Как мы узнаём мир.

  • Разработки уроков
  • doc
  • 02.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: – показать роль и специфику разных органов чувств; – показать связь между своими ощущениями и теми органами чувств, которые их обеспечивают; – прививать бережное отношение к своему организму; – учить сопоставлять признаки предметов и органы чувств, с помощью которых они узнаются. Оборудование: а) картины с изображением комнаты, городской и деревенской улиц, времён года; б) для работы в группах – мешочки с предметами: 1) фрукты и овощи; 2) кофе, апельсин, лук, чеснок; 3) альбомные листы, кисточки, красная, жёлтая и синяя краски; 4) горох, гречка, манная крупа, рис; 5) свисток, детский барабан.
Иконка файла материала Okruzhayuschiy_mir__9-ya_nedelya+.doc
КОНСПЕКТЫ Окружающий мир Урок 15. Тема: Как мы узнаём мир. Наши помощники – органы чувств. Цели: – показать роль и специфику разных органов чувств; – показать связь между своими ощущениями и теми органами чувств, которые их обеспечивают; – прививать бережное отношение к своему организму; – учить сопоставлять признаки предметов и органы чувств, с помощью которых они узнаются. Оборудование:  а) картины с изображением комнаты, городской и деревенской улиц, времён года; б) для работы в группах – мешочки с предметами: 1) фрукты и овощи; 2) кофе, апельсин, лук, чеснок; 3) альбомные листы, кисточки, красная, жёлтая и синяя краски; 4) горох, гречка, манная крупа, рис; 5) свисток, детский барабан. 1Этапы урока Ход урока Формирование УУД 2Ι . Актуализация  знаний – Ребята, посмотрите на обложку, как называется наш учебник? («Я и мир вокруг».)  – Что даёт нам возможность познавать окружающий мир? 4 – Посмотрите на картинку, что на ней нарисовано? Учитель показывает ряд картинок.  – Как вы догадались, что нарисовано на картинках? (По набору  предметов.) – Перечислите предметы на первой картинке. – На второй, на третьей и т.д.  – Как вы отличали все эти предметы, которые перечислили? (По  признакам.) – Как вы смогли распознать, что нарисовано на картинках? 3  (Увидели при помощи глаз.) – А что ещё нам помогает воспринимать окружающий мир? (Уши,  рот, нос, кожа.) Если дети назовут не всё, можно зафиксировать неполноту  ответа и вернуться к вопросу в конце урока. – Как?  Дети высказывают свои предположения: глаза – чтобы видеть,  уши – чтобы слышать, нос – чтобы нюхать (обонять), рот и  язык – чтобы есть и чувствовать вкус пищи; кожа – орган  осязания, она помогает ощущать поверхность предметов, тепло и холод. Познавательные УУД: 1) формируем умение извлекать информацию из схем,  иллюстраций, текста;  2) формируем умение  представлять информацию в  виде схемы; 3) формируем умение выявлять  сущность, особенности  объектов; 4) формируем умение на основе анализа объектов делать  выводы; 5) формируем умение  устанавливать аналогии; 6) формируем умение обобщать и классифицировать по  признакам. 3. Постановка  ΙΙ учебной  проблемы.  Совместное  открытие знаний 1. – Как вы думаете, какая у нас будет тема урока? 1 – Что мы узнаем на уроке? Дети высказывают свои предположения, учитель повторяет  наиболее правильную и общую формулировку. – На какие вопросы вам хотелось бы получить ответ?  Учитель фиксирует вопросы, которые, по сути, становятся  планом урока. Желательно использовать какие­либо символы.  Например, «ухо», «глаз», «рот», «рука». Эти символы могут в  дальнейшем использоваться на других уроках как задание  «Послушайте …», «Рассмотрите …» и т.д. – Что мы сейчас сделали? (Составили план урока.) – Давайте его выполнять. Возможно, последовательность не будет совпадать с детским  планом. По ходу урока учитель фиксирует внимание, на какие  вопросы уже получен ответ. Коммуникативные УУД: 1) формируем умение слушать и понимать других; 2) формируем умение строить  речевое высказывание в  соответствии с поставленными  задачами; 3) формируем умение  оформлять свои мысли в устной форме; 4) формируем умение  совместно договариваться о  правилах общения и поведения. 2. Работа с учебником. 4 3 – Давайте откроем учебники на с. 54. Посмотрите на картинку. Что  вы видите? – Расскажите, что видит, слышит и чувствует Лена.  – Что мы делаем с помощью глаз? – Что мы делаем с помощью ушей? – Какие признаки предметов мы определяем с помощью носа? – Что можно узнать о предметах с помощью рук? – Назовите ещё раз все части тела, которые помогают нам познать  окружающий мир. – Кто знает, как все они называются?  Регулятивные УУД: 1) формируем умение учиться  определять цель деятельности  на уроке; 2) формируем умение  определять успешность своего  задания в диалоге с учителем; 3) формируем умение оценивать учебные действия в  соответствии с поставленной  задачей. 4Ι V . Итог урока – Чему мы сегодня учились? 