КАК РОССИЯ У ЕВРОПЫ «УЧИЛАСЬ»

  • Разработки уроков
  • doc
  • 20.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Учитель предлагает ученикам сравнить эти памятники культуры. Ребята без труда заметят, что произведения художников и архитекторов России и Европы сильно отличаются. На доске появляется запись: До XVIII в. культура России и Европы сильно отличалась. После этого под надписью «Памятники культуры России времён Российской империи XVIII–XIX веков» разместить изображения произведений русской живописи и архитектуры. Учитель предлагает сравнить памятники русской культуры двух эпох. Ученикам также не составит труда выявить резкие отличия. При этом часть ребят, вполне возможно, заметит сходство между европейскими памятниками культуры и русскими времён империи. На доске появляется запись: После XVIII в. культура России становится похожа на европейскую.
Иконка файла материала konsp_okr_ist_3kl_ur19_+.doc
Окружающий мир (3­й класс)  ЧАСТЬ 2. МОЁ ОТЕЧЕСТВО  Урок 19.  РАЗДЕЛ III. ВРЕМЕНА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ. XVIII – начало XX ВЕКА. Тема: КАК РОССИЯ У ЕВРОПЫ «УЧИЛАСЬ» Цели: – ознакомить учеников с культурой России XVIII–XIX веков, сравнить достижения культуры России и Европы. Этапы урока Ход урока Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов Ι . Актуализация  знаний и  постановка  учебной  проблемы.  4 1 3  На доске.  Памятники культуры России времён Московского государства Репродукции русских икон XV–XVII  веков, реконструкции или фотографии  сохранившихся памятников  архитектуры этого периода. Памятники культуры европейских стран XV–XVII веков Поместить репродукции картин  европейских художников и фото  архитектурных памятников XV–XVII  веков (эпох Возрождения и барокко). Учитель предлагает ученикам сравнить эти памятники культуры. Ребята без труда заметят, что произведения художников и архитекторов России и Европы сильно отличаются. На доске появляется запись:  Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать   информацию из   схем,   иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию   в   виде схемы. 3. Выявлять   сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа  объектов делать выводы. © ООО «Баласс», 2013До XVIII в. культура России и Европы сильно отличалась.  После этого под надписью «Памятники культуры России времён Российской империи   XVIII–XIX   веков»   разместить   изображения   произведений   русской живописи и архитектуры. Учитель   предлагает   сравнить   памятники   русской   культуры   двух   эпох. Ученикам   также   не   составит   труда   выявить   резкие   отличия.   При   этом часть   ребят,   вполне   возможно,   заметит   сходство   между   европейскими памятниками культуры и русскими времён империи.  На доске появляется запись:  После XVIII в. культура России становится похожа на европейскую. –  Посмотрите   на   доску.   Какое   вы   заметили   противоречие?   (Получается,   что Россия забыла свою культуру?)  – Какой возникает вопрос? Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока: Можно ли сказать, что после XVIII в. Россия отказалась от своей культуры и приняла европейскую?    Проблема   урока   записывается   на   доску.   К   ней   необходимо   постоянно обращаться по ходу занятия, особенно на последнем этапе урока. – Составим план урока. 5. Обобщать и  классифицировать по  признакам. 6. Ориентироваться на  развороте учебника. 7. Находить ответы на  вопросы в иллюстрации. Коммуникативные  УУД 1. Развиваем умение  слушать и понимать  других. 2. Строить речевое  высказывание в  соответствии с  поставленными  задачами. 3. Оформлять свои  мысли в устной форме. 4. Умение работать в  паре и в группах. План (примерный)  3 Учитель вместе с детьми составляет план. © ООО «Баласс», 2013– Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.) – Какое умение формировали?  К главному вопросу урока можно сделать три предположения:  – Россия отказалась от своей культуры и приняла европейскую? – Россия не отказалась от своей культуры и не приняла европейскую? – Россия частично отказалась от своей культуры и частично приняла  европейскую?   От проблемы урока провести стрелки, под которыми ключевыми словами  записать основные версии.  2 1 4 7 3 3  Урок   можно   построить   вокруг   схемы­образа   «Русская   культура»   в   виде дерева: . Совместное  ΙΙ открытие знаний.  Поиск решения  проблемы. © ООО «Баласс», 2013 Личностные результаты  1. Развиваем умения  выказывать своё  отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с  определённой ситуацией. 3. Формируем  мотивацию к обучению и целенаправленной  познавательной  деятельности.Схема   заполняется   иллюстрациями   или   надписями   постепенно,   по   ходу изучения материала. –  Давайте   вспомним,   какие   корни   имела   русская   культура   к   XVII   в. (Книгопечатание,   умение   возводить   и   украшать   города,   искусство   мастеров­ ремесленников   и   т.п.   В   нижней   части   дерева,   около   корней,   можно   написать «Традиции, обряды, достижения русской культуры».)  1. Черты европейской культуры в России. С   помощью   иллюстраций,   помещённых   на   доску   в   начале   урока,   и   текста учебника (фрагмент «Жажда науки», первый абзац) ученики делают вывод, что   деятельность   Петра   сильно   повлияла   на   развитие   отечественной © ООО «Баласс», 2013культуры – Россия заимствовала много нового из более образованной к тому времени   Европы.   Образно   можно   представить   достижения   европейской культуры в виде дождя или воды, льющейся из лейки на корни дерева. 2. М.В. Ломоносов – первопроходец новой культуры Российской империи.  