Как человек двигается
Оценка 4.7

Как человек двигается

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
окружающий мир
4 кл
24.03.2018
Как человек двигается
Цели: – формировать новые анатомо-физиологические понятия о значении опорно-двигательной системы, о строении и особенностях скелета человека, о суставах, свойствах костей, основных группах мышц, о работе мышц. Оборудование: иллюстрации, изображающие строение опорно-двигательной системы, скелет – учебное пособие из кабинета биологии, деревянные бруски с отверстиями, винты, гайки и пружины для моделирования сустава.
konsp_okr_4kl_ur3-korr.doc
Окружающий мир  Урок 3.  РАЗДЕЛ I. КАК РАБОТАЕТ ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА Тема: Как человек двигается Цели: – формировать   новые   анатомо­физиологические   понятия   о   значении   опорно­двигательной   системы,   о   строении   и особенностях скелета человека, о суставах, свойствах костей, основных группах мышц, о работе мышц. Оборудование:  иллюстрации,   изображающие   строение   опорно­двигательной   системы,   скелет   –   учебное   пособие   из кабинета биологии, деревянные бруски с отверстиями, винты, гайки и пружины для моделирования сустава. Этапы урока Ход урока Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов Ι . Актуализация  знаний и  постановка  учебной  проблемы. 4  3 Обсуждение   творческих   вопросов   прошлого   урока   (интеллектуальная разминка). –  Прочитайте   слова   Лены   на   с.   16.   Какие   суждения   она   высказала?   Какое противоречие вы заметили в её словах? Какой у вас возникает вопрос? –  Тело   человека   не   может   опираться   на   мышцы,   а  жёсткие   кости   сковывают движение.  Какую роль в движении играют мышцы и кости? –  Что мы знаем для ответа на этот вопрос? Как животные двигаются? Какие Познавательные УУД 1. Развиваем умения  извлекать информацию из  схем, иллюстраций,  текстов. 2. Представлять  информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность,  особенности объектов. 4. На основе анализа  © ООО «Баласс», 2014 объектов делать выводы. 5. Обобщать и  классифицировать по  признакам. 6. Ориентироваться на  развороте учебника. 7. Находить   ответы   на вопросы в иллюстрации. органы   участвуют   в   их   движении?   (Для   передвижения   у   животных   есть специальные органы: плавники у рыб, конечности у зверей, крылья у птиц. При движении животные опираются на среду, в которой обитают.) – Какой скелет бывает у животных? Приведите   примеры.   (Скелет   бывает   наружный,   например   у   насекомых,   и внутренний – у рыб, земноводных и других животных.) – Из чего состоит опорно­двигательная система человека? (Из скелета и мышц.) – Какую роль играет эта система в организме человека? – Помогает двигаться, защищает внутренние органы, создаёт опору для тела. –  Какие группы веществ можно встретить в живых организмах? Как они туда попадают? (Органические и минеральные вещества. Организмы получают их во время питания и дыхания.) – О чём сегодня пойдёт речь на уроке? Какова его тема? – «Как человек двигается?» Давайте составим план работы на основе этих вопросов. План 3 Учитель вместе с детьми составляет план урока. – Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.) – Какое умение формировали? . Совместное  ΙΙ открытие знаний.  4 3 7 2 3 1. Работа в учебнике.   –  Давайте   познакомимся   со   строением   скелета   человека   более   подробно. (Задание к рисунку на с. 17.) Какие части можно выделить в скелете человека? – Из чего состоят эти части? Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение  слушать и понимать  других. 2. Строить речевое  высказывание в  © ООО «Баласс», 2014 – Какое значение имеют эти части скелета? Отвечают на вопросы учителя. – Какую основную роль выполняет весь скелет? (Опорную.) –  Если скелет исполняет роль опоры, то какими свойствами должны обладать кости, образующие его? Версии и гипотезы, проверка с помощью текста учебника. (Кости должны быть прочными, крепкими, жёсткими.) –  Рисунки на с. 16. Большая берцовая кость в вертикальном положении может выдержать груз в 1500 кг, хотя её масса всего 0,2 кг. – Если кости такие прочные, почему случаются переломы? (Переломы случаются, если неправильно распределена нагрузка на кости скелета.) 