2 – Для чего это нужно знать? – Какие виды заданий мы выполняли? – Зачем человеку необходимы органы чувств? – Что у вас получилось лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Как бы оценили своё настроение после урока? – Отметим в дневнике ваше настроение после сегодняшнего урока. ТООУ Рекомендации по оцениванию достижений учащихся Ι . Актуализация знаний * Отметить учеников, которые правильно описывали картинку и подбирали предметы. * Отметить учеников, сумевших правильно организовать работу в группах. * Отметить учеников, которые правильно сделали вывод в своей группе. ΙΙ ΙΙΙ . Открытие нового знания  . Применение нового знания Работа в тетради * Отметить учеников, которые правильно выполнили задание в рабочей тетради. Урок 16.  Тема: Наши помощники – память и ум. Цели: – дать понимание, что не всегда органы чувств правильно показывают нам мир; – объяснить, как с помощью памяти и ума мы различаем предметы и их признаки; – дать представление о роли памяти и ума в расшифровке показаний органов чувств. 5Оборудование: рисунок человека без органов чувств, рисунки органов чувств; геометрические фигуры. Этапы урока Ход урока Формирование УУД 6Ι . Актуализация  знаний – Кто может вспомнить, что мы делали на предыдущем уроке  окружающего мира?  2   – Вы так всё хорошо помните и знаете, а где вы храните ваши знания? – Что ещё хранится в нашей памяти? (Мы сохранили в памяти ощущение  прошлого урока, вкус салата, звуки музыки, радостное настроение и  полученные знания.)  – Проверим, как вы запомнили пять наших помощников. На доске – рисунок человека без органов чувств, рисунки органов  чувств. По ходу выполнения задания рисунок человека дополняется. 4  5 – Красный, круглый и подвижный. Что это? – Какой орган чувств помогает вам узнавать эти признаки? (Глаза, или  орган зрения.) Один ученик выходит к доске и дополняет рисунок человека. – Щебечущий, кричащий, болтливый.  – Вкусный, сладкий, сочный. – Мягкий, тёплый, шершавый. – Душистая, ароматная. Дети наверняка будут давать разные ответы. Принимаются все,  которые соответствуют указанным признакам.  Познавательные УУД:  1) формируем умение  извлекать информацию из  схем, иллюстраций;  2) формируем умение  представлять информацию в виде схемы; 3) формируем умение  выявлять сущность,  особенности объектов; 4) формируем умение на  основе анализа объектов  делать выводы; 5) формируем умение  устанавливать аналогии; 6) формируем умение  обобщать и  классифицировать по  признакам. Коммуникативные УУД: 7. Постановка  ΙΙ учебной  проблемы – Что помогло вам сегодня определить, о каком предмете идёт речь, ведь я не показывала их, вы не слышали, не держали в руках, не пробовали на  вкус, я только перечисляла их признаки? (Мы помним.) – О каком же помощнике пойдет сегодня речь? 5 1) формируем умение  слушать и понимать  других; 2) формируем умение  строить речевое  8ΙΙΙ . Совместное  открытие нового  знания Можно воспользоваться системой вопросов учебника на с. 58 или  предлагаемым нами вариантом. 1. Игра «Снежный ком».  1  К доске вызываются 5 детей.  – Давайте поиграем в игру. Я называю слова на тему «Фрукты».  Первый школьник называет яблоко.  Второй называет то, что назвал первый, плюс свой пример, третий  называет то, что назвал первый и второй, плюс свой пример и т.д. – Что помогло нам справиться с этим заданием? (Слух и память.) высказывание в  соответствии с  поставленными задачами; 3) формируем умение  оформлять свои мысли в  устной форме; 4) формируем умение  совместно договариваться  о правилах общения и  поведения. 2. На доске – ряд геометрических фигур.  – Какая фигура может быть следующей? Учитель добавляет фигуру или несколько фигур. – Закройте глаза. Что изменилось? – Какие фигуры лишние? – Что помогло вам справиться с этим заданием? (Зрение, память, ум.) 3. Литературная викторина.  – Кому принадлежат слова: «Я от дедушки ушёл, я от бабушки ушёл!»?  (Русская народная сказка «Колобок» – Колобку.) –  «Несёт меня лиса за тёмные леса!» (Русская народная сказка «Кот и  петух» – коту.) –  «Битый небитого везёт». (Русская народная сказка «Волк и лиса» –  лисе.) Регулятивные УУД: 1) формируем умение  определять цель  деятельности на уроке; 2) формируем умение  определять успешность  выполнения задания в  диалоге с учителем; 3) формируем умение  осуществлять  познавательную и  личностную рефлексию. 9IV. Применение нового знания Рабочая тетрадь. 4 – Откройте тетрадь на с. 25. – Давайте поработаем в парах.  – Рассмотрите задания № 3 и № 4. Что нужно сделать? – Выберите любое задание. Выполните его в парах.  Проверка. – Обоснуйте выбор задания и расскажите, как выполнили его. 3 V. Итог урока – Какие выводы мы сегодня сделали на уроке? 2 – Что исправляет ошибки органов чувств? – Чему мы учились сейчас, отвечая на мои последние вопросы? (Учились  рассказывать, что нового узнали на уроке.) – С каким настроением вы уходите с урока? – Какие задания вам удалось выполнить легко? – При выполнении каких заданий испытывали затруднения? – Отметьте своё настроение в дневнике. ТООУ Рекомендации по оцениванию достижений учащихся Ι . Актуализация знаний * Отметить учеников, правильно расставивших органы чувств на картинки. 10ΙII. Открытие нового знания * Отметить учеников, сделавших правильные выводы. * Отметить учеников, которые правильно называли слова в игре. * Отметить учеников, которые правильно отгадали героев в Литературной викторине. * Отметить учеников, которые хорошо построили свою работу в парах. 11