Как человек двигается

  • Разработки уроков
  • doc
  • 24.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: – формировать новые анатомо-физиологические понятия о значении опорно-двигательной системы, о строении и особенностях скелета человека, о суставах, свойствах костей, основных группах мышц, о работе мышц. Оборудование: иллюстрации, изображающие строение опорно-двигательной системы, скелет – учебное пособие из кабинета биологии, деревянные бруски с отверстиями, винты, гайки и пружины для моделирования сустава.
Иконка файла материала konsp_okr_4kl_ur3-korr.doc
Окружающий мир  Урок 3.  РАЗДЕЛ I. КАК РАБОТАЕТ ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА Тема: Как человек двигается Цели: – формировать   новые   анатомо­физиологические   понятия   о   значении   опорно­двигательной   системы,   о   строении   и особенностях скелета человека, о суставах, свойствах костей, основных группах мышц, о работе мышц. Оборудование:  иллюстрации,   изображающие   строение   опорно­двигательной   системы,   скелет   –   учебное   пособие   из кабинета биологии, деревянные бруски с отверстиями, винты, гайки и пружины для моделирования сустава. Этапы урока Ход урока Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов Ι . Актуализация  знаний и  постановка  учебной  проблемы. 4  3 Обсуждение   творческих   вопросов   прошлого   урока   (интеллектуальная разминка). –  Прочитайте   слова   Лены   на   с.   16.   Какие   суждения   она   высказала?   Какое противоречие вы заметили в её словах? Какой у вас возникает вопрос? –  Тело   человека   не   может   опираться   на   мышцы,   а  жёсткие   кости   сковывают движение.  Какую роль в движении играют мышцы и кости? –  Что мы знаем для ответа на этот вопрос? Как животные двигаются? Какие Познавательные УУД 1. Развиваем умения  извлекать информацию из  схем, иллюстраций,  текстов. 2. Представлять  информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность,  особенности объектов. 4. На основе анализа  © ООО «Баласс», 2014объектов делать выводы. 5. Обобщать и  классифицировать по  признакам. 6. Ориентироваться на  развороте учебника. 7. Находить   ответы   на вопросы в иллюстрации. органы   участвуют   в   их   движении?   (Для   передвижения   у   животных   есть специальные органы: плавники у рыб, конечности у зверей, крылья у птиц. При движении животные опираются на среду, в которой обитают.) – Какой скелет бывает у животных? Приведите   примеры.   (Скелет   бывает   наружный,   например   у   насекомых,   и внутренний – у рыб, земноводных и других животных.) – Из чего состоит опорно­двигательная система человека? (Из скелета и мышц.) – Какую роль играет эта система в организме человека? – Помогает двигаться, защищает внутренние органы, создаёт опору для тела. –  Какие группы веществ можно встретить в живых организмах? Как они туда попадают? (Органические и минеральные вещества. Организмы получают их во время питания и дыхания.) – О чём сегодня пойдёт речь на уроке? Какова его тема? – «Как человек двигается?» Давайте составим план работы на основе этих вопросов. План 3 Учитель вместе с детьми составляет план урока. – Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.) – Какое умение формировали? . Совместное  ΙΙ открытие знаний.  4 3 7 2 3 1. Работа в учебнике.   –  Давайте   познакомимся   со   строением   скелета   человека   более   подробно. (Задание к рисунку на с. 17.) Какие части можно выделить в скелете человека? – Из чего состоят эти части? Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение  слушать и понимать  других. 2. Строить речевое  высказывание в  © ООО «Баласс», 2014– Какое значение имеют эти части скелета? Отвечают на вопросы учителя. – Какую основную роль выполняет весь скелет? (Опорную.) –  Если скелет исполняет роль опоры, то какими свойствами должны обладать кости, образующие его? Версии и гипотезы, проверка с помощью текста учебника. (Кости должны быть прочными, крепкими, жёсткими.) –  Рисунки на с. 16. Большая берцовая кость в вертикальном положении может выдержать груз в 1500 кг, хотя её масса всего 0,2 кг. – Если кости такие прочные, почему случаются переломы? (Переломы случаются, если неправильно распределена нагрузка на кости скелета.) 