Есть показатель, достаточно четко отражающий функциональное состояние организма и его динамику. Это показатель работоспособности. В обыденной жизни мы часто употребляем этот термин, применяем его и к характеристике деятельности школьника: «ребенок с низкой работоспособностью», «у него высокая работоспособность», понимая под этим способность действовать целенаправленно, достигать определенных результатов. Известно, что работоспособность очень зависит от внешних условий и функционального состояния организма. Например, работоспособность шестилетнего первоклассника снижается довольно быстро – об этом сигнализирует общее «двигательное беспокойство». Через 15-20 минут урока число неслушающих, вертящихся, отвлекающихся, занимающихся своим делом, а то и просто играющих детей катастрофически быстро растет. Кажется: еще секунда – и собрать их внимание будет просто невозможно. Двигательное беспокойство – это защитная реакция организма ребенка. Он как бы отключается, давая себе отдых, не доводя свой организм до утомления. Да, действительно, попытка умерить двигательное беспокойство детей словами не дает результата, и только рациональное переключение с одного вида деятельности на другой, смена видов деятельности позволяет отодвинуть утомление.
Как сохранить работоспособность учащихся на уроке
достигать определенных результатов.
Есть показатель, достаточно четко отражающий функциональное состояние организма и его
динамику. Это показатель работоспособности. В обыденной жизни мы часто употребляем этот
термин, применяем его и к характеристике деятельности школьника: «ребенок с низкой
работоспособностью», «у него высокая работоспособность», понимая под этим способность
действовать целенаправленно,
что
работоспособность очень зависит от внешних условий и функционального состояния организма.
Например, работоспособность шестилетнего первоклассника снижается довольно быстро – об этом
сигнализирует общее «двигательное беспокойство». Через 1520 минут урока число неслушающих,
вертящихся, отвлекающихся, занимающихся своим делом, а то и просто играющих детей
катастрофически быстро растет. Кажется: еще секунда – и собрать их внимание будет просто
невозможно. Двигательное беспокойство – это защитная реакция организма ребенка. Он как бы
отключается, давая себе отдых, не доводя свой организм до утомления. Да, действительно,
попытка умерить двигательное беспокойство детей словами не дает результата, и только
рациональное переключение с одного вида деятельности на другой, смена видов деятельности
позволяет отодвинуть утомление.
Известно,
Рассмотрим основные закономерности умственной работоспособности. Эти закономерности
мы должны не просто знать – их необходимо учитывать при организации педагогического процесса,
на основе этих закономерностей строить урок, учебный день, неделю.
В начале работы происходят постепенное повышение показателей умственной
работоспособности, врабатывание, приспособление к деятельности. Затем наступает период
оптимума, потом появляются первые признаки утомления – снижение внимания, темпа работы,
двигательное беспокойство. Это то, что можно заметить. В то же время повышается напряжение
некоторых физиологических функций – это не видно «на глаз», но функциональная «цена» работы
возрастает, однако усилием воли еще можно продолжить работу. Если в этот момент не
отрегулировать, не откорректировать величину нагрузки, если продолжить работу с той же
интенсивностью, то наступит утомление и резко упадет работоспособность. Если внимательно
разобраться в изменениях работоспособности в течение каждого урока, дня недели, то мы найдем
все эти периоды. Например, возьмем урок: первые 35 минут – врабатывание. Но этот период
можно сократить, если сразу же создать ситуацию интереса, игры, сконцентрировать и привлечь
внимание детей к предстоящей работе. Затем – оптимум, период самой высокой
работоспособности. Сколько он продолжается? 1015 минут, но этот период можно удлинить, если
чередовать виды деятельности, поддерживать интерес, высокую мотивацию. В то же время
необходимо помнить, что высокая интенсивность даже очень интересной и разнообразной работы
не может продолжаться более 20 минут. Далее наступает следующий период – компенсаторная
перестройка. Пора детям дать передохнуть, отвлечься. Это может быть физкультминутка,
дыхательная гимнастика, минуты релаксации, гимнастика для глаз и т.д. После такого отдыха
обеспечено еще 510 минут эффективной работы, и, кроме этого, к концу урока не будет очень
резкого спада работоспособности.
Сегодня я хочу предложить вам несколько вариантов физкультминуток, пальчиковых игр,
дыхательных упражнений.
Физкультминутки, пальчиковые игры
Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать.
А потом они в тетрадке
Будут буковки писать.
(Сжимают и разжимают кулачки)
Пальцы в гости приходили,
Тук, тук, тук – стучались в дверь.Только дверь им не открыли:
Думали, там страшный зверь.
(Постукивание подушечками пальцев по парте)
Пальцы вытянулись дружно,
А теперь сцепить их нужно.
Кто из пальчиков сильнее?
Кто других сожмет быстрее?
(Сцепляют выпрямленные пальцы, сжимают их и разжимают)Чищу овощи для щей.
(Хлопаем в ладоши)
Сколько нужно овощей?
