Как писать самоанализ педагогической деятельности?
Каждый из нас не понаслышке знает, каково находиться в тисках бумажного кошмара. Года не проходит, чтобы школа не работала под новым лозунгом! Инновационные технологии и проектная деятельность, положительная динамика достижений и обучение компетенциям, обязательный мониторинг и системно-деятельностный подход… Требования к учителю сыплются, как из рога изобилия. Ещё бы! По части имитации деятельности чиновникам от образования просто нет равных! А пресловутый ФГОС?! Не успели школы «прогнуться» под подушевое финансирование, как очередная напасть – новый стандарт!
При этом, какие бы реформы ни терзали школу, одно в них не меняется точно – требование усилить ответственность простого педагога. И вот мы, бедные Марьиванны, после своего почти шахтерского труда на уроках вынуждены писать сотни бумаг, доказывающих нашу «продвинутость» по всем статьям. (А иначе ведь и зарплаты лишиться можно, даже если ты семи пядей во лбу и трудоголик в одном лице, даже если днюешь и ночуешь в школе!) Рабочие программы, планы воспитательной работы, информационные карты урока… Мне кажется, бумаготворчество брежневской эпохи девственно невинно по сравнению с формализмом нашего времени. Причем электронные документы не освободили учителя, а лишь удвоили его нагрузку. Вершиной же этого бумажного кошмара стала аттестация.
Мы ждем это испытание с замиранием сердца: а вдруг категорию не подтвердим? Досадуем: опять работать не дают, детей учить некогда! Негодуем: аттестация по сути своей очень напоминает унизительную процедуру, где инвалид на протезах должен периодически доказывать медицинской комиссии, что ноги у него за ближайшие годы не отросли. Каждые пять лет мы вынуждены писать самоанализ своей деятельности, для чего нам приходится садиться за педагогическую литературу и осваивать её жуткий «птичий» язык и новые термины. Причем, поскольку модернизация у нас перманентная, этот нечеловеческий язык меняется гораздо быстрее, чем мы можем его освоить. Воевать с системой, известно, как с ветряными мельницами биться: дело благородное, но уж очень неблагодарное. От аттестации избавиться невозможно – и, значит, самоанализ всё-таки писать придётся. Поэтому возникает вопрос: как сделать это безболезненно и продуктивно, чтобы мысли о грядущей нервотрёпке никак не нарушали наш сон?
Алгоритм действий учителя
Первое. Прежде чем сесть за работу, необходимо найти критерии, по которым её будет оценивать аттестационная комиссия. Документ, в котором эти критерии указаны, у каждого региона свой (хотя, конечно, в целом, они очень похожи). Обратитесь за помощью к тому человеку в школе, кто отвечает за аттестацию. Когда Вы будете знать требования, которые предъявляются учителю, будет значительно проще доказать, что Вы им соответствуете.
Второе. Необходимо подготовить свои документы. В частности, удостоверения о повышении квалификации, различные сертификаты, дипломы и др. Составьте справки о достижениях своих учеников – по результатам школьной и НЕЗАВИСИМОЙ(!) экспертизы. Сюда же можно приложить различные анкеты, письма родителей, общественности, диаграммы.
Третье. Посмотрите, какие новые ветры дуют в образовании. Вот сейчас, например, учитель просыпается и спать ложится со словом «ФГОС». Значит, нужно понять, чем же новый стандарт отличается от старого? Ваш самоанализ никак не обойдется без слов «инновационные технологии», «системно-деятельностный и компетентностный подходы», «рефлексия», «обучающиеся с ограниченными возможностями», хорошо бы ввернуть про «личностно-ориентированное обучение», «инклюзивное образование», «принцип минимакса».
Четвертое. Возможно, Вы уже писали аттестационную работу – тогда достаньте её с полки. Если Вы настоящий учитель, то, уверяю, Ваша технология уже была «деятельностной». И, стряхнув пыль и чуть переработав написанное, Вы получите основу для будущего самоанализа.
Итак, приступаем к работе!
1. Конечно, начинаем с введения. В нем надо будет познакомить со своим педагогическим кредо. Рассказать о целях Вашей деятельности и о том, какие задачи Вы решаете для достижения этих целей. Учтите: не надо писать много и ни о чем. Введение большинства работ поражает многословием, общими словами, размытостью определений. Коротко, конкретно, выделяя опорные слова.
2. Далее оцениваем качество условий своей деятельности. Сюда относится:
· качество материально-технической базы (кабинет, мебель, оборудование, технические средства – компьютер, проектор);
· качество информационного обеспечения (учебники, пособия, методические руководства для учителя, электронные учебники);
· качество методического обеспечения (нужно обосновать выбор линий УМК, охарактеризовать рабочие и авторские образовательные программы, описать КИМы, тесты, раздаточный материал, собранные за годы работы);
3. Даем оценку качества своего учебно-воспитательного процесса. Здесь необходимо:
· определить основную педагогическую идею своей работы, обосновать актуальность обозначенной Вами проблемы;
· написать, на какие научные теории и практики Вы опираетесь, технологии каких известных педагогов используете в своей работе (учтите, что Вам вовсе не обязательно изобретать велосипед: новизна в деятельности учителя проявляется в широком диапазоне, от новых положений до эффективного применения уже известных достижений науки или рационализации отдельных сторон учебно-воспитательного процесса);
· описать формы, методы, приемы и средства обучения и воспитания, используемые Вами; привести примеры из своей практики, доказывающие эффективность их применения;
· продемонстрировать применение Вами инновационных технологий (проектных, ИКТ, личностно-ориентированных и др.), аргументировать необходимость этих инноваций.
4. Показываем результативность деятельности – достижения обучающихся:
· позитивную динамику учебных достижений обучающихся по результатам внутришкольного контроля;
· позитивную динамику достижений обучающихся по результатам внешней экспертизы (ЕГЭ, ГИА, олимпиады, конкурсы, НПК, поступление в вузы);
· позитивную динамику формирования социальных компетенций учеников.
5. Показываем свои достижения:
· стремление к самообразованию и повышению квалификации;
· участие в профессиональных конкурсах;
· обобщение и распространение своего опыта.
6. В заключение говорим о том, с какими трудностями приходится сталкиваться при реализации профессионального проекта и о возможных перспективах преодоления этих трудностей.
К самоанализу прикладываем копии всех своих документов – удостоверений, сертификатов, дипломов. Все они должны быть заверены директором школы. Заполняем заявление на аттестацию. Собираем папку, в которой все бумаги должны лежать в определенном порядке, и… везем в отдел аттестации. Удачной защиты!
ПРИМЕЧАНИЕ. Возможно, последовательность изложения материала в Вашем регионе будет немного иной. Но «начинка», содержание, непременно будет включать все вышеперечисленное. Кроме того, необходимо очень внимательно отнестись к оформлению работы: в аттестационной комиссии проконсультироваться о том, как оформляется титульный лист, делается оглавление, каков должен быть объем работы.
Если вдруг на написание самоанализа педагогической деятельности все-таки не хватает времени, опыта, нервов, – обращайтесь vikulina62@mail.ru телефон +7(961)874-05-46. Постараюсь по возможности помочь.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.