Прежде чем переходить к изучению деятельности М.В. Ломоносова, можно вспомнить   с   учениками   материал   темы   10   «Земля   и   люди   Московского государства»,   отметить  трудолюбие  и  мудрость  русского  народа.  Можно также   подчеркнуть,   что   в   нелёгких   природных   условиях   России   людям требовалось немалое упорство, напряжение всех физических и духовных сил для   того,   чтобы   выжить.   Именно   эти   качества   характера   помогли   и Ломоносову в достижении своей цели.  Ученики   дочитывают   текст   фрагмента   до   конца,   выполняют   задание   к иллюстрациям на с. 76. С помощью учителя делают вывод, что основанный Ломоносовым университет открыл дорогу к новой культуре многим русским талантам. Можно поместить на стволе схемы­дерева портрет Ломоносова, напоминая   о   том,   что   он   был   первым   россиянином,   чей   талант   расцвёл благодаря новым возможностям, открытым Петром I. 3. «Золотой век» русской культуры. Третий смысловой фрагмент урока посвящён деятельности русского поэта А.С. Пушкина – ярчайшей фигуры своего времени. Ученики читают фрагмент «”Золотой   век”   русской   культуры»   или   используют   другие   источники   – детские   энциклопедии,   учебные   фильмы,   сообщения   одноклассников. Необходимо, как и в случае с Ломоносовым, отметить, что развитию его таланта  способствовали,   с  одной стороны,  богатые  традиции  культуры и истории Руси, а с другой стороны, то, что он получил прекрасное образование © ООО «Баласс», 2013европейского   образца   в   Царскосельском   лицее   –   одном   из   самых прогрессивных учебных заведений того времени. На схеме в кроне дерева размещаем портреты Пушкина и его современников, фотографии памятников архитектуры и искусства XIX века.  Ученики   с   помощью   учителя   приходят   к   выводу,   что   европейская просвещённость и русские достижения, обычаи создали удивительный сплав культур, до сих пор поражающий своим размахом и неповторимостью. – Обратимся к основному вопросу урока, записанному на доске. Чьи версии уже подтвердились?   (Россия   частично   отказалась   от   своей   культуры   и   частично приняла европейскую.) Напротив подтвердившейся версий ставим знак «+». – Что мы сейчас делали? – Какие умения формировали? ΙΙΙ .  Самостоятельное  применение  знаний.  2 1 4 4 6 Работа в группах. – Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить?  (Можно ли сказать, что после XVIII в. Россия отказалась от своей культуры и приняла европейскую?)  – Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос? Ученики совещаются в группах, и представители от групп выражают свой вариант решения проблемы. С помощью учителя ученики должны прийти к Регулятивные УУД 1. Развиваем умение  высказывать своё  предположение на  основе работы с  материалом учебника. 2. Оценивать учебные  © ООО «Баласс», 2013выводу, что после петровских преобразований российская культура во многом изменилась,   но   не   отказалась   от   своих   «корней».   Можно   сказать,   что культура   более   просвещённой   Европы   помогла   российским   талантам раскрыться полнее и по­новому.  Работа в учебнике. –  Откройте   учебники.   Прочитайте  вопрос   4:   «Как   ты   думаешь,   потеряла   ли культура России свою самобытность после преобразований Петра I?» !!!   Вопрос   потребует   от   учеников   выяснить   сначала,   что   такое самобытность. Здесь, безусловно, потребуется помощь учителя, который в ходе предварительного обсуждения может объяснить это слово, исходя из его этимологии: быт = бытие = существование или жизнь, жизненный путь (история), т.е. самобытность – свой жизненный путь, своё место в истории человечества,   отличие   своей   культуры   от   других   культур.   После   этого ученикам предстоит выяснить, отказалась ли Россия от своих собственных достижений и обычаев в культуре после преобразований Петра (ответ есть в основной мысли урока), и сделать вывод: потеряна самобытность или нет? Учитель   спрашивает   несколько   пар.   Если   остались   неохваченные   вопросы, учитель может задать их на дом. действия в соответствии  с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу  (составлять план). 4. Осуществлять  познавательную и  личностную рефлексию. ТОУУ  Вопросы к ученику (формирование алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать?  – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? © ООО «Баласс», 2013– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.  Работа в рабочей тетради. Выполнение задания № 1, 2  Н  (самостоятельно), задание № 1, 2  П  (работа в парах). Вопросы к ученику (формирование алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать?  – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.  VΙ . Домашнее  задание. Обязательное задание для всех: выполнить одно из заданий рабочей тетради к теме 15, выбрав из тех, которые не были выполнены в классе. Учитель может предложить желающим ученикам прочитать тему целиком, а также выполнить творческое задание:  –  Найди   в   известных   тебе   стихах   А.С.   Пушкина   описания   родной   природы, сказочных персонажей. Сделай иллюстрацию к понравившимся строкам. Прими участие в выставке «Пушкин – гордость России». V. Итог урока. – Какую работу мы сейчас выполняли? – Чему научились? – Кто с ней справлялся легко? – Кому пока было трудновато? © ООО «Баласс», 2013– Кто или что вам помогло справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? – Кто хотел бы что­нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать? – Какую бы отметку вы себе поставили? – Что нового узнали? – Что показалось особенно интересным сегодня на уроке? © ООО «Баласс», 2013