Цели:
– показать роль и специфику разных органов чувств;
– показать связь между своими ощущениями и теми органами чувств, которые их обеспечивают;
– прививать бережное отношение к своему организму;
– учить сопоставлять признаки предметов и органы чувств, с помощью которых они узнаются.
Оборудование:
а) картины с изображением комнаты, городской и деревенской улиц, времён года;
б) для работы в группах – мешочки с предметами:
1) фрукты и овощи;
2) кофе, апельсин, лук, чеснок;
3) альбомные листы, кисточки, красная, жёлтая и синяя краски;
4) горох, гречка, манная крупа, рис;
5) свисток, детский барабан.
КОНСПЕКТЫ
Окружающий мир
Урок 15.
Тема: Как мы узнаём мир.
Наши помощники – органы чувств.
Цели:
– показать роль и специфику разных органов чувств;
– показать связь между своими ощущениями и теми органами чувств, которые их обеспечивают;
– прививать бережное отношение к своему организму;
– учить сопоставлять признаки предметов и органы чувств, с помощью которых они узнаются.
Оборудование:
а) картины с изображением комнаты, городской и деревенской улиц, времён года;
б) для работы в группах – мешочки с предметами:
1) фрукты и овощи;
2) кофе, апельсин, лук, чеснок;
3) альбомные листы, кисточки, красная, жёлтая и синяя краски;
4) горох, гречка, манная крупа, рис;
5) свисток, детский барабан.
1Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД
2Ι
. Актуализация
знаний
– Ребята, посмотрите на обложку, как называется наш учебник? («Я
и мир вокруг».)
– Что даёт нам возможность познавать окружающий мир? 4
– Посмотрите на картинку, что на ней нарисовано?
Учитель показывает ряд картинок.
– Как вы догадались, что нарисовано на картинках? (По набору
предметов.)
– Перечислите предметы на первой картинке.
– На второй, на третьей и т.д.
– Как вы отличали все эти предметы, которые перечислили? (По
признакам.)
– Как вы смогли распознать, что нарисовано на картинках? 3
(Увидели при помощи глаз.)
– А что ещё нам помогает воспринимать окружающий мир? (Уши,
рот, нос, кожа.)
Если дети назовут не всё, можно зафиксировать неполноту
ответа и вернуться к вопросу в конце урока.
– Как?
Дети высказывают свои предположения: глаза – чтобы видеть,
уши – чтобы слышать, нос – чтобы нюхать (обонять), рот и
язык – чтобы есть и чувствовать вкус пищи; кожа – орган
осязания, она помогает ощущать поверхность предметов, тепло
и холод.
Познавательные УУД:
1) формируем умение извлекать
информацию из схем,
иллюстраций, текста;
2) формируем умение
представлять информацию в
виде схемы;
3) формируем умение выявлять
сущность, особенности
объектов;
4) формируем умение на основе
анализа объектов делать
выводы;
5) формируем умение
устанавливать аналогии;
6) формируем умение обобщать
и классифицировать по
признакам.
3. Постановка
ΙΙ
учебной
проблемы.
Совместное
открытие знаний
1. – Как вы думаете, какая у нас будет тема урока? 1
– Что мы узнаем на уроке?
Дети высказывают свои предположения, учитель повторяет
наиболее правильную и общую формулировку.
– На какие вопросы вам хотелось бы получить ответ?
Учитель фиксирует вопросы, которые, по сути, становятся
планом урока. Желательно использовать какиелибо символы.
Например, «ухо», «глаз», «рот», «рука». Эти символы могут в
дальнейшем использоваться на других уроках как задание
«Послушайте …», «Рассмотрите …» и т.д.
– Что мы сейчас сделали? (Составили план урока.)
– Давайте его выполнять.
Возможно, последовательность не будет совпадать с детским
планом. По ходу урока учитель фиксирует внимание, на какие
вопросы уже получен ответ.
Коммуникативные УУД:
1) формируем умение слушать и
понимать других;
2) формируем умение строить
речевое высказывание в
соответствии с поставленными
задачами;
3) формируем умение
оформлять свои мысли в устной
форме;
4) формируем умение
совместно договариваться о
правилах общения и поведения.
2. Работа с учебником. 4 3
– Давайте откроем учебники на с. 54. Посмотрите на картинку. Что
вы видите?
– Расскажите, что видит, слышит и чувствует Лена.
– Что мы делаем с помощью глаз?
– Что мы делаем с помощью ушей?
– Какие признаки предметов мы определяем с помощью носа?
– Что можно узнать о предметах с помощью рук?
– Назовите ещё раз все части тела, которые помогают нам познать
окружающий мир.
– Кто знает, как все они называются?
Регулятивные УУД:
1) формируем умение учиться
определять цель деятельности
на уроке;
2) формируем умение
определять успешность своего
задания в диалоге с учителем;
3) формируем умение оценивать
учебные действия в
соответствии с поставленной
задачей.
4Ι
V . Итог урока
– Чему мы сегодня учились? 2
– Для чего это нужно знать?
– Какие виды заданий мы выполняли?
– Зачем человеку необходимы органы чувств?
– Что у вас получилось лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Как бы оценили своё настроение после урока?
– Отметим в дневнике ваше настроение после сегодняшнего урока.
ТООУ
Рекомендации по оцениванию достижений учащихся
Ι
. Актуализация знаний
* Отметить учеников, которые правильно описывали картинку и подбирали предметы.
* Отметить учеников, сумевших правильно организовать работу в группах.