2. Работа в рабочей тетради. Задание 3 на с. 6 рабочей тетради. Выполняют задание. – Почему возникает искривление позвоночника? (По причине неправильного положения тела, например, за партой.) –  Как   кости   соединяются   друг   с   другом?   Чтобы   ответить   на   этот   вопрос, проведите наблюдение: – поверните голову вправо, влево; – поверните туловище вправо, влево; – согните и разогните руку, ногу; – рассмотрите рисунок на с. 18: как соединены кости черепа? –  Сравните   результаты   своих   наблюдений.   Попробуйте   их   объяснить   (версии, проверка с помощью текста учебника). Проводят наблюдение. –  Кости скелета соединяются подвижно или полуподвижно. Такое соединение соответствии с  поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли  в устной форме. 4. Умение работать в паре  и в группах. Личностные результаты  1. Развиваем умения  выказывать своё  отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с  определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и  целенаправленной  познавательной  деятельности. © ООО «Баласс», 2014 даёт   человеку   возможность   свободно   двигаться.   Кости   черепа   соединяются неподвижно, так как они защищают головной мозг. –  Если   бы   опорно­двигательная   система   состояла   только   из   одного   скелета, смогли бы мы двигаться? (Нет, так как кости твёрдые.) – Чтобы выяснить роль мышц в организме, провёдем наблюдение: согните руку в локте и найдите мышцы. Определите на ощупь, какие они, как ведут себя при сгибании и разгибании руки. Наблюдают. – Мышцы могут быть мягкими и твёрдыми в зависимости от того, какую работу они выполняют. Расслабленная мышца – мягкая, работающая – твёрдая. Задание к рисункам на с. 18–19. Конструирование модели сустава. Выполняют задания, конструируют сустав. – Как мы ответим на вопрос урока?  – Сокращение мышц изменяет положение костей. Таким образом мы совершаем движение. Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать?  – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. © ООО «Баласс», 2014 – Что мы сейчас делали? – Какие умения формировали? 2 1 2 3 1 1. Работа в учебнике.  Вопросы   на   с.   19.   Обратить   внимание   на   вопрос   3,   можно   предложить ребятам составить памятку. Отвечают на вопросы. ΙΙΙ .  Самостоятельное  применение  знаний. 2. Работа в рабочей тетради. Задания из рабочей тетради на выбор. Выполняют задания. Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать?  – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. 3. Проверочная работа № 2.  Задания, которые вызвали у детей затруднения, после замечаний учителя или одноклассников можно выполнить ещё раз в виде другого варианта. Чтение учебника (тема 3.) Задания из рабочей тетради на выбор. VΙ . Домашнее  задание. © ООО «Баласс», 2014 Регулятивные УУД 1. Развиваем умение  высказывать своё  предположение на  основе работы с  материалом учебника. 2. Оценивать учебные  действия в соответствии  с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу  (составлять план.) 4. Осуществлять  познавательную и  личностную рефлексию. ТОУУ V. Итог урока. 4 – Обмен мнениями по результатам выполнения заданий. – Как человек двигается? – Какую работу мы сейчас выполняли? – Чему научились? – Кто с ней справлялся легко? – Кому пока было трудновато? – Кто или что вам помогло справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? – Кто хотел бы что­нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать? – Какую бы отметку вы себе поставили? Ответы на вопросы и варианты правильного выполнения заданий в учебнике. С. 18.  Задание посвящено объяснению принципов устройства опорно­двигательной системы на модели. Ребята должны связать функции костей с деревянными брусками, а функции мышц – с пружиной. С.   19.  При   ответе   на   верхнее   задание   ученики   скажут,   что   для   нормального   движения   костей   одной   мышцы недостаточно. В следующем задании ученики знакомятся с ролью двух мышц­антагонистов: сгибателем и разгибателем. На левом рисунке красным цветом показана мышца­разгибатель, а на правом – мышца­сгибатель. Вопрос 6. Почему человек устаёт, когда долго стоит без движения?  