Как вовлечь учащихся в чтение младших школьников
Оценка 4.9

Как вовлечь учащихся в чтение младших школьников

Оценка 4.9
Документация
docx
русская литература
1 кл—4 кл
23.06.2019
Как вовлечь учащихся в чтение младших школьников
Современный кризис детского чтения – проблема, о которой говорят много и страстно. Приобщение детей к чтению объявлено задачей государственной важности. Как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу, ведь книга, прочитанная в детстве, остаётся в памяти на всю жизнь и влияет на последующее развитие человека? Особую актуальность приобретает эта проблема в начальной школе.
Вовлечение детей к чтению.docx
«Как вовлечь учащихся в чтение младших школьников»                                                                         учитель начальных классов                                                                         МАОУ СОШ№200 с углублённым                                                                         изучением отдельных предметов                                                                          Коренкина Елена Валентиновна    Современный кризис детского чтения – проблема, о которой говорят много и страстно. Приобщение детей к чтению объявлено задачей государственной важности.  Как   учить   чтению,   чтобы   дети   полюбили   книгу,   ведь   книга, прочитанная   в   детстве,   остаётся   в   памяти   на   всю   жизнь   и   влияет   на последующее   развитие   человека?   Особую   актуальность   приобретает   эта проблема   в   начальной   школе. Искусство   и   литература   развивают   память, мышление, фантазию, воображение и способность к творчеству. В своё время Дидро  справедливо  утверждал:  «Люди  перестают  думать,  когда   перестают читать.   Они   теряют   способность   сострадать,   сочувствовать,   если   не приобрели   или   потеряли   интерес   к   чтению».  От   того,  какие   книги   читает ребёнок, во многом зависит, каким человеком он станет. Книга воспитывает и формирует нравственные качества личности, духовный мир школьника, так как через неё происходит передача нравственных ценностей и норм от одного поколения к другому поколению.     Лозунг   «Читающие   дети   –   надежда   нации»   звучит   как   призыв   к   немедленному   действию,   в   этой   ситуации   педагоги   школьных   учреждений обращают   взор   на   библиотекарей,   а   все   вместе   с   надеждой   смотрят   на родителей: понятно, читающий ребёнок начинается в семье, здесь любовь к чтению   прививается   самым   быстрым   и   результативным   путём   –   через благотворный   пример   взрослых.   Важной   задачей   школьного   учреждения   в партнёрстве   с   библиотекой   помочь   родителям,   поддержать   их   стремление растить   читающих   детей.   Необходимо   убедить   мам   и   пап   в   том,   что   их собственное чтение является социально значимой деятельностью и их труд по воспитанию   любви   к   чтению   в   семье   чрезвычайно   важен   для   общества. Поэтому своевременный и тесный контакт с родителями учащихся позволяет педагогу   обрести   в   их   лице   необходимых   и   надёжных   помощников, углубляющих   у   детей   любовь   к   книгам   и   самостоятельному   чтению.   Ведь единство   книжного   окружения   и   книжных   интересов   детей   и   родителей   – основное   условие   успешного   формирования   ребенка–читателя   в   семье, поэтому   необходимо   использовать   воспитательный   потенциал   семьи, устанавливать контакты с родителями, оказывать им необходимую помощь. Воспитать   любовь   к   книге   и   чтению   мне   помогают   такие   родительские собрания, как: «Роль чтения в жизни ребенка», «Правильное чтение – залог успешного обучения учащегося», собрание – практикум «Как помочь ребёнку овладеть связной речью», праздник «Папа, мама, я – читающая семья». На   начальном   этапе   обучения   чтению   очень   важно   понять   –  что читать? Задача   учителя   и   родителей   приучить   детей   безбоязненно   относится   к печатному тексту, приучить не думать о самом процессе чтения, видеть цель не в нём, а в интересной книге. Поэтому главным становится содержание. Во   –   первых,   произведения   должны   иметь   несколько   «слоёв»,   хороший подтекст, который даёт пищу для ума и чувств ребёнка, а главное, тренирует и развивает интуицию, эту важнейшую из важнейших способностей человека постигать мир. Во   –   вторых,   у   детей   младшего   школьного   возраста   идёт   бурный,   часто болезненный   процесс   социализации.   