Семинар 3
1. Дайте определение правового государства. Какие предпосылки способствуют созданию правового государства?
Правовое
государство – это такое демократическое государство, в котором
обеспечиваются верховенство закона, равенство всех перед законом и судом, где
признаются и гарантируются права и свободы человека, а в основу организации
власти положен принцип разделения властей. Такое государство действует строго
на основе и во исполнение законов и ответственно перед личностью, предприятиями
и организациями.
Путь к правовой государственности у различных народов мира был неодинаков.
Основной характерной чертой этого движения было стремление народов к свободе,
стремление поставить пределы государственной машине, заставить государство
уважать права человека, ограничить государственное вмешательство в частную
жизнь человека.
Понятие «правовое государство» неразрывно связано с понятием «гражданское общество». Правовое государство по своей сути – это политическое ядро гражданского общества. Без него невозможно само существование гражданского общества, так как последнее предполагает сотрудничество всех государственных и негосударственных структур в рамках демократии.
Правовое государство в гражданском обществе характеризуется следующими признаками:
· верховенством закона во всех сферах общественной жизни;
· разделением власти на законодательную, исполнительную и судебную;
· приоритетом прав и свобод человека;
· единством права и закона;
· политическим плюрализмом (многопартийностью) и идеологическим плюрализмом;
· социальной направленностью государственной политики, в центре которой стоят интересы гражданина;
· взаимной ответственностью личности и государства.
Основной предпосылкой создания правового государства является развитие гражданского общества. Под ним понимается такое общество, в дела которого не вмешивается государство. Данная общества представлена отдельными членами, общественными организациями, средствами массовой информации и другими.
2. Перечислите и раскройте условия построения правового государства
Для формирования правового государства необходим ряд условий.
В политической сфере:
· должен установиться демократический политический режим;
· граждане должны иметь высокую политическую и правовую культуру, быть активными и заинтересованными в защите своих прав;
· разветвлённая и непротиворечивая система законодательства во главе с конституцией;
· должны формироваться и функционировать правозащитные организации;
· должен осуществляться строгий контроль за деятельностью государственных служащих, вестись борьба с коррупцией.
· В экономической сфере:
· должна обеспечиваться свобода предпринимательства и развитие рыночной экономики, чтобы содержать государственный аппарат и обеспечивать права граждан;
· должны создаваться условия для достойного уровня жизни населения, ведь граждане с низким уровнем жизни не имеют ресурсов, чтобы бороться за свои права.
В духовной сфере:
· высокие моральные и правовые принципы населения, выраженные в соблюдении законов;
· общая образованность граждан;
· открытость переменам и реформам.
Высокий уровень материального обеспечения населения
Он может быть достигнут при условии оптимального развития производительных сил на основе современных достижений НТП, стимулируемых производственными отношениями. Прежде всего отношениями собственности на средства и продукты производства, особенно на прибыль. Своеобразие перехода к новой формации в мировом масштабе заключается в том, что процесс фактического обобществления проявляется не только в концентрации производства, но и в его деконцентрации, диктуемой степенью развития производительных сил, разделения (и соединения) труда, расширяющейся инфраструктурой и т.п. Постиндустриальная экономика сегодняшнего дня одновременно нуждается в крупных, средних и мелких предприятиях, в разнообразных формах хозяйствования и собственности, т.е. в экономическом плюрализме, который сопряжен со своеобразными товарно-денежными отношениями и антимонополизмом, налоговым вмешательством государства в состояние экономического оборота. На революционном пути продвижения к новой формации имеет место постепенная социализация собственности. Революционный путь предполагает ее более радикальное преобразование. При этом тот и другой путь подвергаются конвергенции. Отставание социализации или ее искусственное стимулирование, отрывающиеся от уровня производительных сил, в одинаковой степени тормозят поступательное развитие, вызывают кризисные явления, мешают росту материальной обеспеченности населения, в конечном счете отрицательно сказываются на духовной культуре, нравственности, политике и праве.
Высокий уровень культуры
В данном случае речь идет как о духовной культуре населения, так и о политической, правовой культуре, как элементах культуры демократии. Вне и помимо общей и профессиональной культуры невозможно воспринять функционирование институтов демократии, нормальную деятельность партий, цивилизованное законодательство, исполнение законов и авторитетное правосудие.