Потому что целая группа мышц работает без отдыха, т.е. из каждой пары мышц­антагонистов постоянно работает лишь одна. Вопрос 7*. Ученикам предлагается провести опыт: попробовать продержать учебник на вытянутой руке различное время. Скорее всего, ребята вряд ли смогут удержать учебник даже в течение минуты. Объясняя, как люди могут работать без отдыха продолжительное время, ученики могут сказать, что для этого требуется смена деятельности. Возможные ответы на задания рабочей тетради. © ООО «Баласс», 2014 Задание 1  посвящено роли разных элементов скелета, но направлено на выявление его защитной роли. Ученики могут записать, что череп защищает  головной мозг, грудная клетка –  сердце и лёгкие, тазовые кости –  внутренние органы, позвоночник – органы туловища. В задании 2 школьники должны расположить названия отделов скелета в следующем порядке: череп, позвоночник, бедро, стопа. В  задании   3  ученики   раскрасят   средний   и   правый   рисунки   и   напишут   свои   советы,   например:   «Не   сиди   криво!», «Молодец!», «Будь стройным». Задание 4  посвящено работе мышц­антагонистов: на левом рисунке работает  мышца­сгибатель, на правом –  мышца­ разгибатель. Разумным советам безопасного поведения посвящено задание 5  . Зачеркнув левый и средний рисунки, школьники могут дописать   следующий   текст:   «На   бегу   не   забывай  смотреть   по   сторонам.   Не  прыгай  с   большой   высоты.   Если почувствуешь резкую боль, не пытайся лечиться сам, а срочно иди к врачу». Задание 6* знакомит школьников с отличиями бега от ходьбы (наличие безопорной стадии). При правильном выполнении задания текст принимает следующий вид: «При ходьбе в любой момент времени человек хотя бы одной ногой касается земли, а при беге есть моменты, когда человек не касается земли». Правильно   выполнив  задание   7  *,   школьники   получат   следующую   фразу,   объясняющую   причины   того,   что   люди предпочитают носить тяжести на спине: «Мышцы спины и ног развиты  сильнее, чем мышцы рук. Ведь им приходится удерживать всё тело в вертикальном положении. Поэтому люди предпочитают носить тяжести на спине». Возможные ответы на задания проверочной работы № 2. Вариант 1. 1. Необходимый уровень. Поверхность кожи состоит из мёртвых клеток. Повышенный уровень. 1 – защита от механических повреждений, 2 – защита от микробов (или от механических повреждений), 3 – осязание (или защита от микробов), 4 – защита от переохлаждения. Максимальный уровень. Усилятся защита от холода и повреждений, ослабится выработка витамина D. 2. Необходимый уровень. Грудная клетка. Повышенный уровень. Подвижное соединение костей называется суставом. Мышца прикрепляется к кости с помощью связок. Максимальный уровень. Правильность ответа проверяет учитель.     © ООО «Баласс», 2014 Вариант  2.  1.  Необходимый   уровень.   Школьники   соединят   пресмыкающихся   с   фразой   «Кожа   состоит   из   мёртвых клеток, по мере роста организма она заменяется на новую»; млекопитающих (включая человека) – с фразой «Наружный слой мёртвых клеток изнашивается, а изнутри – прирастает за счёт деления живых клеток кожи». Повышенный уровень. 1 – защита от перегрева, 2 – защита от вредных веществ, 3 – осязание, 4 – защита от высыхания. Максимальный уровень. Усилится защита от перегрева и холода, ослабится выработка витамина D. 2.  Необходимый   уровень.   Позвоночник   создаёт   опору   для   туловища.  Повышенный   уровень.   Сухожилия   мышцы прикрепляются к разным костям. Максимальный уровень. Правильность ответа проверяет учитель. © ООО «Баласс», 2014

Как человек двигается

Как человек двигается

Как человек двигается

Как человек двигается

Как человек двигается

Как человек двигается

Как человек двигается

Как человек двигается

Как человек двигается

Как человек двигается

Как человек двигается

Как человек двигается

Как человек двигается

Как человек двигается

Как человек двигается

Как человек двигается
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2018