Современный кризис детского чтения – проблема, о которой говорят много и страстно. Приобщение детей к чтению объявлено задачей государственной важности. Как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу, ведь книга, прочитанная в детстве, остаётся в памяти на всю жизнь и влияет на последующее развитие человека? Особую актуальность приобретает эта проблема в начальной школе.
Вовлечение детей к чтению.docx
«Как вовлечь учащихся в чтение младших школьников»
учитель начальных классов
МАОУ СОШ№200 с углублённым
изучением отдельных предметов
Коренкина Елена Валентиновна
Современный кризис детского чтения – проблема, о которой говорят много
и страстно. Приобщение детей к чтению объявлено задачей государственной
важности. Как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу, ведь книга,
прочитанная в детстве, остаётся в памяти на всю жизнь и влияет на
последующее развитие человека? Особую актуальность приобретает эта
проблема в начальной школе. Искусство и литература развивают память,
мышление, фантазию, воображение и способность к творчеству. В своё время
Дидро справедливо утверждал: «Люди перестают думать, когда перестают
читать. Они теряют способность сострадать, сочувствовать, если не
приобрели или потеряли интерес к чтению». От того, какие книги читает
ребёнок, во многом зависит, каким человеком он станет. Книга воспитывает и
формирует нравственные качества личности, духовный мир школьника, так
как через неё происходит передача нравственных ценностей и норм от одного
поколения к другому поколению.
Лозунг «Читающие дети – надежда нации» звучит как призыв к
немедленному действию, в этой ситуации педагоги школьных учреждений
обращают взор на библиотекарей, а все вместе с надеждой смотрят на
родителей: понятно, читающий ребёнок начинается в семье, здесь любовь к
чтению прививается самым быстрым и результативным путём – через
благотворный пример взрослых. Важной задачей школьного учреждения в
партнёрстве с библиотекой помочь родителям, поддержать их стремление
растить читающих детей. Необходимо убедить мам и пап в том, что их
собственное чтение является социально значимой деятельностью и их труд по
воспитанию любви к чтению в семье чрезвычайно важен для общества.
Поэтому своевременный и тесный контакт с родителями учащихся позволяет
педагогу обрести в их лице необходимых и надёжных помощников,
углубляющих у детей любовь к книгам и самостоятельному чтению. Ведь
единство книжного окружения и книжных интересов детей и родителей –
основное условие успешного формирования ребенка–читателя в семье,
поэтому необходимо использовать воспитательный потенциал семьи,
устанавливать контакты с родителями, оказывать им необходимую помощь. Воспитать любовь к книге и чтению мне помогают такие родительские
собрания, как: «Роль чтения в жизни ребенка», «Правильное чтение – залог
успешного обучения учащегося», собрание – практикум «Как помочь ребёнку
овладеть связной речью», праздник «Папа, мама, я – читающая семья».
На начальном этапе обучения чтению очень важно понять – что читать?
Задача учителя и родителей приучить детей безбоязненно относится к
печатному тексту, приучить не думать о самом процессе чтения, видеть цель
не в нём, а в интересной книге. Поэтому главным становится содержание.
Во – первых, произведения должны иметь несколько «слоёв», хороший
подтекст, который даёт пищу для ума и чувств ребёнка, а главное, тренирует
и развивает интуицию, эту важнейшую из важнейших способностей человека
постигать мир.
Во – вторых, у детей младшего школьного возраста идёт бурный, часто
болезненный процесс социализации. Каждого ребёнка волнует всё, что
касается отношений человека к окружающему миру, отношений между
людьми в особенности. Помочь понять и пережить эти отношения должна
особая литература – драматургия. Она практически исключена из школьной
программы начальных классов.
«Если мы дадим полноценные произведения детям, необходимо будет
позаботиться и об объёме. Сейчас ребята и учитель устают на уроках чтения
от недогрузки: прочитали простенький, незатейливый текст за 20 минут,
выбрали всю информацию, заложенную в нём, и что с ним делать дальше не
знают. А по программе они обязаны изучать это произведение в течение 23
уроков. Вот где «перегрузка»! «Маята» всегда утомляет больше и тяжелее,
чем полезная и интересная работа. Объём мне кажется, должен быть не менее
девяти книг на год, то есть одна книга на месяц» говорит учитель начальных
классов С.Л.Рябцева в книге «Диалог за партой». Несмотря на выход этой
книги 1989, проблемы современной школы остаются те же. Я согласна с
автором. Наверно, нашим авторам учебников по литературному чтению
необходимо более тщательно подбирать произведения для чтения младших
школьников с точки зрения содержания произведений. Так как я работаю по
программе «Перспективная начальная школа», то нас выручают тетради на
печатной основе для самостоятельной работы, в которых дети очень много
работают со смысловым маркированием и другими заданиями, направленными
на содержание прочитанного текста. Эти тетради просто «палочка –
выручалочка» для учителя! Изучив литературу по данной теме, обобщив собственный опыт и опыт коллег
по теме «Как вовлечь учащихся в чтение младших школьников» мы с
коллегами выстроили в своей школе систему внеклассных занятий и
внеурочной деятельности.
1. Классные часы.
2. Уроки внеклассного чтения.
3. Предметные недели.
4. Экскурсии в литературные музеи.
5. Конкурсы чтецов стихотворений.
6. Дидактические игры.
7. Работа с родителями.
8. Проект «Живая азбука» (1 класс).
9. Библиотечные часы в библиотеке Малая Герценка.
Разные виды работ над текстом так же способствуют развитию интереса к
чтению, а также формированию навыков выразительного чтения.
Например:
Инсценирование текста или отрывка.
Выборочное чтение (с определенным заданием).
Чтение в лицах.
«Жужжащее чтение».
Чтение цепочкой по предложению.
Чтение цепочкой по абзацу.
Чтение с целью нахождения подходящего отрывка к рисунку.
Чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на
вопрос. Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль
текста.
Нахождение и чтение образных слов и описаний.
Нахождение и чтение слов с логическим ударением.
Вычленения слов из текста к предложенной схеме, например: жи, ши.
Кто быстрее в тексте найдет слово на определённое правило.
Нахождение самого длинного слова в тексте.
Нахождение двух, трёх, четырёхсложных слов.
Нахождение в тексте и чтение сочетаний: существительное +
прилагательное и т. п.
Чтение с пометками непонятных слов.
Нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению данным
(слова записаны на доске)
Развивающие стихи и рифмы.
Таким образом, чтение это своеобразный диалог между человеком и
книгой, требующий усердия, работы ума и сердца. Но зато он даёт
незабываемые впечатления и знания. Книги делают человека лучше, а
это одно из основных условий, чуть ли не единственная цель искусства.
Все вышесказанное обусловило необходимость целенаправленной
работы по привитию интереса к книге. Список использованной литературы:
1. С.Л.Рябцева «Диалог за партой», Москва «Просвещение» 1989г.
2.Е.Синицына «Развивающие стихи и рифмы», ЮНВЕС, Москва 2015г.
Как вовлечь учащихся в чтение младших школьников
Как вовлечь учащихся в чтение младших школьников
Как вовлечь учащихся в чтение младших школьников
Как вовлечь учащихся в чтение младших школьников
Как вовлечь учащихся в чтение младших школьников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.