Главное заключается в том, что без культуры свобода превращается во вседозволенность, митинги и демонстрации - в погромы и массовые беспорядки, нравственность и религиозные убеждения - в фанатизм и предрассудки, трудовая деятельность - в крепостной труд из-под палки, в отбывание повинности или безделье.
Проблема стадий роста культуры сложна и противоречива. Она связана с историческими корнями духовной жизни народов, природными и социальными условиями их существования, этническими особенностями и хозяйственными укладами, нравами и обычаями, психологическими чертами характера, даже с образом мышления. Сравнивать уровни культуры народов очень трудно, поскольку каждый из них имеет свои достижения и, вероятно, пробелы. Однако именно в разнообразии духовной культуры разных народов и регионов, наций и национальностей, во взаимообогащении культур заключается животворный плюрализм духовного развития человечества.
Демократия и политический плюрализм
Так называемое "государство законности" - это власть, требующая от населения соблюдения законов, подчинения нижестоящих органов вышестоящим, иерархии (соподчинения) видов, уровней нормативных правовых актов.
Тоталитарные и близкие к ним государства также тяготеют к требованию соблюдения их предписаний, к безусловности исполнения приказа. Однако сами законы при этом нередко оказываются санкционированными государством произвола. Реальная сила сосредотачивается в административно-управленческом аппарате, который по своему усмотрению регулирует важнейшие отношения, творит "правовую" основу собственной деятельности.
При монополии одной партии режим характеризуется не демократией, а партократией, даже формально не подчиненной праву. Состояние законности при тоталитарном режиме поддерживается страхом, жесткими и несправедливыми репрессиями, ограничением прав и свобод граждан, "дарованных" государством, отбирающим их по собственному волеизъявлению, ссылаясь при этом на интересы народа или нации, государственной безопасности. Важнейшей предпосылкой подлинно правовой государственности является существование демократической политической системы. Без разновидности демократии правовое государство не существует и не функционирует. Демократия в свою очередь непременно предполагает и идейный, и политический плюрализм, отсутствие монополии одной партии.
Деидеологизация общества и управления
Идеология - общественное сознание, преломленное классовыми (групповыми) интересами. Она порождается политической борьбой. Может способствовать духовному освоению действительности или искажать ее, деформировать иные формы сознания (науку, мораль, национальное самосознание, религию). Тотальная идеологизация общества в любом случае вредна, деформирует культуру, искусство, нравственность, политику, управление, право, семью и быт людей. Прививает нетерпимость к инакомыслию и к иноверцам, превращает религиозные и иные убеждения в фанатизм. Порождает мифы и поощряет предрассудки, догматизирует идеи и концепции, отвергает альтернативы, консенсус, плюрализм мнений. Сверхидеологизированная власть лишает политику здоровой правовой и нравственной основы, общечеловеческих ценностных ориентиров, оправдывает любые средства для достижения идеала. Идеологизированный человек - раб навязанной ему идеологии. Подвергаясь этому процессу, он теряет чувство собственного достоинства и самоценности. Становится способен ради охватившей его ложной идеи на предательство и жестокость. Готов подавить нормальные родственные и дружеские привязанности. Не в состоянии правильно оценить обстановку. Ему отказывает здравый смысл, у него искажено чувство справедливости. Сверхидеологизация отрицает общечеловеческие ценности, ведет к постоянному поиску врага. Такое общество теряет динамизм, отгораживается от остального мира, не воспринимает дары цивилизации, взаимообогащение культур.
Понятие и признаки правового государства
Правовое государство - это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации государственной власти положен принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей.
Современное правовое государство - это демократическое государство, в котором обеспечиваются права и свободы, участие народа в осуществлении власти (непосредственно или через представителей). Это предполагает высокий уровень правовой и политической культуры, развитое гражданское общество. В правовом государстве обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать и пропагандировать свои взгляды и убеждения, что находит свое выражение, в частности, в формировании и функционировании политических партий, общественных объединений, в политическом плюрализме, в свободе прессы и т.п.
