Как устроен наш язык?

  • Разработки уроков
  • doc
  • 02.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель: – развитие умения анализировать слово с разных сторон (звуков, букв, значения, структуры, употребления в речи). Символы: Н – необходимый уровень; П – программный уровень; М – максимальный уровень. . Работа по учебнику. 2 3 4 3 Упр. 7 – систематизируются знания о буквенном и звуковом составе слова язык и его написании. После выполнения упражнения учащиеся должны самостоятельно сделать вывод: с каких сторон можно изучать слово язык в целом? (Со стороны состава букв, звуков, слогов, написания и значения.) 2. Чтение текста в рамке на с. 14. Сравнение наблюдений и выводов детей с текстом в рамке. Вопросы и задания. – Что нового вы для себя отметили? Что кажется трудным, непонятным? – Из чего состоит слово? А предложение, текст? – Посмотрите на схемы в серой рамке. – Как выделяются части слова? – Чем отличается схема слова от схемы предложения? – Какую схему вы предложили бы для текста? – Попробуем составить схему устройства языка. Дети пытаются осмыслить информацию и на основе вопросов учителя перевести её из табличной формы в схему. – Что мы поместим в центр схемы? (Слово.) – Из чего состоят слова? (Из звуков и букв.) Где их можно расположить? (Допустим, справа.) – Что можно выделить в слове? (Части – приставку, корень, суффикс.) Где расположим их? (Например слева.) – Что можно составить из слов? (Предложение.) Где найдём ему место? (Расположим ниже под словом.) – А с чем связан текст? (С предложением.) Покажем его связь с предложением стрелкой и расположим ещё ниже. – О чём ещё говорили на предыдущих уроках? (О значениях слов.) – Где для них найдём место? (Расположим вверху, ведь без значений не может быть слов.)
Иконка файла материала konsp_rus_2kl_ur4.doc
Русский язык Урок 4. Тема: Как устроен наш язык? Цель: – развитие умения анализировать слово с разных сторон (звуков, букв, значения, структуры, употребления в речи). Символы: Н – необходимый уровень; П – программный уровень; М – максимальный уровень. Этапы урока Ход урока Ι . Актуализация  знаний.  Повторение.  – Откройте тетрадь. – Поставьте точку на верхней строке. – Что мы запишем здесь? (Дату.)  Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Познавательные УУД: 1) развиваем умения извлекать информацию из схем,  иллюстраций, текстов; 2) представлять информацию  © Баласс, 2012 1– Напишите слова «Классная работа». 1. Разминка «Угадай слово»  3   4   2 (с элементами проверки  домашнего задания) – совершенствуется умение узнавать слова по их  толкованиям. 1) Они обычно для шитья; И у ежа их видел я; Бывают на сосне, на ёлке, А называются – … (иголки). – Запишите это слово в тетрадях. 2) В тетради я бываю Косая и прямая; В другом своём значении Я – планка для черчения, И, наконец, порою В шеренгу вас построю... (Линейка.) – Запишите это слово в тетрадях. 3) – Горящие светящиеся газы высокой температуры, пламя;         – свет от светящихся приборов;         – стрельба (огонь). – Запишите слово огонь в тетрадях. 2. Вопросы и задания к разминке.  – Поставьте ударение в словах. – Что общего у всех этих слов вы заметили? (Ударный  2­й слог.) – Сколько безударных слогов в каждом слове? – В каком слове букв больше, чем звуков? Почему? Учитель читает по очереди отрывки и задаёт вопросы: в виде схемы; 3) выявлять сущность,  особенности объектов; 4) на основе анализа объектов  делать выводы; 5) обобщать и  классифицировать по  признакам; 6) ориентироваться на  развороте учебника; 7) находить ответы на  вопросы в иллюстрации. Регулятивные УУД: 1) развиваем умение  высказывать своё  предположение на основе  работы с материалом  учебника; 2) оценивать учебные  действия в соответствии с  поставленной задачей; 3) прогнозировать  предстоящую работу  (составлять план); 4) осуществлять  © Баласс, 2012 2–  Сколько значений у слова  иголка? (3.) Назовите сочетания слов, из которых будет понятно, что у слова иголка три разных значения. (Иголка для шитья, иголка у ежа, иголка сосны.) познавательную и личностную  рефлексию. –  Сколько значений у слова  линейка? (3.) Назовите сочетания слов, из которых будут понятны эти значения. (Линейка в тетради, линейка для черчения, линейка в строю.) 3.   – А теперь задайте сами вопрос к слову  огонь. (Сколько значений у слова  огонь?) Придумайте сочетания слов, чтобы было понятно каждое значение. (Огонь костра, огни города, фонарей; открыть огонь – учитель может помочь с составлением сочетаний.) – Вспомните и назовите слова из домашнего упражнения, которые имеют несколько значений. Приведите примеры сочетаний, чтобы можно было понять эти значения. –  Прочитайте предложения со словом  язычок, а класс определит, что обозначает это слово в каждом из приведённых примеров. – Что мы сейчас делали? – Чему учились? – Как назывался этот этап урока?  Формулирование темы урока.    