Как писать мини-сочинение по обществознанию

  • Разработки уроков
  • docx
  • 26.10.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Как писать мини-сочинение по обществознанию. В 2015 году Федеральным институтом педагогических измерений была изменена структура контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по обществознанию. Ряд заданий были исключены, некоторые были изменены. Однако традиционным остается написание мини-сочинения. Согласно критериям, предложенным ФИПИ, выпускникам надо писать именно мини-сочинение, а не фиксировать отдельные положения (явления, факты) по выбранной теме. Предлагается следующий алгоритм написания эссе (мини-сочинения): 1) Необходимо раскрыть смысл высказывания. Для этого надо определить главную мысль, а затем сказать то же самое, но своими словами. Это критерий оценивания является ключевым. Если эксперт оценивает его в 0 баллов, соответственно, мини-сочинение далее не проверяется. 2) Высказывание своей позиции к мнению автора. Не стоит забывать, что во всем мини-сочинении необходимо далее строго придерживаться своей позиции. 3) Теоретическая аргументация. 4) Фактическая аргументация. Факты и примеры должны быть почерпнуты из различных источников (СМИ, история, литература, личного социального опыта). Наиболее частой ошибкой по этому критерию является обращение к одному источнику.
Иконка файла материала конспект.docx
Как писать мини­сочинение по обществознанию.       В 2015 году Федеральным институтом педагогических измерений была изменена структура   контрольно­измерительных   материалов   ЕГЭ   по   обществознанию.   Ряд заданий были исключены, некоторые были изменены. Однако традиционным остается написание мини­сочинения.      Согласно критериям, предложенным ФИПИ, выпускникам надо писать именно мини­сочинение,   а   не   фиксировать   отдельные   положения   (явления,   факты)   по выбранной   теме.   Предлагается   следующий   алгоритм   написания   эссе   (мини­ сочинения): 1) Необходимо раскрыть смысл высказывания. Для этого надо определить главную мысль, а затем сказать то же самое, но своими словами.  Это критерий оценивания является   ключевым.   Если   эксперт   оценивает   его   в   0   баллов,   соответственно, мини­сочинение далее не проверяется.  2) Высказывание своей позиции к мнению автора. Не стоит забывать, что во всем мини­сочинении необходимо далее строго придерживаться своей позиции.  3) Теоретическая аргументация.  4) Фактическая   аргументация.   Факты   и   примеры   должны   быть   почерпнуты   из различных источников (СМИ, история, литература,  личного социального опыта). Наиболее   частой   ошибкой   по   этому   критерию   является   обращение   к   одному источнику.  5) Вывод. Здесь подводятся итоги мини­сочинения.      В сочинении необходимо использовать термины, понятия, относящиеся к данной теме.   Но необходимо обратить внимание, что фактические ошибки (неправильное написание термина, неуместное употребление понятия) приводят к снижению баллов.    Рекомендуется написать фразы­клише, с которых будет начинаться новая мысль в мини­сочинении.   Рассмотрим   их   в   соответствии   с   алгоритмом   на   примере высказывания Б.Г. Ананьева «Начало личности наступает намного позже, чем начало индивида».             Начать   сочинение   надо   с   перефразировки   слов   автора.  Автор   своим высказыванием   хотел  сказать,   что   личностью   не   рождаются,   а   становятся. Также   можно   использовать   другие   фразы­клише:   Для   меня   эта   фраза   является ключом к пониманию…, Поразительный простор для мысли открывает это короткое высказывание...            Далее необходимо приводить теоретическую аргументацию. На данном этапе работы необходимо написать на черновике термины, которые относятся к теме мини­ сочинения:   социализация,   личность,   индивид,   социум,   агенты   социализации,институты   социализации   и   т.д.   Однако   сочинение   не   должно   походить   на обществоведческий   словарь.   Теоретический   материал   должен   стать   естественной частью   мини­сочинения,   логически   вытекать   из   вышесказанного   и   быть   связан   с последующим.             После этого можно раскрывать свою позицию к словам автора. Здесь можно использовать такие фразы­клише, как: Я согласен с мнением автора, потому что…, Сложно   не   согласиться   с   позицией   автора….,   Выбор   данной   темы   продиктован следующими соображениями... Следующий шаг – показать свои теоретические знания выбранной темы.  Рекомендуется набросать аргументы «за»/«против» высказывания автора,   одновременно   подбирая   им   подтверждение   из   различных   источников. Дальше можно продолжать мини­сочинение, используя слова: например, во­первых (во­вторых, в­третьих), а также, фразу: рассмотрим несколько подходов….        В части мини­сочинения, связанной с практической аргументацией, чаще всего учителя   рекомендуют   обращаться   к   источникам   из   истории   и   литературы.   Здесь можно начать с фразы­клише: В истории (литературе) существует много примеров становления личности. Ярким примером является…        Распространенной ошибкой является то, что выпускники приводят пример, но не раскрывают его (Ярким примером является А.В. Суворов, Петр  I  и т.д.), а также переход на бытовой уровень (моя подруга, соседка). Наиболее правильным будет показать, почему вы выбираете именно этот пример.                 В истории существует много примеров становления личности. Ярким примером является А.В. Суворов – величайший российский полководец. В детстве он был болезненным и очень слабым ребенком. Однако с детских лет Александр Васильевич проявил тягу к военному делу, стал самостоятельно изучать военную историю,   читать   книги   по   военному   делу.   Постоянные   закаливания, систематические физические упражнения укрепили не только тело,  но закалили дух.   В   пятнадцать   лет   Суворов   достиг   своей   цели,   он   поступил   на   военную службу.          Примером того, что индивид может стать личностью только в социуме, являются дети­маугли, про которых много написано в научной литературе. Эти человеческие   дети   росли   в   условиях   социальной   изоляции   с   раннего   возраста. Воспитанные   животными,   они   проявляют   поведение,   свойственное   для   своих приемных родителей, например, страх перед человеком. Если до изоляции у детей были   навыки   социального   поведения,   то   процесс   реабилитации   (социализации) происходит проще. Однако если ребенок оказался вне социума в возрасте от трех до шести лет, личностью он не станет никогда. Дети не могут освоить простые 2на   наш   взгляд   вещи:   прямохождение,   человеческий   язык,   общение   с   другими людьми. Они никогда не станут личностью – субъектом социокультурной жизни.             В   заключении   необходимо   сформулировать   общий   вывод   работы.   Можно использовать следующие фразы­клише:  Таким образом…, Итак…, Подведем общий итог   рассуждению…,   Именно   поэтому   я   не   могу   согласиться   с   автором высказывания....          Например. Таким образом, для становления личности необходимо жить в социуме и взаимодействовать с ним. Развитие личности происходит только в человеческом окружении. Социум оказывает постоянное влияние на личность, оценивает и корректирует ее поведение...        Список использованной литературы: 1. Федеральный институт педагогических измерений: http://fipi.ru.       3