3. Охарактеризуйте основные признаки правового государства
Основными признаками правового государства являются:
верховенство закона во всех сферах жизни общества;
деятельность органов правового государства, которая базируется на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;
взаимная ответственность личности и государства;
реальность прав и свобод гражданина, их правовая и социальная защищенность;
политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих в рамках конституции, наличие различных идеологических концепций, течений, взглядов;
стабильность законности и правопорядка в обществе.
К числу дополнительных факторов и условий становления правового государства, видимо, можно отнести следующие:
преодоление правового нигилизма в массовом сознании;
выработка высокой политико-правовой грамотности;
появление действенной способности противостоять произволу;
разграничение партийных и государственных функций;
торжество политико-правового плюрализма;
выработка нового правового мышления и правовых традиций.
Правовое государство - путь к возрождению естественноисторических прав и свобод, приоритета гражданина в его отношении с государством, общечеловеческих начал в праве, самоценности человека. Понятие "правовое государство" - это фундаментальная общечеловеческая ценность, такая же, как демократия, гуманизм, права человека, политические и экономические свободы, либерализм и другие.
Суть идеи правового государства - в господстве права в общественной и политической жизни, наличии суверенной правовой власти. С помощью разделения властей государство организуется и функционирует правовым способом, это мера, масштаб демократизации политической жизни. Правовое государство открывает юридически равный доступ к участию в политической жизни всем направлениям и движениям.
В чем же заключается отличие правового государства от государства как такового? Государство как таковое характеризуется его всевластием, несвязанностью правом, свободой государства от общества, незащищенностью гражданина от произвола и насилия со стороны государственных органов и должностных лиц.
В отличие от него правовое государство связано правом, исходит из верховенства закона, действует строго в определенных границах, установленных обществом, подчиняется обществу, ответственно перед гражданами, обеспечивает социальную и правовую защищенность граждан.
Вместе с тем правовое государство, как и всякое государство, обладает общими чертами, которые сводятся к следующему:
ему присуща государственная власть как средство проведения внутренней и внешней политики;
оно представляет собой политическую организацию общества, основанную на соответствующем социально-экономическом базисе общества;
располагает специальным государственным механизмом;
обладает определенной административно-территориальной организацией на своей территории;
существует благодаря налогам и другим сборам;
обладает государственным суверенитетом.
4. Для решения каких задач, важных для общества, создается социальное правовое государство?
Высшая цель социального государства заключается в создании условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, т е материальную обеспеченность человека на уровне стандартов современного развитого общества, доступ к ценностям культуры, гарантированность прав личной безопасности.
Этой же целью охватывается государственная поддержка слабо защищенных в социальном плане групп населения, так называемых социальных «аутсайдеров», защита семьи, охрана труда и др.
Высший этап в развитии социального государства связан с созданием в государственном механизме и структуре гражданского общества таких механизмов социальной адаптации населения, которые не только зависят от социального курса правительства, но сами определяют выбор такого курса. Иначе говоря, речь идет о создании социальной инфраструктуры общества, которая всякий раз при смене правительства обеспечивала бы необратимый характер социальной направленности государственной политики, не отрицая принципов социального государства. Формирование такой модели социального государства предполагает создание необратимой государственно-правовой, организационно-управленческой, законодательной инфраструктуры социальной деятельности, осуществление структурной реформы всей экономической и политической системы, основой которой явилось бы согласие всех политических сил общества (либералов, консерваторов, радикалов, социальных демократов и др.).
Правовым является такое государство, в котором установлен и поддерживается демократический правопорядок и соответствующий ему социально-правовой климат в обществе, а отношения личности (населения) и власти основаны на праве и обусловленных им принципах взаимной ответственности друг перед другом и неукоснительного осуществления предусмотренных законом обязательств (правового долга).
Формирование правовой государственности предполагает учреждение в обществе такой государственно-правовой организации, которая способна была бы гарантировать эффективную правовую защиту и безопасность личности, беспрепятственной пользование правами и свободами; обеспечить демократический правопорядок в обществе, безусловное исполнение как властью, так и населением требований закона; исключить произвол в отношениях между властью и населением и утвердить реальное господство права в общественной жизни; утвердить механизм оперативного реагирования на совершающиеся правонарушения и обеспечить принцип неотвратимости ответственности за отклонения от установленного правопорядка.
