надо направить ее в нужное русло . Надо проследить, чтобы книги приключенческого жанра не были единственными в чтении детей, чтобы в их руки не попадали книги , предназначенные для взрослых . Если ребенка особенно интересует жизнь растений или животных,
новые марки машин, путешествия, следует подобрать книги, из которых он мог бы получить новые и интересные для него сведения .
Родители должны помочь ребенку развить технику чтения . Для этого надо чаще упражнять его в чтении вслух , чтобы взрослые могли контролировать правильность чтения .
В воспитании любви к книге у детей младшего возраста могут сыграть положительную роль и незначительные на первый взгляд внешние моменты. Так, например своя собственная библиотека, полочка для книг , возможность обмениваться книгами с товарищами – все это вызывает у детей интерес к книге .
Для того чтобы приучить детей самостоятельно читать, можно использовать следующий прием. Кто – нибудь из взрослых начинает читать ребенку, но на самом интересном месте прекращает чтение вслух. Увлеченный событиями в книге и желанием узнать, что произойдет дальше с героями , ребенок в большинстве случаев продолжает читать самостоятельно . Взрослые потом должны спросить его , о чем он прочитал , похвалить его за самостоятельность , выразить надежду , что теперь он всегда сам будет читать . Следующую книгу можно начать читать так же .Постепенно ребенок приобретет вкус к самостоятельному чтению . Можно рассказать ребенку хотя бы один , не самый занимательный эпизод из какой - либо книги . Младший школьник обязательно спросит : « А что дальше? Расскажи ,что потом было?» В ответ надо дать книгу: «Вот прочти .Ты здесь узнаешь о многом очень интересном .»
Воспитание любви к книге проходит значительно быстрее и легче в тех семьях, где взрослые сами любят читать, много говорят о книгах, отдают свой досуг чтению. Если отец и мать не находят времени для чтения или в доме нет книг, то конечно приохотить ребят к чтению бывает труднее. Надо приучить детей начинать чтение с обложки и титульного листа книги, на которых приводится фамилия автора, художника, сделавшего рисунки к книге, издательство и год издания. Дети, как правило, не обращают внимание и не стараются запомнить эти данные о книге.
Надо , чтобы ребенок читал книгу внимательно ,не торопясь . Часто младшие школьники , прочитав 5 – 6 страниц , заглядывают на последнюю
страницу – чем кончилось? Прочитав окончание книге и узнав судьбу героев, дети, естественно, продолжают читать менее внимательно , пропускают целые куски или главы книги , а иногда просто оставляют ее . Родители внимательно должны следить за тем , чтобы у детей не появилась такая вредная привычка . Не следует рассказывать детям заранее ,как развиваются события в книге , чем они кончаются .
Для детей младшего школьного возраста большое воспитательное значение имеет рассматривание иллюстраций к книге. Они помогают ребенку понять и запомнить прочитанное. Многие картинки помогают представить себе те явления и предметы, которые ребенок не может увидеть непосредственно. Глядя на картинки ,можно побывать на севере и тропических лесах ; живя далеко от моря , увидеть пароходы и бушующий океан ; узнать , как живут дети в других государствах.
Ребенок , который не умеет читать, будет испытывать большие затруднения при выполнении домашних заданий. Ему будет не интересно на уроках ,он будет неусидчив, он не будет посещать библиотеку , потому что читать книги при низкой технике чтения - это не столько удовольствие , сколько мука.
Как привить ребёнку любовь к чтению: 5 советов и приемов для родителей
1. Лучше читайте меньше, но чаще. Есть ошибочное представление, что чем дольше ребенок читает, пишет, тем быстрее и лучше он осваивает это действие. На самом же деле ребенок максимально продуктивно усваивает новое действие первые 5 мин., поэтому организовывайте день ребенка так, чтобы он читал 2 – 3 раза по 5 мин. в течение дня.
2. Не используйте чтение книги в качестве наказания ребёнка. Так вы формируете у него резкое отвращение и ненависть к процессу чтения.
3. На первых порах чаще читайте то, что знает ребенок наизусть или те произведения, которые хорошо знакомы. Прием позволяет ощутить, как легко и приятно читать. В этот момент, когда ребенок следит глазами за строчками, которые хорошо уже знает, в мозге происходит накопление качественных изменений и в будущем, непременно, происходит скачок в развитии чтения.
4. Читайте перед сном . А прерывание чтения на интересном моменте в сюжете книги, подвигает ребенка думать о произведении и мечтать о продолжении чтения.
5. Всегда идите от вкуса ребенка. Если он грезит динозаврами, не стоит ему читать о цыплятах. Позвольте ребенку самому выбирать тему, которая ему интересна, даже если вы с этим выбором не совсем согласны.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.