(Разводим руки в стороны)
Три картошки, две морковки,
Луку полторы головки
Да петрушки корешок,
Да капусты кочешок.
(Массируем пальцы левой руки)
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс,
Одной, другой – это кроль.
Потеснись скорей, капуста,
От тебя в кастрюле густо.
(Массируем пальцы правой руки)
Раз! Два! Три!
(Хлопаем в ладоши)
Огонь зажжен.
(Потираем ладошки)
Кочерыжка, выйди вон.
(Стучим кулачками)
Все как один плывем, как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
Мы ручку правильно берем,
Кладем на средний палец,
Теперь большим ее прижмем,
А указательным ведем,
Чтобы она качалась.
Что такое, что мы слышим?
Это дождь шумит по крыше.
А теперь пошел сильней
И по крыше бьет быстрей.
(Постукивают подушечками пальцев
по парте)
Нашу руку разогнем,
Вверх ладонью повернем,
Пальцы на себя потянем –
Выгибать запястье станем.
(По очереди выгибают запястья)
Чтобы нам добыть огонь,
Трем ладонью о ладонь.
Вдруг ладошка заискрится,
А бумажка загорится.
(Трут ладонью о ладонь)
Руки кверху поднимаем,
А потом их опускаем,
А потом их разведем
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей,
Хлопай, хлопай веселей.
Мы писали, мы писали,
А теперь все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
Затем пальчики сожмем,
Сядем и писать начнем.
Пальчик наш привык к порядку.
Утром делает зарядку:
Раз – наклон, два – наклон.Вот как ловко скачет он.
«Я сильней наверняка!»
Молвит правая рука.
«Почему же? Вот и нет!»
Спорит левая в ответ.
(Сцепляют руки в «замок» и тянут в
разные стороны)
Мы ногами топтоп,
Мы руками хлопхлоп!
Раз, два, три, четыре –
Топаем ногами.
Раз, два, три, четыре –
Хлопаем руками.
Руки вытянуть пошире –
Чтоб все выполнить заданья,
Чутьчуть нам надо отдохнуть.
Ну, ребята, дружно встанем.
Надо косточки встряхнуть.
Руки вверх, назад прогнулись.
Сейчас сделаем наклоны.
Все к упражнению готовы?
Мы работали отлично.
Отдохнуть не прочь сейчас
И зарядка к нам привычно
На урок приходит в класс.
Выше руки, выше пятки,
Улыбнись веселей!
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть изпод ладошек.
И направо! И еще
Мы писали, мы писали,
Наши пальчики устали.
Вы скачите, пальчики,
Как солнечные зайчики.
Прыгскок, прыгскок,
Мы глазами мигмиг,
Мы плечами чикчик!
Раз – сюда, два – туда,
Повернись вокруг себя.
Раз – присели, два – привстали.
Руки кверху все подняли.
Раз –два, раз – два,
Заниматься нам пора!
Раз, два, три, четыре.
Наклониться – три, четыре
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку,
Все мы делаем зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять,
Теперь спинки держим ровно.
На месте будем мы шагать.
Тихо все на место сядем
И закроем глазки.
Вспомните все, что повторяли,
Без моей подсказки.
Мы попрыгаем как зайки,
Сразу станем всех бодрей!
Потянулись и вздохнули,
Отдохнули?
Отдохнули!
Через левое плечо!
Все ребята дружно встали
И на месте зашагали.
На носочках потянулись
И друг к другу повернулись.
Как пружинки мы присели,
А потом тихонько сели.
Поскакали на лужок.
Ветер травушку качает,
Влевовправо наклоняет.
Вы не бойтесь ветра, зайки,
Веселитесь на лужайке.Сидел со мной рядом за партой сосед.
Закрыл я глаза – и соседа уж нет!
Теперь головою крути не крути,
А в классе у нас никого не найти!
Хотим, чтоб скорее учитель сказал:
«Давайте, ребята, откроем глаза!»
Мы осанку исправляем:
Спинки дружно прогибаем,
Вправо, влево мы нагнулись,
До носочков дотянулись.
Плечи вверх, назад и вниз,
Улыбайся и садись.
Отдых наш – физкультминутка,
Занимай свои места.
Шаг на месте левой, правой,
Раз и два, раз и два.
Прямо спину вы держите –
Раз и два, раз и два!
И под ноги не смотрите –
Раз и два, раз и два!
Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже:
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легколегко подышим.
Подтянитесь на носочках
Столько раз,
Ровно столько, сколько пальцев
У нас славная осанка.
Мы свели лопатки.
Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Пойдем мягко, как лисята,
Ну, а если надоест,
То пойдем все косолапо,
Как медведи ходят в лес.
На руке у вас!
Раз, два, три, четыре, пять,
Хлопаем руками.
Раз, два – выше голова,
Три, четыре – руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть.
Посидим, отдохнем,
А потом решать начнем.Мы считали и устали,
Дружно все мы тихо встали.