5. Раскройте принципы правового государства
Российская правовая концепция описывает принципы правового государства, опираясь на те конституционные положения, которые закрепляют ее главные свойства: верховенство права (ст. 4 и 15 Конституции РФ устанавливает, что Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют преимущественную силу на всей территории Российской Федерации); легитимность публичной власти. Понятно, что Конституция Российской Федерации и действующее законодательство устанавливают пределы государственной власти, которые она не может преодолеть без нарушения правовых норм. Государственные органы должны действовать в соответствии с Конституцией Российской Федерации и законом (то есть легитимно); гарантия прав и свобод граждан. (Глава 2 «Права и свободы человека и гражданина» Конституции РФ содержит систему конституционных гарантий). Реализация этого принципа делает человека равноправным партнером государства, способным привести к последней юридической жалобе, действительность которой установлена судьей, и, таким образом, способствует подтверждению законности в государственной деятельности; обоюдная обязанность государства и личности. Глава 2 Конституции РФ, устанавливает систему прав и свобод граждан и в одно и то же время подразумевает появление у государства и его органов надлежащих обязательств по обеспечению их реализации и созданию механизма обороны. Принцип правового равенства «входит» во взаимоотношения человека, общества и государства.
6. Каким требованиям должно отвечать правовое государство?
Общие требования, которым должно отвечать правовое государство:
соответствие законодательства важнейшим интересам всех классов и социальных слоев, тенденциям социально-экономического развития и морально-психологической ситуации в обществе
ограниченное вплетение законодательства в контекст практического процесса решения насущных проблем
строгое соответствие текущего законодательства конституционному
практическое обеспечение верховенства закона по отношению к подзаконным нормативным актам
диалектическое сочетание стабильности и динамизма законодательства
наличие отработанных демократических процедур участия граждан в правотворческом процессе
учет общественного мнения
наличие совершенного юридического механизма разрешения спорных и конфликтных ситуаций между субъектами права на всех уровнях аналитической, государственной, социальной структуры
высокий уровень правовых знаний и правовой культуры граждан
7. Какими гарантиями социального государства обеспечивается правовая защищенность человека и гражданина?
Под общими гарантиями соблюдения прав и свобод человека и гражданина понимается закрепление основ конституционного строя, а также способы защиты прав, практикуемые на территории РФ.
В первом случае основы конституционного строя предполагают неукоснительное соблюдение положений Конституции РФ. В качестве остальных общих гарантий выделяют следующие: возможность обращения в суд с целью защиты конституционных прав и свобод; возможность гражданина самостоятельно выбирать способы и формы защиты прав и свобод, в том числе и прибегать к самозащите; возможность международной государственной защиты прав и свобод и провозглашение приоритета международного права над национальным; гарантированность реализации права на возмещение вреда путем обращения в судебные инстанции; наличие единого возраста для самостоятельной защиты прав и свобод – 18 лет.
Конституционно-правовые гарантии К данному типу гарантий относятся основные принципы защиты прав и свобод, указанные в Конституции РФ. Наиболее значимыми из них являются: равенство каждого человека перед судом и законодательством (каждый человек имеет равные права при обращении в суд, а также при рассмотрении судом его спора); получение юридической помощи (каждый человек имеет право на получение бесплатной юридической помощи); презумпция невиновности (каждый человек считается невиновным до того времени, пока его виновность не доказана приговором суда).
Таким образом, для реализации конституционных прав и свобод граждан, конституционных обязанностей нужны гарантии, являющиеся элементом правового статуса личности. Гарантии основных обязанностей выражаются в создании наиболее благоприятных условий для несения и активного использования обязанностей.