2. Работа в рабочей тетради. Задание 3 на с. 6 рабочей тетради. Выполняют задание. – Почему возникает искривление позвоночника? (По причине неправильного положения тела, например, за партой.) –  Как   кости   соединяются   друг   с   другом?   Чтобы   ответить   на   этот   вопрос, проведите наблюдение: – поверните голову вправо, влево; – поверните туловище вправо, влево; – согните и разогните руку, ногу; – рассмотрите рисунок на с. 18: как соединены кости черепа? –  Сравните   результаты   своих   наблюдений.   Попробуйте   их   объяснить   (версии, проверка с помощью текста учебника). Проводят наблюдение. –  Кости скелета соединяются подвижно или полуподвижно. Такое соединение соответствии с  поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли  в устной форме. 4. Умение работать в паре  и в группах. Личностные результаты  1. Развиваем умения  выказывать своё  отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с  определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и  целенаправленной  познавательной  деятельности. © ООО «Баласс», 2014даёт   человеку   возможность   свободно   двигаться.   Кости   черепа   соединяются неподвижно, так как они защищают головной мозг. –  Если   бы   опорно­двигательная   система   состояла   только   из   одного   скелета, смогли бы мы двигаться? (Нет, так как кости твёрдые.) – Чтобы выяснить роль мышц в организме, провёдем наблюдение: согните руку в локте и найдите мышцы. Определите на ощупь, какие они, как ведут себя при сгибании и разгибании руки. Наблюдают. – Мышцы могут быть мягкими и твёрдыми в зависимости от того, какую работу они выполняют. Расслабленная мышца – мягкая, работающая – твёрдая. Задание к рисункам на с. 18–19. Конструирование модели сустава. Выполняют задания, конструируют сустав. – Как мы ответим на вопрос урока?  – Сокращение мышц изменяет положение костей. Таким образом мы совершаем движение. Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать?  – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. © ООО «Баласс», 2014– Что мы сейчас делали? – Какие умения формировали? 2 1 2 3 1 1. Работа в учебнике.  Вопросы   на   с.   19.   Обратить   внимание   на   вопрос   3,   можно   предложить ребятам составить памятку. Отвечают на вопросы. ΙΙΙ .  Самостоятельное  применение  знаний. 2. Работа в рабочей тетради. Задания из рабочей тетради на выбор. Выполняют задания. Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать?  – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. 3. Проверочная работа № 2.  Задания, которые вызвали у детей затруднения, после замечаний учителя или одноклассников можно выполнить ещё раз в виде другого варианта. Чтение учебника (тема 3.) Задания из рабочей тетради на выбор. VΙ . Домашнее  задание. © ООО «Баласс», 2014 Регулятивные УУД 1. Развиваем умение  высказывать своё  предположение на  основе работы с  материалом учебника. 2. Оценивать учебные  действия в соответствии  с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу  (составлять план.) 4. Осуществлять  познавательную и  личностную рефлексию. ТОУУV. Итог урока. 4 – Обмен мнениями по результатам выполнения заданий. – Как человек двигается? – Какую работу мы сейчас выполняли? – Чему научились? – Кто с ней справлялся легко? – Кому пока было трудновато? – Кто или что вам помогло справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? – Кто хотел бы что­нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать? – Какую бы отметку вы себе поставили? Ответы на вопросы и варианты правильного выполнения заданий в учебнике. С. 18.  Задание посвящено объяснению принципов устройства опорно­двигательной системы на модели. Ребята должны связать функции костей с деревянными брусками, а функции мышц – с пружиной. С.   19.  