3    3 –  С каких сторон мы рассмотрели слова в нашей разминке? (Ударения, звуки, значения.) А с каких ещё сторон можно изучать слова? – Запишите тему урока. («Как устроен наш язык?») – Назовите тему урока. Коммуникативные УУД: 1) развиваем умение слушать  и понимать других; 2) строить речевое  высказывание в соответствии  с поставленными задачами; 3) оформлять свои мысли в  устной форме; 4) умение работать в паре. Личностные результаты: 1) развиваем умения  выказывать своё отношение к  героям, выражать свои  эмоции; 2) оценивать поступки в  соответствии с определённой  ситуацией; © Баласс, 2012 3II. Формулирование проблемы,  планирование  деятельности. – Тема сегодняшнего урока нам знакома или нет? – Как вы думаете, что мы должны будем повторить на уроке? – Составим план урока. 3) формируем мотивацию к  обучению и целенаправленной  познавательной деятельности. План (примерный). 1. Значение слова. 2. Количество слогов, звуков и букв в слове. 3. Части слова. 4. Употребление в предложении. 5. Написание. – Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)  – Какой кружок обозначает эти действия? ΙΙI. Развитие  умений –  применение  знания. 1. Работа по учебнику.   2   3   4   3 Упр. 7 – систематизируются знания о буквенном и звуковом составе слова язык и его написании. После   выполнения   упражнения   учащиеся   должны   самостоятельно сделать вывод: с каких сторон можно изучать слово язык в целом? (Со стороны состава букв, звуков, слогов, написания и значения.) 2.  Чтение текста в рамке на с. 14. Сравнение наблюдений и выводов детей с текстом в рамке. Вопросы и задания. – Что нового вы для себя отметили? Что кажется трудным, непонятным? – Из чего состоит слово? А предложение, текст? © Баласс, 2012 4– Посмотрите на схемы в серой рамке. – Как выделяются части слова? – Чем отличается схема слова от схемы предложения? – Какую схему вы предложили бы для текста? – Попробуем составить схему устройства языка. Дети   пытаются   осмыслить   информацию   и   на   основе   вопросов учителя перевести её из табличной формы в схему. – Что мы поместим в центр схемы? (Слово.) – Из чего состоят слова? (Из звуков и букв.) Где их можно расположить? (Допустим, справа.) –  Что можно выделить в слове? (Части – приставку, корень, суффикс.) Где расположим их? (Например слева.) –  Что можно составить из слов? (Предложение.) Где найдём ему место? (Расположим ниже под словом.) –  А   с   чем   связан   текст?   (С   предложением.)   Покажем   его   связь   с предложением стрелкой и расположим ещё ниже. – О чём ещё говорили на предыдущих уроках? (О значениях слов.) –  Где для них найдём место? (Расположим вверху, ведь без значений не может быть слов.) В итоге дети с помощью учителя могут составить такую схему:                                            значение                                                ↑ приставка                                                                 корень                                слово                               звуки суффикс                                 ↓                                 буквы © Баласс, 2012 5предложение                                               текст 3. Дополнительный материал к уроку. Информацию   можно   представить   на   слайде   презентации   или предложить как раздаточный материал. – Слово можно рассмотреть с таких сторон:    а) значение;    б) количество слогов, состав звуков и букв;    в) части слова, однокоренные слова;    г) употребление в предложении;    д) написание. – Рассмотрим по такой схеме слово месяц. а) У слова месяц два значения:  1) единица исчисления времени, 30 суток (или 28, 29, 31); 2) луна или её часть. б) В слове 2 слога:  ме|сяц, 5 букв, 5 звуков (записывать транскрипцию этого слова нежелательно, так как здесь в заударной позиции ещё сложно для детей выбрать обозначение безударного гласного). в) Однокоренные слова: месячник, ежемесячный. г)   Предложение   можно   продиктовать   или   составить   устно:  Взойдёт © Баласс, 2012 6красно   солнышко   –   прощай,   светел   месяц.   За   январём   следует месяц февраль. В первом предложении слово употреблено в значении «луна», во втором предложении – «единица времени»; д) Есть опасное место – буква гласного е, так как без ударения. – Что мы сейчас делали?   4   4 – Какие знания повторили? – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.) ΙV. Итог урока. 1. – Ответьте на вопрос урока, как устроен наш язык, опираясь на  составленную схему. 2. Выполнение заданий в тестовой форме в «Рабочей тетради», 2­й кл.,  тема 1, №1, 2, 4.  4   4 – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Что постараетесь сделать лучше на следующем уроке? – Кто сегодня получил отметку в дневник?  – За что? ТООУ V. Домашнее  задание. 1. Рассмотреть слово капуста с разных сторон по схеме, как слово месяц (если не успели на уроке, схему можно раздать). © Баласс, 2012 72.  Н.  Выполнить задания в «Рабочей тетради», 2­й кл., тема 1, №1, 2, 4 (если не успели при подведении итогов или не планировали на уроке). П. Выполнить задание в «Рабочей тетради», 2­й кл., тема 1, №9. Деятельность учеников: – умение анализировать информацию и преобразовывать её из одной формы в другую; – характеризовать слово с четырёх позиций (лексическое значение; состав слова и однокоренные слова; звуковой и  буквенный состав; грамматические признаки – на какой вопрос отвечает) и составлять предложение с данным словом. © Баласс, 2012 8

Посмотрите также