8. Проанализируйте процесс формирования правовой основы социального государства в Российской Федерации
Правовой основой социального государства является совокупность внутригосударственных и международных правовых актов, провозглашающих и гарантирующих социально экономические права личности. Важнейшими документами признаются: Всеобщая декларация прав человека (1948); Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966); международный пакт о гражданских и политических правах (1966); Европейская социальная хартия…Они закрепляют социальные стандарты, обязывают государство обеспечивать приемлемый социальный жизненный стандарт, хотя есть и ограничения. В социального государстве, нормативно правовые акты закрепляют социальные стандарты, их соблюдение - конституционная обязанность государства. Этот момент нашёл отражение в Конституции, в законах и подзаконных актах РФ. Россия подписала все вышеназванные документы о правах человека. Конституция РФ определили механизм выработки федеральных законов, которая утверждается Госдумой, советом Федерации и Президентом. Федеральные законы действуют на территории всей страны, региональные законы не могут их отменять и даже им противоречить, но они имеют право на преломление федеральных законов в соответствии с региональными особенностями. В РФ созданы правовые основы регулирования рыночных реформ нацеленных на решение социальных проблем (тендерная продажа государственной собственности, т.е. пример регулирования рыночных реформ), создана нормативно правовая база реализации законов, регулирующих экономическую деятельность.
Органы федерального, регионального и муниципального управления реализовывают ещё ряд направлений. Федеральный закон «об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ». Федеральный закон «о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием разграничения полномочий» 2006. Социальное законодательство стало заметно меняться в связи с тем, что оформилась рыночная многоукладная экономика, стабилизировался потребительский рынок, ликвидирован товарный дефицит, сложилась новая социальная структура. Однако, наметились и существенные различия между регионами в вопросах социального и эконмического развития, и уровня жизни. В нескольких регионах сохраняется дефицитность бюджета. По мнению ряда аналитиков, вопросы выравнивания уровня жизни на себя должно взять государство.
9. Что затрудняет процесс формирования в России правовой основы социального государства
1. Россия еще не обрела опоры в праве, в правах человека и социальное государство в России не может опереться на фундамент правового государства: создание социального государства у нас не является новым этапом развития правового государства (как это имело место на Западе);
2. В России не создан "средний слой" собственников: подавляющему большинству населения страны ничего не досталось от стихийно приватизированной партийно-государственной собственности;
3. Отсутствует мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно свободы и автономии собственников;
4. Не ликвидированы монополии в важнейших видах производства и сбыта, что приводит к отсутствию реальной конкуренции;
5. Отсутствует развитое, зрелое гражданское общество;
6. Снижен уровень нравственности в обществе, практически потеряны привычные духовные ориентиры справедливости и равенства. В общественном сознании утверждается (не без помощи "профессиональных" идеологов и политиков, а также СМИ) пагубное представление о несовместимости, с одной стороны, нравственности, а с другой - политики и экономики ("политика - дело грязное");
7. Существующие политические партии России не имеют четких социальных программ и представлений о путях реформирования общества;
8. В обществе отсутствуют четко обозначенные реальные цели, научно выверенные модели жизнеустройства;
9. В процессе освобождения российского общества от тотального вмешательства государства по инерции снижена социальная роль государственности, то есть российское государство впало в другую крайность, оставив гражданина один на один со стихией рынка
10. Раскройте роль государства в обеспечении правовой защищенности человека и гражданина
Социальная и правовая защита граждан является центральной проблемой социального государства. Впервые понятие «культурное государство» как прототип современного социального государства было использовано Лоренцом фон Штайном в середине XIX в. Однако широкое распространение этот термин получил лишь после того, как в 1949 г. в Конституцию ФРГ было включено выражение «sozialer Rechtsstaat», которое дословно переводится как «социальное правовое государство». При этом прилагательное «социальное» в понятии «социальное государство» служит не для обозначения того факта, что всякое государство есть социальный институт, а для определения новой сущности государства на постиндустриальной стадии развития производства, для характеристики содержания его политики в сфере распределения материальных благ. Словом «социальное» подчеркивается именно то обстоятельство, что такое государство призвано осуществлять политику, направленную на обеспечение определенного уровня благосостояния всех своих граждан, поддержку социально слабых групп населения, на утверждение в обществе социальной справедливости.
