Письмо по памяти. Упр. 45 (1-е четверостишие).
– Найдите слова-признаки. Подчеркните их волнистой линией. Сделайте самопроверку (сравните с учебником).
– Какие опасные места есть в словах?
– Подберите однокоренные слова к слову музыканты.
– С каким словом в стихотворении связано слово весёлый? А лёгкие?
2. Беседа по вопросам.
– О каких словах узнали на прошлом уроке? Что вам было интересно?
– Загадайте предмет и подберите к нему слова-названия признаков.
– Прочитайте эти признаки классу, а остальные пусть догадаются, о чём идёт речь.
– Попробуем и дальше открывать «тайны языка».
Русский язык
Слова, которые отвечают на вопросы
КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?
Урок 37 (30).
Тема: Как связаны между собой слованазвания предметов и слованазвания признаков.
Цель:
– развитие умений устанавливать связь словназваний предметов со словаминазваниями признаков по смыслу и по
вопросу.
Символы:
Н
П
М
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать
информацию из схем,
иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в
виде схемы.
© ООО «Баласс», 2012
14 3
1. Письмо по памяти. Упр. 45 (1е четверостишие).
– Найдите словапризнаки. Подчеркните их волнистой линией. Сделайте
самопроверку (сравните с учебником).
– Какие опасные места есть в словах?
– Подберите однокоренные слова к слову музыканты.
– С каким словом в стихотворении связано слово весёлый? А лёгкие?
2. Беседа по вопросам.
– О каких словах узнали на прошлом уроке? Что вам было интересно?
– Загадайте предмет и подберите к нему слованазвания признаков.
– Прочитайте эти признаки классу, а остальные пусть догадаются, о чём
идёт речь.
– Попробуем и дальше открывать «тайны языка».
1 3 1
Игра «Кто внимательнее?»
– Я читаю словапризнаки. Вы выбираете те, что относятся к слову
мороженое, и хлопаете в ладоши. (Горькое, холодное, сложное, лёгкое,
клубничное, вкусное, жаркое...)
– Объясните, почему вы выбрали именно эти слова? (Они подходят по
смыслу, связаны с ним по смыслу.)
– Назовите ещё подходящие по смыслу к слову мороженое слова
названия признаков.
– Поставьте к ним вопрос.
– Сформулируйте цель урока: будем учиться подбирать подходящие по
смыслу слованазвания признаков и задавать вопросы.
3. Выявлять сущность,
особенности объектов.
4. На основе анализа объектов
делать выводы.
5. Обобщать и
классифицировать по
признакам.
6. Ориентироваться на
развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы
в иллюстрации.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение
высказывать своё
предположение на основе
работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия
в соответствии с поставленной
задачей.
3. Прогнозировать
предстоящую работу
(составлять план).
II. Формулиро
вание проблемы,
планирование
деятельности.
Поиск решения
(открытие
нового знания),
формулирование
правила
(определения).
© ООО «Баласс», 2012
2Учитель может скорректировать цель: будем учиться устанавливать
связь между словамипредметами и словамипризнаками.
– Составим план урока.
План (примерный).
1. Соотносить предметы и их признаки.
2. Связывать по смыслу слованазвания предметов и слованазвания
признаков.
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
– Какой кружок обозначает это умение?
1 3 3 1
1. Работа по учебнику.
Упр. 65 – развивается умение связывать по смыслу слованазвания
предметов и слованазвания признаков. Ученики могут карандашом
соединить два слова и затем задать вопрос.
Формулировка вывода в конце упражнения: слова в этих парах связаны
по смыслу, от одного к другому можно задать вопрос.
Упр. 66 – развивается умение соотносить предметы и их признаки.
Выполняется по вариантам.
– Какие два предмета изображены на рисунках? Какие это предметы? На
какие вопросы отвечают?
I вариант запишет с вопросом то слово, которое является отгадкой
загадки:
4. Осуществлять
познавательную и личностную
рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и
понимать других.
2. Строить речевое
высказывание в соответствии с
поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в
устной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения
выказывать своё отношение к
героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и целенаправленной
познавательной деятельности.
ΙΙI. Развитие
умений –
применение
знания.
© ООО «Баласс», 2012
3Упадёт – поскачет, ударишь – не плачет. (Мяч.)
Загадка для II варианта:
Решётка на нём нарисована чётко.
И очень к лицу людоеду решётка! (Тигр.)
– Запишите к словам мяч и тигр слова, которые отвечают на вопрос
какой? Что обозначают эти слова?
– Какие слова есть и у I, и у II варианта? (Большой, любимый.)
– Поставьте ударение в словах. Подчеркните опасные места.
2. Работа в Рабочей тетради.
Выполнение тестового задания № 8, тема 5.
После выполнения – взаимопроверка.
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)
– Задайте вопросы по теме урока.
Возможные варианты:
– На какие вопросы отвечают слованазвания признаков?
– С какими словами они связаны?
– Как связаны слованазвания предметов и слованазвания признаков? (По
смыслу.)
– Можно ли составить сочетания квадратный мяч, цветочный слон?
Почему? 4 4
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
VΙ . Итог урока.
© ООО «Баласс», 2012
4– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
V. Домашнее
задание.
Упр. 67.
По желанию: упр. 50 («Дидактический материал»).
– Соедините карандашом слованазвания признаков со словами
названиями предметов.
Деятельность учеников:
– Ставить к словам вопросы какой? какая? какое? какие?
– Классифицировать слова по вопросу.
© ООО «Баласс», 2012
5