* Отметить учеников, которые правильно сделали вывод в своей группе.
ΙΙ
ΙΙΙ
. Открытие нового знания
. Применение нового знания
Работа в тетради
* Отметить учеников, которые правильно выполнили задание в рабочей тетради.
Урок 16.
Тема: Наши помощники – память и ум.
Цели:
– дать понимание, что не всегда органы чувств правильно показывают нам мир;
– объяснить, как с помощью памяти и ума мы различаем предметы и их признаки;
– дать представление о роли памяти и ума в расшифровке показаний органов чувств.
5Оборудование: рисунок человека без органов чувств, рисунки органов чувств; геометрические фигуры.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД
6Ι
. Актуализация
знаний
– Кто может вспомнить, что мы делали на предыдущем уроке
окружающего мира? 2
– Вы так всё хорошо помните и знаете, а где вы храните ваши знания?
– Что ещё хранится в нашей памяти? (Мы сохранили в памяти ощущение
прошлого урока, вкус салата, звуки музыки, радостное настроение и
полученные знания.)
– Проверим, как вы запомнили пять наших помощников.
На доске – рисунок человека без органов чувств, рисунки органов
чувств. По ходу выполнения задания рисунок человека дополняется. 4
5
– Красный, круглый и подвижный. Что это?
– Какой орган чувств помогает вам узнавать эти признаки? (Глаза, или
орган зрения.)
Один ученик выходит к доске и дополняет рисунок человека.
– Щебечущий, кричащий, болтливый.
– Вкусный, сладкий, сочный.
– Мягкий, тёплый, шершавый.
– Душистая, ароматная.
Дети наверняка будут давать разные ответы. Принимаются все,
которые соответствуют указанным признакам.
Познавательные УУД:
1) формируем умение
извлекать информацию из
схем, иллюстраций;
2) формируем умение
представлять информацию
в виде схемы;
3) формируем умение
выявлять сущность,
особенности объектов;
4) формируем умение на
основе анализа объектов
делать выводы;
5) формируем умение
устанавливать аналогии;
6) формируем умение
обобщать и
классифицировать по
признакам.
Коммуникативные УУД:
7. Постановка
ΙΙ
учебной
проблемы
– Что помогло вам сегодня определить, о каком предмете идёт речь, ведь
я не показывала их, вы не слышали, не держали в руках, не пробовали на
вкус, я только перечисляла их признаки? (Мы помним.)
– О каком же помощнике пойдет сегодня речь? 5
1) формируем умение
слушать и понимать
других;
2) формируем умение
строить речевое
8ΙΙΙ
. Совместное
открытие нового
знания
Можно воспользоваться системой вопросов учебника на с. 58 или
предлагаемым нами вариантом.
1. Игра «Снежный ком». 1
К доске вызываются 5 детей.
– Давайте поиграем в игру. Я называю слова на тему «Фрукты».
Первый школьник называет яблоко.
Второй называет то, что назвал первый, плюс свой пример, третий
называет то, что назвал первый и второй, плюс свой пример и т.д.
– Что помогло нам справиться с этим заданием? (Слух и память.)
высказывание в
соответствии с
поставленными задачами;
3) формируем умение
оформлять свои мысли в
устной форме;
4) формируем умение
совместно договариваться
о правилах общения и
поведения.
2. На доске – ряд геометрических фигур.
– Какая фигура может быть следующей?
Учитель добавляет фигуру или несколько фигур.
– Закройте глаза. Что изменилось?
– Какие фигуры лишние?
– Что помогло вам справиться с этим заданием? (Зрение, память, ум.)
3. Литературная викторина.
– Кому принадлежат слова: «Я от дедушки ушёл, я от бабушки ушёл!»?
(Русская народная сказка «Колобок» – Колобку.)
– «Несёт меня лиса за тёмные леса!» (Русская народная сказка «Кот и
петух» – коту.)
– «Битый небитого везёт». (Русская народная сказка «Волк и лиса» –
лисе.)
Регулятивные УУД:
1) формируем умение
определять цель
деятельности на уроке;
2) формируем умение
определять успешность
выполнения задания в
диалоге с учителем;
3) формируем умение
осуществлять
познавательную и
личностную рефлексию.
9IV. Применение
нового знания
Рабочая тетрадь. 4
– Откройте тетрадь на с. 25.
– Давайте поработаем в парах.
– Рассмотрите задания № 3 и № 4. Что нужно сделать?
– Выберите любое задание. Выполните его в парах.
Проверка.
– Обоснуйте выбор задания и расскажите, как выполнили его. 3
V. Итог урока
– Какие выводы мы сегодня сделали на уроке? 2
– Что исправляет ошибки органов чувств?
– Чему мы учились сейчас, отвечая на мои последние вопросы? (Учились
рассказывать, что нового узнали на уроке.)
– С каким настроением вы уходите с урока?
– Какие задания вам удалось выполнить легко?
– При выполнении каких заданий испытывали затруднения?
– Отметьте своё настроение в дневнике.
ТООУ
Рекомендации по оцениванию достижений учащихся
Ι
. Актуализация знаний
* Отметить учеников, правильно расставивших органы чувств на картинки.
10ΙII. Открытие нового знания
* Отметить учеников, сделавших правильные выводы.
* Отметить учеников, которые правильно называли слова в игре.
* Отметить учеников, которые правильно отгадали героев в Литературной викторине.
* Отметить учеников, которые хорошо построили свою работу в парах.
11