Зарождение концепции социального государства означало появление новых качеств, которых не было у либерального правового государства. Основу спора составляло, да и составляет сейчас, соотношение таких категорий, как свобода и равенство. Сторонники либерального развития отношений в государстве (А. Смит, С. Милль, Б. Констан, Д. Локк и др.) отстаивали идею индивидуальной свободы личности и ставили свободу выше равенства. По их мнению, обязанность государства - гарантировать эту свободу от чьего-либо, в том числе и своего, вмешательства. При этом следует подчеркнуть, что экономическую свободу они считают самой высшей ценностью. Главным условием обеспечения свободы, по мнению сторонников либерального государства, является невмешательство государства во многие, прежде всего, в экономические процессы. Отсюда государство не рассматривается в качестве хозяйствующего субъекта, оно выступает в качестве силы, призванной охранять соответствующие отношения. Государству чаще всего отводится роль «ночного сторожа», независимого арбитра в конфликтных ситуациях.
Несомненно, что данный подход не согласуется с принципом равенства для всех, скорее, напротив, порождает неравенство в обществе. Идея равенства сторонников буржуазной либеральной демократии заключается в том, что каждому человеку, если он не нарушает законов справедливости, представляется совершенная свобода преследовать свои интересы и конкурировать своим трудом и капиталом с трудом и капиталом любого другого.
Однако уже в конце XIX в. все более очевидными стали негативные проявления как результат воплощения идей либерализма и индивидуализма, основанных на принципах свободы от вмешательства. Вызваны они были возрастанием классовых противоречий в обществе, а также все более ярким проявлением расслоения населения на бедных и богатых, что могло привести к социальному взрыву. Таким образом, возникла теория, которая не отрицала значимости индивидуальной свободы, но стремилась сочетать ее с участием государства в обеспечении равенства граждан. Основоположником этой концепции был Ж.Ж. Руссо, считавший, что принципу равенства должно быть подчинено все, в том числе и власть, задача которой - обеспечить равенство. В таком подходе четко проступает не только негативное понимание свободы (от вмешательства государства), но и ее позитивное понимание как права грэ ажданина рассчитывать на определенные действия государства.
Кризис идей крайнего индивидуализма и классического либерализма стал отчетливо проявляться в конце XIX в. и особенно в начале XX в. Возрастающие противоречия и напряженность в обществе определили необходимость поиска новых способов реагирования государства на сложившуюся ситуацию с целью предотвращения социальных катаклизмов. Впервые русскими либеральными мыслителями В. Соловьевым и П. Новгородцевым выдвигается идея права человека на достойное человеческое существование, реализация которого связывалась с осуществлением социальных реформ.
Так возникает идея социального государства, получившая широкое развитие во второй половине XX в. В этот период в понятийный аппарат государствоведения и юриспруденции вошли и прочно в нем закрепились положения о современном государстве не только как о республиканском (монархическом), унитарном (федеративном), либеральном (авторитарном), правовом, светском и т.д., но также как о социальном. Именно в это время государство отчетливо выявило свою роль во многих сферах жизни общества. Преимущественно классовые дела все более заметно потеснились общесоциальными делами.
На сегодня история идеи социального государства изучена, освещена практика его институционализма и функционирования. Можно говорить, что исследованы специфические направления деятельности государства в сфере перераспределения национальных ресурсов, непосредственно социальной помощи населению, с учетом плюсов и минусов, неминуемо сопровождающих любое государственное образование при выполнении такой роли. Однако некоторые стороны рассматриваемого направления остаются еще не в должной мере исследованными.
Несомненно, идея построения социального государства получила закрепление в Конституциях многих развитых стран. Так, согласно действующему Основному закону, Франция является неделимой, светской, демократической и социальной республикой (ст. 2), Испания - социальное правовое и демократическое государство (ст. 1). В принятой еще в 1917 г. политической Конституции Мексики она характеризуется как представительская демократическая республика, осуществляющая свои функции на основе «социального партнерства». В Конституции Бразилии (1988 г.) также закреплена идея социального государства и даже положение об особой защите прав трудящихся. В 1992 г. Украина в соответствии с действующей Конституцией провозгласила себя демократическим социальным и правовым государством.
В статье 7 Конституции Российской Федерации наше государство определяется как социальное, «политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». В Российской Федерации, говорится далее в этой же статье Основного закона, «^устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».