При   ответе   на   верхнее   задание   ученики   скажут,   что   для   нормального   движения   костей   одной   мышцы недостаточно. В следующем задании ученики знакомятся с ролью двух мышц­антагонистов: сгибателем и разгибателем. На левом рисунке красным цветом показана мышца­разгибатель, а на правом – мышца­сгибатель. Вопрос 6. Почему человек устаёт, когда долго стоит без движения?  Потому что целая группа мышц работает без отдыха, т.е. из каждой пары мышц­антагонистов постоянно работает лишь одна. Вопрос 7*. Ученикам предлагается провести опыт: попробовать продержать учебник на вытянутой руке различное время. Скорее всего, ребята вряд ли смогут удержать учебник даже в течение минуты. Объясняя, как люди могут работать без отдыха продолжительное время, ученики могут сказать, что для этого требуется смена деятельности. Возможные ответы на задания рабочей тетради. © ООО «Баласс», 2014Задание 1  посвящено роли разных элементов скелета, но направлено на выявление его защитной роли. Ученики могут записать, что череп защищает  головной мозг, грудная клетка –  сердце и лёгкие, тазовые кости –  внутренние органы, позвоночник – органы туловища. В задании 2 школьники должны расположить названия отделов скелета в следующем порядке: череп, позвоночник, бедро, стопа. В  задании   3  ученики   раскрасят   средний   и   правый   рисунки   и   напишут   свои   советы,   например:   «Не   сиди   криво!», «Молодец!», «Будь стройным». Задание 4  посвящено работе мышц­антагонистов: на левом рисунке работает  мышца­сгибатель, на правом –  мышца­ разгибатель. Разумным советам безопасного поведения посвящено задание 5  . Зачеркнув левый и средний рисунки, школьники могут дописать   следующий   текст:   «На   бегу   не   забывай  смотреть   по   сторонам.   Не  прыгай  с   большой   высоты.   Если почувствуешь резкую боль, не пытайся лечиться сам, а срочно иди к врачу». Задание 6* знакомит школьников с отличиями бега от ходьбы (наличие безопорной стадии). При правильном выполнении задания текст принимает следующий вид: «При ходьбе в любой момент времени человек хотя бы одной ногой касается земли, а при беге есть моменты, когда человек не касается земли». Правильно   выполнив  задание   7  *,   школьники   получат   следующую   фразу,   объясняющую   причины   того,   что   люди предпочитают носить тяжести на спине: «Мышцы спины и ног развиты  сильнее, чем мышцы рук. Ведь им приходится удерживать всё тело в вертикальном положении. Поэтому люди предпочитают носить тяжести на спине». Возможные ответы на задания проверочной работы № 2. Вариант 1. 1. Необходимый уровень. Поверхность кожи состоит из мёртвых клеток. Повышенный уровень. 1 – защита от механических повреждений, 2 – защита от микробов (или от механических повреждений), 3 – осязание (или защита от микробов), 4 – защита от переохлаждения. Максимальный уровень. Усилятся защита от холода и повреждений, ослабится выработка витамина D. 2. Необходимый уровень. Грудная клетка. Повышенный уровень. Подвижное соединение костей называется суставом. Мышца прикрепляется к кости с помощью связок. Максимальный уровень. Правильность ответа проверяет учитель.     © ООО «Баласс», 2014Вариант  2.  1.  Необходимый   уровень.   Школьники   соединят   пресмыкающихся   с   фразой   «Кожа   состоит   из   мёртвых клеток, по мере роста организма она заменяется на новую»; млекопитающих (включая человека) – с фразой «Наружный слой мёртвых клеток изнашивается, а изнутри – прирастает за счёт деления живых клеток кожи». Повышенный уровень. 1 – защита от перегрева, 2 – защита от вредных веществ, 3 – осязание, 4 – защита от высыхания. Максимальный уровень. Усилится защита от перегрева и холода, ослабится выработка витамина D. 2.  Необходимый   уровень.   Позвоночник   создаёт   опору   для   туловища.  Повышенный   уровень.   Сухожилия   мышцы прикрепляются к разным костям. Максимальный уровень. Правильность ответа проверяет учитель. © ООО «Баласс», 2014