Ручками похлопали,
Ножками потопали.
Сели, встали, встали, сели
И друг друга не задели.
Мы немножко отдохнем
И опять считать начнем.
ПОДБОРКА ДЫХАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ
(Методика Е.М.Мастюковой)
«Цветок распускается»
И.п.: руки на затылке, локти сведены (нераскрывшийся бутон).
Выполнение: медленно, поднимаясь на носки, вытянуть руки вверх и в стороны – вдох (цветок
распускается). Возвращение в исходное положение – выдох. Медленно, 46 раз.
«Поднимаем выше груз»
И.п.: основная стойка, руки опущены вниз, впереди, сжаты в кулаках.
Выполнение: медленно поднять руки до уровня грудной клетки – вдох. Возвращение в исходное
положение – выдох, 68 раз.
«Лес шумит»
И.п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе.
Выполнение: наклон вправо – вдох. В исходное положение – выдох, наклон влево – вдох, в
исходное положение – выдох, 56 раз.
«Травушка колышется»
выдох, 45 раз.
И.п.: основная стойка, руки опущены вниз.
Выполнение: поднять руки вверх, плавно покачать кистями рук – вдох, опустить руки вниз –
«Травушка растет»
И.п.: стоя на коленях, руки к плечам.
Выполнение: поднять руки вверх, покачать плавно вправо и влево – вдох. Опустить руки на плечи
– выдох, 35 раз.
«Грибок»
И.п.: глубокий присед, руки обхватывают колени (грибок маленький).
Выполнение: медленно выпрямиться, разводя руки в стороны, немного отводя голову назад – вдох
(грибок вырос), в исходное положение – выдох, 68 раз.
«Насос»
И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль туловища.
Выполнение: глубоко вдохнуть и на выдохе медленно наклониться вправо (правая рука скользит
вдоль туловища к колену, левая – вверх до уровня груди). На вдохе вернуться в исходное положение; то
же влево. 45 раз в каждую сторону.
«Вертолет»
И.п.: ноги на ширине плеч, руки в стороны.
Выполнение: глубоко вдохнуть, не меняя положение рук; повернуться вправо – выдохнуть;
вернуться в исходное положение – вдохнуть. То же влево. 45 раз в каждую сторону.«Хлопушка»
И.п.: ноги на ширине плеч, руки разведены в стороны.
Выполнение: глубоко вдохнуть, наклониться вперед, хлопнуть ладонями по коленям – выдох.
Вернуться в исходное положение – вдох. 45 раз.
«Здравствуй, солнышко»
И.п.: ноги на ширине плеч, руки за спиной опущены вниз.
Выполнение: медленно поднять руки вверх, скользя по туловищу; руки шире плеч, голову поднять
вверх – вдох. Медленно вернуться в исходное положение – выдох. 45 раз.
«Лотос»
И.п.: сидя потурецки, плечи слегка отведены назад. Голова приподнята, кисти рук лежат тыльной
стороной ладони на коленях. Указательные и большие пальцы сомкнуты в колечки.
Выполнение: вдох диафрагмой (плечи не поднимаются), представить струю воздуха,
пронизывающую от макушки по всему позвоночнику. Медленный выдох ртом (можно выполнять с
закрытыми глазами). 4 раза.
«Рубка дров»
И.п.: ноги на ширине плеч, руки вверху, за головой. Пальцы сцеплены.
Выполнение: вдохнуть, быстро наклониться вперед, округлив спину. Мах руками между ног.
Громкий мощный выдох. Плавно вернуться в исходное положение, вдох диафрагмой.
«Лыжник»
И.п.: стоя, слегка наклонившись вперед и присев, ноги как бы на ширине лыжни. Правая рука
впереди (кисть «сжимает лыжную палку»). Левая рука далеко сзади, кисть раскрыта.
Выполнение: вдохнуть, плавно присесть. Правую руку вниз, назад к бедру. Мощный выдох. Левая
рука выносится вперед, вдох. 46 раз.
«Пловец»
И.п.: ноги на ширине плеч. Руки вперед – вверх, кисти сжаты, как для «гребка».
Выполнение: на каждый счет – «гребок» как при плавании баттерфляем. Затем руки вниз, назад к
бедрам. Легко согнув ноги в суставах и увеличив наклон, мощный выдох, руки через стороны вверх –
вперед, кисти расслаблены – вернуться в исходное положение, раздувая живот диафрагмальным
вдохом. 67 раз.
«Пловец кролем»
И.п.: стоя, слегка наклонившись вперед. Ноги на ширине плеч. Правая рука вперед – вверх, кисть
сжата как для «гребка». Левая симметрично сзади. Кисть расслаблена.
Выполнение: 12 – четырепять быстрых круговых движений руками как при плавании кролем
(мощный выдох с натуживанием); 34 – два медленных круговых движения руками, совершая полный
диафрагмальный вдох, выпячивая тем самым круглый живот. 45 раз.