Таким образом, говоря о социальной деятельности государства, конституции различных стран, а также международно-правовые документы определяют ее, с определенными вариациями, как попечение государства в части создания таких условий, чтобы каждый человек имел жизненный уровень (включая пищу, одежду, медицинское обслуживание и т.д.), который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и членов его семьи.
11. Каким требованиям должен отвечать демократический режим власти социального государства
Требования следующие:
Образование (включая высшее), финансируемое из бюджета
Медицина, финансируемая из бюджета
Государственная поддержка науки
Активное строительство социального жилья за счет средств бюджета
Государственная пенсионная система (скорее всего, страхового типа)
Различные формы социального страхования: большие пособия, льготы, субсидии, трансферты населению и т д
Перераспределительный характер фискальной политики: деньги богатых уходят в бюджет на выполнение п.1-п.6
Ну, и поскольку режим демократический, то:
Поддержка большинством населения правительства, ведущего политику "социального государства", при наличии здоровой, неугнетаемой оппозиции
Возможность смены власти через выборы, например, на либеральное правительство, которое ведет обратную политику -- общественные блага финансируются не государственным средствами, а частными
12. Охарактеризуйте социальное законодательство в РФ, оценка состояния, актуальные проблемы и пути их решения
Одной из главных проблем функционирования социальной сферы является разновекторность публичного и частного интересов. Если частный интерес, интерес гражданина заключается в надлежащем по объему и качеству удовлетворении социальных потребностей, то государство исходит из необходимости поддержания финансовой стабильности, что в условиях кризисных явлений в экономике влечет сокращение государственных расходов. Известно, что любые дестабилизирующие экономические факторы ведут к сокращению расходов на социальные программы, а стабильность экономики и достаточность бюджетных средств обусловливают выравнивание социальной политики, введение новых инструментов, нацеленных на удовлетворение потребностей граждан и полноценную реализацию их социальных прав. Поиск точек пересечения публичного и частного интересов усложняется не только зачастую антагонистической направленностью этих интересов, но и трудностями, связанными с отсутствием в социуме готовности к адекватному восприятию любых значимых преобразований в данной сфере, недостаточной развитостью институциональных элементов общества, вовлекаемых в модернизационные процессы.
Чувствительность социальной сферы, затрагивающей насущные интересы каждого гражданина и направленной на удовлетворение его основных потребностей, обусловливает необходимость тщательной проработки мер, предпринимаемых государством в целях совершенствования социальной политики. Здесь важен не только экономический результат, но и социальный эффект, т. е. удовлетворение на необходимом уровне и в достаточном качестве потребностей граждан. Любое даже минимальное снижение качества и уровня удовлетворенности социальных потребностей негативно сказывается на общем настроении в обществе, ведет к появлению социальных конфликтов, протестных акций, усложняет демографическую ситуацию и в итоге может привести к дестабилизации в государстве в целом.
Весьма важным при измерении эффективности того или иного закона в социальной сфере является соотнесение концептуальных основ проводимой государством социальной политики и принимаемых в ее развитие нормативных правовых актов. Это связано с тем, что программные документы, отражающие основные подходы государства к обеспечению граждан социальными благами8, зачастую декларируют высокие стандарты таких благ. Между тем, будучи конкретизированы в законе, они зачастую приобретают иное содержание, минимизирующее заявленную ранее «социальную планку», либо вовсе игнорируются.
В связи с этим следует учитывать, что, как правило, программные документы (концепции, стратегии развития) предусматривают последовательную политику по достижению того или иного результата, ставя четкие цели и формулируя конкретные задачи. Это позволяет выстраивать последовательную цепочку действий государства по приближению к декларируемой цели достижения того или иного блага, прогнозировать развитие той или иной отрасли социального законодательства. Спонтанность принятия тех или иных законов «на злобу дня» минимизирует социальный эффект, поскольку существует риск низкокачественной проработки, как самих норм, так и механизмов их реализации. Поэтому критерием измерения эффективности того или иного закона в социальной сфере может служить его корреляция с провозглашенными основами социальной политики.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.