Каждого   ребёнка   волнует   всё,   что касается   отношений   человека   к   окружающему   миру,   отношений   между людьми  в  особенности.  Помочь  понять   и  пережить   эти   отношения  должна особая литература – драматургия. Она практически исключена из школьной программы начальных классов.       «Если   мы   дадим   полноценные   произведения   детям,   необходимо   будет позаботиться и об объёме. Сейчас ребята и учитель устают на уроках чтения от   недогрузки:   прочитали   простенький,   незатейливый   текст   за   20   минут, выбрали всю информацию, заложенную в нём, и что с ним делать дальше не знают. А по программе они обязаны изучать это произведение в течение 2­3 уроков. Вот где «перегрузка»!  «Маята» всегда утомляет больше и тяжелее, чем полезная и интересная работа. Объём мне кажется, должен быть не менее девяти книг на год, то есть одна книга на месяц» ­ говорит учитель начальных классов С.Л.Рябцева в книге «Диалог за партой». Несмотря на выход этой книги   1989,   проблемы   современной   школы   остаются   те   же.   Я   согласна   с автором.   Наверно,   нашим   авторам   учебников   по   литературному   чтению необходимо более тщательно подбирать произведения для чтения младших школьников с точки зрения содержания произведений. Так как я работаю по программе «Перспективная начальная школа», то нас выручают тетради на печатной основе для самостоятельной работы, в которых дети очень много работают со смысловым маркированием и другими заданиями, направленными на   содержание   прочитанного   текста.   Эти   тетради   ­   просто   «палочка   – выручалочка» для учителя! Изучив литературу по данной теме, обобщив собственный опыт и опыт коллег по   теме   «Как   вовлечь   учащихся   в   чтение   младших   школьников»   мы   с коллегами   выстроили   в   своей   школе   систему   внеклассных   занятий   и внеурочной деятельности.  1. Классные часы.  2. Уроки внеклассного чтения.  3. Предметные недели.  4. Экскурсии в литературные музеи. 5. Конкурсы чтецов стихотворений. 6. Дидактические игры. 7. Работа с родителями. 8. Проект «Живая азбука» (1 класс). 9. Библиотечные часы в библиотеке Малая Герценка. Разные виды работ над текстом так же способствуют развитию интереса к  чтению, а также формированию навыков выразительного чтения. Например:  ­ Инсценирование текста или отрывка. ­ Выборочное чтение (с определенным заданием). ­ Чтение в лицах. ­ «Жужжащее чтение». ­ Чтение цепочкой по предложению. ­ Чтение цепочкой по абзацу. ­ Чтение с целью нахождения подходящего отрывка к рисунку. ­ Чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на  вопрос. ­ Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль  текста. ­ Нахождение и чтение образных слов и описаний. ­ Нахождение и чтение слов с логическим ударением. ­ Вычленения слов из текста к предложенной схеме, например: жи, ши. ­ Кто быстрее в тексте найдет слово на определённое правило. ­ Нахождение самого длинного слова в тексте. ­ Нахождение двух­, трёх­, четырёхсложных слов. ­ Нахождение в тексте и чтение сочетаний: существительное +  прилагательное и т. п. ­ Чтение с пометками непонятных слов. ­ Нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению данным  (слова записаны на доске) ­ Развивающие стихи и рифмы. Таким образом, чтение ­ это своеобразный диалог между человеком и книгой,   требующий   усердия,   работы   ума   и   сердца.   Но   зато   он   даёт незабываемые впечатления и знания. Книги делают человека лучше, а это одно из основных условий, чуть ли не единственная цель искусства. Все   вышесказанное   обусловило   необходимость   целенаправленной работы по привитию интереса к книге. Список использованной литературы: 1. С.Л.Рябцева «Диалог за партой», Москва «Просвещение» 1989г. 2.Е.Синицына «Развивающие стихи и рифмы», ЮНВЕС, Москва 2015г.

Как вовлечь учащихся в чтение младших школьников

Как вовлечь учащихся в чтение младших школьников

Как вовлечь учащихся в чтение младших школьников

Как вовлечь учащихся в чтение младших школьников

Как вовлечь учащихся в чтение младших школьников

Как вовлечь учащихся в чтение младших школьников

Как вовлечь учащихся в чтение младших школьников

Как вовлечь учащихся в чтение младших школьников

Как вовлечь учащихся в чтение младших школьников

Как вовлечь учащихся в чтение младших школьников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.06.2019